Мнения и комментарии членов Совета Федерации
Председатель Комитета СФ по делам СНГ, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Владимирской области В. Густов: "Критика должна быть конструктивной".
К созданию двухпалатного парламента нас привела жизненная необходимость и тщательный анализ зарубежного опыта. Наличие представителей от региональной власти в верхней палате парламента дает региону шанс быть услышанным и защитить свои интересы на уровне федерального центра. За последние годы Совет Федерации прошел серьезные этапы становления, и, думаю, в дальнейшем будет продолжать совершенствовать механизмы своей работы.
Если говорить о роли палаты в законодательной деятельности, то хотелось бы привести конкретный пример. Наш Комитет по делам Содружества Независимых Государств недавно разработал закон о приграничном сотрудничестве. Так вот, этот закон мог быть разработан только в Совете Федерации, поскольку Совет Федерации выражает интересы и решает комплекс проблем сорока шести приграничных субъектов Российской Федерации.
В адрес Совета Федерации периодически звучат обвинения в некачественном составе его представителей. Но это не проблемы самой палаты, а отражение решений региональных властей, поскольку предварительно сенаторы проходят выдвижение и согласование в регионах, интересы которых обязуются защищать. При этом критики и обличители забывают упомянуть, что среди членов СФ работают уважаемые и порядочные люди с колоссальным опытом работы в государственных структурах, среди них и бывшие губернаторы, досконально знающих ситуацию в своем регионе, и депутаты, и представители муниципалитетов.
Что касается упреков в том, что среди членов Совета Федерации встречаются материально состоятельные люди, то не стоит забывать, что мы строим рыночное общество. В американском конгрессе рабочих и колхозниц тоже нет.
Члены Совета Федерации бывают в своих регионах с разной регулярностью. Это связано, прежде всего, с издержками, которые ложатся на государственный бюджет. Регионы на расстоянии шестисот километров от Москвы посещаются своими представителями чаще, чем Тыва или Камчатка. Тем не менее, у каждого сенатора действует своя региональная приемная, отлажена связь с губернатором и законодательным собранием. Сейчас, в период кризиса сенаторы часто бывают в своих регионах, участвуют в оперативных заседаниях, совещаниях региональных органов власти, посещают конкретные предприятия и т.д. Однако не стоит забывать о той законотворческой нагрузке, которую несет каждый сенатор, работая в профильных комитетах.
Я считаю, что нет ничего плохого в том, что в обществе идут дискуссии о качестве законодательной деятельности, что в СМИ иной раз появляются критические высказывания о работе законодателей. Важно только, чтобы эта критика была конструктивной.
Член Комитета СФ по конституционному законодательству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тамбовской области Е. Тарло: "Реформирование палаты идет постоянно".
Аргумент в пользу существования Совета Федерации один и очень простой - Конституция Российской Федерации. Если мы хотим сохранить нашу страну и нашу государственность, мы должны следовать основному закону. Хочу отметить важнейшую особенность Совета Федерации: это палата регионов. Россия едина, но "не вертикаль", а группа субъектов, областей, республик, которые выдвигают своих представителей и через Совет Федерации быстро и эффективно доводят мнение субъектов Российской Федерации до федерального центра и наоборот. Связь двусторонняя, что имеет огромное значение.
Второе. Наличие верхней палаты гарантирует или, по крайней мере, существенно снижает риск ошибок в законотворческой деятельности.
Третье. Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, имеет ряд специфических функций. Это назначение ряда должностных лиц, судей Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора, заслушивание их отчетов.
Все члены СФ постоянно участвуют в наиболее значимых региональных мероприятиях и, естественно, находятся в постоянном контакте с выдвинувшими их региональными органами государственной власти. Именно так осуществляется взаимодействие властей различных уровней. Нарушение этого механизма взаимодействия грозит разрушением государственного управления. Поэтому вопрос: "А, собственно, зачем нужен СФ?", звучит по меньшей мере странно. Зачем нам парламент? Зачем нам президент? Зачем нам вообще государство? Такие настроения, я убежден, от правового нигилизма. Они неоднократно осуждались и прежним Президентом РФ В.В. Путиным, и нынешним Президентом РФ Д.А. Медведевым. Мы должны уважать законы и соблюдать их.
Реформирование СФ, совершенствование его работы идет постоянно. Меняются принципы формирования СФ, но главное - в том, что представители регионов должны реально представлять интересы регионов. Реально осуществлять взаимодействие центральной и региональной властей.
Я, как и мой коллега Николай Косарев, представляющий в Совете Федерации Тамбовскую область, бываем в регионе не реже одного раза в месяц. Иногда и чаще, хотя основное место работы - это Москва, Совет Федерации. Здесь ежедневно проходят мероприятия, которые являются, по сути, одной из основных форм нашей работы. Заседания палаты, комитетов, комиссии, экспертных советов и т.д. Я, например, помимо прочего являюсь и исполняющим обязанности председателя Комиссии межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Возложенные на нас обязанности требует постоянного присутствия. Вопрос связи с регионом решается персонально каждым. Главное - практические результаты работы. Если сенатор не устраивает регион, его отзывают. Такие факты есть. Ротация в СФ происходит постоянно. Этот механизм действительно работает. Но оценка соответствия сенатора потребностям региона, на мой взгляд, - прерогатива региона. Навязать региону сенатора, который его не устраивает, практически невозможно. Только не понимающий, не знающий проблему может представить дело иначе. Сенатор отчитывается не количеством дней, проведенным в регионе. Сенатор как представитель высшего законодательного органа страны ответственен за качество и актуальность законов. Именно это является показателем эффективности его труда.
Первый заместитель председателя Комиссии СФ по информационной политике, представитель в Совете Федерации от Правительства Челябинской области Е. Елисеев: "Дискуссию о роли Совета Федерации можно только приветствовать".
На мой взгляд, появление дискуссий в СМИ о роли и месте Совета Федерации можно только приветствовать, если они действительно направлены на то, чтобы разобраться в сущности вопроса. К сожалению, не всегда цель такова, и это прекрасно видно по тональности материалов, по подбору фактов и т.д. Но я буду исходить из того, что те, кто участвуют в дискуссии, также хотят сделать российское законодательство эффективным и действенным в такой же степени, как и мы. Сенаторы. Любой мало-мальски интересующийся вопросами правового и государственного строительства человек четко себе представляет, что государство с федеративным устройством подразумевает наличие органа, регулирующего федеративные отношения. Главной функцией Совета Федерации как раз и является регулирование федеративных отношений в сфере законодательства. Мы еще не забыли, какой большой ценой отстаивалось наше федеративное устройство в 90-е годы прошлого столетия. Мне кажется, что уже это одно может быть достаточно веским аргументом в пользу существования Совета Федерации. Тем более, что этот орган в полной мере отстаивает и защищает интересы субъектов Федерации. Совет федерации, по существу, является единственным органом государственной власти, где одновременно представлены интересы субъектов Российской Федерации и проживающих в них граждан.
Что касается членов Совета Федерации. Необходимо учитывать, что при назначении сенатора регион руководствуется исключительно собственными интересами, которые трудно подогнать под единый стандарт. Некоторые сенаторы практически всю жизнь проработали в регионе, который сегодня представляют в Совете Федерации, некоторые жили и работали в других местах, но объединяет всех одно - именно этот человек необходим субъекту Российской Федерации в верхней палате. В противном случае существует механизм смены члена Совета Федерации, и этот механизм действует.
Моя собственная деятельность в регионе тесно связана с работой региональной власти и интересами граждан. Я не стараюсь часто выступать в СМИ, мне представляется более важным постоянно встречаться с трудовыми коллективами, быть в курсе их проблем, вести прием по личным вопросам. За эти годы у меня сформировался широкий круг поднимаемых жителями Челябинской области вопросов, которые я пытаюсь с представителями различных органов власти решать.
На мой взгляд, открытая палата, осведомленность граждан о деятельности регионального представителя в Совете Федерации зависит от заинтересованности самих граждан. Вся информация о деятельности Совета Федерации и региональной администрации размещена на официальных сайтах, и при желании с ней можно познакомиться. Равно как и при желании можно направить свои замечания, предложения по совершенствованию законодательного процесса, улучшению качества наших законов, а, может, и предложить законодательное решение тех или иных региональных проблем. На то мы и палата регионов.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель от исполнительного органа государственной власти Ивановской области В. Гусев: "Вопрос о целесообразности Совета Федерации - риторический"
Я считаю, что вопрос о целесообразности Совета Федерации как органа государственной власти - риторический.
Во-первых, Совет Федерации - это палата регионов. Здесь принимаются стратегические государственные решения, защищающие коренные интересы населения каждой республики, края или области.
Во-вторых, концептуально Совету Федерации отведена роль уникальная. Это объявление войны и мира, назначение высших должностных лиц правоохранительной системы, решение ряда других конституционных вопросов, которые Президент РФ может утвердить только после обсуждения и согласования с уполномоченными на то представителями региональной исполнительной и законодательной власти.
В-третьих, в Совете Федерации работают посланники регионов, которых делегировали для профессиональной деятельности на постоянной основе губернаторы, главы администраций, а также законодательные собрания. Именно члены Совета Федерации отражают в законотворчестве всю региональную специфику.
Поэтому вполне закономерно, что важнейшие вопросы жизнедеятельности нашего федеративного многонационального государства поднимаются именно в стенах верхней палаты Федерального Собрания. Многие важнейшие законопроекты зарождаются именно здесь. А сколько было доработано в Совете Федерации законопроектов, которые затрагивали судьбы миллионов людей, но выдвигались на утверждение в "сыром" виде или имели "лазейки" для коррупционных проявлений!
Сотни поправок были внесены моими коллегами и мной в законопроекты о монетизации льгот, о местном самоуправлении. До сих пор мы работаем над совершенствованием закона, который определяет проведение конкурсов и аукционов при государственных закупках. Много вопросов со стороны членов Совета Федерации возникло и к недавнему законопроекту о малых предприятиях инновационного характера при вузах, образовательных учреждениях. Именно поэтому мы создали согласительную комиссию с Госдумой. Закон от этой доработки только выиграл.
Я думаю, что именно высокий стандарт, предъявляемый к качеству законов, отличает и характеризует стиль работы Совета Федерации.
Другое дело, что только от 4 до 10 процентов законодательных инициатив из регионов или Совета Федерации находят одобрение в Госдуме. И здесь есть над чем работать.
Полагаю, законодатели обеих палат и всех уровней власти должны еще более продуктивно трудиться каждый на своем месте и в сотрудничестве друг с другом, консолидировано обеспечивая прохождение законодательных инициатив регионов. По крайней мере, в Ивановской области такой тандем сложился и эффективно работает, что дает свои положительные результаты.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от исполнительного органа государственной власти Псковской области М. Маргелов: "Порядок формирования СФ изменился, а автор не заметил..."
Власть должна реагировать на звучащую в обществе критику, это одна из ее основных обязанностей. Но критика должна быть обоснованной и конструктивной, именно данные условия отличают ее от простого злопыхательства. Главное же - достоверность фактов, изложение не вчерашних, а сегодняшний реалий.
И мой отклик на публикацию "Комсомольской правды" я начну с того, что, собственно, порядок формирования Совета Федерации теперь другой. Поэтому напрасно автор тратит столько сил на критику ушедшего в прошлое. Отрицательных же примеров можно набрать в каком угодно парламенте и в какой угодно стране. Это первое.
Второе. Что касается необходимости верхней палаты в федеративном государстве, то автор демонстрирует полное непонимание проблемы - без палаты своих представителей субъекты федерации не обходятся нигде в мире.
Вернее, автор, может, это и понимает, но тогда статья получилась бы другой - без ерничанья.
Третье. Я вообще считаю, что любой ответ прессе на уже опубликованный материал априори предполагает оборону. А в информационных столкновениях это заведомо проигрышная позиция. Если статья заказная - это одно. И не через открытый диалог со СМИ этот вопрос решается. Если же "от чистого сердца", то и пусть себе - связываться с подобными публикациями все равно, что вступать в полемику с сайтом "Компромат.ру".
Заместитель председателя Комитета СФ по международным делам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Ингушетия В. Лихачев: "Сенаторы делают немало. Но в регионах они могут еще больше".
Совершенно очевидно, что Совет Федерации как конституционный орган, наличие и существование которого предусмотрено Основным законом Российской Федерации, был и остается одним из главных центров принятия властных решений. Ни одно законодательное решение, которое связано с инициативой Президента, Правительства, субъектов РФ, Государственной Думой не может быть осуществлено без участия этого органа. Еще один блок задач представляется весьма актуальным. Речь идет о представительской функции Совета Федерации. В деятельности верхней палаты первичную роль играло и будет играть обеспечение интересов субъектов Российской Федерации. Причем, в условиях инновационных реформаторских подходов акцент делается на региональное строительство, на развитие регионов по критериям 21 века. Поэтому тем, кто сомневается в необходимости верхней палаты парламента, можно ответить таким образом: "Посмотрите внимательно, сколько за последнее время было принято качественных законов? Сколько вопросов государственного строительства были поставлены членами Совета Федерации, какие инициативы и решения были предложены?".
Другой вопрос, эффективно ли работают сенаторы в регионах?
Я думаю, что здесь ресурсы и перспективы еще большие. Безусловно, подавляющее большинство сенаторов, будучи выдвинуты от регионов, прекрасно владеют ситуацией в своих субъектах. Знают их трудности, знают их проблемы, знают болевые точки. Но повторяю, что Совет Федерации может в большей степени переносить свою работу (совещания, круглые столы, дискуссионные клубы) именно в регионы. Крайне важны общие платформы, общие программы, когда в реализации задач, поставленных Президентом РФ в рамках тех же национальных проектов, несколько субъектов объединяют свои интеллектуальные, технические и даже финансовые ресурсы. Здесь, безусловно, существуют точки соприкосновения, мы о них знаем и работаем над тем, чтобы они были эффективно использованы.
Что касается вопроса реформирования Совета Федерации, совершенствования его работы, то я на эту тему много размышляю. Мною подготовлено несколько конкретных предложений для руководства СФ. В частности, с учетом развития парламентской дипломатии, роста международных связей и расширения контактов российских субъектов, мы могли бы разработать и реализовать проект строительства Международного центра парламентской дипломатии на базе Совета Федерации, а, может быть, и Государственной Думы. Я думаю, такого рода структура позволила бы создать серьезную дискуссионную площадку для работы с нашими западными и восточными коллегами. В нынешних условиях это представляется очень эффективной формой взаимодействия законодателей по актуальным международным проблемам.