БЕЗ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО НЕФТЯНОГО БИЗНЕСА НЕВОЗМОЖНО
«Можно только приветствовать курс нового правительства России, направленный на ослабление налогового пресса и обеспечение роста эффективности нефтегазового комплекса России»,- сказал в приветственном слове премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов. По его словам, опыт Татарстана наглядно свидетельствует об эффективности предоставленных малым компаниям мер государственной поддержки наряду с мерами инфраструктурного обеспечения со стороны якорной компании - ОАО «Татнефть».
Подробно охарактеризовал ситуацию в малом и среднем бизнесе нефтяной отрасли Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.
Проблемы хронически сопровождают малый и средний нефтяной бизнес в России с момента его зарождения, считает законодатель. Сегодня в России, отметил он, насчитывается около 160 малых и средних нефтяных компаний, которые в основном заняты освоением мелких и мельчайших месторождений. По приведенным им данным, если в 2000 г. на долю этих предприятий приходилось 10% общероссийской добычи, то в 2007 г. удельный вес добычи снизился до 4%, малым и средним нефтяным бизнесом добыто 20,9 млн.тонн. Основной причиной такой ситуации председатель Комитета Совета Федерации назвал поглощение десятков наиболее успешных независимых нефтяных предприятий крупными компаниями. На самом деле, подчеркнул сенатор, в 2007 году малыми и средними нефтяными предприятиями произведено около 60 млн.тонн углеводородного сырья, однако показатели их добычи учитываются теперь крупными компаниями.
Естественное состояние минерально-сырьевой базы страны предопределяет все более интенсивное вовлечение в разведку мелких и мельчайших, а также остаточных запасов выработанных месторождений. Доля таких объектов в перспективе будет увеличиваться, что является реальной основой для повышения роли малого и среднего нефтяного бизнеса, считает сенатор.
Виктор Орлов подчеркнул, что для мелких и мельчайших месторождений характерны высокие риски в разведке и добыче, а также высокая себестоимость разработки. Однако, повышенный риск не учитывается законодательной и иной нормативно-правовой базой. Это, по мнению председателя сенатского комитета, с одной стороны, является сдерживающим фактором развития малых предприятий, с другой - причиной их ухода под крыло крупных компаний. Сдерживают развитие малого нефтяного бизнеса и дискриминация доступа к нефтеперерабатывающим мощностям, рынкам сбыта. В 2007 году, подчеркнул сенатор, крупные компании в сыром и переработанном виде реализовали на внешнем рынке 77% добытой нефти, а независимые - лишь 25%.
По его словам, попытки сформировать полноценный малый нефтяной бизнес в России должны были бы уже прекратиться из-за неперспективности и нерешенности основных проблем, как это случилось с добычей газа, угля, металлов. Та же тенденция наблюдается и в добыче золота и строительных материалов. Несмотря на это, сказал Виктор Орлов, малый и средний бизнес продолжает жить и работать, пытается по точному расчету или по интуиции осуществлять разведку и добычу полезных ископаемых.
Сенатор подчеркнул, что монополизация горного бизнеса в России достигла опасных для государства и общества размеров. Добыча большинства видов полезных ископаемых сегодня сконцентрирована в единичных отраслевых компаниях, которые по большей части не государственные и единолично или корпоративно регулируют внутренние цены на продукцию. «А мы мучительно ищем причины высокой инфляции и роста цен», - отметил Виктор Орлов.
Государство, по его словам, понимая необходимость развития малого бизнеса в горном деле, как и вообще малого бизнеса в экономике, еще не сделало ни одного серьезного шага в поддержку малых компаний в геологоразведке, в добыче и переработке сырья из недр.
Так, в области недропользования не известно ни одной нормы федерального закона, ни одного другого нормативно-правового акта, которые бы учли специфику деятельности малого горного бизнеса, его важность и необходимость для экономного и рационального использования природных ресурсов, поддержания конкурентной среды, создания новых рабочих мест, формирования среднего класса в обществе, развития инновационных инициатив и решения социальных проблем на местном уровне.
