Новости и аналитика Новости ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ: "МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТРЕБУЕТ И УВАЖЕНИЯ И ЗАЩИТЫ"

ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ: "МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТРЕБУЕТ И УВАЖЕНИЯ И ЗАЩИТЫ"

В ряде публичных выступлений избранного Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, его интервью известному изданию - Financial Times, поставлена важнейшая проблема борьбы с современным правовым нигилизмом. Эта тема предельно актуальна и для национальных государств, и для сферы их международного взаимодействия.

За последнее время в международных отношениях стала накапливаться своего рода "критическая" масса, возникло "конфликтное пространство", об угрозе которого предупреждал Президент России В.В. Путин. Значительную по своим негативным последствиям часть этого явления составляет политика и практика международно-правового нигилизма, проводимая, прежде всего, евро-атлантическим альянсом во главе с Соединенными Штатами. Только несколько примеров, которые по-настоящему волнуют современное сообщество государств, общественное мнение различных стран. США ведут линию на "замораживание" ряда соглашений в области международной безопасности, они игнорируют Киотский протокол и Статут Международного уголовного Суда. Прямым нарушением Устава ООН являются бомбардировки Югославии (1999 г.) и вторжение вооруженных сил США, их союзников в  Ирак без соответствующих решений Совета Безопасности. Красноречивый факт отрицания международного права - запущенная Западом (США, НАТО, Евросоюз) процедура признания независимости Косово. Здесь нарушено практически все - основные принципы международного права (уважение суверенитета государств, территориальная целостность, международное сотрудничество и др.), резолюция СБ ООН 1244, наконец, здравый смысл.

В Европе, на Балканах, создается очередной очаг напряженности, с силовой подпиткой косовского режима, который устраивает, судя по всему, США, позволяет им играть на противоречиях европейских стран, обеспечить тотальный контроль за политикой и экономикой региона.

Реакционность, инерция дипломатии Запада, отход от согласованных ранее политических и правовых договоренностей наблюдается и по таким вопросам, как ПРО, ДОВСЕ. Немало вопросов возникает и по поводу пассивности ряда стран при подписании и присоединении к 13 антитеррористическим конвенциям, принятым Организацией Объединенных Наций. Борьба с этим социальным злом требует, конечно, универсальности конкретных действий государств, а не только их громких деклараций.

Международно-правовой нигилизм, вне всякого сомнения, отравляет атмосферу международного взаимопонимания и партнерства, сказывается на темпах и эффективности процесса кодификации и прогрессивного развития международного права, авторитете ООН, других межправительственных организаций, играющих видную роль в международном правотворчестве.

Констатация наличия проблемы - лишь одна сторона этого большого политического вопроса. Другой аспект - поиск ответа на возникшие вызовы. Эта задача, с нашей точки зрения, затрагивает все ветви власти России, ее внешнюю политику и дипломатию.

Совершенно очевидно, что целесообразно реализовать две идеи. Первая - создать всемирное общественное движение при поддержке ООН, Межпарламентского Союза, Совета Европы, других известных структур в защиту современного международного права. Вторая - разработка национальных программ по совершенствованию, прогрессивному развитию и имплементации международного права. Российская Федерация, с учетом ее политического и международного авторитета, призвана стать своего рода опекуном международного правопорядка, заботиться вместе с другими ответственными странами о его качестве и эффективности. Поэтому подготовка подобной программы с участием Совета Федерации и Государственной Думы могла бы стать одним из приоритетов российской власти и парламентской дипломатии России.

И еще одно суждение. В менталитете и практическом поведении В.В. Путина и Д.А. Медведева юридическая проблематика занимала, и будет занимать большое место. Это важно и политически, и практически. Очевидно, есть глубокий смысл в создании при Президенте Российской Федерации Общественного Совета по юридической стратегии РФ в XXI веке. Естественно, существенный акцент и большое внимание в его работе должен занять вопрос оптимизации международного права, его гармонизации с Конституцией страны, национальной правовой системой в целом, разработки российских международно-правовых инициатив, пропаганды международно-правовых знаний, подготовки профессиональных кадров.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и