Новости и аналитика Новости Сервис защиты прав потребителей финансовых услуг работает на сайте Банка России

Сервис защиты прав потребителей финансовых услуг работает на сайте Банка России

Сервис защиты прав потребителей финансовых услуг работает на сайте Банка России 
© studioaccendo / Фотобанк 123RF.com

С его помощью можно оперативно направить жалобу в случае нарушений со стороны финансовых организаций. На сайте Банка России сообщили о первых результатах его работы. Сервис фиксирует разнообразные проблемы, с которыми сталкиваются потребители. Среди наиболее частых нарушений выделяются те, что связаны с некорректным консультированием или введением клиентов в заблуждение:

  • банковским клиентам неверно сообщали, что невозможно получить потребительский кредит без одновременного приобретения страховки;
  • озвучивали искаженное название дополнительной услуги, чтобы замаскировать ее истинную суть и предложить вместе с кредитом;
  • страховщики необоснованно отказывали владельцам мотоциклов в заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Напомним, недавно в сфере защиты прав потребителей произошло еще одно важное событие: Госдума приняла в третьем чтении законопроект1, который запрещает автоматическое списание денег за продление онлайн-подписок без согласия пользователя. 

Новые правила вступят в силу с 1 марта 2026 года. С этой даты сервисы, предоставляющие платные подписки на свои услуги, не будут иметь права списывать очередную оплату, если пользователь выразил отказ от продления. Исполнителям будет запрещено использовать реквизиты банковского счета потребителя или данные о его электронных средствах платежа без получения явного согласия. Теперь у пользователей появится возможность отказаться от продления онлайн-подписки в электронной форме, что значительно упростит процесс.

Как отмечено в пояснительной записке к документу, многие компании добросовестно уведомляют клиентов о наличии цифровой подписки и предстоящем списании средств. Однако нередки случаи, когда потребители не получают от владельцев сервисов никаких предупреждений об этом. Некоторые исполнители злоупотребляют доверием своих клиентов, например:

  • не принимают отказы от подписок;
  • не отменяют подписку после завершения пробного периода;
  • списывают оплату без уведомления и подтверждения со стороны пользователя.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 405607-8 "О внесении изменения в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

Читайте также: