Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © robertsrob / Фотобанк Фотодженика |
Приближается 2024 год, когда, по замыслу законодателя, национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности, и у каждого российского потребителя будет возможность, отсканировав с помощью своего смартфона размещенный на упаковке или этикетке двухмерный код, проверить качество товара и его соответствие техническому регламенту.
Отметим, план по маркировке товаров средствами идентификации, который был намечен Правительством РФ на 2023 год, выполнен в полном объеме. Запуск маркировки на все предусмотренные Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р группы товаров состоялся.
К слову, каждая категория продукции проходит три стадии:
В настоящее время три категории товаров – технические средства реабилитации, титановая металлопродукция, икра осетровых и лососевых рыб – находятся на стадии проведения эксперимента. Еще в отношении одной категории – велосипедов (в том числе с установленным вспомогательным двигателем и трехколесные) и велосипедных рам, эксперимент уже завершен, их обязательная маркировка по плану должна стартовать с 1 сентября 2024 года. А на днях Правительство РФ своим Постановлением от 13 ноября 2023 года № 1899 расширило перечень маркируемой одежды – с 1 апреля 2024 года дополнительно нужно будет маркировать верхнюю одежду из искусственного меха, спортивные и лыжные костюмы, отдельные предметы спецодежды, трикотажные мужские рубашки, мужские костюмы, пиджаки, брюки, блузки, шали, шарфы, платья и юбки, а также мужские и женские куртки, пальто и плащи.
При этом Минпромторг России не планирует останавливаться на достигнутом. Он готовит новые эксперименты и разрабатывает новые правила маркировки для отдельных групп товаров. В частности, в ноябре министерство представило на обсуждение сразу несколько проектов правительственных постановлений, касающихся:
Согласно проектам эксперимент по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии1 планируется запустить на период с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года, а по маркировке отдельных видов печатной продукции2 – с 1 сентября 2024 года по 31 августа 2025 года.
В первом случае маркировка предусмотрена в отношении следующих видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии:
В свою очередь, второй эксперимент касается только печатных учебников общеобразовательного назначения.
При этом оба эксперимента имеют схожие цели проведения:
Принимать участие в экспериментах будут: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти; участники оборота соответствующей продукции (производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли); оператор информационной системы; операторы электронного документооборота; операторы фискальных данных. При этом для всех, кроме органов власти и оператора информационной системы, участие в эксперименте будет добровольным – вступить в них можно будет в заявительном порядке.
Предполагается, что участники оборота будут обеспечивать первичное наполнение подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими однозначно идентифицировать товарную единицу парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, учебников. А по согласованию с федеральными органами власти – определять состав сведений о товаре, достаточный для того, чтобы однозначно идентифицировать соответствующую товарную единицу. В свою очередь, оператор информационной системы будет предоставлять участникам оборота продукции коды маркировки, необходимые для формирования средств идентификации, – причем на период эксперимента делать это будут на безвозмездной основе.
В целях успешной реализации экспериментов планируется разработать и утвердить методические рекомендации, прописав в них функции участников эксперимента и порядок их взаимодействия, виды используемых в эксперименте средств идентификации, структуру указываемой информации, способы их формирования и нанесения. В ней же намерены закрепить правила взаимодействия информационной системы с иными информационными системами участников эксперимента, процедуру подачи заявки на участие в эксперименте и особенности регистрации участников оборота продукции в информационной системе. Методичка будет включать также порядок: включения информации в информационную систему, в том числе состав представляемых сведений; наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы идентифицирующими товар сведениями.
Обеспечением проведения экспериментов займутся сразу несколько ведомств. Экспериментом по маркировке парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии – Минпромторг России, Минцифры России, ФНС России, ФТС Россси, Роспотребнадзор, Росаккредитация и ФСБ России. Экспериментом по маркировке отдельных видов печатной продукции – те же ведомства плюс Минпросвещения России.
Ожидается, что наработки, полученные в ходе экспериментов, позволят подготовить предложения по внесению изменений в законодательство РФ по вопросам оборота парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, отдельных видов печатной продукции, а также поможет определить коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и коды ОКПД указанных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Общественное обсуждение проекта постановления о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии уже завершено, а обсуждение проекта о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов печатной продукции продлится до 21 ноября 2023 года.
Что касается маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации, то эксперимент в отношении нее проводится (он завершится 31 марта 2024 года). А Минпромторг России уже подготовил проект правил обязательной маркировки3. Необходимость их утверждения обосновывается ростом оборота нелегальной продукции, в числе которой и икра из лососевых и осетровых, из-за незаконного вылова водных биологических ресурсов. В сводном отчете к проекту приводятся данные статистики – только за 2022 год доля нелегального оборота икры осетровых и икры лососевых составила не менее 40%. По состоянию на 31 декабря 2021 года контрольно-надзорными органами выявлено более 88 тыс. нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе с целью получения икры.
Предусмотрено, что подать в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, заявление на регистрацию в информационной системе участники оборота икры осетровых и лососевых (красной икры) смогут начиная с 1 апреля 2024 года. Причем сделать это им потребуется не позднее 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с вводом в оборот или оборотом, или выводом из оборота икры, подлежащей маркировке. Для отдаленных или труднодоступных местностей будет установлен более длительный срок для регистрации – в течение 30 дней. Затем в течение 15 календарных дней со дня регистрации в системе они должны будут обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой мониторинга и направить оператору информационной системы электронную заявку на прохождение тестирования такого взаимодействия. На тестирование информационного взаимодействия тоже отведено 15 календарных дней.
