Новости и аналитика Новости Вадим ГУСТОВ: "Прецедент признания самопровозглашения независимости Косово может оказать негативное влияние на отношения России с рядом дружественных нам государств"

Вадим ГУСТОВ: "Прецедент признания самопровозглашения независимости Косово может оказать негативное влияние на отношения России с рядом дружественных нам государств"

— Вадим Анатольевич,  чем, с Вашей точки зрения, руководствуются сегодня сторонники признания независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики?

Без всякого сомнения, ситуацию с непризнанными республики коренным образом изменил прецедент признания самопровозглашения независимости Косово от Сербии. И тот факт, что правительства ряда государств поспешили признать это самопровозглашение. В результате, как мы знаем, появились обращения к России непризнанных Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики.

Я бы обратил внимание на то, кто конкретно признал  самопровозглашение Косово. США, Австралия, Турция, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Австрия, Дания, Эстония, Латвия, и т.д. - всего более 20 стран. То есть, отделение Косово от Сербии поспешили закрепить как раз те государства, которые за небольшим исключением (Турция с её курдской проблемой, да Великобритания с Ирландией и Уэльсом) меньше всего смогут ощутить на собственном опыте негативные последствия такого шага.

У нас ситуация совершенно иная. Во-первых, наше признание независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики противоречит Хельсинским договоренностям 1975 года о незыблемости границ европейских государств. Россия , как правопреемник СССР, их признала.

Во-вторых, могут быть самые серьезные последствия в случае признания Россией статуса независимых государств Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики.

— Какие сценарии развития событий, по Вашему мнению, в этом случае наиболее вероятны?

В первую очередь, ухудшится безопасность в этом регионе. Очевидно, что в случае признания Россией независимости этих республик статус миротворцев в Абхазии и Южной Осетии станет совершенно иным. И тогда грузинское руководство, уже обоснованно, предложит Совету глав государств отозвать из зоны конфликтов миротворческие силы СНГ, которые состоят  из российских военнослужащих. И нам, вероятнее всего, придется прекратить мандат миротворческих сил в Грузии.

А ведь присутствие там российских миротворцев - это один из ключевых элементов безопасности в регионе. Заметьте, что, несмотря на все инсинуации грузинских, да и западных политиков, международное сообщество давно признало неоценимую роль миротворцев в поддержании мира в регионе, в возвращении беженцев, всего населения в зонах конфликтов к мирной жизни.

Известно, что в Грузии немало горячих голов, готовых ринуться в бой. После вывода миротворцев на южных рубежах России на долгие годы может возникнуть серьезный очаг напряженности, который сам по себе приведет к экономической блокаде непризнанных государств. Во многом эта ситуация скажется на международном авторитете России.

— Под большим вопросом оказываются и перспективы сохранения добрососедских отношений с Грузией, не так ли?

Безусловно. А для России очень важны добрососедские отношения с Грузией. И я имею в виду не президента Саакашвили, ведь президенты приходят и уходят, а Грузию, как давнего и надежного партнера России. И многолетнюю дружбу между россиянами и грузинами. 

Ежегодно Россия оказывает немалую гуманитарную помощь нашим соотечественникам в Грузии, поддерживает русский язык, русскую культуру. Все это после признания независимости Абхазии и Южной Осетии станет трудновыполнимым.

Сегодня у России с Грузии есть межправительственное соглашение о приграничном сотрудничестве с регионами Южной Осетии. Из всех постсоветских государств России удалось заключить подобные соглашения, очень важные и необходимые приграничным регионам, только с двумя странами.

Это соглашение с Грузией открывает новые возможности для всестороннего приграничного сотрудничества. И многое здесь делается, особенно, со стороны Северной Осетии. Ничто, уже сегодня не мешает нам содействовать негосударственным коммерческим структурам взаимодействовать со своими партнерами и в Абхазии, и в Цхинвале по восстановлению железных и автомобильных дорог, газификации и электрификации городов и сел, использованию аэропортов, морских портов, развитию инфраструктуры жизнеобеспечения. За этим стоит решение многих социальных проблем, снижение безработицы и даже преступности.

Если Россия выступит за независимость Абхазии и Южной Осетии, об этом соглашении, как и о многих других  межгосударственных договоренностях России и Грузии можно будет забыть.

Проблема, которая подтолкнула Абхазию, Южную Осетию и Приднестровскую Молдавскую Республику обратиться к России, безусловно, есть. Однако, решая её, следует иметь в виду, что Грузия никогда не согласится с независимостью Абхазии и Южной Осетии. Также поступит и Молдова в отношении Приднестровья. Также поступят Армения с Азербайджаном после обращения Карабаха к России - а оно обязательно последует в случае признания нами Абхазии, Северной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики. Если идти по пути признания всех их, России придется готовиться к обострению отношений с рядом дружественных нам государств. 

— Какой  вариант развития событий предпочтительнее для России и конструктивнее с точки зрения наших внешнеполитических интересов?

И для нас, и для жителей непризнанных республик предпочтительнее продолжить поиск взаимоприемлемых решений в рамках международного права, продолжить совместно с конфликтующими сторонами и международными организациями. Хорошую основу для этого содержат последние решения Совета Безопасности ООН, к примеру, по Абхазии.

В частности, в резолюции Совбеза от 15 октября 2007 года подчеркивается необходимость «в срочном порядке обеспечить экономическое развитие в Абхазии, Грузия, в целях улучшения жизни общин, затронутых конфликтом, в особенности беженцев и внутренне перемещенных лиц». С учетом этого, вполне логичным представляется пересмотр российской стороной Решения Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года, в соответствии с которым вводились серьезные ограничения на взаимодействие с властями Абхазии по государственной линии. Это предложение встретит поддержку со стороны других государств Содружества.

Заслуживает внимания предложение принятия более спокойных мер обеспечения приоритетной роли России в решении этих конфликтов. Нужно подержать предложение по открытию в Сухуми и Цхинвале консульств России. Это, важный шаг для большей защищенности проживающих там российских граждан.

Нужно учиться делать выводы из уроков, которые нам преподносит история. Посмотрите на отношения США и Тайваня. Несмотря на разрыв в 1979 году дипломатических отношений, прямые связи между двумя странами успешно развиваются на неправительственной основе. Для США сохранение бесконфликтных отношений с Китаем оказалось дороже сиюминутных экономических и политических выгод, которые он получили бы, поддержав его непризнанную территорию. Взаимоотношения США и Тайваня определяются достаточно мудро - специальным «Законом об отношениях с Тайванем», принятым Конгрессом США в том же 1979 году.

В мировой практике широко известны случаи, когда решение вопроса откладывается. Нам необходимо пойти по такому же пути - всемерно поддерживая непризнанные республики в рамках действующего международного права, проработать вопрос о предоставлении им «отложенного статуса».

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и