Бюджетная система

В НОМЕРЕ






БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Принят профицитный федеральный бюджет на 2009-2011 гг.

Общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год определен на уровне 10 927,1 млрд рублей, на 2010 год - 11 733,6 млрд рублей, на 2011 год - 12 839 млрд рублей. Объем расходов должен составить в 2009 году 9024,7 млрд рублей, в 2010 году - 10 320,3 млрд рублей, в 2011 году - 11 317,7 млрд рублей.

При этом доходы и расходы федерального бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2009 году в размере 51 475 млрд рублей, в 2010 году - 59 146 млрд рублей, в 2011 году - 67 610 млрд рублей, а также уровня инфляции, не превышающего в 2009 году 8,5%, в 2010 году - 7% и в 2011 году - 6,8%.

В связи с финансовым кризисом в бюджет "заложено" постепенное снижение мировых цен на нефть марки "Юралс" со 112 долларов США в 2008 году до 88 долларов США за баррель в 2011 году (прогноз на 2009 год - 95 долларов США за баррель).

Основной акцент в распределении бюджетных средств сделан на обеспечении стабильности финансовоэкономической системы страны и возможности оперативного управления федеральным бюджетом в 2009 году. Так, Правительству РФ предоставлена возможность направить в 2009 году средства федерального бюджета в размере до 175 млрд рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка РФ.

Что касается остальных приоритетных направлений развития страны, то в федеральном бюджете заложено финансирование ряда новых федеральных целевых программ. В их числе ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.; "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)"; "Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013 гг.)", "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг."; "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2013 гг." и прочие. Увеличение заработной платы работников бюджетной сферы предусматривается с учетом введения с 1 декабря 2008 года новых систем оплаты труда и увеличения на 30% с этого же периода фонда оплаты труда указанных категорий работников.

См. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: бюджет 2009

Приносящая доход деятельность: новшества для бюджетных учреждений

Устанавливается новый порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций с внебюджетными средствами. К таковым относятся средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, а также средства, полученные от иной приносящей доход деятельности, в валюте РФ.

Внебюджетные средства зачисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые в учреждениях ЦБР, а при их отсутствии - в иных кредитных организациях. Учет средств осуществляется на специальных лицевых счетах получателей в органах Федерального казначейства. Операции по бюджетным, внебюджетным средствам, аренде и т. п., в отличие от ранее существовавшего порядка, должны отражаться на едином лицевом счете. Для этого в лицевом счете открываются отдельные разделы.

Счета открываются на основании генеральных разрешений главного распорядителя на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (ранее они именовались генеральные разрешения на открытие лицевых счетов). Приведена новая форма генерального соглашения. Установлен порядок его оформления.

Введено новое правило, устанавливающее последствия неправильного оформления платежного поручения на перечисление внебюджетных средств. Так, в случае отсутствия в платежном поручении ссылки на источник образования средств или при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении, орган Федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя без права ее расходования. Такой запрет будет действовать до представления получателем соответствующего дополнения к разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности, оформленной на бланке получателя и заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).

Также дополнительно установлены особенности осуществления операций с внебюджетными средствами при реорганизации получателя.

См. Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н "О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности".
Зарегистрировано в Минюсте России 30 сентября 2008 года. Регистрационный N 12366.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: 88н

Вводится учет обязательств, оплачиваемых за счет федерального бюджета

Установлены правила учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Учет ведется территориальными органами Федерального казначейства в отношении следующих обязательств:
принятых по госконтрактам и иным договорам; возникающих из нормативно-правовых актов. Обязательства по договорам ставятся на учет на основании сведений о принятом обязательстве, представленных бюджетополучателем. Также основанием для учета являются документы для оплаты обязательства, принятые органами Федерального казначейства к исполнению (если договор не требует письменной формы или если обязательство возникло из нормативно-правового акта).

Сведения об обязательстве проверяются в органах Федерального казначейства. В случае соблюдения всех требований обязательство учитывается на лицевом счете бюджетополучателя. Закреплен порядок внесения изменений в учтенное обязательство, а также его аннулирования и перерегистрации. Определены особенности учета обязательств по исполнительным документам.

Информацию об учтенных обязательствах можно получить по соответствующему запросу.

См. Приказ Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н "О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета".
Зарегистрировано в Минюсте России 8 октября 2008 года. Регистрационный N 12422.

Наличные деньги для бюджетников

Определен порядок обеспечения органами Федерального казначейства (ОФК) наличными деньгами получателей бюджетных средств; их обособленных подразделений, не уполномоченных на ведение бюджетного учета; получателей средств региональных или местных бюджетов при условии открытия финансовому органу лицевого счета соответствующего бюджета.

Указанные операции отражаются на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям". Средства в безналичном порядке должны зачисляться на счета N 40116 только со счетов ОФК.

Учреждения банка передают ОФК денежные чековые книжки, которые он впоследствии бесплатно выдает получателю бюджетных средств. Для выплаты наличности получатель представляет в ОФК заявку и денежный чек. После проверки правильности составления заявки и заполнения чека формируется справка с общей суммой, на которую оформляется платежное поручение для перечисления средств. Данное платежное поручение ОФК передает в банк.

Установлен также порядок взноса получателями наличных денег на соответствующий счет N 40116 и учета их ОФК. Внесение денег в кассу учреждения банка производится на основании объявления о взносе.

Уполномоченным подразделениям наличные деньги выдаются без открытия им соответствующих лицевых счетов. Обеспечение наличностью получателей за пределами субъекта РФ и взноса ими наличных денег может осуществляться ОФК в порядке, установленном для получателей (на основании заключенного с региональным органом власти соглашения) или установленном для уполномоченных подразделений (в соответствии с регламентом - со счетов, открытых для обслуживаемого бюджета субъекта РФ).

Приведены отдельные формы документов, необходимые для обеспечения получателей бюджетных средств наличностью, а также указания по их заполнению.

См. Приказ Минфина России от 3 сентября 2008 г. N 89н "Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2008 года. Регистрационный N 12524.

Денежные обязательства бюджетников: что должно быть в заявке?

Исполнение бюджета по расходам предусматривает санкционирование оплаты денежных обязательств, которое осуществляется в форме совершения разрешительной надписи после проверки наличия необходимых документов. Утвержден порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В целях оплаты денежных обязательств указанные лица подают в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег. После этого заявка проверяется на наличие в ней необходимых реквизитов и показателей. В отдельных случаях для подтверждения возникновения денежного обязательства вместе с заявкой представляются указанные в ней: государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; договор аренды; документ-основание. Определены направления, по которым осуществляются проверки при санкционировании оплаты денежных обязательств: по расходам; по выплатам по источникам финансирования дефицита федерального бюджета; возникающих по государственному контракту или договору аренды. После проставления отметки, подтверждающей санкционирование оплаты, заявка принимается к исполнению.

Отдельно рассмотрен порядок санкционирования оплаты при подаче заявки в электронном виде.

См. Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета".
Зарегистрировано в Минюсте России 15 сентября 2008 года. Регистрационный N 12283.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета учитываются Федеральным казначейством в особом порядке

Усовершенствован порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами.

В частности, установлено, что учет поступлений в валюте РФ и их распределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства исключительно в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ. Поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета и нефтегазовых трансфертов, а также поступления в иностранной валюте учитываются на отдельных счетах, открытых Федеральному казначейству в банке. Регламентирован порядок учета нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Уточнен порядок взаимодействия Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет. Органы Федерального казначейства осуществляют обмен информацией с администраторами поступлений в бюджет в электронном виде в соответствии с договором (соглашением) об обмене электронными документами.

Установлено, что по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" администраторами невыясненных поступлений являются управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. А по кодам бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации" или "Невыясненные поступления, зачисляемые в местный бюджет" - соответствующие финансовые органы либо уполномоченные ими другие участники бюджетного процесса.

См. Приказ Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
Зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2008 года. Регистрационный N 12357.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: порядок учета поступлений в бюджет


Грани Гаранта. I квартал 2009 года. Учредитель - ООО НПП "Гарант-Сервис".
Главный редактор - Шер Л.Л.
Адрес редакции: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.77, Центр информационных технологий МГУ.
© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2008. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.