Новости и аналитика Интервью Новый этап реформы энергетики в России: проблемы законодательного обеспечения и их устранение

Новый этап реформы энергетики в России: проблемы законодательного обеспечения и их устранение

Юрий Александрович Липатов

25 мая 2009 года в 12-00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялось интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике Юрием Александровичем Липатовым.

Тема: "Новый этап реформы энергетики в России: проблемы законодательного обеспечения и их устранение"

Роль энергетики в мировой и отечественной экономике продолжает возрастать, и в настоящее время энергетика становится в центр мировой политики. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Важными отраслями российской энергетики являются электроэнергетика, ядерная, топливная, геотермальная энергетика, гидроэнергетика, биоэнергетика и др. В настоящее время вопросы в области энергетики регулируются Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года N 1234-р, Федеральным законом от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральной целевой программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2006 года N 605, Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008 года N 215-р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р утверждены Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года.
В настоящее время мировой энергетический рынок в полной мере испытывает на себе давление международного финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость российского экспорта от стран-транзитеров становится больше.
В период экономической нестабильности в стране законодательство в области энергетики нуждается в дальнейшем совершенствовании. Наиболее приоритетными для России остаются вопросы энергоэффективности и энергосбережения, создание новой законодательной базы международного сотрудничества в сфере энергетики, выработка российской энергетической доктрины, завершение поэтапного перехода к полностью конкурентному рынку электроэнергии, совершенствование правового механизма в сфере тарифного регулирования энергетики.

В ходе интернет-интервью планируется рассмотреть основные направления и задачи реформы энергетики в России, дать правовую оценку нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы в области ядерной, топливной, электроэнергетики, а также в ее иных отраслях; обсудить дальнейшие тенденции развития законодательства в данной области.

На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике Юрий Александрович Липатов.

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интервью. Разрешите представить нашего гостя - Юрия Александровича Липатова, председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике.

Из разных городов России поступило большое количество вопросов, что свидетельствует о насущном интересе аудитории к проблеме и теме энергетики. Поскольку вопросов, действительно, очень много, мы их разбили на блоки. Позвольте, я перейду к первому блоку, который касается вопросов проведенной реформы "РАО ЕЭС России".

Ведущий: Юрий Александрович, расскажите, пожалуйста, об итогах проведенной реструктуризации "РАО ЕЭС".

Липатов Ю.А.:
Прежде всего, хотел бы вас искренне поблагодарить за приглашение, которое поступило в мой адрес. Я думаю, что интерес населения к энергетике объективен, поскольку электроэнергетика является базовой отраслью, удовлетворяющей потребности экономики и населения страны в электрической и тепловой энергии. И, действительно, ни одно государство не в состоянии развиваться динамично без электроэнергетики, а электроэнергетика - это производное всего топливно-энергетического комплекса. И если говорить об электроэнергии, о киловатте как о товаре, то мы понимаем, что он получается прежде всего из первичных ресурсов - это газ, нефть, уголь, возобновляемые источники энергии.

И я думаю, не случайно, что, несмотря на проблемы, которые были в советском государстве, первая грандиознейшая программа электрификации была принята в 1921 году. Из истории мы помним, как оперативно и быстро Правительство решало вопросы по строительству генерирующих мощностей. На территории Советского Союза строились теплоэлектроцентрали и гидроэлектростанции и, безусловно, без этой фундаментальной работы наше государство не смогло бы стать высокоиндустриальным, выдержать Великую Отечественную войну. И даже после разрухи государство, в первую очередь, обращало внимание на развитие электроэнергетики. В 1954 году в нашем государстве появилась первая атомная станция - Обнинская. Свое развитие стала получать атомная энергетика, за которой, безусловно, огромное будущее в 21-м веке. И, если говорить о единой энергетической системе электроэнергетики, то как единая она стала преобразовываться в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Каждая наша область и край имели свои определенные генерирующие источники. Перед государством, имеющим 9 часовых поясов, вставал вопрос о том, как эффективнее использовать электростанции, и тогда стали строить линии электропередач 500-т кВ, 750 кВ, соединять эти энергообъекты разных территорий, давая возможность перекачивать электроэнергию из разных часовых поясов в зависимости от времени суток и потребностей потребителей. Таким образом, к концу 1980-х годов у нас была единая энергетическая система, замкнутая до Байкала. А если мы говорим о единой по-настоящему, то эта задача ставится в ближайшем будущем, и я думаю, что "закольцовка" при выполнении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года будет система работать в едином режиме от Запада до Дальнего Востока страны.

