Новости и аналитика Аналитические статьи Безакцептное списание средств: споры продолжаются

Безакцептное списание средств: споры продолжаются

Безналичные расчеты являются кровеносными сосудами любой экономики . вот почему возможные противоречия и недостатки в их правовом регулировании особенно негативно сказываются в текущей хозяйственной деятельности большинства организаций и физических лиц.

Между тем, до недавнего времени безналичные расчеты на территории Российской Федерации регулировались нормативным актом (Положением), который был принят Центральным банком РФ еще в 1992 году (письмо ЦБ РФ от 9 июля 1992 г. ? 14), что, несомненно, уже не отвечало новейшей правовой системе РФ и усложнившейся схеме безналичных расчетов.

В связи с этим, стоит только приветствовать разработку Центральным Банком РФ нового Положения о безналичных расчетах, которое в настоящее время действует вместо существенно устаревшего старого Положения.

Новое Положение Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации"" от 12 апреля 2001 года ? 2-П действует на территории Российской Федерации с 4 мая 2001 года.

Указанное Положение во многом устранило недоработки, которые были присущи предыдущему акту и, в целом, соответствует нормам действующего законодательства. Однако, к сожалению, и новое Положение о безналичных расчетах вызывает у специалистов ряд обоснованных вопросов.

Хотелось бы в этой связи остановиться на весьма актуальной и неоднозначной проблеме как для организаций, так и для физических лиц: - необходимо ли вместе с исполнительным листом оформлять инкассовое поручение на безакцептное списание денежных средств со счет должника и направлять это поручение вместе с исполнительными документами в банк, где находится его счет?

Этот вопрос имеет весьма длительную и интересную историю.

Так, в пунктах 283, 285, 286 "Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве" N 2, утвержденных Государственным Банком СССР 30 сентября 1987 г., устанавливалось, что при взыскании средств на основании исполнительных и приравненных к ним документов взыскатели представляют в банк инкассовое поручение (типовая форма - 0401001) со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. Поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда или исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются при соответствующих подлинных исполнительных документах или их дубликатах. В исполнительных документах должно содержаться полное и точное наименование взыскателя и плательщика, размер взыскиваемой суммы, а также указано, с какого счета плательщика подлежит списанию взыскиваемая сумма (при этом решение (копия решения) арбитража либо суда не заменяло собой приказа арбитража или исполнительного листа).

Таким образом, ранее действовавшее Положение обязывало взыскателей (как юридических, так и физических лиц) оформлять вместе с исполнительным листом или иным исполнительным документом также еще и инкассовое поручение. В противном случае исполнительные листы возвращались банками взыскателям (или судебным приставам) без исполнения.

Между тем, 21 июля 1997 г. был подписан Федеральный закон "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, который внес существенные коррективы в создавшуюся ситуацию.

Так, в ст. 6 указанного Закона определено, что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу - исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве".

При этом Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Особо отметим, что Закон не устанавливает каких-либо дополнительных требований к взыскателю в части представления других (помимо исполнительного листа) документов. Согласно Закону единственным и достаточным документом - основанием для списания средств со счета должника является исполнительный лист.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона "Об исполнительном производстве" (с 6 ноября 1997 года) возложение на взыскателя обязанности представлять в банк вместе с исполнительным листом также и инкассового поручения не может быть признано правильным (законным), поскольку такой нормы в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" не содержится.

Между тем, банки и после вступления в силу указанного Закона продолжали требовать от взыскателей оформления инкассовых поручений. И если для организаций данное требование еще можно было как-то понять, хотя и они весьма часто сталкивались с трудностями в правильном оформлении инкассовых поручений, то для физических лиц подобное требование Положения стало настоящим бедствием. Действительно, граждане, никогда не имевшие дело с банковскими документами, вне сомнения, испытывали серьезные трудности при заполнении данных поручений. Между тем, общеизвестно, что при взыскании денежных средств зачастую дорога каждая минута, поскольку недобросовестные должники любым путем пытаются скрыть имеющиеся в их распоряжении ликвидные активы (и в первую очередь денежные средства). Таким образом, на практике вышеуказанные нормы Положения о безналичных расчетах фактически играли им на руку.

