Новости и аналитика Интервью Алексей Пауков: "Чем больше поставщиков – тем выше эффективность системы госзакупок"

Алексей Пауков: "Чем больше поставщиков – тем выше эффективность системы госзакупок"

Алексей Пауков

Сегодня законодательство в сфере размещения государственного заказа имеет достаточно четкую структуру, работают единые правила. Трудно поверить, но еще пять-шесть лет назад все было иначе: государственный заказ представлял собой "лоскутное одеяло" – каждый субъект федерации, каждый орган власти решал вопросы закупок в большой степени самостоятельно, на свой страх и риск. О том, что ждет госзакупки в ближайшем будущем, портал ГАРАНТ.РУ выяснил у генерального директора компании "Электронный Экспресс" (УЦ ГАРАНТ), эксперта Некоммерческого партнерства РОСЭУ, к. э. н. Алексея Паукова.

Алексей Анатольевич, как Вы считаете, должно ли государство поддерживать участников госзакупок?

Давайте в крупном плане посмотрим на ситуацию. Госзакупки – важный фактор экономического роста, наряду с потреблением домохозяйств и закупками производственного сектора. С помощью рычагов государственного заказа можно и нужно эффективно решать задачи развития отечественного производства, импортозамещения, малого и среднего предпринимательства. В связи с этим участие в государственных закупках для отечественного бизнеса должно быть обеспечено реальными возможностями: участвовать и побеждать, получать заказы и развиваться. В этом поставщикам нужно помогать. Но не "водить за руку", не стараться все сделать за поставщика, а создавать благоприятные условия, формировать необходимую инфраструктуру для информирования, обучения, консультирования и защиты.

В целом, массовое вовлечение поставщиков в сферу закупок, особенно в сегменте "текущих регулярных" закупок, где не требуется какая-то экстра-квалификация – это важный результирующий показатель политики регулирования госзакупок. Его состояние характеризует сформированность системы государственного заказа и эффективность мер государственного управления. Особенно важно это в условиях непростой экономической ситуации.


Хотите составить госконтракт, но не знаете, как? Вам поможет "Конструктор правовых документов" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!


И какой конкретно поддержки ждут участники госзакупок?

Мы сами выступаем в роли поставщика. Как рассуждает поставщик?

Участвовать в госзакупках в "новой реальности" стало проще благодаря электронным технологиям, закупки стали прозрачнее и доступнее, но при этом участие в госзакупках сопровождается процедурными особенностями. Это объективный фактор: сложная система, которая стремительно развивается, в какой-то момент принимает состояние, требующее от участника целого набора навыков и умений. Может быть, не таких уж сложных, но специфических и объемных.

Первое, что предложил бы поставщик, – убрать все формальности и сложности, сделать процедуры участия и заявки максимально простыми. Но давайте будем реалистами, у нас пока не укоренилась "презумпция доверия" поставщикам, и другую сторону – заказчика – тоже нужно понять. Госзакупки – сфера денежная. Если объем закупок исчисляется триллионами рублей, они неизбежно будут манить разного рода недобросовестных деятелей. Отсюда и потери, оцениваемые экспертами по итогам 2014 года в размере около 1 трлн руб., при этом только в офшоры выведено 272 млрд руб. Коррупционная составляющая – основной риск контрактной системы. Объем закупки у единственного поставщика сейчас составляет около 30% от общего объема закупок.

Таким образом, необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны, не допустить коррупции, а с другой – не "кошмарить" лишний раз и заказчиков, не парализовать их работу проверками. Какой выход из этой ситуации? Нужно стандартизировать процедуры, чтобы заказчик понимал: если он не нарушает установленную процедуру, то и нормативно он защищен. Поскольку совсем без процедур нельзя, они должны быть оптимальными. Необходимыми и достаточными, как говорят математики.

Как Вы представляете себе идеальную стандартизированную процедуру госзакупок? 

Во-первых, это должна быть система, основанная на использовании электронных услуг: электронной подписи, электронной площадки, электронного документооборота, электронной системы управления рисками и электронного анализа массивов данных. Сейчас мы на правильном пути, уже многое сделано. Показательно, что в прошлом году более 50% закупок прошли в форме электронного аукциона. Мы не тратим время на подачу заявки или подписание госконтракта и можем легко сделать это с использованием электронной подписи, не выезжая в соседний регион (если закупка организована именно там).

Что дальше? Единая информационная система должна открыть новые возможности: не только объединить на едином портале информацию о закупках, но и обеспечить закрытие исполнения контракта электронными актами и накладными, избавить участников контрактных отношений от многочисленных проверок, а также организовать процедуру сквозного контроля на основе обработки массивов данных о заключенных и исполненных контрактах.

Во-вторых, необходимо нормировать типовые закупки, ввести "каталогизацию" предметов закупок, сформировать приемлемые параметры лотов по типовым закупкам для исключения необоснованных расходов. А самое главное – существенно сократить количество закупок, "заточенных" под определенного поставщика.

Третья возможность – формирование алгоритмов работы с типовыми закупками. Сейчас это часто реализуется на местах через создание специализированных комитетов по государственным закупкам, которые помогают заказчикам формировать описание потребности и оказывают организационно-консультативные услуги.

Вы говорите об упрощении процедуры закупок, при этом описали столько сложных вещей и употребили такое количество специфических терминов. Как заказчикам и поставщикам без специальных знаний справиться с организацией и проведением закупок?

В отсутствие специальных знаний разобраться во всех процедурных особенностях госзакупок нелегко и сейчас – для этого требуется целый набор специфических навыков и умений. Их нужно либо освоить, либо передать на аутсорсинг. Аутсорсинг экономически выгоден поставщикам с небольшими объемами, которым нецелесообразно проводить обучение сотрудников работе в сфере госзакупок.

Организации, оказывающие помощь в проведении закупок, уже созданы и успешно работают на рынке. Их можно назвать "профессиональными участниками тендерного рынка" или "тендерными брокерами", если хотите. Тендерных брокеров отличает хорошая подготовка по специальным информационно-правовым вопросам и надежная сервисно-техническая поддержка.

Какие требования предъявляются к тендерным брокерам?

Сейчас статус брокера не урегулирован, поэтому фактически брокером может стать любое лицо. Поэтому при выборе брокера нужно быть осмотрительным, так как часто подготовка и добросовестность ряда компаний может вызывать сомнения. На мой взгляд, для тендерных брокеров необходимо вводить профессиональную аттестацию, подтверждение квалификации, меры ответственности. Возможно, даже лицензировать их деятельность. Но нельзя и в крайности уходить. Важно, чтобы на рынке брокеров появилась конкуренция – тогда стоимость услуг будет оптимальной для поставщика, а государство и бизнес смогут сосредоточиться на своих целевых функциях. При этом тендерные брокеры могут работать на основе самоорганизующейся модели – она оптимальна с точки зрения расходов государства и участников системы закупок.

Какое будущее госзакупок видите Вы?

Сегодня сфера госзакупок – одна из самых динамичных и прогрессивных сфер госуправления. При этом она во многом выстроена на принципах государственно-частного партнерства. Нормотворчество и правоприменение будут динамично развиваться, предстоит большая работа законодателя, заказчиков, поставщиков, операторов электронных площадок, удостоверяющих центров, финансовых институтов.

С экономической точки зрения и текущий, и следующий год будут сложными. Экономисты не испытывают оптимизма. Сохраняются риски нестабильности на финансовом рынке. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, ВВП страны в 2015 и в 2016 году будет снижаться. Потребители стали консервативнее, фактор потребительского спроса работает не так, как хотелось бы. Отток капитала из России в 2016 году также увеличится. Возрастающие темпы оттока капитала в сравнении с притоком инвестиций – это тоже ранний показатель снижения экономического роста, он также формирует негативные ожидания.

Тем не менее, госзаказ останется одним из относительно устойчивых факторов спроса. В сфере госзакупок ситуация в среднесрочной перспективе будет лучше, чем в отдельных отраслях производства и на потребительских рынках. По моим прогнозам, бизнес будет испытывать большое желание участвовать в госзакупках, поэтому нужно создавать условия для широкого участия в них малого и среднего бизнеса.

  

Интервью: 

Алексей Пауков

Алексей Пауков: "Работы у госзаказчиков добавится. Труд контрактных офицеров будет в цене"
Генеральный директор ООО "Электронный Экспресс", эксперт Некоммерческого партнерства РОСЭУ, к. э. н.

Читать ГАРАНТ.РУ в и