Для того чтобы понять необходимость проведенной реформы, я думаю, необходимо напомнить о следующем. Тот, кто все-таки реально помнит 1989-й, 1990-й годы, помнят о том, что на территории Советского Союза цена одного киловатта стоила для населения 4 копейки, для промышленного производства - 2 копейки. И это было абсолютно не важно, где находится это производство или где проживает гражданин Советского Союза, условно говоря, в Калининграде или на Дальнем Востоке. Дело в том, что вся электроэнергетика советских времен работала по "котловому" методу. Все, что было выработано, заработано той или иной станцией, в финансовом плане приходило в большой котел, государство усредняло и, по сути дела, брало регулятивные функции. И, по большому счету, люди абсолютно не задавались вопросом, как создается цена на киловатт-час.

После развала Советского Союза, когда экономика государства резко пошла вниз и, первое, что сделало государство в отношении электроэнергетики - отказалось от нее: в 1992 году было принято решение об акционировании электроэнергетики. И в 1992 году было создано акционерное общество РАО "ЕЭС России". Хотя государство отказалось от отрасли, электроэнергетика продолжала работать, как и работала в советское время. По своим физическим законам И вдруг в 90-е годы мы с удивлением узнали о том, что тарифы на электроэнергию в разных областях, краях разнятся, и причем разнились они в десятки раз. И оказалось, что все электрические, тепловые станции, которые работают на газе, на угле, на мазуте имеют свой коэффициент полезного действия. Есть гидростанции, которые используют возобновляемый источник энергии - воду, поэтому, если вы обратили внимание, самые низкие тарифы по сей день где? В Западной Сибири, где стоят громаднейшие гидростанции, и прежде всего - крупнейшая в мире Саяно-Шушенская ГЭС, потому что усилиями Советского Союза были построены колоссальные мощности. И вот эти большие объемы воды мы, по сути дела, сейчас используем для нашего народного хозяйства. Далее атомная энергетика. Ведь атомные электростанции тоже работают с разными экономическими итогами, поскольку реакторы имеют свой коэффициент полезного действия и так далее.

В итоге, мы с чем столкнулись? Первое, абсолютная неразбериха с тарифами по всей территории Российской Федерации. Дальше я хочу вам напомнить знаменитое слово "бартер". По сути дела, две отрасли - это электроэнергетика и "Газпром" все 90-е годы финансировали или, вернее сказать, кредитовали всю экономику Российской Федерации. И "докредитовалась" до такой степени, что к концу 1990-х годов в электроэнергетике новых генерирующих мощностей, линий электропередач, практически, не строилось. Происходило старение со всеми вытекающими последствиями, и никакой перспективы в инвестициях в электроэнергетике не было.

И встал вопрос: а что же делать? Было принято решение, что отрасль нужно реформировать. Для каких целей? Чтобы заставить отрасль работать на конкурентной основе, учитывая то, что энергетика работала по принципам вертикально интегрированных компаний. Что это такое? Под вертикально интегрированной компанией понимаются энергетические субъекты, которые назывались в свое время Мосэнерго, Тулаэнерго, Рязаньэнерго и так далее, где под одним руководством были и тепловые, генерирующие станции, и линии электропередач, и работало диспетчерское управление и сбыт. Тарифы были не прозрачные, экономика энергозатратная, средств на восстановление выходящих из оборота генерирующих источников не было.

Передачу электроэнергии по линиям электропередачи федерального и межрегионального значения решено было сделать подконтрольными государству, а генерацию пустить на конкурентный рынок. Философия этой реформы заключалась в том, чтобы на основе конкуренции снижались тарифы на электроэнергию. Поэтому при больших дебатах Федеральный закон "Об электроэнергетике" был принят в марте 2003 года. Реформирование электроэнергетики продолжается, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому, ознакомившись с вопросами, которые задавали наши граждане, и, говоря о том, была ли альтернатива реформы электроэнергетики, я считаю, что альтернативы на тот момент не было. Поэтому решение принято, реформа идет и ее задача - чтобы все те принципиальные постулаты, которые в нее закладывались, работали.

