Основы государственно-правового устройства

В НОМЕРЕ






ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УСТРОЙСТВА

Государственное финансирование политических партий увеличено в 4 раза

Принятый Федеральный закон касается финансового обеспечения деятельности политических партий в РФ.
Предусматривается переход от исчисления сумм пожертвований политическим партиям в минимальных размерах оплаты труда к исчислению в абсолютном денежном выражении (в рублях). Это обусловлено тем, что минимальный размера оплаты труда применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Одновременно увеличиваются максимальные суммы пожертвований политической партии за календарный год от одного физического лица, одного юридического лица, а также предельная общая сумма ежегодных пожертвований, которые вправе получить политическая партия, включая ее региональные отделения.

Увеличиваются и объемы государственного финансирования политических партий. Партии, получившие не менее 3% голосов избирателей на выборах в Государственную Думу РФ, будут ежегодно получать из федерального бюджета по 20 рублей (вместо прежних 5 рублей) за каждый голос избирателя, полученный федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией. В аналогичном размере увеличивается и финансирование политических партий по результатам выборов Президента РФ.

См. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона "О политических партиях".

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: 144-ФЗ от 22 июля 2008

Правительство РФ утратило излишние полномочия

Согласно изменениям, вносимым в 132 нормативных правовых акта РФ, некоторые полномочия Правительства РФ передаются федеральным органам исполнительной власти.

Так, уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти передаются: ряд полномочий в сферах государственного и муниципального управления, образования, науки, охраны здоровья, социальной защиты граждан, градостроительства, строительства и жилищных отношений, сельского хозяйства; полномочия по утверждению перечней ФГУ культуры и искусства, организаций народных художественных промыслов, федеральных специализированных медицинских учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета; полномочия по утверждению квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта РФ, и т. п. В частности, Министерство регионального развития РФ теперь вправе устанавливать порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и правила предоставления коммунальных услуг.

Внесенными изменениями не затронута компетенция Правительства РФ в сфере обороны, безопасности и охраны общественного порядка. Правительство РФ по-прежнему вправе контролировать работу федеральных органов исполнительной власти, а также отменять их правовые акты и применять меры ответственности к должностным лицам этих органов.

При этом закрепление полномочий по принятию нормативных актов за федеральными органами исполнительной власти не влечет признания утратившими силу нормативных актов, принятых ранее в рамках осуществления своих полномочий Правительством РФ. Установлено, что порядок согласования нормативных актов, разрабатываемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, с иными федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством РФ.

Нововведения ускорят принятие необходимых нормативных актов и позволят Правительству РФ сосредоточиться на решении важнейших вопросов социально-экономического развития страны.

См. Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации".

Некоторые категории заключенных будут подвергнуты обязательной геномной регистрации

Создается правовая основа для сбора, хранения и использования в целях идентификации личности человека биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации о строении ДНК (геномной информации).

Геномная регистрация может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. Обязательной геномной регистрации подлежат: неопознанные трупы; лица, отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят с мест происшествий. Иные лица смогут пройти добровольную геномную регистрацию на платной основе.

Полученная геномная информация хранится до установления факта смерти лица, а при отсутствии сведений о смерти - до даты, когда ему исполнилось бы 100 лет (кроме геномной информации от неустановленных лиц, которая хранится 70 лет с момента получения). Геномная информация, полученная при регистрации неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет. По желанию лица, добровольно сдавшего биологический материал, геномная информация о нем может быть уничтожена до истечения срока ее хранения.

Предусматривается создание федеральной базы данных геномной информации. Право на использование геномной информации предоставлено только судам, органам предварительного следствия, дознания и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

См. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации".

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: 242-ФЗ от 3 декабря 2008

Муниципальные нормативные правовые акты учитываются в отдельном регистре

В федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в части определения порядка и компетенции органов государственной власти по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно внесенным изменениям, каждый субъект РФ обязан вести свой муниципальный регистр за счет средств регионального бюджета. Порядок организации и ведения регистра устанавливается законом субъекта РФ. Объединенные муниципальные регистры субъектов РФ составляют федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Создание регистра муниципальных нормативных правовых актов и возложение функций по его ведению на органы государственной власти должны обеспечить полный учет этих актов и свободный доступ к ним граждан, организаций и органов публичной власти.

См. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов".


Грани Гаранта. I квартал 2009 года. Учредитель - ООО НПП "Гарант-Сервис".
Главный редактор - Шер Л.Л.
Адрес редакции: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.77, Центр информационных технологий МГУ.
© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2008. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.