Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Налоги – 2026: топ-5 ключевых нововведений для бизнеса

8 декабря 2025
Налоговая реформа – 2026: топ-5 ключевых изменений для бизнеса
 © leddamarita / Фотобанк 123RF.com

В конце ноября Владимир Путин утвердил масштабные поправки в Налоговый кодекс. Федеральный закон от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ (далее – Закон № 425-ФЗ) вносит точечные изменения и в первую, и во вторую части НК РФ и касается как граждан, так и организаций. Большинство положений налоговой реформы вступят в силу с 1 января 2026 года.

В статье расскажем про наиболее значительные корректировки для бизнеса, касающиеся:

НДС

Ключевое нововведение для бизнеса связано с изменением основной ставки налога на добавленную стоимость. С нового года НДС повысится на 2% – с 20 до 22% (подп. "в" п. 8 ст. 2, п. 13 ст. 25 Закона № 425-ФЗ).

Это изменение коснется большинства бизнесменов, ведь налог на добавленную стоимость в России платят все, кто:

  • проводит операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездную передачу и ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполняет строительно-монтажные работы для собственного потребления;
  • передает на территории РФ товары (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 146 НК РФ).

По-прежнему будут действовать как общеустановленные и специальные ставки налога, так и расчетные, используемые при получении предоплаты (авансов) и в других случаях:

 

До 1 января 2026 года

С 1 января 2026 года

Примечание

Общеустановленные ставки

0%

0%

Нулевая ставка НДС применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и при некоторых других операциях (п. 1 ст. 164 НК РФ)

10%

10%

По льготной ставке 10% налогообложение производится при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медтоваров (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908; Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 688; Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 41)

20%

22%

Основная ставка НДС применяется во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ

Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и ставки

Специальные ставки

5%

5%

Ставка применяется, если доходы за календарный год (за предыдущий календарный год) составили от 60 млн руб. до 250 млн руб.

7%

7%

Ставка используется, если доходы за календарный год (за предыдущий календарный год) составили от 250 млн руб. до 450 млн руб.

Расчетные ставки

5/105

5/105

 

Такие ставки используются при получении предоплаты (авансов) (п. 4 ст. 164 НК РФ) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п. 3, 4, 5.1, 5.2, 11 ст. 154, абз. 2 п. 1, п. 2-4, 6 ст. 155, п. 1-3, 5.2, 8 ст. 161 НК РФ)

7/107

7/107

10/110

10/110

20/122

22/122

9,09%

9,09%

Применяется при исчислении налога на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и при реализации товаров ЕАЭС физическим лицам посредством электронных торговых площадок

16,67%

18,03%

Используется при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, а также при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме и при реализации товаров ЕАЭС физлицам через электронные торговые площадки


К слову, ФНС России уже опубликовала проект новой декларации по НДС со ставкой 22%. В форме планируют скорректировать штрих-коды страниц и обновить редакции основных разделов. Например, в разделе 3 с расчетом суммы налога вместо 12 разных ставок НДС пропишут 15. К имеющимся добавятся новые ставки 22, 22/122 и 18,03%. Налог по ним нужно будет отражать в соответствующих строках 003, 005, 007. Применять обновленную форму отчетности по НДС планируют начиная с 1 квартала следующего года. 

Новое значение ставки – 22% будут применять к товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным) или переданным с 1 января 2026 года. Никаких исключений для договоров, заключенных ранее этой даты, не установлено. Таким образом, учитывать повышенную ставку НДС придется всем независимо от даты заключения соглашений. Применять нужно будет то значение, которое действует на момент определения налоговой базы, руководствуясь едиными предписаниями, закрепленными в п. 1 ст. 167 НК РФ. По общему правилу, моментом определения базы по НДС является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки товаров (работ, услуг);
  • день получения предоплаты, в том числе частичной.

Так, если предоплата получена в 2025 году, то продавец должен исчислить НДС по ставке 20/120. А при отгрузке в 2026 году уже будет применяться новая ставка 22%.

Примеры:

1. Отгрузка производится в 2025 году, а оплата – в 2026 году

В этом случае налоговую базу следует определять на момент отгрузки, то есть по действующей в 2025 году ставке 20%. Именно по ней продавец должен исчислить НДС, а покупатель принять налог к вычету. Корректировать базу в момент получения оплаты не нужно.

Исключение предусмотрено для случаев, когда упрощенец впервые стал плательщиком НДС – тогда обязанности по уплате НДС с отгруженного до возникновения обязанности по уплате этого налога товара у него не возникнет (подобную ситуацию ранее рассматривал Минфин России в своем Письме от 3 октября 2024 г. № 03-07-11/95799).

2. Оплата проведена в 2025 году, а отгрузка будет только в 2026 году

Если в 2025 году продавец получил предоплату (аванс), а отгрузка произойдет только в следующем году, то налоговую базу по НДС придется определять дважды: в периоде получения предоплаты и при отгрузке. И при 100%-ной, и при частичной предоплате, НДС исчисляется по ставке 20/120. А при отгрузке товара в 2026 году – уже по ставке 22%.

3. Оплата и отгрузка будут проведены в 2026 году

Если покупатель внес предоплату в одном квартале 2026 года, а отгрузил товар в другом квартале, то налог придется исчислить дважды:

  • за квартал, в котором получена предоплата;
  • за квартал, в котором произведена отгрузка.

При этом ранее уплаченный с предоплаты НДС можно принять к вычету.

4. Возврат товаров производится в 2026 году

При возврате в следующем году всей партии или части товаров у продавца возникнет обязанность выставить корректировочный счет-фактуру на стоимость возвращенных товаров. Причем эта обязанность не зависит от того, приняты товары на учет покупателем или нет.

В этом случае покупателю, вернувшему качественный товар, приобретенный в 2025 году или ранее, не придется доплачивать в бюджет 2% из собственных средств. Он возвратит товар по той же цене, которая была установлена во время покупки.



Льготная ставка НДС 10% сохранится, но некоторые товары исключат из списка льготных. Так, реализацию молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, спредов, сливочно-растительных топленых смесей начнут облагать НДС по общей ставке 22% (подп. "б" п. 8 ст. 2 Закона № 425-ФЗ).

В новом году продолжит действовать льгота по освобождению от НДС передачи исключительных прав на отечественное программное обеспечение для ЭВМ из реестра российского ПО. Преференцию собирались исключить, но по просьбе бизнеса решили оставить. В свою очередь, для банков льгот станет меньше – под НДС попадут услуги по обслуживанию банковских карт. Это касается в том числе услуг по эквайрингу и процессингу (подп. "б" п. 5 ст. 2 Закона № 425-ФЗ).

В числе изменений, связанных с налогом на добавленную стоимость, также можно отметить следующие:

  • перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения, дополнится операциями по передаче объектов недвижимости, изымаемых для государственных и муниципальных нужд, за которые налогоплательщику предоставляются суммы возмещения (компенсации);
  • вводится нулевая ставка налога при реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, для аффинажа – льгота распространяется на тех налогоплательщиков, которые занимаются добычей драгметаллов и на аффинажные организации, имеющие право проводить аффинаж драгметаллов.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации:

В конце ноября КС РФ рассмотрел дело об оспаривании норм НК РФ, допускающих взыскание поставщиком полной суммы налога дополнительно к цене по длящемуся договору.

Речь идет о случае, когда цена длящегося договора корректируется из-за изменения после его заключения налогового закона, вводящего для поставщика обязанность по уплате НДС. Действующие нормы допускают взыскание поставщиком с покупателя дополнительного вознаграждения, компенсирующего последствия таких законодательных поправок. Хотя последний не имеет возможности принять соответствующие суммы налога к вычету для компенсации дополнительных затрат.

