Новости и аналитика Новости Совет Федерации обсудил проблемы законодательного обеспечения геологоразведки

Совет Федерации обсудил проблемы законодательного обеспечения геологоразведки

Проблемы законодательного обеспечения геологического изучения недр России обсуждены на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Их организатор Комитет палаты по природным ресурсам и охране окружающей среды пригласил к дискуссии парламентариев, представителей органов власти и управления, отраслевой науки, коммерческих и общественных организаций.

Открывая заседание, заместитель Председателя СФ Дмитрий Мезенцев, в частности, отметил, что парламентские слушания - серьезный вклад в осмысление ситуации, сложившейся в геологоразведке за последние годы. Для развития этой отрасли экономики, заявил вице-спикер палаты, требуется опираться на совершенную, взаимоувязанную законодательную базу.

Д.Мезенцев полагает необходимым подготовить проект закона «О геологическом изучении недр РФ».

Со своей стороны, глава профильного комитета верхней палаты российского парламента Виктор Орлов заметил, что геологоразведка - это процесс получения и осмысления информации о составе и строении недр. Без этого, по его словам, немыслимо развитие многих отраслей экономики, в том числе долгосрочное прогнозирование размещения производственных сил, гражданско-промышленное строительство, а главное - невозможна организация системы жизнеобеспечения. Ведь геологоразведка – это и питьевое водоснабжение, и предупреждение опасных геологических явлений, и размещение опасных отходов. Ее значение В.Орлов пояснил таким примером: нефть в Западной Сибири страна искала 30 лет, и вот уже 30 лет с переменным успехом она ищет защищенные подземные источники водоснабжения для крупных городов.

Главной задачей государственного геологического изучения недр является формирование современной системы знаний о геологическом строении суши и шельфа, в том числе для обеспечения основ поиска месторождений полезных ископаемых, продолжал председатель Комитета СФ. Эта задача, по его словам, никем, кроме государства, ставиться и финансироваться не будет. Для ее выполнения должна быть сформирована государственная служба или государственный сектор геологической службы страны, подчеркнул В.Орлов. Пока же, добавил он, в долгосрочной программе Министерства природных ресурсов такие работы составляют не более 20 процентов объемов финансирования всех бюджетных работ.

Вторая проблема, продолжал докладчик, – отсутствие законодательно регламентированной ответственности за состояние, восполнение и развитие минерально-сырьевой базы /МСБ/. Законом предусмотрен лишь сбор и хранение информации об ее состоянии. Система лицензирования также не содержит требований к недропользователю, кроме как по объемам и срокам выполняемых работ.

Характеризуя основные проблемы отрасли, председатель профильного комитета Совета Федерации указал на нехватку буровых установок, превалирующий объем импортного оборудования и комплектующих, полную зависимость сейсмогеофизики от импортных поставок, недостаток квалифицированных рабочих кадров.

Как было сообщено на заседании, в результате административной реформы функции единой государственной геологической службы сегодня оказались рассредоточены по 4-5 министерствам и ведомствам. Назрела необходимость объединить их в едином органе государственного управления, заключил В.Орлов.

Участники слушаний констатировали, что геологическое изучение недр является общегосударственной задачей. По их убеждению, обладание собственной современной геологической службой, квалифицированными кадрами, новейшими технологиями прогнозирования поисков и разведки полезных ископаемых, производственными и научными мощностями является важнейшим признаком развитости страны, ее сырьевой независимости и не меньшим богатством, чем обладание крупными запасами ресурсов.

