14 апреля оглашено постановление Конституционного Суда по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан Т.И.Бул
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемое законоположение.
По мнению заявителей, названное законоположение, со ссылкой на которое суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении их требований о признании неправомерным отказа Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в регистрации по месту жительства в жилых строениях, возведенных на принадлежащих им садовых земельных участках, не соответствует статьям 15 (часть 1),18,19, 27,35 (часть 2), 39 (часть 1), 40 и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Жилые строения, в которых постоянно проживают заявители и принадлежат им, согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности, являются единственно возможным для них местом жительства и, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы; отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться представленными льготами.
При рассмотрении вопроса Конституционный Суд отметил, что изменения в отношениях собственности, происшедшие в Российской Федерации и нашедшие отражение в российском законодательстве повлекли изменения в статусе садовых земельных участков и расположенных на них жилых строений. Гражданским кодексом РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьи 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе совершать по своему усмотрению в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209). Закрепивший общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Жилищный кодекс РФ конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленным Правительством РФ. В пункте 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат, независимо от формы собственности, жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Конституционный Суд отметил рассогласованность правовых норм, влекущую неопределенность в правовом регулировании института регистрации граждан по месту пребывания.
Конституционным Судом РФ также было отмечено, что у института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан, в том числе со ссылкой на Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в принадлежащих им на законных основаниях жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства и тем самым противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), и 55 (часть 3) Конституции РФ.
Конституционный Суд указал на тот факт, что, исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить в соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность принятия субъектами РФ соответствующих нормативных актов в опережающем порядке. До принятия указанных нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).
Итак, Конституционный Суд РФ постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
2. Дела граждан Булах Тамары Ивановны и Сукачева Виктора Дмитриевича, Шулевки Галины Федоровны и Шулевки Ивана Васильевича, Шулевки Андрея Юрьевича, Шулевки Ирины Борисовны и Шулевки Юрия Ивановича подлежат пересмотру в установленном порядке.
Постановление вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".