Повестка заседания Правительства РФ на 27 марта 2008 г
1. О плане мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по достижению количественных и качественных показателей, установленных на 2008 год
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
В ведении Министерства находятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.
Министерство осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из целей социально-экономического развития, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральных агентств и федеральных служб, входящих в ведение Министерства, а также координируемых государственных внебюджетных фондов направлена на достижение следующих стратегических целей.
Цель 1 - улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель 2 - повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Цель 3 - повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Цель 4 - повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
Цель 5 - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
В рамках указанных целей Министерство решает 25 задач, выполнение которых оценивается по 82 показателям. Перечень целей, задач и показателей (включая их значения в 2007 и 2008 годах) приведены в приложении.
Общий объем бюджетных ассигнований, выделенных Минздравсоцразвития России как субъекту бюджетного планирования на 2008 год, составляет 261,96 млрд. рублей.
По целям и задачам распределены 260,2 млрд. рублей (99,3%), в том числе по национальному проекту в сфере здравоохранения - 71,2 млрд. рублей (27,4%о), по федеральным целевым программам - 6,7 млрд. рублей (2,6%). Не распределены по целям и задачам 1,76 млрд. рублей (0,7%) - расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
Наибольшая часть расходов (61,2%) направляется на решение цели 3 “Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия” - 160,5 млрд. рублей.
Распределение бюджетных расходов по другим целям следующее:
Цель 1 - улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 17,6 млрд. рублей (6,8%).
Цель 4 - повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов -17,9 млрд. рублей (6,9%).
Цель 5 - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда - 39,5 млрд. рублей (15,2%).
На цель 2 - повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения - ассигнования Министерству как субъекту бюджетного планирования в 2008 году не выделяются.
Финансирование мероприятий по достижению этой цели производится из следующих источников:
- в части повышения заработной платы - за счет средств работодателей, федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
- в части повышения пенсий и отдельных видов социальных пособий - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета;
- в части выплат по социальному страхованию - из средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
- в части выплаты ряда социальных пособий гражданам, нуждающимся в социальной защите - из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на решение целей и задач Минздравсоцразвития России составят в 2008 году 2236,2 млрд. рублей, Фонда социального страхования - 173,3 млрд. рублей, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 43 млрд. рублей.
1. Цель - улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Мероприятия по улучшению демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполняются на основании:
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2007 г.;
Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г.;
Плана основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г.;
Направлений, основных мероприятий и параметров приоритетного национального проекта “Здоровье” на 2008 год, рассмотренных Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 25 декабря 2007 г.) и 4 февраля 2008 г.
Основные показатели демографического развития, запланированные на 2007 год, выполнены. Увеличилась рождаемость. Снизилась смертность. Сверх запланированного уровня сократилось число безнадзорных и беспризорных детей. Увеличились объемы социальной реабилитации этих детей. Перевыполнены показатели объема реабилитационных услуг, оказанных детям-инвалидам в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, и охвата детей всеми формами отдыха и оздоровления.
В связи с улучшением положения семей с детьми, вследствие введения с 1 января 2007 года мер по усилению их материальной поддержки, несколько снизилась потребность в услугах учреждений социального обслуживания семей с детьми.
В 2008 году мероприятия по улучшению демографической ситуации будут продолжены.
На создание благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми направлены следующие мероприятия:
- введение с 1 января 2008 года на основании федерального закона от 1
марта 2008 г.
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и
стоимости набора социальных услуг” ежегодной индексации государственных
пособий гражданам, имеющим детей, исходя из прогнозируемого уровня
инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год и плановый период.
Пособия в увеличенных размерах получат более 2,5 млн. женщин.
Финансирование мероприятия по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется как из средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, так и за счет собственных средств Фонда социального страхования Российской Федерации; - подготовка нормативной правовой базы, обеспечивающей выплату с 1 января 2010 года средств материнского (семейного) капитала, включая проекты постановлений “О Правилах отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии”, “О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г.”;
- проведение мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям и детям первого года жизни (в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”).