Обязательное представление в информационную систему мониторинга сведений об обороте икры участниками, осуществляющими такой оборот, предусмотрено с 1 апреля 2025 года, хотя право наносить на икру средства идентификации и представлять в информационную систему мониторинга сведения об этом, а равно о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота икры планируется предоставить им уже с 1 апреля 2024 года. "Установить, что на территории Российской Федерации ввод в оборот конкретных видов икры без нанесения на нее средств идентификации и представления в информационную систему мониторинга сведений о маркировке икры средствами идентификации допускается до 1 мая 2024 года. До 31 мая 2024 года допускается выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной икры, приобретенной ранее 1 мая 2024 года", – отмечается в документе. При этом, если на дату 1 мая 2024 года на территории России останется нереализованная икра, произведенная или ввезенная в страну до указанной даты, без маркировки, то реализовать ее можно будет до окончания срока годности икры.
Проектируемый порядок маркировки красной икры средствами идентификации определяет правила такой маркировки, в частности:
Что касается характеристик средства идентификации, то им тоже посвящен отдельный раздел проекта документа. В частности, в нем указано, что средство идентификации наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix. В свою очередь, средство идентификации товара, групповой упаковки, набора товаров должно содержать код маркировки, включающий в себя 4 группы данных, идентифицирующихся атрибутами, предусмотренными стандартом GS1 Data Matrix. В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232): первая группа состоит из 14 цифр и содержит код товара; вторая – из 6 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит включаемый оператором идентификатор государства – члена ЕАЭС, в которой данный код был эмитирован, и индивидуальный серийный номер упаковки товаров и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29); третья группа состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки; четвертая группа состоит из 44 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит значение кода проверки.
Способ нанесения средства идентификации должен обеспечивать сохранность (устойчивость) средства идентификации в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных производителем условий хранения и транспортировки. А сами средства идентификации в формате штрихового кода должны отвечать следующим требованиям:
Повторно сформировать (сгенерировать) код маркировки при маркировке товаров информационная система мониторинга на даст.
В документе подробно прописан порядок формирования средств идентификации. Например, содержится перечень сведений, которые участник оборота товаров должен направить в информационную систему мониторинга, особенности оплаты услуги по предоставлению кода маркировки оператору информационной системы мониторинга (решение о выборе способа оплаты услуги по предоставлению кода маркировки сможет принимать сам участник оборота товаров), случаи аннулирования кодов маркировки и основания отказа во внесении оператором информационной системы мониторинга в информационную систему мониторинга сведений о нанесении средств идентификации и т. д.
Согласно проекту наносить средства идентификации на упаковку или на групповую упаковку, этикетку или стикер производитель или импортер, в том числе с использованием услуг сервис-провайдера, будет в случае:
Нанесение средства идентификации на набор товаров осуществляется участником оборота товара, в том числе с использованием услуг сервис-провайдера, в момент формирования набора товаров. А участники оборота товаров, осуществляющие расчеты за товары с применением ККТ, будут направлять в информационную систему мониторинга информацию об обороте или о выводе из оборота товаров посредством ККТ, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированных товаров также посредством ККТ будут направлять в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота товаров.
Также документ содержит положения, касающиеся: порядка и сроков представления участниками оборота товаров сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота товаров для их включения в информационную систему мониторинга; порядка внесения изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе мониторинга.
Предполагается, что реализация проекта постановления приведет к:
Публичное обсуждение проекта постановления о правилах маркировки красной икры завершится 29 ноября 2023 года.
Система обязательной маркировки рассматривается не только как эффективный способ защиты прав потребителей, но и как один из ключевых методов борьбы с оборотом некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции. При этом, как отмечается в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р, возможность проведения добровольных экспериментов по маркировке товаров нацелена на апробацию эффективности механизма маркировки как инструмента противодействия незаконному обороту промышленной продукции и адаптации участников оборота товаров к введению обязательной маркировки.
Проведение экспериментов и детализация порядка маркировки является залогом успешного внедрения обязательной маркировки, а обязательное выполнение требований маркировки подкрепляется применением санкций за нарушение установленных правил. Напомним, в соответствии со ст. 15.12 КоАП продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 300 тыс. руб. – для организаций. Также предусмотрена конфискация всех немаркированных изделий. Более того, административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит определенную сумму (для продовольственных товаров крупным размером считается 400 тыс. руб, а особо крупным – 1,5 млн руб., для других групп товаров – 2 млн 250 тыс. руб. и 9 млн руб. соответственно). Наказание по ст. 171 Уголовного кодеса предусматривает санкции в виде штрафа или лишения свободы со штрафом.
_____________________________
1 С текстом постановления Правительства РФ "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/11-23/00143243).
2 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов печатной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/11-23/00143393).
3 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении икры осетровых и икры лососевых (красной икры)" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/11-23/00143468).
Документы по теме:
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р
Читайте также:
Приложение "Честный знак" включено в перечень программ для обязательной предустановки на смартфонах
Маркируем интернет-рекламу: что является рекламой, а что нет?
Правительством РФ закреплена возможность проверять подлинность товаров в приложении Госуслуги
Проверять товары можно через мобильное приложение Госуслуги