Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Информационное письмо Банка России от 27 октября 2025 г. N ИН-03-59/105 "О практиках информирования потребителей финансовых продуктов"

Обзор документа

30 октября 2025

gerb

Информационное письмо Банка России от 27 октября 2025 г. N ИН-03-59/105 "О практиках информирования потребителей финансовых продуктов"

     Банк России в рамках надзора выявил ряд негативных практик при
информировании финансовыми организациями1 потребителей. Распространяемая,
предоставляемая, раскрываемая информация о финансовых продуктах2:
     доводится не в полном объеме3;
     содержит неактуальные сведения;
     имеет сложную грамматическую структуру изложения (в том числе
ведущую к возможности неоднозначного понимания или двойного толкования);
     содержит какие-либо гарантии и (или) обещания будущей эффективности,
доходности, безопасности инвестиций4;
     содержит сравнение с банковским вкладом (депозитом), указывающее
выборочно только на преимущества финансового продукта5, при этом не
указывающее прямо на его отличия от банковского вклада (депозита) по всем
присущим финансовому продукту потребительским рискам6;
     содержит ссылки на одобрение государственными органами и (или)
Банком России потребительских свойств финансового продукта;
     не имеет документального подтверждения;
     содержит противоречия между сведениями, представленными потребителям
в устном и письменном виде;
     содержит маркетинговые и иные приемы, усложняющие клиентский путь,
затрудняя поиск и ознакомление с информацией7;
     содержит ложные заявления/утверждения о характеристиках финансовой
организации.
     Предоставляемая информация о финансовом продукте, в том числе о
наличии права расторгнуть договор в период охлаждения (при наличии такого
права) и обо всех потребительских рисках, связанных с ним, не доводится
до потребителя своевременно до заключения договора.
     Банк России в целях повышения защищенности потребителей финансовых
продуктов, обеспечения единства подходов к их информированию рекомендует
финансовым организациям при выстраивании своей системы информирования, в
том числе при внедрении принципа "Прозрачность"8 в собственные
(индивидуальные) кодексы, не допускать применения приведенных в настоящем
письме практик.
     В случае привлечения финансовыми организациями третьих лиц для
взаимодействия с потребителями в отношении финансовых продуктов
финансовых организаций Банк России также рекомендует не допускать
применения указанными лицами приведенных в настоящем письме практик.
     Настоящее Информационное письмо Банка России подлежит опубликованию
на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".

------------------------------
     1 Кредитные организации и некредитные финансовые организации (за
исключением депозитариев, регистраторов, специализированных депозитариев
инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного
пенсионного фонда, организаций, осуществляющих репозитарную, клиринговую
деятельность, деятельность по осуществлению функций центрального
контрагента, организатора торговли, центрального депозитария).
     2 Финансовый продукт и финансовый инструмент в значениях, указанных
в Методических рекомендациях Банка России по предоставлению потребителям
финансовых продуктов (дополнительных услуг) в дистанционных каналах от
27.12.2024 N 22-МР, а также цифровые права.
     3 Не содержит важную информацию о финансовом продукте (в том числе
основную информацию о дополнительных услугах, предлагаемых потребителю
при предоставлении финансового продукта).
     4 В том числе, если такая гарантия является условной, зависящей от
наступления/ненаступления определенных событий. Исключением являются
финансовые продукты, гарантии по которым могут быть определены на момент
заключения соответствующего договора.
     5 В случае если финансовый продукт не является банковским вкладом
(депозитом).
     6 В значении, указанном в Методических рекомендациях Банка России по
предоставлению потребителям финансовых продуктов (дополнительных услуг) в
дистанционных каналах от 27.12.2024 N 22-МР.
     7 Например, размещение информации о рисках (сопутствующих расходах)
и доходах в разных разделах сайта (документа), указание важной и значимой
информации для потребителя мелким (плохо читаемым) шрифтом и
использование иных аналогичных графических приемов
     8 В соответствии с Методическими рекомендациями Банка России по
применению основных принципов добросовестного поведения на финансовом
рынке, утвержденными Банком России 20.01.2025 N 1-МР.
------------------------------

Первый заместитель
Председателя Банка России                                     Д.В. Тулин

Обзор документа

Финкомпании должны обеспечить более прозрачную систему информирования клиентов.
При информировании потребителей финкомпании зачастую доводят неполные или неактуальные сведения, гарантируют доходность инвестиций или используют на своих сайтах графические приемы, чтобы сделать информацию о сопутствующих расходах менее заметной. Также используется формулировка "одобрено Банком России", что не соответствует действительности. Информация о финансовом продукте, в т. ч. о наличии права расторгнуть договор в период охлаждения и обо всех потребительских рисках, не доводится до потребителя своевременно до заключения договора.
Банк России считает такие практики недопустимыми. Их следует исключить из клиентского пути.
Назад