В составе этих мероприятий:
- обеспечение на основании родовых сертификатов медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, в том числе медикаментозное обеспечение женщин в период беременности, а также диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет;
- организация работы по обследованию 1,6 млн. детей на наследственные заболевания (галактоземия, муковисцидоз, адреногенительный синдром), а также по аудиологическому скринингу детей первого года жизни;
- совершенствование организации деятельности педиатрических и
родовспомогательных учреждений, включая строительство и реконструкцию
учреждений родовспоможения, лечебно-профилактических и
научно-исследовательских институтов материнства и детства, перинатальных
центров, разработку новых и усовершенствование существующих технологий
оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным, детям и
подросткам, совершенствование неонатального и аудиологического скринингов,
совершенствование диагностики и лечения нарушений репродуктивной функции.
Мероприятия будут проводиться в рамках Федеральной целевой программы “Дети России” на 2007-2010 годы (подпрограмма “Здоровое поколение”), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г.; - организация работы по проектированию, строительству и оснащению современным медицинским оборудованием федеральных и областных (краевых, республиканских) перинатальных центров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2007 г.
В 2008 году первостепенное значение будет уделяться снижению смертности, в первую очередь от предотвратимых причин, поскольку показатели достижения цели, запланированные на 2007 год, не достигнуты в связи с тем, что средства на финансирование соответствующих мероприятий в 2007 году не были выделены. Смертность от болезней кровообращения составила 829,3 на 100 тысяч населения, вместо 800,0. Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (от внешних причин смерти) - 174,8 вместо 170,0. Смертность от всех видов транспортных травм составила в 2007 году 27,4 на 100 тысяч населения, что на 2,2% больше, чем в 2006 году.
В 2008 году в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” предусматривается проведение следующих мероприятий:
- совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми
заболеваниями, включая подготовку кадров, оснащение государственных, в том
числе федеральных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения
муниципальных образований современным оборудованием, необходимым для
проведения диагностических и лечебных вмешательств экстренного и планового
порядка при патологии сосудов сердца и головного мозга.
В ходе реализации мероприятия планируется поставить в лечебно-профилактические учреждения 51 комплект диагностического оборудования.
В результате реализации мероприятия предполагается снизить смертность от болезней системы кровообращения до 780 на 100 тысяч населения, от цереброваскулярных болезней - до 264 на 100 тысяч населения; от ишемической болезни сердца - до 380 на 100 тысяч населения. Число малоинвазивных внутрисосудистых вмешательств для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний будет увеличено на 18 тысяч. - совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях, включая создание соответствующей
нормативной правовой базы.
В ходе реализации мероприятия планируется поставить в лечебно-профилактические учреждения, расположенные вдоль федеральных автомобильных дорог, 95 комплектов диагностического оборудования и 160 реанимобилей.
В результате проведения мероприятия предполагается снизить смертность от транспортных травм до 24 на 100 тысяч населения. - повышение безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь препаратов крови и ее компонентов. Предусматривается сформировать единую информационную базу, обеспечивающую сопровождение технологических процессов заготовки, переработки и хранения крови и ее препаратов, провести модернизацию материально-технической базы учреждений службы крови, провести кампанию по пропаганде массового донорства крови. В 2008 году будут оснащены медицинским оборудованием 5 федеральных службы крови и 16 учреждений службы крови, подведомственных субъектам Российской Федерации, расположенных в непосредственной близости от новых федеральных центров высоких медицинских технологий.
- развитие высоких медицинских технологий. В 2008 году 44 федеральных медицинских учреждения будут оснащены высокотехнологичным медицинским оборудованием, в том числе диагностическим оборудованием, ангиографическими комплексами, магнитно-резонансными томографами, мультисрезовыми компьютерными томографами, роботизированными хирургическими эндоскопическими комплексами, многофункциональными радиохирургическими и радиотерапевтическими комплексами на базе линейного ускорителя.
Развитие высоких медицинских технологий на базе высокотехнологичного медицинского оборудования позволит расширить возможности диагностики и лечения тяжелой сердечно-сосудистой патологии, внедрить новые лапароскопические органосохраняющие вмешательства на органах пищеварительной системы и высокотехнологичные эндоскопических вмешательства, внедрить в клиническую практику новые методы лучевой терапии онкологических больных.
