Контроль и экспертиза

Разделы:

Установлены государственный и общественный контроль за исполнением Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Экспертиза информационной продукции проводится экспертами или экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на право проведения экспертизы информационной продукции, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. В случае несогласия с результатами проведенной экспертизы информационной продукции заинтересованное лицо вправе оспорить экспертное заключение в судебном порядке (см. приложение 1).

Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных экспертов и экспертных организаций, являются открытыми и доступными для ознакомления с ними любых граждан и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами.

В качестве экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц, имеющих судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, а также лиц, являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями (ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).

Обратите внимание, что срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.

Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы (ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Экспертное заключение

По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение, в котором указываются:

  • дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции;
  • сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);
  • вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
  • объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции;
  • содержание и результаты исследований с указанием методик;
  • мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы;
  • выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.

Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Экспертное заключение составляется в трех экземплярах:

  • один экземпляр передается заказчику экспертизы информационной продукции;
  • второй экземпляр направляется в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения;
  • третий экземпляр остается на хранении у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет.

Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения. Повторное проведение экспертизы конкретной информационной продукции допускается в порядке, установленном процессуальным законодательством, при рассмотрении судом споров, связанных с результатами проведенной экспертизы информационной продукции (ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Правовые последствия экспертизы информационной продукции

В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение либо о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции; либо о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении предписания (ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Государственный и общественный

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию проводят зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона. При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий" (ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").


Ответственность

Если СМИ или другие юридические или физические лица нарушили закон о защите детей от информации, то за это они должны понести административную ответственность, если их действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", п. 1, 2 ст. 6.17 КоАП РФ с изменениями).

Нарушителям грозят административные штрафы размером:

  • для физических лиц – от 2000 руб. до 3000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • для должностных лиц предусмотрен штраф от 5000 руб. до 10 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 руб. до 10 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Граждане, организующие доступ к Интернету в местах, доступных для детей, и не применяющие при этом административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, также несут административную ответственность в виде штрафа размером:

  • для индивидуальных предпринимателей – от 5000 руб. до 10 000 руб.
  • для юридических лиц – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Исключение составляют операторы связи, оказывающие эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме.

Размещение в информационной продукции для детей объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 1000 руб. до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 руб. до 3000 руб.;
  • на юридических лиц – от 20 00 руб. до 30 000 руб.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)" внесены поправки, касающиеся несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий (бездействия) (закон вступает в силу с 19 апреля 2013 года).

В соответствии с этим законом запрещается распространять в СМИ и Интернете сведения о таких несовершеннолетних, позволяющие прямо или косвенно установить их личность. В частности, это ФИО, фото- и видеоизображения пострадавшего, его законных представителей, дата его рождения, аудиозапись его голоса, место жительства или временного пребывания, учебы или работы.

Исключение могут составлять случаи, когда эта информация распространяется для защиты прав и законных интересов пострадавшего. Для этого требуется согласие несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, и его законного представителя. Если пострадавший младше указанного возраста, то необходимо согласие законного представителя.

Если распространение такой информации нужно для защиты прав и законных интересов пострадавшего, а получить согласие невозможно или если законный представитель подозревается или обвиняется противоправных действиях по данному делу, то согласие на распространение сведений не требуется. Распространять идентифицирующие сведения о несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности, допускается в упомянутых случаях только для расследования преступления, установления причастных к нему, розыска пропавших несовершеннолетних и в объеме, необходимом для достижения указанных целей.

До введения этой поправки СМИ не вправе были разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего потерпевшего, без согласия последнего и (или) его законного представителя.

Вводится административная ответственность за незаконное распространение сведений о пострадавшем несовершеннолетнем или нарушение требований к распространению такой информации. Физических лиц будут штрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Для организаций предусмотрен штраф от 400 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией предмета правонарушения.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" в КоАП РФ вносятся две новые статьи (гл. 6 ст. 6.19 и 6.20 КоАП РФ) (закон вступает в силу с 19 апреля 2013 года).

Законом запрещено создавать условия для торговли детьми или их эксплуатации. Если юридическое лицо предоставило помещение или транспорт либо другие материальные средства для создания бытовых условий для торговли детьми или эксплуатации детей, оказывало услуги, содействующие торговле детьми или эксплуатации детей, либо финансировало торговлю подобную деятельность, то оно несет административную ответственность в размере от 1 000 000 руб. до 5 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.19 КоАП РФ).

При это в законе уточняется, что за подобное административное правонарушение юридическое лицо несет ответственность в случае, если это правонарушение совершено от имени или в интересах юридического лица лицом, выполняющим управленческие функции в данной организации (т. е. лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в данной организации) (ст. 6.19 КоАП РФ).

Запрещены изготовление, приобретение, хранение, перевозка, распространение, публичная демонстрация либо рекламирование юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. За это правонарушение грозит административный штраф для юридических лиц в размере от 1 000 000 руб. до 5 000 000 руб. с конфискацией материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборудования, использованного для изготовления таких материалов или предметов, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборудования, использованного для изготовления таких материалов или предметов.

При это в законе уточняется, что за подобное административное правонарушение юридическое лицо несет ответственность в случае, если это правонарушение совершено от имени или в интересах юридического лица лицом, выполняющим управленческие функции в данной организации (т. е. лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в данной организации) (ст. 6.20 КоАП РФ).

О международной практике применения законов, направленных на защиту детей и подростков от вредной информации, читайте в Приложении 3

Документы по теме

Если у вас остались вопросы, напишите нам: editor@garant.ruмы постараемся вам помочь. Или обсудите волнующие вас вопросы на форуме.