Новости и аналитика Новости Обязательная стерилизация домашних животных, регулирование численности бездомных животных, их маркирование и учет: новые предложения

Обязательная стерилизация домашних животных, регулирование численности бездомных животных, их маркирование и учет: новые предложения

Обязательная стерилизация домашних животных, регулирование численности бездомных животных, их маркирование и учет: новые предложения
© yod67 / Фотобанк Фотодженика

Несмотря на то что федеральное законодательство уже содержит отдельный Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ (далее – Закон № 498-ФЗ), посвященный ответственному обращению с животными, многие вопросы в этой области еще требуют дополнительного регулирования. Нормы указанного закона регулярно дополняются и корректируются – только в текущем году в него были внесены поправки тремя федеральными законами. Но законодатели продолжают прорабатывать новые темы, требующие обсуждения. Очередную партию законопроектов вчера (24 ноября 2022 года) внесли в Госдуму Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан и депутат Госдумы Рафаэль Марданшин.

Речь идет о трех инициативах, направленных на совершенствование законодательства в области обращения с животными, которыми предлагается:

  • ввести обязательную стерилизацию (кастрацию) домашних животных в целях предотвращения появления у них нежелательного потомства;
  • обеспечить маркирование и учет животных в соответствии с ветеринарным законодательством РФ;
  • урегулировать численность животных без владельцев, находящихся за пределами населенных пунктов, в том числе закрепить порядок использования объектов животного мира, добытых в целях регулирования их численности.

Рассмотрим каждое направление более подробно. 


Обязательная стерилизация домашних животных

Действующее законодательство в числе общих требований к содержанию животных их владельцами упоминает требование о принятии мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 498-ФЗ). Такая мера направлена на предотвращение самостоятельного умерщвления нежелательного потомства владельцами животных, произведенного без участия ветеринарного врача, а также иные действия по избавлению от него. Поскольку наладить должный контроль за содержанием домашних животных их хозяевами невозможно, по-прежнему проявляется сложившаяся годами практика утопления, закапывания нежелательного потомства, выбрасывания его в мусорные баки и т. п. – и не только в силу антигуманной традиции, но и из-за высокой стоимости ветеринарной услуги по стерилизации (кастрации) домашних животных.

Вместе с тем, в региональных и муниципальных актах, допускающих умерщвление домашних животных, акцент делается на том, что таковое должно производиться путем усыпления либо иными гуманными способами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть. В некоторых документах прямо говорится о том, что такая процедура должна проводиться только специалистами в области ветеринарии – чаще всего это предусмотрено в случаях: агрессивного поведения животного, с которым связан подозрительный на заболевание бешенством человека случай; при наличии непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных, тяжелого неизлечимого заболевания и неотвратимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, – и то при условии, что это подтверждено специалистом в области ветеринарии (ст. 13 Закона Ленинградской области от 26 октября 2020 г. № 109-оз "О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области"). Что касается умерщвления потомства, то в некоторых актах упоминается о такой возможности только в отношении нежизнеспособного приплода с врожденными физическими пороками (подп. 2 п. 8.1 Решения Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 16 декабря 2015 г. № 65 "Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области").

Отметим, в ряде региональных кодексов об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка умерщвления домашних животных. Так, например, в Республике Башкортостан такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1-2 тыс. руб. (ст. 5.2 Кодекса Республики Башкортостан от 23 июня 2011 г. № 413-з "Об административных правонарушениях"), а в Москве – 2-2,5 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.7 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"). В Бурятии за жестокое или неоправданное состоянием здоровья умерщвление домашнего животного гражданам грозит штраф в размере 1-5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 50 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2011 г. № 2003-IV "Об административных правонарушениях" ), а в Хабаровском крае за жестокое умерщвление животных установлен штраф в пределах 3-5 тыс. руб. (ст. 13 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях от 24 июня 2009 г. № 256).

Внесенным в Госдуму законопроектом предлагается заменить требование принятия мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных на требование обязательной стерилизации (кастрации) домашних животных в целях предотвращения появления у них нежелательного потомства. Однако, по замыслу законодателя, такое требование не должно быть повсеместным – уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти сможет сформировать перечень случаев, при которых требование об обязательной стерилизации (кастрации) домашних животных можно будет не применять.

По мнению авторов инициативы1, такая мера позволит сократить численность животных без владельцев, поскольку устранит причины их появления на улицах. "Зачастую обитание животных без владельцев на улицах городов и других населенных пунктов – следствие безответственного отношения владельцев к своим питомцам. Одна пара безнадзорных собак производит в год в среднем десять щенков, а еще через год они способны сами приносить потомство, то есть размножение происходит в геометрической прогрессии. Во многих европейских странах в законодательном порядке стерилизуют всех животных – и домашних, и уличных. Исключение составляют те, что имеют селекционную ценность", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Там же указывается на положительное влияние стерилизации на животных. Последняя не только продлевает питомцу жизнь, но и благоприятно влияет на его здоровье. В частности, служит профилактикой ряда хронических заболеваний, лечение которых, как правило, является сложным и дорогостоящим (например, почечная недостаточность, хронические печеночные патологии, интоксикация при эндометритах, промежностная грыжа кобелей и т. д.). Кроме того, стерилизация исключает вероятность возникновения опухолей матки и яичников, рака молочной и предстательной железы, снижает количество случаев возникновения болезней простаты. Упоминается и о том, что стерилизация положительно влияет на характер домашнего животного.

Поскольку бесконтрольное размножение является одной из причин появления проблемы бездомных животных, которые сбиваются в стаи, вызывая недовольство и пугая людей, а приюты уже не в состоянии справиться с большим потоком животных без владельцев, стерилизацию разработчики законопроекта считают социальной необходимостью. В обоснование своей идеи они также отмечают, что ее проведение обойдется гораздо дешевле, чем стоимость лечения различных болезней или расходы на уход и содержание животного и его потомства. 

Отметим, в законопроекте не прописан механизм контроля за выполнением владельцами домашних животных требования по их стерилизации (кастрации). Вероятно, сопутствующие предлагаемым поправкам вопросы будут урегулированы в подзаконных актах.


Регулирование численности бездомных животных

Вторым законопроектом предлагается исключить из сферы регулирования Закона № 498-ФЗ отношения в области регулирования численности животных без владельцев, находящихся за пределами населенных пунктов. Соответствующие положения планируется прописать в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" (далее – Закон № 52-ФЗ), включив регулирование численности таких животных в перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ в области охраны и использования объектов животного мира.

Кроме того, предполагается, что в Законе № 52-ФЗ появится отдельная статья, посвященная вопросам использования объектов животного мира, добытых в целях регулирования их численности. Этой статьей будет предусмотрена возможность уничтожения объектов животного мира, добытых в указанных целях. Напомним, действующее законодательство относит к объектам животного мира организмы животного происхождения, то есть диких животных (ст. 1 Закона № 52-ФЗ). Но предлагаемые поправки в контексте мер по регулированию численности объектов животного мира приписывают к ним и животных без владельцев, находящихся за пределами населенных пунктов. При этом в проекте речь идет об уничтожении только тех объектов животного мира, которые не используются для личного потребления физическими лицами, занимающимися охотой и сохранением охотничьих ресурсов.

Инициаторы указанных изменений2 считают, что Закон № 498-ФЗ не позволяет эффективно контролировать численность животных без владельцев, поскольку значительная доля таких животных обитает за пределами населенных пунктов – в лесных массивах, охотничьих угодьях, в местах обитания диких животных. А с учетом того, что вне границ жилой застройки у бездомных животных значительно расширяется спектр их питания, то, конкурируя в добыче еды с дикими животными, они наносят значительный вред фауне, уничтожая кладки яиц, поедая птенцов, грызунов, а нередко – и крупных животных (косуль, оленей, лосей и т. п.). "Животные без владельцев в охотничьих угодьях, по оценкам специалистов, виновны в исчезновении многих видов млекопитающих и птиц", – поясняют авторы законопроекта. А если бездомные животные обитают вблизи сельских поселений, то они регулярно нападают на сельскохозяйственных животных, истребляют домашнюю птицу, мелкий рогатый скот, принадлежащий сельским жителям, подрывая тем самым их материальное благополучие, а зачастую – и угрожая безопасности людей. И действующих мер по отлову, стерилизации, вакцинации и выпуску в прежнюю среду обитания животных без владельцев недостаточно, заключают парламентарии.


