Новости и аналитика Новости Право на досрочное голосование могут вернуть всем гражданам РФ

Право на досрочное голосование могут вернуть всем гражданам РФ

Право на досрочное голосование могут вернуть всем гражданам РФРоссийским избирателям может быть возвращено право на досрочное голосование на выборах всех уровней. КС РФ рассмотрел 27 марта дело о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон) по запросу Законодательного Собрания Владимирской области. По мнению заявителей, закрепленный в нем ограниченный перечень случаев досрочного голосования лишает значительную часть граждан возможности реализовать активное избирательное право.

Напомним, в настоящее время досрочное голосование может быть разрешено для:

  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами России при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования).

Заявители считают: поскольку Закон не предусматривает какого-либо пути реализации этого права для тех, кто не сможет прибыть на избирательный участок по уважительным причинам, например будет находиться в командировке или больнице, а единый день голосования (второе воскресенье сентября) приходится на период отпусков и активной сезонной миграции, он ущемляет конституционные права значительной группы избирателей.

Отметим, что действующая формулировка обжалуемого положения Закона была закреплена в нем на основании Федерального закона от 31 мая 2010 г. № 112-ФЗ. До этого момента избирателям и участникам референдума при проведении референдума субъекта РФ, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума предоставлялась возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (не ранее чем за 15 и не позднее чем за 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Для реализации этой возможности необходимыми были два условия: законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избиратель или участник референдума будет отсутствовать в день голосования по месту жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке или участке референдума, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья).

Представитель заявителей Сергей Контарчук сообщил, что одним из поводов для направления запроса в КС РФ стал тот факт, что около 35 тыс. жителей Владимирской области работают на постоянной основе в Москве и Московской области, в связи с чем не всегда могут явиться на свой избирательный участок для голосования. В связи с этим он настаивает на том, что всем избирателям должно быть предоставлено равное право на досрочное голосование на выборах всех уровней: федеральном, региональном и муниципальном, причем без выяснения причин невозможности голосования в день, на который назначены выборы.

Полномочный представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин подчеркнул, что нужно различать такие понятия, как ограничение права и дополнительные гарантии реализации права. Оспариваемая формулировка нормы п. 1 ст. 65 Закона не является неконституционной, поскольку никаких ограничений она не устанавливает, а только лишь предусматривает дополнительные гарантии для определенной категории граждан. В то же время, он поддерживает идею о том, что объем дополнительных гарантий должен быть одинаковым на выборах различного уровня и в части досрочного голосования, и при использовании открепительных удостоверений. В настоящее время на выборах федерального уровня по открепительному удостоверению можно проголосовать в любом регионе страны на любом избирательном участке, а на региональных или муниципальных выборах территория применения такой дополнительной гарантии, как открепительное удостоверение, сужается.

 

    ЦИТАТА

    Дмитрий Вяткин, полномочный представитель Госудумы в КС РФ
    Фото: duma.gov.ru

    Дмитрий Вяткин, полномочный представитель Госдумы в КС РФ: 

    "Расширение возможности применения различных дополнительных гарантий осуществления активного избирательного права, конечно же, можно и нужно приветствовать, это вне всякого сомнения. Но тут фантазия действительно может быть безгранична. Одно дело, когда мы говорим о применении досрочного голосования. Но мы знаем прекрасно, что уже давно появляются предложения организовать голосование в Интернете, с использованием sms-сообщений и иных технических средств, что вызывает определенные вопросы с точки зрения однозначной идентификации личности голосующего, а также реализации активного избирательного права без ухищрений и злоупотреблений, то есть этого голосования именно теми, кто имеет право голосовать, голосования один раз и только за себя, ну и так далее, это очевидно.

    Не все технические возможности в полной мере соответствуют этим требованиям сейчас. Но еще раз повторюсь: установление дополнительных гарантий, расширение возможности, в том числе и досрочного голосования, вне всякого сомнения возможно, и это можно приветствовать, и здесь законодатель вполне может пойти навстречу предложениям, которые высказываются и нашими коллегами из регионов, и предложениям политических партий, общественных организаций, правозащитников и простых граждан, здесь, я думаю, у нас руки не связаны".


 

Представитель Совета Федерации Александр Саломаткин в свою очередь отметил, что институт досрочного голосования всегда вызывал дискуссию в обществе, поэтому законодательство неоднократно подвергалось изменениям. Оспариваемое положение появилось в Законе в связи с реализацией Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., в котором глава государства предложил установить для муниципальных выборов такой же порядок, как на выборах в органы государственной власти. Цель таких изменений – снизить количество нарушений, которые могут возникать при проведении досрочного голосования, в том числе по причине ограничения доступа наблюдателей на избирательные участки до начала официального голосования. Также Саломаткин подчеркнул, что законодательных предложений по изменению оспариваемой нормы, в том числе от заявителей, в Совет Федерации не поступало. По его словам, поиск оптимальной модели проведения выборов различного уровня ведется постоянно, и имеющиеся предложения по модернизации процедуры голосования могут быть рассмотрены в рамках федерального законодательного процесса.

Полномочный представитель Президента РФ в КС РФ Михаил Кротов назвал поднятую заявителями проблему безусловно заслуживающей внимания. Он отметил, что федеральный законодатель начиная с 2001 года постепенно ограничивал возможность проведения досрочного голосования, а в 2010 году фактически отменил досрочное голосование на местных выборах. Предусмотренная законодательством возможность голосования по открепительным удостоверениям, по его словам, не является альтернативой досрочному голосованию, поскольку в полном объеме она может быть реализована только на федеральном уровне. Кроме того, голосование по почте (п. 14 ст. 64 Закона) также не может полноценно заменить досрочное голосование по нескольким причинам. Во-первых, возможность голосования по почте должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ – в настоящее время ее предусмотрели совсем не многие регионы. Во-вторых, порядок проведения голосования в такой форме довольно трудоемкая для граждан процедура: избиратель должен заблаговременно подать письменное обращение в избирательную комиссию, причем либо лично, либо направив заявление и нотариально заверенные документы, подтверждающие отсутствие возможности прибыть на участок в день голосования. Кроме того, такая форма тоже не гарантирует защиту от нарушений при голосовании.

Таким образом, представитель президента считает необходимым предоставление региональному законодателю возможности самостоятельно, с учетом местных особенностей и интересов избирателей, определять форму голосования на выборах.

 

    ЦИТАТА

    Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в КС РФ
    Фото: kremlin.ru

    Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в КС РФ: 

    "Стремление законодателя обеспечить прозрачность выборов в Российской Федерации не означает, что институт досрочного голосования должен быть ликвидирован на выборах всех уровней, ибо в противном случае это не обеспечивало бы дополнительных гарантий реализации активного избирательного права существенного числа граждан Российской Федерации...

    Как показала практика, повсеместное проведение досрочного голосования имело массу нареканий со стороны оппозиции и проигравших выборы кандидатов, заявлявших о массовых нарушениях на выборах. Между тем, статистика нарушений избирательных прав граждан на выборах при проведении досрочного голосования не дает оснований для подобного рода заявлений".


 

Полномочный представитель Правительства РФ в КС РФ Михаил Барщевский, напротив, не одобряет идею возвращения института досрочного голосования на выборах всех уровней. По его мнению, возможность проголосовать на 20 дней раньше ничем не поможет работающим не по месту жительства гражданам, а только создаст повод для сомнений в прозрачности выборов. Также он подчеркнул, что данный вопрос может быть урегулирован в процессе обычного нормотворчества – путем внесения соответствующего законопроекта, и выносить его на рассмотрение КС РФ было не обязательно.

С этой позицией согласилась и представитель Минюста России Мария Мельникова. Она также подчеркнула, что обжалуемая норма Закона не противоречит Конституции РФ, поскольку не устанавливает преференции для каких-либо категорий граждан, а только упорядочивает процедуру проведения выборов, исключающую серьезные нарушения.

Член ЦИК РФ Майя Гришина сообщила, что в комиссию периодически обращаются граждане с просьбой предоставить им право проголосовать досрочно в связи с особенностями их трудовой деятельности (работы вахтовым методом, например) или прохождения службы. Кроме того, отметила она и проблему еще одной категории граждан – лиц, организующих и обеспечивающих голосование: членов избирательных комиссий и представителей правоохранительных органов. Многие из них являются избирателями не того избирательного округа, на территории которого работают, и в связи с этим не могут проголосовать (на выборах муниципального уровня).

 

    ЦИТАТА

    Майя Гришина, член ЦИК РФ
    Фото: cikrf.ru

    Майя Гришина, член ЦИК РФ: 

    "Возвращение института досрочного голосования для всех граждан способствовало бы обеспечению дополнительных гарантий реализации активного избирательного права существенного числа граждан Российской Федерации. При этом с учетом имеющегося опыта практической организации работы представляется допустимым его применение на выборах регионального и муниципального уровней по аналогии с регулированием регионального и муниципального референдума, который уже содержится в законе об основных гарантиях [Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" – Ред.]...

    С нашей точки зрения, законодатель вправе по ходу развития избирательных процессов вводить различные институты обеспечения прав граждан, в том числе находящихся вне места своего жительства, и должен предусматривать процедуры подачи голоса, в наибольшей степени учитывающие интересы избирателей, находящихся в день голосования вне места своего жительства, местную специфику, технические и организационные возможности обеспечения учета голосов, при этом, конечно, обеспечив принципы свободного личного и тайного голосования. Представляется, что на современном этапе в России в наибольшей степени этим критериям отвечает институт досрочного голосования в помещении участковой или территориальной комиссии".


 

Такую же точку зрения озвучила и советник Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева. Она отметила, что ограничение права на досрочное голосование было введено без учета специфики выборов разных уровней, поэтому федеральный законодатель вправе предусмотреть норму о досрочном голосовании соответствующей категории граждан, которые не могут явиться в день голосования на избирательный участок, на котором они включены в списки избирателей.

Решение КС РФ по данному делу будет принято в закрытом совещании судей и провозглашено дополнительно.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

 

 Документы по теме: Новости по теме:

 

 Материалы по теме:

Прозрачные выборы: о мерах по обеспечению открытости голосования

3 сентября 2013
Прозрачные выборы: о мерах по обеспечению открытости голосования
Государство заинтересовано в обеспечении прозрачности формирования списков избирателей, голосования и процедуры подсчета голосов — ведь только при этих условиях легитимность избранной политической силы не будет вызывать сомнений у общества. О том, какие усилия предпринимаются для этого сейчас и какие меры могут быть введены в будущем, каков правовой статус видеозаписей системы наблюдения за ходом голосования, может ли наблюдатель обжаловать итоги выборов, что такое КОИБ и КЭГ и для чего они нужны, а также о других нюансах открытых выборов читайте в нашем материале.