Новости и аналитика Новости Минюстом России подготовлены предложения по реформированию системы третейских судов

Минюстом России подготовлены предложения по реформированию системы третейских судов

Минюстом России подготовлены проекты федеральных законов, направленные на реформирование института российских третейских судов. Документы разработаны в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.

Законопроекты, как сообщается пресс-службой министерства, ставят своей целью создание в стране современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) с учетом текущего его состояния в России и мировой практики. Для этого документами вводится ряд единых правил.

Так, устанавливаются общие требования к арбитрам (третейским судьям), и перечень оснований, по которым граждане не имеют права быть ими. Сторонам разбирательства предоставляется право выбрать в качестве арбитров как юристов, так и специалистов иных специальностей.

Кроме того, законопроектами предусмотрен иммунитет третейских судей от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

Отдельное внимание разработчиками законопроектов уделено порядку образования и деятельности арбитражных учреждений (постоянно действующих третейских судов) на территории страны. Так, предусматривается, что такие учреждения могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, не распределяющих прибыль своим членам.

Для создания постоянно действующих третейских судов учредителям необходимо будет получить разрешение, выдаваемое специально созданным при Минюсте России межведомственным экспертным советом. В него войдут не только представители государственных органов, но и представители гражданского общества (объединения предпринимателей, юристов).

Согласно предлагаемым изменениям, дела об отмене решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений будут подлежать рассмотрению федеральными арбитражными судами округов в качестве суда первой инстанции.

Разработка законопроектов вызвана наличием в российском арбитраже ряда проблем, среди которых:

  • отсутствие в законодательстве единых требований в отношении третейских институтов и арбитров, достаточных для предотвращения различных злоупотреблений;
  • отсутствие независимых единых органов содействия и контроля для третейского разбирательства;
  • отсутствие в законодательстве реальных механизмов ответственности в сфере третейского разбирательства;
  • наличие пробелов в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского процесса, снижающих его эффективность.

Принятие подготовленных Минюстом законопроектов, по мнению их авторов, приведет к повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства как средства разрешения спора, снижению нагрузки на государственные суды, развитию институтов гражданского общества, а также повышению инвестиционной привлекательности России и деофшоризации национальной экономики.

Проекты Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" опубликованы на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения..

Источник: ИА "ГАРАНТ"

Документы по теме: