Новости и аналитика Аналитические статьи Новый таможенный кодекс - новые принципы таможенного регулирования

Новый таможенный кодекс - новые принципы таможенного регулирования

автор - С. Романова,
юрист компании "Гарант"

Многолетние попытки реформирования таможенного законодательства завершены: с 1 января 2004 года вступает в силу новый Таможенный кодекс России - документ, в котором найден разумный компромисс, сочетающий в себе интересы и бизнес-сообщества, и государства. Потребность в принятии нового Таможенного кодекса продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России. Принятие Кодекса приближает Россию к первой десятке стран с наиболее развитым таможенным законодательством и является важным шагом на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию, поскольку в нем полностью учтены международные принципы и стандарты. Свидетельством тому может служить выделение Всемирным банком беспрецедентной суммы в размере 140 миллионов долларов на модернизацию информационной системы таможенной службы.

Существенным преимуществом Таможенного кодекса 2003 года является его построение по принципу предельно прямого действия - ранее существовавшее ведомственное регулирование таможенных отношений уходит в прошлое. Безусловно, принятие Кодекса потребует издания подзаконных актов на уровне Правительства РФ и Государственного таможенного комитета РФ, но при этом в нем абсолютно четко и строго регламентировано, что может быть издано в его развитие и в каких пределах. Еще одним ключевым моментом Кодекса является прозрачность и упрощение таможенных процедур - когда каждый участник внешнеэкономической деятельности будет знать, какие права он имеет и что вправе требовать от него.

В основу Таможенного кодекса 2003 года заложена абсолютно новая концепция работы таможни. Речь идет о системе анализа и управления рисками. Суть данной системы заключается в переходе от сплошного, тотального контроля товаров, пересекающих границу, к выбору тех целей, которые потенциально могут нанести ущерб государству (контроль будет направлен на наиболее рискованные операции и поставки, где есть повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений, либо создается угроза нарушений других государственных интересов).

Новеллой законодательства является глава Кодекса об участии таможенных органов в защите обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) и принятии таможенными органами в случае необходимости мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

Срок таможенного оформления и выпуска товаров по новому Кодексу сокращен до 3 дней (ранее - 10 дней). Выпуск товаров исчисляется с момента предоставления таможенной декларации, документов и товаров. Если используется форма предварительного декларирования, которая предоставляется за 15 дней до ввоза, срок исчисляется с момента предоставления товара. Одним из новых моментов является то, что неуплата таможенных платежей не является основанием для отказа принятия таможенной декларации: она может быть принята, причем с расчетом таможенных платежей, без их фактического перевода на счета таможенных органов.

Масштабные изменения с 1 января 2004 года произойдут также в околотаможенной сфере: вместо лицензирования вводится так называемая система реестров владельцев таможенных складов, складов временного хранения (СВХ), перевозчиков, брокеров, которая будет носить не разрешительный, а более облегченный - заявительный характер.

Много дискуссий вызывает устанавливаемый размер обеспечения уплаты таможенных платежей, которое должна предоставить компания для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, - 50 миллионов рублей. По мнению многих участников ВЭД, они просто не в состоянии обеспечить такую огромную сумму. Вместе с тем, по различным сведениям, около трети таможенных брокеров готовы продолжить свою деятельность после 1 января 2004 года и внести указанное обеспечение. Меняется сама суть института таможенных брокеров: брокер становится как бы налоговым агентом, выступающим поручителем по обеспечению уплаты таможенных платежей. Соответственно, те компании, которые выдержат новые требования и войдут в Реестр таможенных брокеров, станут очень серьезно работать на рынке услуг на территории всей страны. Возможность таможенного брокера осуществлять свою деятельность на территории всей России тоже является нововведением, поскольку, как известно, ранее выдавались лицензии на деятельность федеральную, региональную, зональную и местную. С 1 января будущего года каждая компания, включенная в Реестр таможенных брокеров, сможет заключить договор в любом регионе страны.

В качестве важнейших норм нового Таможенного кодекса следует также назвать статью 68 "Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц", которая приближает нашу страну к наиболее цивилизованным формам работы с участниками ВЭД и ориентирована на их работу "в открытую". Так называемые добропорядочные участники внешнеэкономической деятельности (требования к таким участникам названы в указанной статье), берут на себя обязательство по предоставлению таможенным органам своей системы учета коммерческой документации (речь идет о тех сведениях, которые должны соответствовать сведениям, предъявляемым при декларировании товара), а таможенные органы обязуются выпустить товар до совершения таможенного оформления.

Нельзя не упомянуть и о тех изменениях, которые относятся к ввозу и вывозу товаров и транспортных средств для личного пользования физическими лицами и применению таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств. С 1 января 2004 года без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица смогут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 000 рублей и общий вес которых не превышает 50 кг. В отношении товаров (за исключением транспортных средств), общая стоимость и (или) общий вес которых превышает указанные выше размеры, но не более 650 000 рублей и 200 кг, в части такого превышения будут применяться единые ставки таможенных пошлин и налогов. Порядок применения единых ставок определен в Положении о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России физическими лицами для личного пользования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718. В отношении транспортных средств (за исключением автомобилей, единые ставки на которые отдельно установлены упомянутым Положением) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств. В целях защиты российской легкой промышленности (вспомним о проблеме "челноков" и ввозе в РФ ширпотреба, который составляет конкуренцию товарам отечественных производителей), Правительству РФ предоставлено право устанавливать количественные пределы ввоза товаров.

Для того, чтобы новый Таможенный кодекс "заработал" в полную силу, конечно, потребуется время. Но уже сейчас идет активный пересмотр нормативной базы в сфере таможенного регулирования, издаются документы, принятие которых обусловлено требованиями нового Кодекса. С 1 января 2004 года утрачивает силу ранее действовавший Таможенный кодекс 1993 года, за исключением главы 12 "Свободная таможенная зона. Свободный склад", которая утратит силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада), а также значительное количество подзаконных актов ГТК РФ.

В таможенных управлениях проводятся эксперименты по таможенному оформлению товаров по новым правилам, вступающим в силу с 1 января, проводятся обучающие семинары.

Подводя итог, хочется сказать следующее: на новый Таможенный кодекс России, вступающий в силу с 1 января 2004 года, возлагают много надежд как законодатель, так и простые граждане и предприниматели. Насколько оправдаются эти надежды, во многом зависит от готовности участников ВЭД и таможенников отказаться от старых привычек и "играть по новым правилам". Возможно, в дальнейшем Кодекс потребует доработки и усовершенствования, но в роли арбитра в данном случае может выступать только правоприменительная практика.


С. Романова, юрист компании "Гарант"
Читать ГАРАНТ.РУ в и