Член Совета Федерации выступил с предложением передать региональным органам власти более широкие полномочия в сфере создания условий и организации малого горного бизнеса. Виктор Орлов также высказался за передачу малым компаниям в использование 30-50% простаивающих скважин. «Собственник таких скважин не заинтересован в их использовании по причине низкой рентабельности, - сказал сенатор. - Между тем, ежегодные потери государства от их простоя ежегодно оцениваются от 5 до 10 млн тонн нефти, что равноценно бюджету среднего бюджета российского региона».
Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды считает необходимым шире привлекать малые и средние нефтяные компании к организации производства жидких углеводородов на месторождениях битумов и нефтеносных песков, в других секторах недропользования, в том числе в разработке техногенных месторождений, в геологоразведке, в рекультивации земель, в ликвидации аварийных разведочных нефтяных и газовых скважин.
Виктор Орлов высказался за принятие на законодательном уровне комплекса мер по устранению ограничивающих и ущемляющих факторов для малого и среднего нефтяного бизнеса. Системное решение поднятых на заседании проблем имеет общегосударственное значение и заслуживает рассмотрения на самом высшем государственном уровне, заключил сенатор.
Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова считает идеальным вариантом для развития малых и средних предприятий нефтедобывающей отрасли собственный закон. По ее словам, этот закон мог бы регулировать все сферы правоотношений в отрасли, в том числе и вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов углеводородного сырья, применения методов увеличения нефтеотдачи, интенсификации разработки и стимуляции скважин.
По словам Натальи Комаровой, учесть специфику таких компаний в рамках действующего Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» невозможно. «Малый и средний нефтяной бизнес нельзя ставить на один уровень с крупными структурами. Печальный опыт стран Латинской Америки показывает - без государственной поддержки малые организации поглощаются крупными компаниями», подчеркнула депутат Государственной Думы.
В обсуждении проблем развития малого и среднего бизнеса также приняли участие генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов, руководитель Ассоциации малых и средних нефтедобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун, генеральный директор ОАО «Нефтеконсорциум» Фанис Валиев, представители министерств и ведомств.
По итогам заседания был принят ряд рекомендаций в адрес Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания, направленных на создание системы поддержки малых нефтяных компаний, снижение налогового бремени и облегчение их доступа к инфраструктуре.
Правительству РФ рекомендовано установить статус субъекта права малого и среднего предпринимательства для малых и средних нефтедобывающих предприятий, внести изменения в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах», Градостроительный кодекс РФ, а также подготовить проект федерального закона «О нефти».
Участники заседания поддержали введение дифференцированной ставки на добычу всех видов полезных ископаемых, в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий разработки, а также выработанности и рентабельности месторождений полезных ископаемых. Такой подход, по их мнению, позволит стимулировать добывающие организации к воспроизводству минерально-сырьевой базы и применению ресурсосберегающих технологий, а также разработке месторождений со сложными горно-геологическими условиями.
Среди рекомендаций совместного выездного заседания - отмена НДПИ для малых и средних компаний нефтяной отрасли, осуществляющих добычу из мелких месторождений, выработанных на 80 и более процентов; возможность применения ускоренной амортизации основных средств малых и средних организаций нефтяной отрасли; включение расходов на осуществление комплекса мероприятий по защите природной среды в состав расходов на освоение природных ресурсов; применение ускоренной амортизации основных средств малых и средних организаций нефтяной отрасли, снижение ставки по налогу на прибыль малых и средних нефтяных компаний с 24% до 13%; введение налоговых каникул по налогу на имущество для таких компаний на срок до 5 лет.
Участники заседания также предложили рассмотреть возможность реализации «пилотных» проектов по созданию комплекса по добыче, транспортировке и переработке природных битумов на территории Республики Татарстан, а также рекультивации и обеспечению экологической безопасности территорий, истощаемых нефтегазовых разработок до 2020 года.
По итогам заседания члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы встретились в Казанском Кремле с Президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым.
На встрече были обсуждены итоги совместного заседания комитетов обеих палат парламента, вопросы сохранения природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также посетили Березовую рощу столицы Татарстана, где проходили народные гуляния татарского праздника Сабантуй.
В тот же день парламентарии вернулись в Москву.
(По материалам пресс-службы Совета Федерации РФ)