Не удивительно поэтому, что в конечном итоге указанный спор был передан на разрешение Верховного суда РФ, который признал недействительным пункты 283,285 и 286 Положения, обязывающие оформлять дополнительно к исполнительному листу также и инкассовые поручения. В своем Решении от 21 мая 1999 года ? ГКПИ 99-364 Верховный суд РФ прямо указал, что "оспариваемые заявителем пункты 283, 285, 286 Правил не соответствуют ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку неправомерно возлагают на взыскателей обязанность по представлению в банк документов, не предусмотренных законом, а также ограничивают права взыскателей по направлению исполнительных документов о взыскании денежных средств для исполнения непосредственно в банк, минуя судебного исполнителя".

Интересно отметить в этой связи, что в судебном заседании и сами представители Центрального банка РФ косвенно признали незаконность вышеуказанных пунктов Положения, поскольку заявили, что в настоящее время разрабатывается новый правовой акт, с принятием которого оспариваемые положения Правил утратят силу.

В итоге, казалось бы, проблема исчерпана и с 6 ноября 1997 года (день вступления в силу ФЗ "Об исполнительном производстве) банки больше не вправе требовать от взыскателей оформления инкассового поручения.

Тем более удивительно, что анализируя нормы уже нового Положения о безналичных расчетах, изданного Центральным Банком в 2001 году и вступившим в силу в мае 2001 года, мы опять находим в нем требование об обязательном оформлении инкассового поручения при направлении в банк исполнительного листа на взыскание денежных средств с должника.

Так, в пунктах 12.1,12.2 и 12.3 нового Положения установлено, что инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. При этом определено, что инкассовые поручения применяются, в том числе, и для взыскания по исполнительным документам. Взыскание же денежных средств в пользу взыскателя - физического лица по предъявленному им исполнительному документу непосредственно в банк, обслуживающий должника, устанавливается отдельным нормативным актом Банка России (последнее правило установлено в Разделе "Общая часть" Положения).

Также особо подчеркивается (п. 12.5), что при взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно обязательно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом - исполнителем, инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава - исполнителя.

С сожалением приходится констатировать, что указанное опять в итоге приведет (и уже приводит) на практике к конфликту.

С одной стороны, банки, руководствуясь Положением (т.е. нормативным актом, принятым органом, непосредственно осуществляющим надзор за их деятельностью), будут вновь требовать от взыскателей предъявления исполнительного листа вместе с инкассовым поручением. С другой же стороны, судебные приставы, а также взыскатели (в первую очередь это касается юридических лиц), ссылаясь на законодательство об исполнительном производстве, станут игнорировать требования Центрального банка и будут направлять в банки и другие кредитные организации только исполнительные документы без оформления каких-либо расчетных документов (в нашем случае . инкассовых поручений).

Кроме того непонятно, почему Центральный Банк решил вдруг установить (и впервые) разный механизм безакцептного списания средств со счета должника в зависимости от того, кто является взыскателем . юридическое или физическое лицо. Между тем, до тех пор пока нет специального нормативного акта, регулирующего порядок исполнения кредитными организациями исполнительных документов, исходящих от физических лиц, последние фактически также вынуждены оформлять дополнительно к исполнительным документам еще и инкассовые поручения.

Остается лишь сожалеть, что вновь издаваемые нормативные акты Центрального Банка РФ не учитывают в полном объеме нормы действующего Закона об исполнительном производстве и практику Верховного суда РФ.

В заключение хочется еще раз отметить: требование о направлении вместе с исполнительными документами также и инкассового поручения является незаконным. В случае же, если банк отказывается исполнять надлежаще оформленный исполнительный лист, взыскатель вправе обратиться в суд, который, вне всякого сомнения, вынесет решение в его пользу.

Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант"


Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании "Гарант"