Новости и аналитика Новости Н. Кондратенко: "Наиболее продуктивно мы работали, когда в Совете Федерации были губернаторы"

Н. Кондратенко: "Наиболее продуктивно мы работали, когда в Совете Федерации были губернаторы"

Член Совета Федерации, представитель от законодательного органа власти Краснодарского края Н. Кондратенко: "Наиболее продуктивно мы работали, когда в Совете Федерации были губернаторы". 

Я очень долгое время работаю в Совете Федерации. Был и всенародно избранным сенатором - вся Кубань меня избирала, затем всенародно избранным губернатором, сенатором, потом представителем главы администрации края, а сейчас я являюсь представителем Законодательного собрания края.

В Совете Федерации я побывал во всех ипостасях, и мне есть с чем сравнивать.  На данном этапе я прихожу к мысли, что наиболее оптимальный вариант был тогда, когда в Совете Федерации работали губернаторы и главы законодательных собраний регионов, потому что они хорошо знают законодательство своего субъекта, жизнь  и проблемы края и им подчинены все службы.

Мы всегда ехали на заседание Совета Федерации вооруженные мыслью: этот закон нужен моему краю или не нужен. Это было очень важно.  Поиск истины - очень тяжелый процесс и без настоящей дискуссии, спора ее найти трудно. Конечно, такая работа была очень продуктивной. Очень важно и то, что члены Правительства приходили на правительственный час, он был несколько по-другому организован. Но то были не простые встречи и министров и правительства с губернаторами, президентами республик.

Теперь, согласно новому закону, субъекты в Совете Федерации будут представлять депутаты региональных парламентов, которые живут и работают в регионе. Им местные проблемы ближе. Невозможно просто так, со стороны видеть регион, "вжиться" в него, понимать до конца его проблемы. То, что сейчас представителем региона может быть человек, не прошедший через этот субъект, не живший его жизнью, я считаю слабым звеном Совета Федерации.

Региональный опыт - дело тонкое, и не всегда он применим для всех субъектов. Приходил, скажем,  в советское время  руководитель с опытом вологодским, получил полноту власти и тащил на всю Россию вологодскую модель, свой опыт.  Но то, что хорошо для Вологды, нехорошо для Кубани, Магадана или, например, Красноярска.

Очень много предложений по повышению эффективности работы Совета Федерации вносит глава палаты Сергей Миронов. В своих выступлениях он неоднократно высказывал позиции, которые не всегда совпадали с общепринятыми. Я считаю большим мужеством говорить правду, какой ты ее представляешь, а не подстраиваться, не быть удобным и угодным.

Безусловно, Совет Федерации необходим. Сенаты и создаются для того, чтобы была возможность понять, насколько принимаемые законы подходят для конкретных территорий, а если они не подходят региону или могут повредить ему - это возможность преломить ситуацию, что, согласитесь, очень и очень важно.

Заместитель Председателя Совета Федерации А. Торшин: "Мы - палата регионов и ведем прямой диалог с регионами".

Власть сама по себе привлекает внимание, и законодательная в том числе. Публично реагировать на действия власти, обсуждать проводимую политику и политиков - необходимое и нормальное условие функционирования  демократического общества. Поэтому время от времени появляющиеся публикации на тему эффективности российской власти с анализом или критикой их деятельности я воспринимаю как норму и читаю с интересом.

Уровень публикаций, а также содержащейся в них критики и аналитики, профессионализма их авторов,  правда, не всегда одинаков, да не о том речь. Поспорить иногда хочется, но всегда смущает уже заведомо невыгодная позиция оправдывающегося.

Доказывать, что в Совете Федерации немало толковых, болеющих за свои регионы представителей субъектов, которые, к тому же, имеют богатый профессиональный опыт в политике, экономике, юриспруденции, управлении, военном деле и так далее? Что при этом большинство их совсем не является героями светской хроники, а действительно работает над законами и отстаивает интересы своих регионов? Думаю, не это задача парламентария.  Тем более, сенатору и не до того, если он трудится над законопроектом, спорит с коллегами из Думы из-за очередных поправок к закону, в кабинетах Белого дома убеждает министра в необходимости помощи региональному бюджету или находится не в Куршавеле, а на встрече с делегировавшим его региональном парламентом или администрацией области или в рабочей поездке? Что касается меня, то я забыл, когда был в отпуске. Хотя езжу много. Адреса только специфические - Южная Осетия, Абхазия, наш Северный Кавказ, Ирак, Афганистан, Косово и прочие "ягодные места"...

Поэтому о себе и не буду. Приведу в пример только один, но, пожалуй,  показательный  аспект деятельности Совета Федерации.

А для начала напомню: 17 февраля 2009 года состоялась встреча Президента РФ  с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 

В самом начале встречи  Дмитрий Медведев подчеркнул, что Совет Федерации принимал самое активное участие в обобщении решений законодательных органов субъектов нашей страны. "Благодаря тому, что это производилось оперативно, мы, как и намечали, завершили эту процедуру до конца прошлого года, что важно, имея в виду необходимость всегда самым внимательным образом следить за конституционным процессом. Он настолько тонок, что делать это нужно под очень серьезным надзором", - отметил глава государства.

Дмитрий Медведев выразил признательность за то понимание, с которым сенаторы отнеслись к инициативе президента, затрагивающей интересы Совета Федерации, и поддержали Федеральный закон, который изменяет порядок его формирования.