Специалисты указывали, что начавшееся в 1992 году кратное падение объемов геологоразведочных работ привело к системному кризису отрасли, который, несмотря на рост объемов финансирования в последние годы, усиливается. В критическом состоянии находятся остатки производственного, кадрового, научного, технического и технологического потенциала, рассредоточенного по мелким и средним предприятиям и частично в некоторых крупных добывающих компаниях. Они отмечали, что российская геология фактически утратила способность к самовосстановлению, которое возможно лишь при активном вмешательстве государства. Резко снизилось качество геологоразведочных работ и достоверность запасов. Срываются сроки подготовки сырьевой базы для заполнения нефтью стратегического трубопровода, возникли проблемы с размещением федерального заказа. Как было сообщено на заседании, слабо пополняется геологическая информация, лежащая в основе защиты национальных интересов на континентальном шельфе, в Мировом океане, в Арктике и Антарктике; практически прекращен сбор и обобщение геологических данных о сырьевых базах других стран. Несбалансированные цели, задачи, система управления и организационная структура отрасли создают реальные угрозы сырьевой и экономической безопасности, подчеркнули участники парламентских слушаний.

К сожалению, отмечалось в ходе дискуссии, в действующем законодательстве не определена обязанность государства обеспечить опережающее геологическое изучение недр и прирост запасов полезных ископаемых, подготовленных для промышленной разработки, а также ответственность правительства и уполномоченных министерств и ведомств. Не указаны ни обязанности государства, ни ответственность заказчиков и исполнителей работ за своевременность и качество, прежде всего достоверность выявленных или разведанных запасов полезных ископаемых. Отсутствие этих требований позволяет Минфину России занижать расходы федерального бюджета на нужды отрасли, а Минприроды - сокращать количество объектов и стадий, финансируемых за счет государственных средств, было заявлено в ходе дискуссии.

Кризисное положение в геологоразведке, констатировалось на заседании, обусловлено отсутствием законодательно закрепленной ответственности Правительства РФ за состояние геологической изученности территории и шельфа государства, восполнение минерально-сырьевой базы путем ежегодного прироста разведанных и оцененных запасов, а также прогнозных ресурсов полезных ископаемых, обновление и пополнение информационной базы о состоянии недр России. Кроме того, накладывает свой отпечаток на непростое положение в геологоразведке и отсутствие законодательно закрепленной ответственности недропользователей за полноту и качество геологического изучения и использование распределенного фонда недр. Отсутствие правовых и экономических условий реализации продукции геологического изучения в рыночных условиях, ускоренная приватизация предприятий минерально-сырьевого комплекса в отрыве от связанных с ними геологоразведочных предприятий и принудительная приватизация (ликвидация) геологоразведочных предприятий крайне неблагоприятно отражаются на общей ситуации в отрасли. Еще одна причина кризиса - нецелевое использование в 1990-х годах средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и ликвидация в начале в века целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Как было констатировано в ходе дискуссии, ситуация усугубляется отсутствием рыночных механизмов и системы поощрения открытий новых месторождений полезных ископаемых, а также сокращением полномочий субъектов РФ в геологическом изучении недр.

Для исправления ситуации участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству страны разработать и принять национальную программу развития минерально-сырьевой базы на период до 2030 года. Они высказались в пользу разработки законопроекта о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство об ответственности государства за геологическое изучение недр в интересах развития отечественной экономики и обеспечения национальной безопасности. Профессиональное сообщество предложило централизовать все полномочия по государственному регулированию геологоразведки и управлению государственными геологическими организациями. Эксперты подчеркнули настоятельную потребность в приостановке приватизации предприятий геологического профиля, которые контролируются государством, и указали на необходимость сформировать на базе геологических организаций укрупненные научно-производственные структуры. Специалисты отметили необходимость разработки и принятия программы их технического и технологического перевооружения, укрепления их кадрового состава. Они призвали Кабинет министров изменить систему размещения госзаказа на геологическое изучение недр, восстановить в структуре ответственного органа власти функции государственного геологического контроля эффективности использования финансов, правильностью применяемых методик, видов и объемов работ, выполнения показателей по приросту запасов.

Перед Федеральным Собранием РФ участники парламентских слушаний поставили задачу разработать правовые нормы, которые бы регламентировали ответственность федеральных и региональных органов власти, недропользователей за геологическое изучение недр и восстановление минерально-сырьевой базы. Они подчеркнули, что законопроекты, предусматривающие совершенствование законодательства о недрах, должны считаться особо важными, приоритетными и рассматриваться в первоочередном порядке.

Читать ГАРАНТ.РУ в и