Ведущий: Попрошу вас уточнить, реформа в электроэнергетике идет уже много лет, как долго будет продолжаться, так называемый, переходный период и какие задачи нужно будет решить именно в этот переходный период?

Липатов Ю.А.:
Прежде всего, переходным периодом является период с даты вступления в силу Федерального закона N 35 "Об электроэнергетике" с 1 апреля 2003 года по 1 июля 2008 года. Напомню, что 1 июля 2008 года прекратила свое существование РАО "ЕЭС России". И, соответственно, функции, которые на себя брало РАО "ЕЭС России", на себя должно было взять Министерство энергетики РФ, которое на сегодняшний день этими вопросами и занимается. В течение переходного периода и трех лет после его окончания, Правительству Российской Федерации предоставлены следующие полномочия:
- определять объем электроэнергии и мощности, продаваемой на оптовом рынке по свободным ценам с тем, чтобы до 1 января 2011 года такой объем был доведен до 100%, (кроме объемов населения);
- определять территории субъектов РФ, которые соответствуют ценовым зонам оптового рынка и на которых продажа электроэнергии может производиться по свободным (нерегулируемым) ценам;
- принимать правила оптово-розничного рынка переходного периода.
В течение переходного периода и три года после его окончания:
- действуют принятые Правительством РФ правила оптового и розничного рынков переходного периода;
- производители электроэнергии, названные Правительством РФ, заключают с гарантирующими поставщиками договоры на поставку электроэнергии в объемах потребления, которые действуют в течение трех лет с 1 января 2011 года;
- сохраняется государственное регулирование на объем электроэнергии, не выведенные из-под регулирования.
В целом, Федеральный закон "Об электроэнергетике" вступает в силу в полном объеме с 1 января 2011 года. И с 1 января 2011 года утрачивает силу Федеральный закон N 41 "О государственном регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию". Т.е. с 1 января 2011 г отрасль будет работать полностью в рыночных условиях.

Ведущий: Юрий Александрович, известно, что реформой предусмотрена возможность привлечения иностранного капитала. Опять же вопросов поступило много, я их тоже объединю. Как это будет соотноситься с обеспечением энергетической безопасности? Насколько в настоящее время вообще электроэнергетика зависит от зарубежных инвесторов? Повлияет ли привлечение инвестиций на дальнейшее развитие рыночных отношений в данной отрасли?

Липатов Ю.А.:
Стоимость строительства мощностей - не константа, она зависит от разных условий: где строится станция, на каком топливе она будет работать. Стоимость строительства парогазовых установок - пониже, угольных энергоблоков - повыше, гидроэлектростанций и атомных станций - еще выше. Зато угольные энергоблоки, в отличие от газовых, не сталкиваются с проблемами лимитов на топливо, а для гидроэлектростанций топливо вообще не нужно. При этом следует учитывать, что современные энергоблоки строятся с высоким коэффициентом полезного действия и низкими эксплуатационными издержками, а продающиеся в составе ОГК и ТГК генерирующие мощности нередко отработали уже десятилетия, морально и физически устарели, что не может не сказываться на цене.

Цены продажи генерирующих компаний в пересчете на киловатт установленной мощности обычно колеблются в диапазоне 450-600 долларов за киловатт. Цены нового строительства составляют порядка 700 долларов за киловатт установленной мощности для парогазовых установок, 1200-1600 - для угольных энергоблоков (современные энергоблоки с циркулирующим слоем - более 2000 долларов), порядка 1500 долларов - для атомных электростанций, от 2000 долларов - для гидроэлектростанций. Первая ласточка в плане инвестиций при реформировании электроэнергетики появилась в октябре 2005 года, когда на IPO были выставлены акции оптовой генерирующей компании N 5. За эту ОГК было выручено довольно-таки немало средств - около 12 275 миллиардов рублей. В подготовке и проведении размещения приняли участие ведущие финансовые институты России и мира. Это Deutsche Bank, Credit Suisse, "Тройка-Диалог", "Альфа-банк" и Merrill Lynch. То есть эти конкурсы проводили и организовывали лучшие специалисты.

После октября 2005 года практически все оптовые генерирующие компании и территориальные генерирующие компании были проданы российским и зарубежным инвесторам. И я сразу могу сказать, что мы не видим абсолютно никаких проблем или опасений, что энергетики покупают генерирующие компании. Если говорить конкретно, то на сегодняшний день участие в их приобретении приняли известные во всем мире иностранные энергетические компании: энергетическая компания Fortum из Финляндии, Е.On из Германии и Enel из Италии. И, безусловно, если они купили, а покупали они акции и активы с определенными обязательствами и обременением на предмет строительства новых генерирующих мощностей, то мы исходим из того, что мы получили огромные средства для строительства объектов, а здесь речь уже идет о Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики.

За последние 4 месяца представители названных фирм просили меня провести с переговоры и встречи на предмет беспокойства с их стороны, что пока в РФ в полной мере не удалось законодательно решить вопросы с возмещением средств, затраченных на строительство генерирующих станций. И мы отлично понимаем - это огромные средства. Законодательная база должна быть такой, чтобы генераторы понимали, если они построят новые генерирующие мощности, то за определенный период времени они получат обратно вложенные средства. В противном случае никакого бизнеса, никаких новых станций не будет. Особо за это переживает финская сторона. Когда у меня брало интервью финское телевидение, был задан вопрос: "у нас страна по численности небольшая, четыре с половиной миллиона человек, все крупные фирмы на виду. И мы все-таки считаем, что в тех условиях, в которых сейчас находится электроэнергетика, не попали ли мы впросак, купив генерирующие объекты в России?". На это я отвечаю, что впросак они не попали, потому что было принято решение ваших энергетиков аналогичное тому, которое принимали энергетики немецко-итальянской стороны. А их квалификация не вызывает сомнений. Спад в экономике сейчас не российская проблема, а мировая.
Мы рады тому, что иностранные фирмы, известные во всем мире, ивестируют в Россию. И наша задача сейчас будет заключаться в том, чтобы законодательно обеспечить все таким образом, чтобы у иностранцев не было никаких сомнений.

Ведущий: Перейдем к следующему блоку, который касается Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. В феврале 2008 года Правительство РФ утвердило Генеральную схему. Как вы оцениваете Генеральную схему, какие проблемы ей, действительно, удастся решить в России, и будут ли вноситься изменения в Генеральную схему в случае резкого спада или роста электропотребления?

Липатов Ю.А.:

В феврале прошлого года Правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Это интереснейший программный документ. И работа над Генеральной схемой велась несколько лет. Она была принята Правительством после очень тщательной проработки. Эта Генеральная схема затрагивает практически все уголки РФ, в ней было абсолютно четко проанализировано наличие нынешнего и перспективного дефицита. Исходя из этого определялось, какие объекты и в каком месте должны строиться. Четко определялась линия, в том числе, на сбалансированность топливно-энергетического баланса. Мы на сегодняшний день сталкиваемся с проблемой, когда идет большой крен на строительство тепловых электростанций, вырабатывающих энергию на газе. И у нас в этом плане пошел перекос. В 90-х годах была фраза - "газовая пауза", когда у нас были проблемы с углем, с нефтью, и мы считали, что за счет газа мы в ближайшее время будем решать свои насущные вопросы. Но время ушло вперед и на сегодняшний день принято решение о том, что все-таки в топливно-энергетическом балансе мы должны сделать соответствующий шаг и в сторону угольной генерации. Есть уже современные разработки, строятся генерирующие станции с новым КПД и с новой системой очистки воздуха. Безусловно, определенный крен сделан и в отношении атомной энергетики.

А вообще Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики представляет собой перечень площадок, районов и пунктов размещения объектов электроэнергетики для предотвращения прогнозируемых дефицитов мощностей электроэнергии на конкретных территориях с 2006 по 2020 годы. В схему включены как технологические параметры объектов электроэнергетики, так и необходимые на их строительство инвестиционные ресурсы, а также источники их привлечения. Перечислю основные задачи, решение которых возложено на Генеральную схему.

Первая задача: обеспечение заданных Правительством РФ уровней энергопотребления (1426 миллиардов кВт/часов в базовом варианте и 1600 миллиардов кВт/час в максимальном варианте) к 2015 году с достижениями к 2020 - 1710 и 2000 миллиардов кВт/часов соответственно. Для сравнения, максимальное потребление электроэнергии в 90-м году составляло - 1021 миллиард кВт/часов. Когда мы говорим об этих цифрах, становится понятно, о каких масштабах идет речь. Вторая задача: вывод электроэнергетики России на новый технологический уровень с увеличением среднеотраслевого КПД, снижением удельных расходов на топливо и повышением маневренности и управляемости.

Третья задача: оптимизация структуры топливообеспечения электроэнергетики с учетом согласования со схемами развития топливных и транспортных отраслей. Четвертая задача: создание развитой сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний в рынке электроэнергии и мощности, а также усиление межсистемных связей, гарантирующих надежность обмена энергией и мощностью между регионами страны. Генеральная схема рассматривает объекты только федерального уровня, к которому отнесены конденсационные и атомные электростанции мощностью свыше 500 МВт; гидроэлектростанции мощностью более 300 МВ(ат)т и электросетевые объекты напряжением 300 кВ(ольт) и выше, обеспечивающие выдачу мощностей этих объектов, а также, формирующие межсистемные связи в единой энергетической системе России. Обоснование размещения объектов электроэнергетики регионального уровня решается на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с базовым вариантом роста потребления в срок до 2020 года предусматривается ввод 236 ГВт генерирующих мощностей. В сетевом комплексе предусматривается ввод линии передачи напряжения более 330 кВ: 24,8 тысяч километров - для выдачи мощности новых и расширяемых общесистемных электростанций; 22 тысячи километров - для повышения надежности электроснабжения потребителей; 15,8 тысяч километров - для усиления межсистемных и межгосударственных связей. В денежном исчислении суммы инвестиции в развитие электроэнергетики в соответствии с Генеральной схемой размещения на 2006-2020 годы оценивается в 11 829 миллиардов рублей (в ценах 2005 года), в том числе: 2382 миллиарда - на развитие распределительных сетей; 2696 миллиардов - на развитие магистральных сетей; 3883 миллиарда - на развитие тепловой генерации, 1737 миллиардов - на атомную генерацию и 1131 миллиард - на гидроэлектростанции.

Порядка 44% от необходимой суммы инвестиции в развитии генерации и магистрального сетевого комплекса должны обеспечить электроэнергетические компании за счет собственных средств. Это - прибыль и амортизационные отчисления, целевые инвестиционные средства. Остальное - за счет кредитов и эмиссий дополнительных акций, бюджетных инвестиций, платы за технологическое присоединение. В соответствии с прогнозом электропотребления выстроена реальная структура новых вводов генерирующих мощностей, магистральных и распределительных сетей. Увеличение располагаемой мощности генерирующих компаний с 2006 по 2020 гг. в региональном разрезе выглядит следующим образом: в Центральном регионе - рост с 49 до 84 ГВт, Северо-Запад - с 21 до 36 , 4 ГВт, Юг - с 16 до 23,3 ГВт, Поволжье - с 24 до 27,5 ГВт, Урал - с 42 до 64,5 ГВт, Сибирь - с 47 до 84,8 ГВт, Дальней Восток - с 12 до 23,8 ГВт.

В европейской части России приоритетом является максимальное развитие атомных и гидроаккумулирующих электростанций, техническое перевооружение электростанций, использующих газо-мазутное топливо, в Сибири - развитие гидроэлектростанций и угольных ТЭC, на Дальнем Востоке - развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций, использующих уголь, а также газ (для теплоэлектроцентралей в крупных городах). Я не буду перечислять строительство магистральных сетей, я могу только сказать, что если внимательно посмотреть на Генеральную схему, действительно, удастся решить задачу, которая определена этим документом. Наша энергосистема будет единой энергосистемой от Запада до Дальнего Востока. Это стратегическая задача, потому что Дальний Восток - все-таки отдельная тема для нашего государства. И если мы не обустроим Дальний Восток и не приблизим уровень жизни людей Дальнего Востока, хотя бы к центру России.

