Новости и аналитика Новости Эксперты назвали российскую налоговую систему раздробленной и противоречивой

Эксперты назвали российскую налоговую систему раздробленной и противоречивой

Эксперты назвали российскую налоговую систему раздробленной и противоречивой
Who is Danny / Shutterstock.com

"Мы видим такую раздробленную картину, которая сама по себе говорит, что вся налоговая система, которая сформировалась в России, несколько неадекватна в принципе", – заявил первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин в ходе конференции "Актуальные вопросы налоговой сферы", организованной ИД "Коммерсантъ". Он пояснил, что в настоящее время налоговая система страны напоминает "лоскутное одеяло": параллельно с общей системой налогообложения действуют особые налоговые режимы, есть плательщики упрощенной системы, существует единый сельхозналог. Наряду с этим функционирует большое число территорий опережающего развития, которые предоставляют значительные налоговые льготы своим резидентам, а также появились особые зоны, в которых нет НДС.

Эксперт указал, что наряду с этим малый и средний бизнес сегодня не имеет возможности оценить свои риски и понять, как будет строиться налоговая политика государства – в частности, в этом им не помогает проект1 документа, определяющий основные направления бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики. Он добавил, что некоторые цифры, которые в нем приводятся, вызывают сомнения – например, указано, что уровень прочих сборов, уплачиваемых организациями в бюджетную систему страны, составил 0,74% от ВВП в 2016 году. Однако, ссылаясь на экспертные оценки, представитель "Опоры России" привел данные, по которым в действительности размер сборов может составлять 3-24% от оборота некоторых компаний (если их оборот составляет до 150 млн руб.).

Нужно ли подавать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, если налогоплательщик продолжает применять этот налог? Узнайте из материала "Переход на ЕНВД. Постановка на учет" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Критике были подвергнуты и некоторые положения законов, которые вступят в силу в течение нескольких ближайших лет. По оценке экспертов "Опоры России", если ЕНВД действительно отменят с 1 января 2021 года, то число малых предприятий не будет расти так, как того ожидает государство. Также специалисты считают необходимым разрешить предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, не использовать онлайн-кассы. Владислав Корочкин указал, что патентное налогобложение сегодня становится все более популярным налоговым режимом для представителей малого и среднего бизнеса – в текущем году было выдано более 320 тыс. патентов, что на треть больше, чем в прошлом. Однако, по его мнению, введение требований о применении ККТ грозит уходом в тень 500-600 тыс. ИП из-за высокой стоимости оборудования – от 20 тыс. до 90 тыс. руб. При этом специалист уверен, что введение данной системы не повысит собираемость налогов.

Кроме того, эксперты не одобрили обсуждаемую в настоящее время идею налогового маневра. Президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков напомнил, что Минфин России выступил с инициативой снижения ставки обязательных страховых взносов с 30% до 21% и увеличения ставки НДС до той же величины, а в дальнейшем было решено, что ставки страховых взносов и НДС должны составлять 22% каждая. "Если так легко авторы идеи идут по пути возможного увеличения и изменения на целый процентный пункт, значит, никаких качественных расчетов последствий для экономики в целом, для отдельных индустрий, секторов и предприятий не проводилось", – предположил эксперт.

Сергей Беляков отметил, что по мнению авторов инициативы, в выигрыше от налогового маневра окажутся сектор госуправления, бюджетники, сельскохозяйственная сфера и импортеры. Однако представитель АНПФ обратил внимание, что представители данных отраслей находятся не в самом плачевном положении и добавил, что "проиграют" в случае введения налогового маневра малые и средние предприятия, а также граждане, так как из-за повышения НДС цены вырастут на 2-4%.

Эксперт указал, что применение налогового маневра может пополнить бюджет лишь на непродолжительное время, ведь бюджет пенсионного фонда дефицитный и государству приходится выделять трансферты. А если ставки страховых взносов снизятся, поступлений станет еще меньше.

Негативную оценку получил и в целом порядок взаимоотношений налогового органа и налогоплательщика. "Налоговые органы вправе иначе, чем это предусмотрено формально, оценить налоговые обязанности, их объем, а значит, и предопределить ответственность налогоплательщика", – сделал вывод, исходя из обобщения сложившейся практики, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ Антон Иванов. То есть налоговый орган может отступить от сложившихся между сторонами правоотношений и посчитать, что другой стороне присуща налоговая обязанность, хотя ранее это не предполагалось. Эксперт также подчеркнул, что порой налогоплательщику неясно, установлен какой-либо запрет или нет и существует ли у него налоговая обязанность, причем налоговый орган расширительно толкует предписания и запреты, в связи с чем нарушается классический принцип публично-правовой ответственности, в соответствии с которым подобное толкование не допускается. "В связи с этим возникает вопрос – не перешло ли российское налоговое право в новое качество, когда принцип "обязательно лишь то, что прямо предписано" заменен принципом "обязательно то, что вменено налоговым органом на основе его собственной оценки" и нужно ли нам этого качества добиваться? Думаю, не нужно", – подытожил представитель Высшей школы экономики.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также:

МТПП: 80% требований по налоговым спорам удовлетворены судами в пользу бюджета

Причем 99% дел были проиграны из-за финансовой безграмотности налогоплательщиков.

Налоговики сообщили о переформировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговики сообщили о переформировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

С 10 августа 2017 года принудительное включение в такой реестр, исключение из него и изменение категории субъекту МСП возможно только по согласованию с ФНС России.

Регионы могут снижать ставки налогов для субъектов малого предпринимательства

Регионы могут снижать ставки налогов для субъектов малого предпринимательства

Реализация большинства мер по стимулированию развития малого бизнеса через спецрежимы предусмотрена на период до 1 января 2021 года.

Более 138 тыс. ИП и 241 тыс. юридических лиц перешли на новый порядок применения ККТ

По данным ФНС России, на первом этапе перехода на онлайн-кассы уже заменено или модернизировано 100% старых касс.

 ______________________________

1 С текстом проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов можно ознакомиться на официальном сайте Комитета Госдумы по бюджету и налогам.