Раненные на службе милиционеры теперь могут рассчитывать на компенсацию от государства
Это право появилось у них на основании оглашенного 15 июля Конституционным Судом Постановления по делу о проверке ч. 4 ст. 29 Закона РФ "О милиции" и ст. 1084 ГК РФ, регулирующих возмещение вреда сотруднику милиции в случае причинения увечья или иного вреда здоровью на службе.
Раньше надеяться милиционерам было практически не на что.
В КС обратились сотрудники органов внутренних дел из Нижнего Новгорода, которые утратили трудоспособность из-за военных травм и травм, полученных при несении службы. ГУ МВД РФ по Приволжскому федеральному округу отказало им в возмещении вреда, объясняя это тем, что в случае противоправных действий в отношении должностных лиц ОВД вред не возмещается. Кроме того, по мнению ответчика, вред здоровью подлежит возмещению только при выявлении его непосредственного причинителя, а в данных случаях установить его было невозможно.
Действительно, согласно сложившейся в России правоприменительной практике раненым и затем "списанным" милиционерам, как правило, отказывают в компенсации, если в ходе разбирательств не установлены противоправные действия (ошибки) "своих" - должностных лиц самих органов внутренних дел или других госорганов.
КС РФ пришел к выводу, что такое понимание норм Закона "О милиции" во взаимосвязи со ст. 1084 ГК РФ приводит к несоразмерному ограничению прав сотрудников милиции, не соответствует конституционным принципам социального государства, равенства всех перед законом и судом, а также противоречит самой правовой природе компенсационных выплат, которые должны производиться во всех случаях, когда в системе действующих правовых средств возмещение вреда не обеспечивается в надлежащем объеме, в том числе путем гражданско-правового взыскания с третьих лиц.
Поэтому в той мере, в какой оспариваемая ч. 4 ст. 29 Закона "О милиции" позволяет отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением милиционерами служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии противоправных и виновных действий должностных лиц органов внутренних дел, других государственных органов, эта норма признана не соответствующей Конституции РФ.