КС РФ в своем Постановлении от 25 ноября 2025 г. № 41-П предписал законодателю устранить выявленный пробел в правовом регулировании. До этого, если стороны не достигли соглашения по корректировке цены длящегося договора или не решили его расторгнуть, суд предписал учитывать следующее:

  • поставщик вправе обратиться в суд с требованием об увеличении цены в пределах половины приходящейся на соответствующую операцию суммы НДС, которая уплачивается в бюджет, если дальнейшее исполнение длящегося договора лишает его того, на что он был вправе рассчитывать при его заключении, в том числе влечет имущественные потери, а покупатель, не имеющий права воспользоваться налоговым вычетом, отказался изменить договор или расторгнуть его;
  • цена, согласованная в длящемся договоре с физлицом, не может быть изменена, за исключением случаев, когда это лицо при заключении и исполнении договора ведет предпринимательскую деятельность;
  • вопрос об увеличении цены в отношениях, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, разрешается с учетом особенностей, установленных законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок.

 

УСН

Серьезные изменения ожидают организации и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Законодатель продолжает идти по пути сближения этого спецрежима с общей системой налогообложения. Следующий шаг в этом направлении – снижение лимитов по доходам, превышение которых обязывает предпринимателей исчислять и уплачивать НДС.

Новые лимиты по доходам для освобождения от НДС

Изначально планировалось снижение порогов сразу с 60 млн до 10 млн руб. Но в процессе доработки текста поправок власти согласились смягчить переход и сделать его более плавным, чтобы бизнес успел адаптироваться к новым условиям.

Предусмотрено поэтапное снижение порога доходов для уплаты НДС на упрощенке:

  • в 2026 году – 20 млн руб.;
  • в 2027 году – 15 млн руб.;
  • начиная с 2028 года – 10 млн руб.

Соответственно обязанность уплачивать НДС возникнет тогда, когда лимит будет превышен:

Год

При каком доходе возникает обязанность уплачивать НДС

Когда возникает обязанность уплачивать НДС

2026

Доход за 2025 год превысил 20 млн руб.

С 1 января 2026 года

Доход в течение 2026 года оказался больше 20 млн руб.

С 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда доход превысил установленный лимит

2027

Доход за 2026 год превысил 15 млн руб.

С 1 января 2027 года

Доход в течение 2027 года превысил 15 млн руб.

С 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда доход превысил установленный лимит

2028

Доход в 2027 году превысил 10 млн руб.

С 1 января 2028 года

Доход в течение 2028 года превысил 10 млн руб.

С 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда доход превысил установленный лимит


Если в течение налогового периода у организации или ИП сумма доходов превысит указанные лимиты, то с начала следующего месяца они начнут исполнять обязанности налогоплательщика НДС. То есть будут исчислять и уплачивать налог, формировать книги покупок и продаж, представлять декларацию и т. д.

Индексация лимита доходов для УСН:

Величина лимита доходов при применении УСН подлежит ежегодной индексации. Это следует учитывать, чтобы понимать, по достижении какой величины доходов будет утрачено право на применение упрощенного режима.

Индексация проводится и для доходов, которые установлены для применения пониженных ставок НДС 5 или 7%. В 2025 году величина доходов не менялась, так как коэффициент был равен 1. Таким образом, для применения ставки НДС 5% величина дохода за 2025 год должна находиться в пределах от 20 млн до 250 млн руб., а для ставки 7% – от 250 млн до 450 млн руб.

На 2026 год коэффициент-дефлятор для УСН будет выше – 1,090. Соответственно, поднимутся и значения величин доходов. Право на применение пониженной ставки НДС 5% утратят те, чей доход превысит планку в 272,5 млн руб. (250 млн руб. х 1,090), а 7% – 490,5 млн руб. (450 млн руб. х 1,090).

Приказ Минэкономразвития России от 6 ноября 2025 г. № 734 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2026 год"


При этом налогоплательщиков на УСН не станут привлекать к ответственности за непредставление первой декларации при уплате НДС по новым правилам. Мораторий на штрафы за несвоевременное представление отчетности действует и сейчас (Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2025г. № 530). Его решили продлить на 2026 год. Таким образом, если налогоплательщик своевременно не подаст декларацию по НДС, но успеет сделать это до конца следующего года, то к ответственности его не привлекут. Такая мера касается только тех упрощенцев, которые станут плательщиками НДС в 2026 году.

Расширение перечня расходов на УСН

Часть корректировок будет для бизнеса, применяющего УСН "Доходы минус расходы", по которой налоговую базу составляет фактическая прибыль (разница между доходами и расходами). Статья 346.16 НК РФ содержит перечень расходов, которые разрешено учесть при расчете налога и уменьшить полученные доходы на них. Сейчас в него включены 44 пункта, в числе которых расходы: на приобретение основных средств и нематериальных активов; арендные платежи за арендуемое имущество; материальные расходы; расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности и т. п.

С 1 января 2026 года этот список претерпит изменения, и у бизнесменов появится возможность расширить расходы, учитываемые при расчете налога. В перечень дополнительно войдут затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение нематериальных активов (сейчас учитываются только расходы на приобретение таких активов и их создание самим налогоплательщиком). Предприниматели смогут законно снизить налогооблагаемую прибыль по таким операциям.

Но что самое важное, сам перечень расходов станет открытым – последним пунктом добавлены «иные расходы», определяемые в установленном главой 25 НК РФ порядке, то есть по аналогии с тем, как рассчитывается налог на прибыль. Напомним, при признании для целей расчета налоговой базы расходы должны быть:

  • экономически обоснованы;
  • документально подтверждены;
  • направлены на получение дохода.

В свою очередь, из доходов на УСН исключены проценты по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках. По аналогии с дивидендами, их будут учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль у организаций либо по НДФЛ у ИП (п. 98 ст. 2 Закона № 425-ФЗ).

Отмена ограничения для перехода с пониженных на общие ставки по НДС для упрощенцев

Для адаптации бизнеса к новым условиям с 1 января 2026 года перешедшим на НДС 5 или 7% разрешат вернуться на общую ставку в 22% по собственному желанию раньше обычного. Сделать это можно будет в течение первых четырех кварталов применения пониженных ставок (подп. "е" п. 8 ст. 2 Закона № 425-ФЗ). Раньше требовалось применять спецставки непрерывно в течение 12 кварталов.

Теперь, если ИП или организации, которые выбрали пониженные ставки НДС, оценив свои возможности и риски, посчитают, что выгоднее применять основную ставку, им не придется ждать 3 года для смены режима. Ускоренный переход предусмотрен только для тех предпринимателей, которые впервые перешли на уплату НДС по ставке 5 или 7%.

Ограничение на установление льготных ставок в регионах

С начала следующего года полномочия субъектов РФ по установлению пониженных ставок налога для УСН ограничат. В настоящее время регионам разрешено своими законами вводить налоговые ставки ниже общих (в пределах от 1 до 6% для УСН "доходы", от 5 до 15% для УСН "доходы минус расходы" или нулевую при установлении налоговых каникул) в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 2026 года снижение будут применять только в отношении определенного перечня видов деятельности, который утвердит Правительство РФ. Кабмин установит и критерии, которым должны будут соответствовать налогоплательщики для получения такой преференции.

Регионы при установлении послаблений для отдельных категорий бизнеса должны будут учитывать общие требования, установленные на федеральном уровне.

ПСН

Нововведения для налогоплательщиков на патентной системе налогообложения затрагивают порог доходов. Общий лимит, по достижении которого предприниматель потеряет право на применение спецрежима, составит 10 млн руб. Снижать его до этой суммы, по аналогии с порогом для УСН, будут постепенно:

  • налогоплательщик не сможет применять ПСН с начала налогового периода, приходящегося на 2026 год, если его доходы за 2025 год или в течение следующего года превысят 20 млн руб.;
  • порог доходов за 2026 год или в течение 2027 года составит 15 млн руб.;
  • в последующих налоговых периодах станут учитывать объем доходов в сумме 10 млн руб.

Поэтапное снижение предельной величины доходов при применении ПСН направлено на предупреждение использования схем дробления бизнеса для уклонения от уплаты или
минимизации налогов.

Однако есть и хорошие новости – изначально планируемые ограничения на применение ПСН в отношении стационарной торговли и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов решили не вводить. ИП сохранят возможность использовать патент для этих популярных у предпринимателей видов деятельности.

Здесь же конкретизируется порядок действий в случае уменьшения количества используемых в предпринимательской деятельности объектов (физических показателей), указанных в патенте. ИП сможет подать заявление на получение нового патента взамен ранее выданного в течение 10 дней со дня изменения физических показателей, характеризующих предпринимательскую деятельность. В этом случае сумму налога по ранее выданному патенту пересчитают исходя из срока действия данного патента (с даты начала его действия до даты, предшествующей старту применения нового патента) (п. 107 ст. 2 Закона № 425-ФЗ).

Технологический сбор

С 1 сентября 2026 года вводится новый сбор на импорт и производство электроники. Этот платеж будет неналоговым, его вводят отдельной статьей в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

Технологический сбор установит Правительство РФ. Оно же составит и список электронной продукции, за которую придется дополнительно платить. Кабин утвердит также порядок исчисления, уплаты и возврата излишне уплаченных сумм технологического сбора. Средства от нового платежа пойдут в доход федерального бюджета.

Основные параметры технологического сбора отразим в таблице: 

Параметр

Примечание

За что будут взимать технологический сбор?

За ввоз в РФ электронной компонентной базы (электронных модулей) или промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули);

за производство такой продукции и компонентов на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ

Кто станет его платить?

Юрлица и ИП – производители и импортеры соответствующих компонентов и продукции

С какой даты вводится платеж?

С 1 сентября 2026 года

Как будут рассчитывать сбор?

За каждую единицу электронной компонентной базы (каждый электронный модуль) и каждую единицу промышленной продукции, содержащей компонентную базу (электронные модули), которая ввезена в РФ или произведена на территории страны

Каков размер техсбора?

Конкретные суммы определит Правительство РФ

 

Это будут фиксированные ценовые значения в рублях за каждую единицу электронной продукции в зависимости от вида, определенного по ТНВЭД ЕАЭС и ОКПД2

 

Максимальный размер сбора – 5 тыс. руб.

 

Ожидается, что сбор затронет широкий круг устройств – от смартфонов до серверов и, по оценкам экспертов, приведет к росту цен на электронику. 

Другие поправки для бизнеса

В числе более мелких, но тоже весьма значимых изменений для бизнеса можно отметить следующие:

  • сохранение ускоренного заявительного порядка возмещения НДС без предоставления банковской гарантии, который позволяет получить средства до завершения камеральной проверки (в дальнейшем возможно его введение на постоянной основе: по словам главы Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, кабмин поддержал такую идею, ее планируют проработать в ближайшее время);
  • сохранение ИТ-компаниям нулевой ставки НДС для российского ПО (в первоначальной редакции поправок эту льготу планировали отменить, но потом отказались от этой идеи);
  • ограничение льгот по страховым взносам для МСП и IT-компаний;
  • изменение конструкции налогообложения букмекерских контор – вместо фиксированных ставок налог будет уплачиваться в размере 7% с разницы между полученными ставками и выплаченными выигрышами.

Кроме того, на 2026 год решено продлить действие особого порядка расчета пеней для организаций. Он введен с начала 2025 года и предусматривает дифференцированные ставки в зависимости от периода просрочки (п. 5.1 ст. 75 НК РФ): 

Период просрочки Размер пени
Первые 30 календарных дней (включительно) 1/300 ключевой ставки Банка России
Начиная с 31-го дня просрочки по 90-й день (включительно) 1/150 ключевой ставки Банка России
Начиная с 91-го дня просрочки 1/300 ключевой ставки Банка России


Также до конца 2028 года будут действовать нормы, смягчающие для бизнеса последствия приостановки международных соглашений во избежание двойного налогообложения. Льготные положения касаются отдельных видов доходов.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к закону о налоговой реформе 2026 реализация поправок обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета:

  • в 2026 году – в объеме порядка 1,538 трлн руб.;
  • в 2027 году – около 2,371 трлн руб.;
  • в 2028 году – примерно 2,750 трлн руб. 
Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное