Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Он отметил, что сегодня Россия "на подъеме", в стране есть все возможности для решения актуальных социальных проблем, и одной из серьезнейших проблем является распространение наркотической и алкогольной зависимости. Но массовая культура, СМИ продолжают пропаганду чуждых нам ценностей, во многих случаях культивируя аморальный образ жизни. "Наш противник изощрен, и для борьбы с ним нужна эффективная система мер, продуманная государственная политике по профилактике наркомании и борьбе с наркобизнесом", - констатировал С. Миронов.
Он напомнил, что на заседании Научно-экспертного совета при Председателей СФ в апреле 2005 года обсуждалась государственная стратегия борьбы с наркоманией и было принято решение о создании Рабочей группы по выработке проекта госстратегии. Итоговый доклад рабочей группы готов.
Доклад на заседании Координационного совета представила член рабочей группы, руководитель отделения судебно-психиатрических экспертиз при наркомании и алкоголизме Центра социальной и судебной психиатрии им.Сербского Т. Клименко.
Как следует из доклада рабочей группы, исследовавшей ситуацию с распространением наркомании в стране за последние 15 лет, начиная с 2002 года, остановился катастрофический рост числа наркозависимых лиц, наступил период относительной стабилизации.
Мы преодолели пик наркомании в начале 90-х годов, однако и сегодня активными потребителями наркотиков являются, по информации Т. Клименко, 6% населения страны. Согласно проведенным опросам, 20% населения хотя бы единожды пробовали употреблять наркотики. Ежегодно в России умирают от наркомании 70-100 тысяч человек. При этом люди неохотно обращаются за помощью к медикам, особенно в государственные клиники, где они попадают на учет с последующими ограничениями в правах (им не дают разрешение на вождение авто, на ношение оружия и т.д.).
Из 350 тысяч наркоманов обращающихся в государственные клиники лишь у 8,6% наблюдаются годовые ремиссии (когда наркотики не употребляются в течение следующего года). 80-85% обращаются только за неотложной помощью, отказываясь от дальнейшей реабилитации. И обращаются не единожды, среднее количество обращений за год одного и того же человека за экстренной помощью - 5-6 раз. Таким образом, лечение от наркомании сводится, как правило, к неотложной помощи (медицинской детоксикации), после чего наркозависимый возвращается в свою среду и к привычному образу жизни.
Такое положение дел с лечением и профилактикой наркомании члены рабочей группы считают неудовлетворительным. Государственная политика страны отличалась либерализмом в отношении организованной наркопреступности и борьбы с наркоманией, отмечается в докладе. Ещё в 1990 году Комитет конституционного надзора СССР приравнял потребление наркотиков к правам человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за своё здоровье». В 1997 году наркотическое опьянение исключено из перечня отягчающих вину обстоятельств в Уголовном кодексе Российской Федерации. В 2003 году отменено принудительное лечение от алкоголизма и наркомании осуждённых. На практике проблема наркомании стала проблемой самого больного и его семьи, а не государства и общества.
С одной стороны, подчеркнула Т. Клименко, запретили принудительное лечение и закрыли лечебно-трудовые профилактории. Но альтернативная система социальной поддержки проблемных лиц не была создана. С другой - шло формирование молодежной культуры с высоким уровнем толерантности к наркотикам. Места отдыха и развлечения молодежи нередко являются точками распространения и незаконного потребления наркотиков.
В деятельности профильных ведомств по борьбе с распространением наркомании, в том числе силовых структур и общественных организаций, не было скоординированности. Отсутствовала государственная концепция противодействия социальным болезням. Коренным образом изменить сложившуюся ситуацию может только структурная реорганизация всех форм профилактики наркомании и борьбы с ее распространением на федеральном, региональном и местном уровнях.
В докладе предлагается изменить не только идеологию профилактики наркомании, но и критерии оценки эффективности деятельности профильных служб. Возможен вариант, считает Т.Клименко, материальной заинтересованности профильных ведомств в результатах своей работы по борьбе с наркоманией. Также в докладе было предложено не только проводить широкомасштабную антинаркотическую пропаганду, но и пресекать все, даже самые завуалированные, формы пропаганды употребления наркотиков. Целесообразным названо введение системы активного выявления потребителей наркотиков, одной из составляющих которой может стать диспансерное обследование наркологом определенных возрастных групп населения. Позитивный результат может дать возвращение к недобровольным формам лечения наркологических больных, отметил Т.Клименко, ссылаясь на положительный зарубежный опыт. Необходимо также создание Центров социально-психологической адаптации для реабилитации и возвращение к нормальной жизни наркологических больных, подчеркнула Т. Клименко.
Усиление уголовной ответственности за распространение наркотиков и проведение принудительных обследований предложил в качестве превентивных мер борьбы с наркоугрозой замдиректора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков А. Федоров. В период с 1992 по 2002 годы наркомания в России стала представлять серьезную опасность, существенно осложнив криминогенную ситуацию в стране, отметил он. Число наркопреступлений превысило один миллион 150 тысяч случаев. В период до 2002 года ежегодный прирост числа наркоманов составлял, по его информации, около 24%. Сегодня этот показатель не превышает 1%. Но более 70% наркоманов - это люди до 30 лет, и их стоит лечить принудительно, считает А.Федоров. Надо ужесточать меры по противодействию распространению наркомании, уверен он, так как имеющаяся правоприменительная практика не смогла побороть и противостоять распространению наркомании и формированию организованной наркопреступности.
Далее на заседание Координационного совета выступили представители научной общественности, специалисты и аналитики. По результатам заседания была принята итоговая резолюция.
***
Широкое распространение в Российской Федерации наркомании стало острейшей социально значимой проблемой, представляющей реальную угрозу национальной безопасности страны, отмечается в итоговой резолюции заседания. Характер распространения наркобизнеса сравним по своим масштабами и последствиям с вооруженным нападением на страну, так как "поражающий эффект от наркотических ядов в мирное время многократно превышает потери от использования боевых отравляющих веществ за все время их применения", говорится в резолюции.
Масштабные меры, предпринимаемые Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков и другими правоохранительными органами, привели к замедлению негативной тенденции и стабилизации ситуации, однако кардинальное улучшение возможно лишь при объединении усилий государства и гражданского общества в борьбе против наркоагрессии. Сохраняется наличие ряда факторов, пока еще препятствующих коренному перелому наркоситуации в Российской Федерации.
Осложняет ситуацию, как отмечается в резолюции, господствующее в обществе мнение о наркозависимости как неизлечимом заболевании и практически полное отсутствие социальной реабилитации наркозависимых лиц. Ряд учреждений наркологической службы, по мнению специалистов, излишне коммерциализован. Господствует пассивное отношение представителей бизнес-сообщества и большинства населения к проблеме наркомании. Противостояние наркоагрессии не стало общенародным делом, а продолжает оставаться только обязанностью отдельных ведомств. Недооцениваются огромные финансовые и иные ресурсы наркобизнеса и наркотического лобби. Именно ими, уверены специалисты, формируется в массовом сознании через СМИ и иные каналы воздействия толерантное отношение к употреблению наркотиков, особенно в молодёжной культуре. Периодически, под видом социальной рекламы осуществляется скрытая реклама наркотиков.
***
В итоговой резолюции заседания поддержаны усилия Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по разработке проекта Концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации. Рабочей группе Координационного совета по социальной стратегии при Председателе СФ поручено рассмотреть этот проект Концепции, и определиться с целесообразностью внесения его на рассмотрение Председателя Совета Федерации.
Участники заседания обращают внимание руководителей исполнительной власти на необходимость усиления мер по борьбе с наркотрафиком, противодействию организованному наркобизнесу.
В рекомендациях законодателям - разработка проектов федеральных законов, предусматривающих оказание наркологической помощи, лечение и социальную реабилитацию наркозависимых лиц, профилактику наркомании. Усовершенствовать надо механизмы лицензирования и контроля за деятельностью организаций, занимающихся профилактической и лечебно-реабилитационной деятельностью. Научные исследования в области разработки новых методов лечения наркомании должны получить государственную поддержку. В отношении средств массовой информации участники заседания считают необходимым государственный и общественный контроль над СМИ, введение запрета скрытой рекламы наркотических и психотропных веществ.
Отдельный пункт рекомендаций - о необходимости сконцентрировать усилия государства и общества для активизации пропаганды здорового образа жизни, разъяснения пагубности последствий наркомании, а также для организации соответствующей работы в школах и вузах.
Наркологическая служба в стране должна быть реорганизована с целью создания полного цикла услуг лечебного и реабилитационного процесса. Отмечали специалисты необходимость внедрения инновационных отечественных и зарубежных методик профилактики и лечения наркомании.
В итоговых рекомендациях подчеркивается необходимость разработки федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы". Предложена идея проведения Всероссийского форума "Россия против наркомафии: объединение усилий государства и гражданского общества".