А вот и главная тема: беседуя с нами, Д. Медведев отметил, что регионы с разной степенью успешности решают вопросы борьбы с кризисом. Наиболее результативные методики могли бы использоваться в масштабах всей страны.

Глава государства назвал  роль палаты регионов в реализации антикризисных мер исключительно высокой. "Мы должны сегодня быстро и грамотно реагировать на те вызовы, с которыми сталкиваемся", - отметил президент. "Если что - поправим законопроекты, внесем изменения в действующие законы", - добавил он.

Разговор этот возник не случайно. И вряд ли бы возник, если бы в Совете Федерации эта тема была своего рода экзотикой. Ведь неинтересно разговаривать  о предмете, в котором собеседник ничего не смыслит. 

А на встрече в Кремле главу государства познакомили с  предложениями Совета Федерации по антикризисным мерам, рассказали о работе горячей линии с регионами, которая уже вовсю действовала.

Все комитеты и комиссии палаты работают над этой проблемой. Мы координируем эту работу с регионами, выявляя полезный опыт и транслируя его в субъекты Федерации. И вот этот постоянный диалог с субъектами в режиме прямой линии, не только по кризису, но и по правоприменительной практике, мониторингу законодательства, ключевым проблемам жизни того или иного субъекта я считаю главным отличием деятельности Совета Федерации от других органов государственной власти, хотя региональный аспект в том или ином качестве присутствует всюду. Но одно дело мониторинг со стороны, а другое - когда его ведут представители самих регионов, являющиеся при этом федеральными политиками. Тогда и реализуется идея консолидированного решения проблем.

Члены Совета Федерации продолжают реализацию поручений, которые даны в Послании Президента РФ. Разработан механизм взаимодействия палаты с законодательными органами регионов, создана Концепция взаимодействия Совета Федерации с законодателями субъектов России в законотворческой работе.

На той встрече мы сказали Президенту о намерении, чтобы каждый региональный парламент заключил соглашение с Советом Федерации о координации работы и внесении местных законодательных инициатив на рассмотрение Федерального Собрания. И такие соглашения уже заключены и продолжают заключаться.

В комитетах и комиссиях СФ идет работа над комплексом мер социального характера, который нужно  закрепить на законодательном уровне.     Ведь главное - защитить людей, самые уязвимые категории населения, прежде всего, а это пожилые люди, учащаяся молодежь, семьи с детьми.

Существующие проблемы надо не замалчивать, а открыто заявлять о них. С этим призывом мы обратились к региональным лидерам и населению. В Совете Федерации ведется системный анализ этих вопросов.

Способность противостоять экономическому кризису, не впасть в депрессию проверяется сегодня, в дни испытания России, ее общества и государства на прочность. Поэтому власть обязана говорить откровенно и прямо о тех решениях, которые принимает для того, чтобы преодолеть кризис, и о тех трудностях, с которыми мы сталкиваемся. И эту сколь благородную, столь же и неблагодарную задачу члены Совета Федерации также взяли на себя - и в зале заседаний, и на парламентских слушаниях, и в поездках по стране. 

Да, нам приходится вносить коррективы, менять параметры  федерального бюджета и бюджетов регионов, изыскивать дополнительные ресурсы для реализации запланированных ранее нацпроектов. Однако позиция Совета Федерации - все эти меры необходимо проводить продуманно и без ущерба к запланированным социальным программам.

А как инструмент мониторинга ситуации в стране,  определения положения в регионах, градуса общественных настроений, оценки действий местных руководителей и, что очень важно, появления обратной связи в цепочке власть - граждане наша работа может и играет предназначенную ей роль.

Население, в отличие от некоторых СМИ, как раз именно таким образом и поняло представленную им возможность поделиться своими проблемами и мыслями с высшими эшелонами власти, что подтверждается данными Аналитического управления СФ. Лишь десять процентов звонивших по "горячей линии" обратились к нам с просьбами или жалобами на недобросовестных работодателей. Диалог власти и общества складывается абсолютно нормально, несмотря на всю тяжесть финансово-экономической ситуации. И это опровергает сложившееся мнение, что в России власть и общество живут в разных измерениях. Измерение-то у всех одно - российское, просто нужно налаживать диалог с людьми, уметь с ними разговаривать.

За предложениями граждан стоят не только настроения, связанные с сиюминутной ситуацией, но и общественные ожидания в самом широком смысле. Как подметили эксперты Аналитического управления верхней палаты, практически во всех звонках звучала тема о необходимости государственной поддержки в очень многих сферах экономики, включая сюда и некоторые законодательные меры.

Конечно, Совет Федерации в своих поисках путей, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда, не ограничивается лишь подобной информацией. У каждого сенатора есть свои каналы информации, по которым он получает сведения о ситуации в своих регионах. Таким образом, мониторинг ведется всесторонний, а сложенные вместе в единое целое данные помогают выбрать оптимальные решения.

Мы считаем, что в борьбе с кризисом не хватает пока системного подхода, не выработано единой схемы по преодолению возникающих финансовых проблем. Так, может быть, это происходит из-за недостатка информации о разного рода кризисных проявлениях в экономике России? И как раз всесторонний мониторинг ситуации в стране, который без шумного "пиара"  ведет Совет Федерации,  поможет организовать и системный подход и согласовать единую схему действий.

Читать ГАРАНТ.РУ в и