Маркирование и учет домашних животных и животных без владельцев

Наконец, третий законопроект посвящен вопросам учета животных – как домашних, так и бездомных. В настоящее время возможность осуществления идентификации и учета животных установлена ст. 2.5 Закона РФ от 14 мая г. № 4979-1 "О ветеринарии". Проведение индивидуальной и групповой идентификации и учета предусмотрено в отношении животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ) в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также выявления источников и путей распространения их возбудителей. Действующий перечень животных, подлежащих идентификации и учету, включает 11 позиций: лошади, ослы, мулы и лошаки; крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки; олени; верблюды; свиньи; мелкий рогатый скот (овцы и козы); собаки и кошки; домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы); пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии) и кролики; пчелы; рыбы и иные водные животные (Приказ Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. № 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету").

При этом с 1 сентября 2023 года вступят в силу поправки, утвержденные Федеральным законом от 26 июня 2022 г. № 221-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии", которые исключат необходимость проведения индивидуального или группового маркирования и учета объектов животного мира, предусмотренных Законом № 52-ФЗ, а также животных, не относящихся к сельскохозяйственным, и принадлежащих гражданам. То есть домашние животные и животные без владельцев будут исключены из перечня видов животных, подлежащих маркированию и учету. Авторы законопроекта уверены, что это сделает невозможным осуществление мониторинга состояния популяции указанных животных и формирования культуры ответственного обращения с ними.

Поэтому главный посыл законопроекта3 – закрепление обязанности по маркированию животных с целью их идентификации и учета в соответствии с ветеринарным законодательством. Для этого планируется включить в перечень общих требований к содержанию животных их владельцами требование по обеспечению их маркирования и учета, а в поправках, намеченных к вступлению в силу с 1 сентября 2023 года, – исключить упоминание о неприменении норм о маркировании и учете к животным, не относящимся к сельскохозяйственным и принадлежащим гражданам.

По мнению парламентариев, такие изменения помогут не только возвращать потерявшихся животных их владельцам, но и смогут стать сдерживающим фактором при оставлении питомцев их хозяевами. Они позволят укрепить традиции ответственного обращения с животными, а в конечном итоге – станут подспорьем в обеспечении приоритета безопасности жизни и здоровья человека.

Стоит учитывать, что по задумке законодателя, предлагаемые нормы, касающиеся маркирования и учета домашних и безнадзорных животных, должны вступить в силу с 1 января 2024 года. Поэтому в случае одобрения рассматриваемых поправок у владельцев домашних животных будет время, чтобы подготовиться к выполнению нового требования.


***

Напомним, для того чтобы рассматриваемые инициативы превратились из предложений в законодательные нормы необходимо их принятие Госдумой, одобрение Советом Федерации и подписание Президентом РФ. В настоящее время законопроекты направлены в Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Дата их рассмотрения депутатами в первом чтении пока не назначена.   

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 241797-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 241812-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 241819-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Иск об "удалении" собак из квартиры в МКД можно удовлетворить даже тогда, когда в данном муниципальном образовании вообще нет приютов для животных

Иск об "удалении" собак из квартиры в МКД можно удовлетворить даже тогда, когда в данном муниципальном образовании вообще нет приютов для животных

Седьмой КСОЮ разобрался с законностью требования прокурора о "возложении обязанности обеспечить удаление собак из квартиры" в МКД.

Вносятся изменения в Закон об ответственном обращении с животными

Вносятся изменения в Закон об ответственном обращении с животными

Так, с 1 марта 2023 года Правительство РФ сможет определять требования к содержанию животных в зоомагазинах и на птичьих рынках.

ВС РФ: хотя домашний питомец признается имуществом, но его гибель способна причинять нравственные страдания

ВС РФ: хотя домашний питомец признается имуществом, но его гибель способна причинять нравственные страдания

Грустное дело отправил на пересмотр Суд: хозяйка собаки, на которую наехал автомобиль, проиграла иск о возмещении морального вреда к водителю, причем практически во всех инстанциях.