На решение задачи укрепления системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию направлены мероприятия, проводимые в рамках Года семьи в Российской Федерации и федеральной целевой программы “Дети России на 2007-2010 годы” (подпрограмма “Дети и семья”, направления “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и “Семья с детьми инвалидами”), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г.
В 2008 году будет создан Фонд по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учредителем, которого выступит Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Предполагается, что средства фонда, поступающие из федерального бюджета и внебюджетных источников, будут направляться на региональные, муниципальные и некоммерческие программы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Фонд также будет выполнять собственные проекты по развитию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, социальной интеграции детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, развитию институтов и механизмов защиты прав и законных интересов детей, подготовке специалистов (психологов, социальных педагогов, социальных работников и др.), развитию системы индивидуального сопровождения и обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации лечения и лекарственного обеспечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в медицинской помощи.
2. Цель — повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Мероприятия по повышению благосостояния населения, снижению бедности и неравенства по денежным доходам выполняются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г., поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, подписанным 21 декабря 2007 года.
Основные показатели повышения уровня жизни населения, запланированные на 2007 год, перевыполнены. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил по предварительной оценке 13,4% от всего населения вместо планировавшихся 14,4%. Соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом трудоспособного составило 325% вместо 324%, соотношение между средней заработной платой работников бюджетной сферы и прожиточным минимумом трудоспособного населения - 232% вместо 219%.
Вместе с тем, не удалось добиться снижения коэффициента дифференциации доходов между наиболее бедными и наиболее обеспеченными группами населения (коэффициента фондов), который составил по предварительной оценке 16,8 раз вместо планировавшихся 15,6 раз.
Не были также достигнуты запланированные показатели развития пенсионного обеспечения. Соотношение между средним размером пенсии по старости и прожиточным минимумом пенсионера составило 110,6% вместо 114,3%. Причиной этого является более высокая, чем планировалась, инфляция, приведшая к росту величины прожиточного минимума пенсионера.
В связи с этим первостепенное внимание в 2008 году будет уделяться решению вопросов увеличения пенсий.
В дополнение к проведенному с 1 февраля текущего года увеличению страховой части трудовой пенсии на 12% будет проведено с 1 апреля увеличение размеров страховой части трудовых пенсий на 7,5%. Базовая часть трудовой пенсии с 1 августа повысится на 15% и составит 1794 рубля.
В последующем будут подготовлены и реализованы мероприятия, направленные на решение задачи доведения в 2009 году среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.
На основании федерального закона от 1 марта 2008 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг” с 1 апреля 2008 года будут установлены новые повышенные на 8,5%) размеры ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки.
Одновременно с размерами ежемесячной денежной выплаты индексируется сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, которая удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, в случае если он решил воспользоваться набором социальных услуг.
Ежемесячные денежные выплаты в повышенных размерах получат 16,7 млн. человек, имеющих право на дополнительную социальную поддержку в соответствии с федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О ветеранах”, федеральными законами о социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию (Чернобыльская АЭС, Семипалатинский полигон, производственное объединение “Маяк”), “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы”.
Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств, перечисляемых из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Будет продолжена работа по поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения.
На апрель 2008 года запланированы консультации Правительства Российской Федерации с объединениями профессиональных союзов и объединениями работодателей о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 декабря 2008 года.
В 2008 году предусматривается завершить введение новых систем оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. Будут утверждены профессиональные квалификационные группы и по решению Правительства Российской Федерации установлены базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Для федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе пенсионеров, предусматривается провести дополнительную индексацию размеров оплаты на 9% с 1 октября 2008 года.
Таким образом, денежное довольствие и пенсии военнослужащих и приравненных к ним лиц будут проиндексированы в 2008 году дважды и почти на 19%.
Также предусматривается провести индексацию с 1 июля 2008 года должностных окладов судей судов Российской Федерации, прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на 8,5%.
Ожидается, что мероприятия по повышению заработной платы, пенсий и социальных пособий позволят снизить дифференциацию доходов между наиболее бедными и наиболее обеспеченными группами населения.
3. Цель - повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия выполняются на основании:
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г.;
направлений, основных мероприятий и параметров приоритетного национального проекта “Здоровье” на 2008 год, рассмотренных Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 25 декабря 2007 г.
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г.
В результате реализации приоритетного национального проекта “Здоровье” в системе оказания медицинской помощи произошли значительные изменения.
Врачи, работающие на наиболее проблемных участках: первичное звено здравоохранения, родовспоможение, скорая помощь - получили существенное материальное поощрение. Почти треть врачей первичного звена (более 26 тысяч человек) прошли переподготовку и повысили свою квалификацию.
На участки пришли более 7,7 тысяч врачей. Более 40% из них - молодые специалисты.
Заменены десятки тысяч единиц устаревшего оборудования. Обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. Практически все амбулатор-но-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным, эндоскопическим оборудованием. Впервые у граждан России появилась возможность получить полный спектр диагностических исследований. Время ожидания обследований в большинстве амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось с 10 до 3-5 дней.
В результате дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров, которые прошли 14,2 млн. работников бюджетной сферы и работников, занятых на производствах с вредными и опасными факторами, удалось обеспечить снижение показателя первичного выхода на инвалидность.
Уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи увеличился более чем в 3 раза, с 20% в 2005 году до 32% в 2007 году. Эту помощь теперь оказывают не только ведущие федеральные учреждения, но и крупные медицинские центры субъектов Российской Федерации.
В 2008 году мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи будут продолжены.
В рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” будут осуществлены:
- подготовка врачей, по специальностям “Общая врачебная практика (семейная медицина)” “Терапия” и “Педиатрия” - 11 тысяч человек;
- диспансеризация по дополнительным программам: работающего населения и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами - 9,2 млн. человек;
- строительство 11 новых федеральных центров высоких медицинских технологий, подготовка для них медицинских кадров;
- формирование единой информационной базы реализации мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, оснащение медицинским оборудованием и специальным автотранспортом организаций здравоохранения (структурных подразделений), осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, проведение мероприятий по пропаганде массового донорства крови и ее компонентов;
- 5) оказание высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания: в федеральных медицинских учреждениях (162,5 тыс. человек), в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципального образования (35 тыс. человек);
- 6) обследование 22 млн. человек с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита В и С;
- лечение 40 тыс. человек ВИЧ-инфицированных и 3,6 тыс. человек ВИЧ-инфицированных, инфицированных вирусами гепатитов В и С, а также остро нуждающихся в лечении больных вирусными гепатитами В и С;
- мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции;
- иммунизация населения в рамках Национального календаря профилактических прививок против полиомиелита (5,9 млн. человек), против гепатита В (7,0 млн. человек), против краснухи (3,2 млн. человек), против гриппа (35 млн. человек), против дифтерии, коклюша, столбняка (21 млн. человек), против кори и эпидемического паротита (3,4 млн. человек), против туберкулеза (2,1 млн. человек);
- централизованная закупка лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей;
- развитие новых высоких медицинских технологий в федеральных медицинских учреждениях, оснащение высокотехнологичным медицинским оборудованием 44 медицинских учреждений.
Будут продолжены денежные выплаты для 310 тысяч участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер, работающих с названными врачами, медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медицинских сестер скорой медицинской помощи.
В 2008 году в 19 субъектах Российской Федерации завершится реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, основными направлениями которого являются поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, внедрение частичного фондодержания, оценка качества оказания медицинской помощи в амбулаторном звене здравоохранения, реформирование системы оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата их труда, обеспечение персонифицированного учета объёма оказанной медицинской помощи.
Итоги реализации пилотного проекта лягут в основу направлений развития системы здравоохранения, а также будут тиражированы для внедрения в субъекты Российской Федерации.
Помимо приоритетного национального проекта “Здоровье” будут выполняться мероприятия:
- по улучшению здоровья населения и снижению заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекции, инфекций, передаваемых половым путем, психических расстройств, вирусных гепатитов, туберкулеза, сахарного диабета, артериальной гипертонии, а также по снижению уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, в рамках федеральной целевой программы “Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)”;
- по повышению доступности и качества медицинской помощи в рамках федеральных целевых программ “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы”, “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, “Социальное развитие села до 2010 года”, “Развитие Калиниградской области на период до 2010 года”, “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года”, “Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области до 2015 года”.
