Новости и аналитика Новости Социальная поддержка: с 1 января 2025 года появятся единые требования к ее предоставлению
Выбор редакции

Социальная поддержка: с 1 января 2025 года появятся единые требования к ее предоставлению

Социальная поддержка: единые требования к назначению и предоставлению с 1 января 2025 года
© gmac84 / Фотобанк Фотодженика

С начала 2024 года намечен курс на совершенствование порядка назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг и иных соцгарантий и выплат. С 1 января вступили в силу нормы о разработке Правительством РФ основных требований к осуществлению соответствующих процессов. Речь идет о единых требованиях к назначению и предоставлению мер социальной защиты и поддержки граждан.

3 мая 2024 года кабинет министров утвердил отдельным постановлением № 564 основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления:

  • мер социальной защиты (поддержки);
  • социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи;
  • иных соцгарантий и выплат.

Документ вступит в силу с 1 января 2025 года. До этого времени органы госвласти (госорганы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов госвласти и местного самоуправления, должны привести процессы назначения и предоставления мер в соответствие с новыми едиными требованиями.


Порядок назначения и предоставления мер соцзащиты и поддержки

Согласно документу, органы и организации станут осуществлять процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде с использованием ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" или информационных систем органов или организаций. Последние должны позволять:

  • принимать заявления о назначении и предоставлении мер соцзащиты (поддержки) и документы (копии документов, сведения), а также обрабатывать их;
  • подтверждать права заявителя на получение мер соцзащиты (поддержки);
  • формировать запросы и получать сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • принимать решения о назначении и предоставлении мер соцзащиты (поддержки), об отказе в этом, решения о выплате мер соцзащиты (поддержки), производить перерасчет размера (при необходимости), а также предоставлять недополученную сумму;
  • проактивно готовить проект заявления на основании сведений, содержащихся в информационных системах;
  • назначать и предоставлять меры соцзащиты (поддержки), в том числе в беззаявительном порядке или упреждающем режиме на основании сведений из информсистем;
  • принимать решения о прекращении или продлении предоставления мер соцзащиты (поддержки), приостановке их предоставления и возобновлении;
  • формировать расчетно-платежные документы;
  • обрабатывать сведения от кредитных и доставочных организаций;
  • формировать отчетность;
  • хранить электронные документы, а также реестровые записи, подписанные в информационных системах.


Способы назначения и предоставления мер соцзащиты (поддержки)

Предусмотрена вариативность способов, из которых гражданин сможет выбрать любой удобный для себя. Так, речь идет о возможности назначения и предоставления мер соцзащиты (поддержки) либо в заявительном (на основании заявления), либо в беззаявительном порядке с использованием сведений о реквизитах банковских счетов граждан для предоставления мер соцзащиты (поддержки). При этом оказание услуги без заявлений будет возможно в случае, если такой порядок установлен федеральными или региональными нормативными правовыми актами.

Заявления можно будет подавать либо в электронном виде через федеральный или региональные порталы госуслуг, либо лично через МФЦ или в орган, организацию, предоставляющие госуслугу.

Если заявление подается через портал госуслуг, то его потребуется подписать электронной подписью – простой, усиленной неквалифицированной или квалифицированной. При этом будет обеспечено автоматическое заполнение заявления сведениями, имеющимися в ЕСИА и интегрированными с единым порталом витринах данных органов и организаций. Получать документы и сведения, необходимые для принятия решений о предоставлении мер соцзащиты (поддержки), будут по запросам в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации заявитель сможет сам представить необходимые документы и сведения. Если таковые потребуются, то на этапе подачи заявления на портале госуслуг заявителя проинформируют о том, какие копии документов и сведения необходимо лично представить в орган или организацию.


Принятие решения

По результатам рассмотрения обращения, как обычно, орган или организация смогут принять одно из двух решений – о назначении и предоставлении либо об отказе в назначении и предоставлении мер соцзащиты (поддержки). Соответствующее решение орган или организация должны будут принять не позднее 2-го рабочего дня со дня получения всех необходимых документов (копий документов, сведений). Документ конкретизирует сроки для:

  • регистрации заявления органами или организациями – не позднее одного рабочего дня со дня поступления заявления;
  • направления органами или организациями межведомственных запросов на получение необходимых для назначения и предоставления мер соцзащиты (поддержки) документов и сведений – в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления или в день получения по запросам от других органов и организаций необходимых документов и сведений;
  • предоставления органами или организациями документов и сведений в рамках ответа на межведомственные электронные запросы – не более 48 часов с момента направления запросов по системе межведомственного электронного взаимодействия или не более 5 рабочих дней без использования такой системы;
  • направление заявителю информации о перечне документов (копий документов, сведений), которые ему необходимо представить лично, – в день регистрации заявления;
  • направления заявителю информации о необходимости доработки заявления – в день установления факта наличия в заявлении недостоверной или неполной информации.

Там же оговорено, что процессы назначения и предоставления мер соцзащиты (поддержки) могут быть приостановлены до момента представления заявителем доработанного заявления, полного комплекта документов (копий документов, сведений), необходимых для принятия органами или организациями решений о назначении и предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер соцзащиты (поддержки). Максимальный срок для этого – 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Причем даже если органами или организациями принятие решений о назначении и предоставлении мер соцзащиты (поддержки) осуществляется без использования единой цифровой платформы, такие решения будут автоматически передавать в систему.


Информирование

Что касается информирования, то процесс предоставления услуги через портал будет максимально прозрачным. Получатель будет в курсе всех этапов рассмотрения поданного им заявления. Его должны оповестить о ходе рассмотрения заявления, о приостановке и возобновлении его рассмотрения, о результате рассмотрения и принятом решении. Кроме того, уведомят о необходимости доработки заявления при наличии в нем недостоверной или неполной информации и о перечислении денежных средств с указанием банковского счета или о невозможности зачисления денег с указанием действий для изменения реквизитов счета.

Направление уведомлений предусмотрено также при изменении условий назначения и предоставления меры соцзащиты (поддержки) и при приближении окончания срока предоставления меры соцзащиты (поддержки), если последняя назначается на определенный срок, либо об условиях, необходимых для продления назначенной меры.

Оговорено, что во всех указанных случаях информирование может быть осуществлено в письменном виде.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

В отделениях банков и МФЦ стало доступным оформление Госключа

В отделениях банков и МФЦ стало доступным оформление Госключа

Ранее он оформлялся только дистанционно при помощи загранпаспорта или биометрии.

СФР будет предоставлять гражданам сразу несколько госуслуг по комплексному запросу | ГАРАНТ.РУ

СФР будет предоставлять гражданам сразу несколько госуслуг по комплексному запросу

Его можно будет подать лично или через представителя, а также направить по почте либо через портал госуслуг.

Получаем электронную подпись дистанционно: инструкция от ФНС России

Получаем электронную подпись дистанционно: инструкция от ФНС России

С 1 марта 2024 года это можно будет сделать в новом сервисе ФНС России "Старт бизнеса онлайн".

В СФР по Москве и Московской области теперь можно попасть и в выходные

СФР вводит дополнительный день приема граждан

С 30 марта получить услуги фонда можно будет каждую последнюю субботу месяца.