Новости и аналитика Новости Экономический ущерб от простоя коек в стационаре определять не требуется

Экономический ущерб от простоя коек в стационаре определять не требуется

 Экономический ущерб от простоя коек в стационаре определять не требуется
© drlange / Фотобанк 123RF.com

Минздрав России скорректировал установленный на 2025 год подход к оценке показателя использования коечного фонда (Письмо Минздрава России от 22 сентября 2025 г. № 31-2/И/2-19014).

Как и в прошлые годы, эффективность работы стационара – круглосуточного или дневного – анализируется только путем сопоставления коэффициента экономической эффективности использования коечного фонда (К э) и коэффициента финансовых затрат  с). Экономический ущерб (У) от простоя коек больше не определяется.

Зачем анализируют годовой оборот стационарной койки и ее среднегодовую занятость?

Стационар (а в особенности стационар круглосуточного пребывания) является наиболее дорогостоящим учреждением здравоохранения, т.к. кроме затрат непосредственно на оказание медицинской помощи необходимо обеспечить комфортные условия пребывания пациента в течении всего времени лечения (предоставления койки, питания, мягкого инвентаря, организация медицинских постов, круглосуточная неотложная помощь и т.п.). Принято считать, что затраты на пустующую койку составляют 2/3 содержания занятой койки. Следовательно, чтобы не расходовать денежные средства больницы "вхолостую", следует оптимизировать оборот больничной койки, чтобы она была занята постоянно, с допустимым простоем на ремонт и на санацию койки после выписки и приема больного (см. Методику расчета среднегодовой занятости койки, определенной в письме Минздрава России от 11 февраля 2025 г. № 31-2/И/2-2286). Рекомендованное число дней работы койки в году Минздрав России доводит ежегодно по профилю больничной койки и по возрастным группам (расчет для 2025 года – здесь).

Коэффициент эффективности использования коечного фонда показывает, как фактическая занятость койки в году соотноситься с рекомендованным (плановым) количеством дней ее работы. В идеале коэффициент должен быть равен единице. Но на практике достичь такого результата практически невозможно. И связано это, в первую очередь, с объективными факторами, такими как неточный характер планирования "обычных" случаев госпитализации; необходимость увеличения планирования госпитализации при экстренных случаях, связанных с возможными эпидемиями или чрезвычайными ситуациями. Но в то же время резервирование коек не должно приводить к избыточному планированию затрат на их содержание при простоях. Как стимулировать региональное здравоохранение к оптимизации планирования? И Минздрав России, и ФФОМС ищут различные методики, в том числе через показатели эффективности работы.

Что революционного было предложено в 2025 году?

В письме от 11 февраля 2025 г. № 31-2/И/2-2286 о формировании и экономическом обосновании территориальных ПГГ на 2025 – 2027 гг. Минздрав России впервые предпринял попытку перенести расходы на содержание простаиваемой койки (в т.ч. и вынужденный по объективным причинам, например, снижение в текущем году случаев госпитализации по какому-нибудь профилю койки) на региональные бюджеты, исключив возможность расходования средств ОМС. Для этого был введен показатель экономического ущерба (У), который характеризовал сумму расходов простоя. Наверное, предполагалось, что такое перераспределение средств с ОМС на региональный бюджет станет еще одной мерой, направленной на оптимизацию загрузки койки и выполнения плана койко-дней по стационару.

Относительно недавно ФФОМС письмом от 23 мая 2025 г. № 00-10-26-06/7587 довел до Территориальных фондов подробный алгоритм расчета показателя экономического ущерба. В обязанности ТФОМС было вменено по итогам квартала направлять в региональные органы власти в сфере здравоохранения (Минздравы, Департаменты, Комитеты) информацию об объеме неэффективных расходов (сумму экономического ущерба), возникших из-за простоя коек, для последующего возмещения организациям, в отношении которых соответствующий орган субъекта РФ в сфере охраны здоровья является учредителем.

А что теперь?

Показатель "экономический ущерб от простоя койки" в 2025 году определять не надо. Соответствующие изменения внесены в положения письма Минздрава России от 11 февраля 2025 г. № 31-2/И/2-2286, а письмо ФФОМС от 23 мая 2025 г. № 00-10-26-06/7587 отменено.

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также: