Новости и аналитика Интервью Алексей Пауков: "Работы у госзаказчиков добавится. Труд контрактных офицеров будет в цене"

Алексей Пауков: "Работы у госзаказчиков добавится. Труд контрактных офицеров будет в цене"

Алексей Пауков

Алексей Анатольевич, подходит к завершению 2014 год. Что можно считать основными итогами уходящего года в сфере государственного заказа?

Это был год становления контрактной системы. Вышло множество уточнений и разъяснений, которые адаптировали исходные идеи и положения Закона № 44-ФЗ [Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". – Ред.] к реальной практике. Можно сказать, что в целом контрактная система заработала. Год еще не завершен, но уже размещено 1,8 миллиона лотов на общую сумму 3,2 трлн руб. В цифрах этот показатель сопоставим с тем, который был достигнут в прошлом году. Качественные оценки расходятся: кто-то считает Закон № 44-ФЗ более эффективным, кто-то менее эффективным, чем ранее действовавший Закон № 94-ФЗ [Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". – Ред.]. 

 

 

Лоты

График 1. Динамика закупок в 2013-2014 годах по цене лотов (все регионы РФ) (источник данных: официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг)

Суммы

График 2. Динамика закупок в 2013-2014 годах по начальной цене (все регионы РФ) (источник данных: официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг)

 

Давайте начнем с хорошего. Какие плюсы действия контрактной системы можно выделить?

Заказчик стал чувствовать себя свободнее при организации конкурентных процедур. У него появилась возможность самостоятельно определить способ их проведения в зависимости от предмета закупки. Раньше основным инструментом был открытый аукцион в электронной форме, и особого выбора не было. В то же время, давайте посмотрим внимательно: оказалось, что электронные аукционы и в 2014 году остались самым популярным способом определения поставщика. Их вес составил 56% в общей массе закупок по Закону № 44-ФЗ.   

Диаграмма 1. Распределение заказа по способам определения поставщика в системе госзакупок в 2014 году (все регионы РФ) (источник данных: официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг)

 

Объективно электронный аукцион действительно удобен. Это "путь наименьшего сопротивления" при организации закупок по большей части товарной номенклатуры и типовых услуг. Заказчики научились с ним работать еще в прошлые годы. Ведь настоящий прорыв в организации госзакупок был связан именно с введением электронных аукционов – напомню, это полномасштабно произошло в начале 2011 года. Вот тогда было трудно – все было впервые. Были, конечно, сомнения, что инерцию сотен тысяч бюджетных организаций получится преодолеть. Помню разговор с Михаилом Евраевым, который тогда работал начальником управления ФАС по контролю за размещением государственного заказа (в настоящее время заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ. – Ред.). Впечатлила его уверенность в том, что все получится. И действительно, со временем на новые электронные процедуры перешли заказчики всей страны.

То, о чем мы говорим сегодня – предоставление Законом № 44-ФЗ большей свободы при выборе конкурентных процедур в редакции – это уже модернизация. Появилась возможность спокойнее работать при закупках сложных объектов, комплексных услуг. Ценовой фактор больше не "душит", можно учитывать качество закупаемых товаров и услуг.

Звучит очень позитивно. Но Вы говорили про то, что оценки эффективности Закона № 44-ФЗ довольно сильно разнятся. Какие минусы контрактной системы стали очевидными за неполный год ее использования?

Предоставление заказчику большей свободы может быть не только плюсом, но и минусом. Всякое явление, доходя до крайности, превращается в свою противоположность. Сложные объекты, которые могут быть предметом закупки, как правило, самые дорогостоящие. И, несмотря на малую их долю в общем количестве закупок, по стоимости они очень "увесистые". Таким образом, в большом сегменте госбюджета появляется риск недобросовестной конкуренции – например, может возникнуть желание "заточить" условия конкурсной документации под заранее известные требования, фактически под одного поставщика. Такая практика существует, это нужно честно признать.

То есть новому Закону № 44-ФЗ не удалось победить коррупцию в сфере закупок?

Это, по существу, процедурный закон, он по определению не может "бороться с коррупцией". Этот документ устанавливает порядок и условия работы в сфере закупок. Коррупция – категория уголовного права, и борьба с ней должна подразумевать уже уголовно-процессуальные действия. Тут другие механизмы должны работать. Больше свободы – больше возможностей злоупотребления, это неизбежно. Идеального закона о госзакупках не будет никогда, но можно улучшать правоприменительную практику и совершенствовать работу правоохранительной системы.

Может быть, тогда не нужно создавать новые законы, а стоит больше уделять внимания организационным и контрольным мероприятиям?

Важны и законотворчество, и правоприменение. Это делают разные люди, но они контактируют между собой. Не нужно лишь перекосов в сторону поиска идеала и "просиживания штанов" на конференциях. Необходимо помнить о ремесле. О том, что в сферу закупок вовлечены сотни тысяч предприятий экономики, миллионы рабочих мест. Эти люди верят, что госзакупки могут быть конкурентными. Их доверие важно оправдывать постоянно. Государство в лице Минэкономразвития России и ФАС России многое делают в этом направлении. Так, качественно организована обратная связь, чиновники хорошо знают практические вопросы. 

Большой вклад в совершенствование госзакупок принадлежит электронным площадкам, удостоверяющим центрам, обучающим организациям. Их роль не всегда заметна, но объем работы колоссальный. В целом, механизм регулирования и организации госзакупок сегодня – это пример высокотехнологичной системы государственно-частного сотрудничества. За последние годы многое сделано. Есть, чем гордиться.

Что ожидает систему закупок в следующем году?

Госзакупки не могут существовать в отрыве от экономики. Это часть экономической системы, фактор спроса, одно из слагаемых валового внутреннего продукта. Нужно реально смотреть на ситуацию, нас ждет сложный год. Речь уже не идет о стагнации или о рецессии. Мы входим в "зону турбулентности". Импорт играет большую роль в нашей экономике, поэтому все, что с ним связано, неизбежно претерпит изменения. Полагаю, быстрого импортозамещения в 2015 году не случится, и планы закупок импортной продукции придется пересматривать. 

В полном объеме положения о "сквозном" планировании закупок на год вперед и другие нормы, разработанные для условий стабильной экономики, не будут работать. К этому нужно относиться спокойно. Важно сосредоточиться на решении практических задач. Придется там, где возможно, уменьшать объемы закупок или пересматривать требования к качеству закупаемой продукции.

Заказчики во многом вынуждены будут перейти к ручному оперативному управлению организацией госзакупок. Причем на всех уровнях. Нужно будет быстро принимать решения, существенно возрастет градус ответственности на местах. Центр не должен делать вид, что "все под контролем", лучше помочь периферии сориентироваться в меняющейся ситуации.

Активизируются недобросовестные участники закупок и откровенные мошенники. Отдельный риск – это экономически недальновидные предприниматели, они пополнят реестр недобросовестных поставщиков, сами того не желая – просто вследствие неумения действовать в условиях меняющейся инфраструктуры.

Банкам придется все чаще отвечать по гарантиям исполнения госконтрактов, и как минимум, гарантии в итоге станут более дорогими. Обеспечение, внесенное денежными средствами, в связи с ростом ключевой ставки Банка России будет дорогим удовольствием, и задержки с его возвратом из Казначейства России важно исключить. Возможно, весь институт обеспечения исполнения контрактов окажется под вопросом в связи с кризисом в банковском секторе – ведь количество банков неизбежно сократится. По-видимому, удобнее будет перейти к "коротким" контрактам, заключаемым на небольшие сроки. Больше закупочных процедур, более мелкие партии. Важна осмотрительность, тщательная проверка каждого поставщика-контрагента.

В целом, работы у заказчиков добавится. Труд контрактных управляющих будет в цене. 

Да, работы у заказчиков будет много. А что по другую сторону торгов, что ожидает поставщиков?

Поставщик – это, прежде всего, бизнес, предприятие, которое иногда выступает в качестве участника госзаказа. В условиях экономической нестабильности поставщик будет думать и действовать как субъект предпринимательской деятельности. Придется сократить расходы на мероприятия, прямо не создающие добавленной стоимости. Инвестиции станут короче и будут ориентированы на сокращение издержек или повышение производительности труда. Для поставщиков важно будет не давать лишних обещаний и не брать на себя избыточных обязательств. Как говорится, пристегните ремни, поднимите спинки кресел и изучите аварийные выходы. Еще раз хочу подчеркнуть, все это – нормальные меры поведения экономических агентов в период экономической нестабильности. Эмоции ни к чему, это будет год твердых и рациональных решений. Ложные приоритеты уступят место настоящим, а обаятельных говорунов сменят суровые профессионалы. Многие вещи будут честно названы своими именами, а в чем-то мы даже станем крепче и эффективнее. В любом случае, госзаказ останется одним из наиболее устойчивых факторов спроса, в сфере госзакупок ситуация будет лучше, чем в отдельных отраслях экономики и на потребительском рынке. Кто еще не участвует в госзаказе – самое время начать.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение: 

Стецюк Александр

Три буквы в контрактной системе, или Не забудьте указать ИНН
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию об идентификационном номере налогоплательщика – так предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако отклонение заявок происходит довольно часто, по причине некачественной подготовки специалистов, и несовершенства юридической формулировки норм закона о госсзакупках. 

Александр Стецюк,
Начальник юридического отдела ЗАО "СФЕРА"

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и