В 2008 году будут разработаны:
- федеральная целевая программа “Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)”, предусматривающая меры по обеспечению экологической безопасности;
- система мер по снижению рисков для здоровья населения и формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, в том числе направленных на сокращение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов на здоровье населения;
- нормативные правовые акты, направленные на совершенствование Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2009 год;
- нормативные правовые акты, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи гражданам, нуждающимся в трансплантации органов.
В 2008 году будет продолжена работа по модернизации обязательного медицинского страхования, конкретизации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. С учетом опыта приоритетного национального проекта “Здоровье” и пилотного проекта в 19 субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, планируется разработать Концепцию развития здравоохранения до 2020 года и подготовить проект федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.
4. Цель - повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
Мероприятия по повышению эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, выполняются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г., поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В целях повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов будут пересмотрены правила признания лица инвалидом и порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В подготавливаемых проектах соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации предлагается конкретизировать условия, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, определить перечень заболеваний, дефектов и необратимых морфологических изменений, при которых инвалидность устанавливается бессрочно, определить условия установления инвалидности по отдельным нозологическим формам без указания срока переосвидетельствования. Предусматривается определить порядок и условия обеспечения отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями, регламентировать порядок работы с заявлением ветерана о предоставлении технических средств реабилитации. Будут определены порядок ремонта и замены технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, предусмотрена компенсация ветеранам, которые произвели ремонт самостоятельно.
В рамках федеральной целевой программы “Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г., будут проведены мероприятия по развитию реабилитационной индустрии, совершенствованию деятельности центров реабилитации инвалидов, развитию системы комплексной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации будет разработан проект федерального закона “О профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, рода занятий и средств к существованию”, обеспечена реализация Плана мероприятий по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства на 2008-2010 годы.
5. Цель - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Мероприятия по содействию продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда выполняются на основании:
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г.;
Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, подписанного 21 декабря 2007 года;
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г.
Основные показатели занятости населения, запланированные на 2007 год, выполнены. Численность безработных (в соответствии с методологией Международной организации труда) снизилась по сравнению с 2006 годом на 13,8%, численность официально зарегистрированных безработных - на 11,7%. Уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) по отношению к экономически активному населению составил в среднем за год 6,1%, вместо запланированного 6,3%.
Существенно сократилось количество нарушений права граждан на своевременную оплату труда. Удельный вес просроченной задолженности по заработной плате в месячном фонде оплаты труда по экономике в целом составил в декабре 2007 г. 0,34%, вместо запланированного 1,3%.
Мероприятия Минздравсоцразвития России по развитию рынка труда в 2008 году будут направлены на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, стимулирование экономической активности населения и повышение территориальной мобильности рабочей силы, обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу и развитие кадрового потенциала.
В 2008 году планируется:
- подготовить Концепцию действий на рынке труда на 2008-2010 годы и план мероприятий по ее реализации;
- подготовить изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения правового статуса профессиональных стандартов;
- подготовить изменения и дополнения в законодательство о правовом положении иностранных граждан в части квотирования привлечения иностранной рабочей силы.
Предусматривается разработать на федеральном уровне межрегиональные программы в области содействия занятости населения, включающие решение вопросов трудоустройства или обучения в связи с переездом в другую местность, информирования населения и работодателей, организации профессионального обучения и профессиональной ориентации.
В 2008 году будут реализованы мероприятия по:
- стимулированию безработных граждан к участию в активных программах по содействию занятости населения (введение дифференцированной величины пособия по безработице (стипендии), в зависимости от прохождения профессионального обучения, а также актуальности получаемой профессии (специальности);
- совершенствованию координации деятельности органов образования и государственной службы занятости населения в согласовании объемов и профилей подготовки специалистов всех уровней образования; разработке механизмов, позволяющих повысить ответственность образовательных учреждений (всех уровней) за качество и профили подготовки специалистов;
- расширению и развитию форм сотрудничества органов государственной службы занятости населения и работодателей;
- совершенствованию прогнозирования числа вакантных и вновь создаваемых рабочих мест, на которые целесообразно привлечение иностранных работников, совершенствованию учета иностранных работников.
Мероприятия Минздравсоцразвития России по обеспечению безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда будут направлены на снижение травматизма от несчастных случаев на производстве, усиление профилактики и своевременное выявление профессиональных заболеваний.
В 2008 году предусматривается разработать и приступить к реализации программы действий по улучшению условий и охраны труда.
Будут разработаны межотраслевые правила по охране труда; подготовлены проекты типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, разработаны государственные нормативные требования охраны труда в технических регламентах, предусмотренных на 2008 год Программой разработки технических регламентов на 2004-2008 годы.
Планируется разработать Типовую индивидуальную программу реабилитации пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
2. О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации
Меры по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, предлагаемые МПР России, включают корректировку Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (далее – Долгосрочная программа), совершенствование нормативно-правового регулирования законодательства в сфере недропользования, совершенствование структуры организаций геологической отрасли, повышение эффективности технико-технологического и кадрового обеспечения геолого-разведочных работ.
В составе мер по обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации вопрос корректировки Долгосрочной программы, выполненной в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 г., является основным. Целями предлагаемой корректировки Долгосрочной программы являются: повышение энергетической и минерально-сырьевой безопасности России, создание центров экономического развития в восточных регионах страны и в зонах особых геополитических интересов.
В качестве первоочередных задач в откорректированной Долгосрочной программе предлагается определить:
- обеспечение компенсации погашения выявленных запасов углеводородного сырья их приростами, в том числе для обеспечения экспорта углеводородного сырья по трубопроводной системе "Восточная Сибирь – Тихий океан";
- расширенное воспроизводство высококачественных и экономически доступных урановых руд;
- ускорение воспроизводства минерально-сырьевой базы золота в восточных регионах страны за счет месторождений с относительно низким содержанием во вмещающих породах и крупными запасами золота, экономически доступными в условиях роста цен на металлы;
- создание минерально-сырьевых баз никеля и платиноидов в Восточно-Саянской провинции и Северо-Западном регионе Российской Федерации;
- создание новых минерально-сырьевых баз черных и цветных металлов в районе проектируемой железнодорожной магистрали “Урал Промышленный - Урал Полярный”;
- определение ресурсного потенциала дна Мирового океана на наличие железо-марганцевых конкреций и руд цветных металлов;
- выявление ресурсов и запасов редких и редкоземельных элементов для высокотехнологичных производств и ядерной энергетики.
Долгосрочную программу предлагается дополнить новыми разделами, содержащими мероприятия по проведению геологоразведочных работ в Мировом океане и региональных работ, в том числе комплексное геолого-картографическое обеспечение изучения недр, мониторинг и охрану геологической среды. Предполагается значительно расширить спектр видов полезных ископаемых, поиск которых предусматривается мероприятиями Долгосрочной программы, в частности, добавить группы редких, редкоземельных, рассеянных элементов. Кроме того, предлагается включить в Долгосрочную программу тематические и опытно-методические работы по анализу эффективности воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, совершенствованию методик и технологий проведения геолого-разведочных работ, а также работы по государственному геологическому информационному обеспечению.
Вторым важным механизмом повышения эффективности государственной политики в сфере изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов является совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере недропользования в целях повышения инвестиционной привлекательности геологического изучения недр. В частности, в настоящее время МПР России дорабатываются законопроекты о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части конкретизации условий пользования недрами, оснований и порядка досрочного прекращения права пользования недрами, урегулирования порядка изменений лицензии и требований к содержанию проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, установления возможности изменения границ горных отводов, порядка проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, а также о внесении изменений в федеральные законы "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в целях конкретизации особенностей предоставления в пользование и условий пользования участками недр, а также исключения излишних административных барьеров в части необходимости получения пользователями недр разрешений на производство буровых работ, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений на условиях, определенных лицензией на пользование недрами.
Важной мерой по совершенствованию государственного геологического изучения недр, по мнению МПР России, является совершенствование структуры организаций геологической отрасли. В частности, подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о передаче в ведение Роснедр 17 федеральных государственных унитарных предприятий геологического профиля (предполагаемых к акционированию на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 г.), а также о наделении Роснедр полномочием по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в области геологии и акции которых находятся в федеральной собственности. Данное предложение обосновывается МПР России тем, что акционирование государственных предприятий приводит к снижению объемов выполнения геологоразведочных работ, утрате высококвалифицированных специалистов, а продажа акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, - к их перепрофилированию, утрате накопленных на протяжении многих десятилетий информационных материалов.
В качестве мер по технико-технологическому и кадровому обеспечению геолого-разведочных работ МПР России планирует осуществить разработку концепций развития технических средств и технологий в недропользовании, кадрового обеспечения геологической отрасли, проекта основ государственной политики в области развития нефтегазового сервиса страны.
3. О проекте федерального закона "О передаче технологий"
Законопроект "О передаче технологий" направлен на реализацию положений пункта 5 статьи 1546, пункта 2 статьи 1547, статьи 1549 и статьи 1551 главы 77 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вводимой в действие с 1 января 2008 года.
Законопроект будет регулировать отношения в области распоряжения правами на единые технологии (далее - технологии), принадлежащие полностью или частично Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации, с целью их практического применения (внедрения).
Российской Федерации принадлежит право на созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета технологию в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 1546 ГК РФ, а субъекту Российской Федерации - в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 1546 ГК РФ.
В целях обеспечения вовлечения указанных прав в гражданский оборот и практического применения (внедрения) технологий ГК РФ обязывает Российскую Федерацию и (или) субъект Российской Федерации отчуждать права на технологии лицам, заинтересованным во внедрении технологий и обладающим реальными возможностями для их внедрения (п. 1ст. 1547 ГК РФ).
Особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, должны определяться законом о передаче федеральных технологий (п. 5 ст. 1546 ГК РФ).
Вместе с тем, согласно положениям п. 2 статьи 1547 ГК РФ порядок проведения конкурса или аукциона по отчуждению Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации прав на технологию, а также случаи и порядок передачи Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации права на технологию без проведения конкурса или аукциона должны регулироваться законом о передаче технологий.
С учетом этого подготовлен единый правовой акт, охватывающий нормативное регулирование передачи технологий, созданных за счет или с привлечением как средств федерального, так и региональных бюджетов, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий - проект федерального закона "О передаче технологий".
В законопроекте предлагается:
- установить правила распоряжения правами на федеральные технологии и технологии, принадлежащие субъектам Российской Федерации;
- определить понятие "передача технологий", согласно которому под передачей технологии будет пониматься и отчуждение прав, и их передача по лицензионному договору;
- определить случаи, когда распоряжение правами будет осуществляться по договору об отчуждении прав или по лицензионному договору;
- определить в соответствии с положениями ст. 1550 ГК РФ условия передачи права на часть технологии (то есть на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии);
- наделить государственных заказчиков полномочиями по распоряжению от имени Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации правами на технологии путем организации конкурсов или аукционов, передачи прав на технологии без проведения конкурса или аукциона, заключения договоров с лицами, приобретающими права на технологии;
- определить порядок распоряжения правами на технологии, принадлежащие совместно Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации и другим лицам (лицу, организовавшему создание технологии (исполнителю), инвесторам).
Законопроект в соответствии с п. 5 ст. 1546, ст. 1547 устанавливает порядок отчуждения Российской Федерацией и (или) субъектом Российской принадлежащих им прав на технологии. Приоритетным является отчуждение прав на технологию по конкурсу. При невозможности передачи технологии на конкурсной основе (в частности, если конкурс объявлен несостоявшимся), передача технологии должна осуществляться в результате проведения аукциона. При этом конкурсы и аукционы по общему правилу являются открытыми. Передача технологий на закрытом конкурсе или аукционе допускается лишь в тех случаях, когда сведения о технологии составляют государственную тайну.
Законопроект регулирует процедуру проведения конкурсов и аукционов, устанавливает существенные условия договоров о передаче технологий (договоров об отчуждении прав на технологию и лицензионных договоров), среди которых - обязанность внедрения технологии в практическую деятельность, а также определяет случаи и порядок передачи прав на технологию без проведения конкурсов и аукционов.
Законопроект в соответствии с п. 3 ст. 1547 ГК РФ определяет порядок реализации исполнителем, которым было организовано создание технологии, преимущественного права на заключение с Российской Федерацией и (или) субъектом Российской Федерации договора о приобретении права на технологию.
Законопроект также в целях стимулирования доведения созданных за счет средств бюджета технологий до стадии практического применения предусматривает возможность заключения и существенные условия особого вида соглашений - соглашения о проведении дополнительных работ, направленных на доведение разработанной технологии до стадии практического применения, а также устанавливает порядок проведения конкурсов на выбор лица, с которым будет заключено соглашение о проведении дополнительных работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения.
В соответствии с соглашением о проведении дополнительных работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения, исполнитель обязуется проводить дополнительные работы, направленные на доведение разработанной технологии до стадии практического применения, лицо, заинтересованное во внедрении технологии, обязуется осуществлять финансирование этих работ в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением, а лицо, осуществляющее распоряжение правом на технологию, обязуется по завершении работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения, заключить с лицом, заинтересованным во внедрении технологии, договор о передаче этому лицу права на технологию на условиях, определяемых соглашением.
Также законопроект определяет условия распоряжения правами на технологии, совместно принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и иным лицам. Отношения, связанные с правами на технологии, принадлежащие совместно нескольким лицам, регламентируются статьей 1549 ГК РФ. Положения указанной статьи, касающиеся порядка распоряжения правами Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации на технологию, созданную с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации и средств других инвесторов, требуют дополнительного законодательного урегулирования, т.к. в них отсутствуют правовые нормы, определяющие условия совместного осуществления прав на технологии, созданные с привлечением бюджетных средств, что негативно отразится на процессе их практического применения с участием частного бизнеса.
Законопроект исходит из того, что его нормы о распоряжении правами на технологии на конкурсной основе или в результате проведения аукциона по правилам законопроекта будут применяться, только если доля Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в финансировании создания технологии составляет не менее 50%, и при этом все остальные правообладатели отказались от реализации своего первоочередного права на приобретение технологии в полном объеме. Законопроект определяет порядок осуществления данного первоочередного права и устанавливает, что лицу, являющемуся совладельцем и реализовавшему такое право, предоставляется отсрочка на выплату лицензионного вознаграждения или вознаграждения за отчуждение права на технологию на срок не менее одного года. Это обусловлено тем, что лицу, уже принявшему участие в финансировании создания технологии и приобретающему право на технологию в полном объеме, для практического применения этой технологии потребуется в начальный период освоения технологии дополнительное вложение средств.
При этом законопроект определяет лицо, уполномоченное от имени всех правообладателей распоряжаться правом на технологию, принципы распределения доходов между правообладателями от распоряжения правом на технологию (пропорционально доле каждого правообладателя в финансировании создания технологии, если иное не предусмотрено соглашением правообладателей).
В случае, если доля Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в финансировании создания технологии составляет менее 50%, условия и порядок передачи прав на технологию, распределения дохода от передачи технологий между правообладателями определяются по соглашению правообладателей.
Также законопроект определяет процедурные особенности механизма передачи права на технологию гражданского назначения, созданную за счет или с привлечением бюджетных средств, для использования на территориях иностранных государств.
В настоящее время условия экспорта технологий гражданского назначения, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, предусмотренные ст. 1551 ПС РФ, законодательно не урегулированы.
Передача прав на технологии гражданского назначения для использования за рубежом допускается с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. При соблюдении указанного условия договор о передаче технологий должен быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих сделок, а также определяет, что порядок государственной регистрации таких сделок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
Принятие федерального закона' "О передаче технологий" обеспечит завершение процесса законодательного регулирования в России процессов закрепления, распределения и распоряжения правами, упорядочит отношения в сфере результатов интеллектуальной деятельности, даст импульс для активизации передачи технологий в экономику и, в конечном итоге, обеспечит развитие национальной сферы инноваций.
Реализация данного федерального закона не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из федерального бюджета.
4. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Статьей 28.8 КоАП России установлено, что протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, максимальный срок, отведенный КоАП России для сбора доказательств по делам об административных правонарушениях, связанных, в частности, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 6.8 КоАП России), потреблением наркотических средств без назначения врача (статья 6.9 КоАП России), пропагандой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (статья 6.13 КоАП России), нарушением правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (статья 6.15 КоАП России), и другими административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, составляет не более трех суток.
Вместе с тем, как показывает практика, этого времени недостаточно для сбора всех необходимых доказательств по делам об административных правонарушениях данной категории.
Объем процессуальных действий и материалов, необходимых для доказывания вины по указанным административным правонарушениям, фактически сопоставим с соответствующим объемом работы по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228-234 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В частности, во многих случаях необходимо осущес