Минобрнауки России подготовило обзор типичных нарушений в учреждениях
![]() |
| © liudmilachernetska / Фотобанк 123RF.com |
Ведомство обобщило результаты контрольной деятельности и опубликовало информацию о наиболее типичных и значимых нарушениях, выявленных при проверках подведомственных организаций в 2024 году (Письмо Минобрнауки России от 4 июля 2025 г. № МН-22/1813-ЕГ). В обзор включены нарушения в сфере закупок, научной деятельности, соблюдения сотрудниками антикоррупционного законодательства и др.
Но мы, конечно, остановимся на нарушениях, связанных с ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, расчетами с персоналом, использованием и распоряжением имуществом, а также иными вопросами, близкими каждому бухгалтеру.
Несмотря на ограниченный круг проверяемых, эти результаты ревизий, уверены, будут актуальны для всех организаций бюджетной сферы, поскольку в большинстве своем не связаны со спецификой их деятельности.
Бухгалтерский учет и отчетность
- неотражение на счетах учета фактов заключения соглашений, договоров, контрактов, что привело к нарушению ведения бухгалтерского учета и искажению информации в регистрах учета;
- сведения о проведении ремонта не отражены в Инвентарных карточках учёта основных средств (ф. 0504031);
- не приняты к учету права пользования на РИД, правообладателем которых является учреждение, переданные коммерческим организациям;
- учет объектов недвижимого имущества и ОЦДИ не на соответствующих счетах;
- неправомерный учет на балансе объектов, не соответствующих критериям актива;
- нарушение порядка принятия к учету и списания стоимости БСО;
- несоблюдение сроков оплаты товаров, работ, услуг;
- приемка и оплата фактически не исполненных обязательств или обязательств, исполненных с нарушением условий контракта;
- передача строительных материалов подрядчику без оформления Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205) и необоснованное их списание без его отчета об использовании;
- не предъявлены контрагенту требования об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения договора / контракта;
- несоответствие сведений об объектах имущества, содержащихся в реестре имущества и информационной системе, сведениям бухгалтерского учета и ЕГРН;
- не проведена переоценка объектов основных средств, реализованных не в пользу организаций бюджетной сферы;
- наличие неучтенных объектов имущества – следствие отсутствия инвентаризации;
- непроведение инвентаризации имущества при увольнении материально-ответственного работника;
- несоответствие фактического наличия объектов имущества данным бухучета – недостоверные результаты инвентаризации;
- не списана с забалансового счета 04 "Сомнительная задолженность" безнадежная к взысканию дебиторская задолженность контрагентов в связи с истечением срока исковой давности, что привело к искажению бухгалтерской отчетности;
- отсутствие на забалансовом счете 27 аналитического учета материальных ценностей, выданных в личное пользование работникам в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости;
Планирование и финобеспечение деятельности
- нарушение предельного срока внесения изменений в план ФХД;
- не утверждено распределение показателей объема госзадания головной организации между филиалами;
- стоимость платных услуг установлена ниже базовых нормативов затрат на оказание такой услуги за счет средств бюджета.
Выплаты персоналу и кадровые вопросы
- назначение выплат стимулирующего характера работникам без оценки результативности и качества работы;
- отсутствие штатного расписания;
- непредоставление работникам ежегодных оплачиваемых отпусков в течение двух лет подряд;
- осуществление выплат физлицам по договорам ГПХ, в которых объем услуг не установлен, на основании актов с обезличенной формулировкой "Услуги оказаны в полном объеме и в срок" без указания объемов, вида и даты выполненных работ;
- не организовано взаимодействие с дистанционными работниками; не оформлены допсоглашения к трудовым договорам о переводе на дистанционный режим работы; в трудовом договоре / допсоглашении не прописаны условия о выполнении трудовой функции дистанционно;
- в трудовом договоре / допсоглашении не указаны условия о выплате компенсации дистанционному работнику за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации;
- не заключены эффективные контракты с работниками, в трудовых договорах не конкретизированы трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, не установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда;
- превышение допустимой кратности соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения к среднемесячной заработной плате работников;
- неправомерное – без проведения конкурса – заключение трудовых договоров на замещение должностей, подлежащих замещению по конкурсу.
Правовые и организационные вопросы
- нарушения в работе с персональными данными (ПД): не приняты ЛНА о работе с персональными данными, не назначены ответственные лица и список лиц с доступом к ПЛ, не определены места хранения ПД, осуществляется обработка персональных данных без согласия и др.;
- осуществление приносящей доход деятельности, не предусмотренной Уставом;
- неполное размещение информации учреждениями на сайте www.bus.gov.ru. Не забывайте, что сверку информации о государственных и муниципальных учреждениях, размещенной на www.bus.gov.ru, проводит не только орган-учредитель, но и Казначейство – два раза в год.
Нецелевое и неэффективное использование средств субсидий и иного финансирования
- заимствование субсидии на задание, средств проектов и госпрограмм на оплату расходов по КФО 2;
- расходование средств федерального гранта на цели, не соответствующие его предоставлению;
- оплата за счет субсидии на задание штрафов за нарушения налогового законодательства;
- неправомерное расходование средств на оплату фактически не выполненных ремонтных работ.
Распоряжение имуществом
- отсутствие государственной регистрации права собственности публично-правового образования и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества;
- распоряжение ОЦДИ, приобретенным за счет средств субсидии, без согласования с учредителем;
- несанкционированная передача имущества в аренду без оформления договорных отношений а также заключение притворных сделок (договоров возмездного оказания услуг, договоров ответственного хранения, договоров о сотрудничестве и пр.) с целью уклонения от заключения договоров аренды;
- распоряжение имуществом без согласия учредителя и собственника имущества (передача в аренду / субаренду или в безвозмездное пользование, размещение сторонних организаций в помещениях подведомственных организаций по договорам аренды, заключенным на срок до 1 года);
- отсутствие в договорах аренды недвижимого имущества условия об обязательном страховании арендатором / ссудополучателем гражданской ответственности и имущества от риска утраты, недостачи или повреждения сдаваемых в аренду помещений;
- непроведение ежегодной переоценки размера арендной платы на уровень инфляции;
- непроведение инвентаризации при передаче имущества по договорам аренды.
Анализ ошибок, допущенных коллегами, – хороший способ не наступить на те же грабли. А еще это повод усилить внутренний контроль и напомнить своим сотрудникам об ответственности за подобные нарушения. Не ждите прихода ревизоров – проверьте себя сами.