Прошел небольшой секвестр Генеральной схемы. То, что на сегодняшний день мы работаем в совсем иных условиях и потребление электроэнергии в Российской Федерации с октября прошлого года, с начала кризиса, уменьшилось где-то порядка 10 процентов. На некоторых территориях, где находятся крупнейшие металлургические, цементные заводы, химические предприятия, произошло большее падение потребления. И в этой ситуации Правительство РФ посмотрело, что мы будем делать в ближайшие 3 года. Поэтому для понимания, когда мы говорим о том, что правительство кое-что подкорректировало, речь идет не обо всей Генеральной схеме, а именно о 2009, 2010, 2011 годах. По высказываниям Президента и Премьера, где-то с 2011 года уровень развития производства реально подойдет к тому, с чего он, так сказать, упал. А в этой ситуации мы должны понимать, что когда стране потребуется электроэнергия, она будет в запасе у энергетиков. Поэтому в соответствии с довведенными Минфином России лимитами объемы бюджетного финансирования объектов электроэнергетики в 2009 году сокращены в среднем на 30 процентов. В Минэнерго России были проведены согласительные совещания с участием представителей энергокомпаний, Минэкономразвития России и ФСТ России по доработке инвестиционных программ в субъектах электроэнергетики и на 2009 год, и плановый период 2010-2011 гг.

Совокупный объем проекта доработанной инвестиционной программы организации электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует Российская Федерация, на 2009 год и на период 2011 годов составляет 1810 млрд. рублей, то есть речь идет именно о тех объектах, которые находятся в собственности государства и куда выделяются средства из бюджета.

Доработанный проект инвестиционной программы электроэнергетики на 2009 - 2011 годы предусматривает ввод генерирующих мощностей в объеме 5850 МВт, линий электропередач в 35,9 тысяч километров; трансформаторных мощностей в объеме 55 895 МВА, в том числе в 2009 году генерирующих мощностей будет введено 2030 МВт, линий электропередач 9887 километров и трансформаторных мощностей 17007 МВА. Доля гидрогенерации в общем объеме вводов генерирующих мощностей в 2099 - 2011 году составит 33% (1,9 ГВт). Доля атомной генерации 34% (2 ГВт), доля тепловой генерации 33% (1,9 ГВт). Объем инвестиционной программы организаций электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, на 2009 год и на период 2010 - 2011 сократился на 301 млрд. рублей.

Основными источниками финансирования инвестиционных программ энергокомпаний, в уставных капиталах которых участвует Российская Федерация, в 2009 году являются тарифные источники 174 млрд. рублей (32%), бюджетные средства 134 млрд. рублей (около 24%), плата за технологические присоединения 64 млрд. рублей (12%), заемные средства 58 млрд. рублей (около 10,5%), средства от продажи активов, принадлежащих "РАО ЕЭС России" - 52 млрд. рублей (около 9,5%), прочие собственные и привлеченные источники около 40 млрд. рублей. Это все то, что касается последних решений нашего Правительства. Исходя из этого, энергетики уже сейчас абсолютно четко формируют свои планы и будут выходить на соответствующие тендеры при строительстве этих объектов.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о реализации Федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010гг" на ближайший период и о секвестровании в условиях кризиса.

Липатов Ю.А.:
Главным инструментом решения поставленных задач является федеральная целевая программа "Развитие атомно-энергетического промышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года". Стратегическими целями программы являются создание необходимых условий для привлечения инвестиций в отрасль и реализацию системы мер по строительству объектов атомной генерации с ежегодным темпом ввода на атомных электростанциях двух ГВт установленной мощности. Также должна существенно увеличиться доля участия российских предприятий на мировом рынке продукции и услуг атомно-энергетического комплекса. ФЦП рассчитана на период 2007-2015 годов, а ее реализация будет осуществляться в два этапа. Первый - по 2010 год и второй - 2011-2015 годы. Утвержденные Правительством Российской Федерации объемы финансирования данной ФЦП в ценах соответствующих лет составят 1 трлн 471 млрд 400 млн рублей. В том числе средств федерального бюджета 674,8 млрд рублей. Средства организации атомной отрасли - 796,6 млрд. рублей. Ежегодные ассигнования из федерального бюджета, направленные на капитальное вложение, составят от 18 млрд. рублей в 2007 году до 421 млрд. рублей в 2011-2015 годах. Намеченные цели и задачи федеральной целевой программы реализуются в настоящее время по следующим направлениям.

Первое направление. Развитие мощностей атомных электростанций включает достройку двух энергоблоков с реакторной установкой типа ВВЭР-1000. Это энергоблоки N 2 Ростовской АЭС и N 4 Калининской АЭС со сроками ввода в 2009 и в 2011 годах соответственно. Также строительство трех новых энергоблоков с реакторными установками типа ВВЭР-1000 на Нововоронежской АЭС - 2 и Ленинградской АЭС - 2 со сроками ввода в эксплуатацию в 2012-2013 годах. Второе направление. Развитие и реконструкция производственных мощностей, организаций ядерного топливного цикла включает, прежде всего, ввод новых мощностей по добыче природного урана, а также сооружение объектов опытно-промышленного комплекса по изготовлению мокстоплива. Третье направление. Развитие мощностей по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами на АЭС, а также проведение комплекса работ по продлению сроков эксплуатации энергоблоков и выводу из эксплуатации энергоблоков первого поколения.

Четвертое направление. Переход к инновационным технологиям развития атомной энергетики. Прежде всего, строительство на Белоярской АЭС энергоблока N 4 с реакторной установкой типа БН-800, предназначенной в том числе для отработки технологии замкнутого ядерного топливного цикла с предполагаемым сроком ввода в эксплуатацию в 2012 году. Осуществление НИОКР для проектов, включая высокотемпературные технологии, инновационные реакторные установки, технологии ядерного топливного цикла. Сложность и масштабность осуществляемых в настоящее время структурных преобразований в атомной отрасли обуславливают необходимость комплексной корректировки законодательной базы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии.

Принятые в ноябре 2007 года Федеральные законы от 1 декабря 20007 года N 317 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и от 1 декабря 2007 года N 318 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" являются очередным позитивным шагом в этом направлении. Данные федеральные законы являются логическим и организационно-правовым завершением реструктуризации отрасли и направлены на укрепление организационного, управленческого и технологического единства атомной отрасли под эгидой государства.

Расскажу немного о том, какие изменения произошли в Правительстве с учетом последних событий. Инвестиционная программа концерна "Энергоатом" на 2009 и 2011 годы предусматривает ввод мощностей в объеме 2 ГВт, в том числе, Волгодонская АЭС блок 2 в 2009 году, Калининская АЭС блок 4 в 2011 году. Инвестиционная программа концерна "Энергоатом" на 2009 - 2011 годы составляет 552 тыс. 607 млн. рублей, в том числе, в 2009 году - 164 557 млн. рублей (в прогнозных ценах без учета НДС).

Ведущий: Следующий блок касается наиболее острых вопросов и проблем в энергетической отрасли на сегодняшний день. Пожалуйста, прокомментируйте ситуацию с тарифами, сложившуюся на данный момент, и что будет после 2011 года? Кроме того, возникает острый вопрос по поводу законодательного технологического обеспечения и поправок, которые планируются внести в действующие правила функционирования рынка электрической энергетики.

Липатов Ю.А.:
Наиболее острые проблемы связаны с тарифами на электроэнергию для организаций коммунального комплекса и бюджетных организаций. С 1 января 2009 года регулируемые тарифы на электроэнергию на розничном рынке электроэнергии мощностей в среднем по России повышены на 19%. Также с 1 января в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 205 от 07.05.2007 года доля реализуемой по свободным ценам электроэнергии в базовом прогнозном объеме электроэнергии увеличена с 25 до 30%. Хочу напомнить еще раз, что с 1 января 2011 года свободные цены выйдут на 100%. Поскольку цена электроэнергии, реализуемой по свободным ценам, как правило, превышает установленную тарифом, увеличение первой доли в общем объеме потребления влечет за собой рост средне взвешенной цены для конечного потребителя.

При этом цена более дорогой, нерегулируемой электроэнергии распределяется между конечными потребителями неравномерно. Населению электроэнергия поставляется только по регулируемому тарифу, как следствие, доля поставки по нерегулируемой цене для остальных розничных потребителей выше установленной Постановлением Правительства РФ N 205. При увеличении доли нерегулируемой энергии в суммарном объеме потребления средне взвешенная цена электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем в среднем по рынку. Кроме того, в связи с особенностями расчета доли поставки по нерегулируемой цене, установленной правилами функционирования на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530. Рост цен при падении потребления сказывается в большей степени на мелких и средних потребителях. В частности, на цены для организаций именно коммунального комплекса и бюджетных организаций. Отметим, что в условиях роста потребления выше обозначенный подход обеспечивал более низкую средневзвешенную стоимость электроэнергии для мелких и средних потребителей в сравнении с крупными потребителями.

Сложность тарифообразования на розничных рынках приводит к тому, что потребителям сложно поверить в обоснованность конечных цен. В этих условиях для сбытовых компаний может оказаться выгодным "перекидывать" оплату нерегулируемой электроэнергии преимущественно на мелких потребителей. Чтобы предложить лучшие условия крупным потребителям, более квалифицированным и способным выйти на оптовый рынок, минуя гарантирующего поставщика, через независимую или аффилированную сбытовую компанию или самостоятельно.

Таким образом, существующий порядок организации оптового и розничного рынка мощности не создает однозначных стимулов для снижения издержек поставщиками электроэнергии и распределительными сетями, ставит различные категории потребителей в неравные условия, что находит выражение в резком росте конечных цен на некоторые категории потребителей, особенно заметно в условиях снижения потребления электроэнергии.

Опыт функционирования розничных рынков после принятия Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ основных нормативных актов по либерализации рынка электроэнергии выявило ряд неразрешенных пока проблем: это сложная структура тарифов для розничных потребителей, что затрудняет возможность контроля над их использованием и обоснованностью, включает в себя различные условия трансляции свободных цен для всех потребителей, кроме населения и несвоевременную и неполную оплату проданной гарантирующими поставщиками электроэнергию, затрудненность процедуры, смену гарантирующего поставщика или сбытовой компании жителями многоквартирных домов.

Вообще, я вам должен сказать, что с января текущего года мы увидели резкое повышение розничных цен в ряде территорий РФ. Это обусловлено еще одной проблемой. На сегодняшний день, оптовый рынок электроэнергии дает соответствующие сигналы на розничный рынок, который не балансирует соответствующие условия поставки электроэнергии. Вопрос здесь вот в чем. Мы с вами говорили о том, что в любой период существования государства вне зависимости от того, в каких экономических условиях оно находится, электроэнергетика всегда должна быть наготове, своевременно предоставить свои услуги. Для того чтобы это сделать, наличие генерирующих мощностей должно быть достаточным для того, чтобы выдать эти генерирующие мощности экономике России. Но учитывая то, что все-таки электроэнергия - это необычный товар, его невозможно складировать. Строительство генерирующих объектов имеет большой цикл, как правило, от 3-5-7 лет. А вся электроэнергетика в конечном итоге по своим мощностям должна быть рассчитана на то, что в определенный период времени суток, месяцев могут выдаваться максимальные нагрузки. В зимний период времени электроэнергетика должна выдать максимальную нагрузку. В частности, с 9 января 2009 года наша электроэнергетика обладала запасом мощностей, выдала максимальную нагрузку. И, выдав ее, по истечении времени стала опять на свое изначальное состояние. Поэтому мы говорим о том, что резерв мощностей должен быть соответствующим, рассчитанным на тот момент, когда вдруг одномоментно потребуется необходимое количество энергии, а может быть, такой всплеск произойдет 1 или 2 раза в год. Так вот только из-за того, чтобы 1-2 раза в год обеспечить этот всплеск, нужно держать резервную генерирующую мощность.

А что такое генерирующая мощность резервная? Раз она резервная, значит, не имеет доступа на рынок, не выдает свой продукт, а работать она обязана, потому что в любой момент эта мощность может быть востребована. Поэтому мы говорим о необходимости строительства новых генерирующих мощностей. Тот, кто их строит, должен понимать, что его издержки будут востребованы и инвестиционный капитал будет возвращаться.

Как это сделать? В мировой практике существует несколько приемов. Один из них - электроэнергия продается по двум тарифам. Т.е. электроэнергия выдается, как электроэнергия, или электроэнергия выдается, как мощность электроэнергии. Поэтому с первого июля прошлого года был введен рынок мощностей электроэнергии. И поэтому оптовые предприятия и гарантирующие поставщики, работающие на оптовом рынке, когда закупали эту мощность, то по правилам оптового рынка, независимо от того, что они используют ее до конца, или не используют, обязаны ее оплатить. И в тот момент, когда пошло резкое снижение потребления электроэнергии, многие сбытовые компании, взяв на себя обязательства по мощности, и продавая на розничном рынке только электроэнергию, оказались в соответствующих финансовых проблемах. Т.е. пошел кассовый разрыв. Кроме того, гарантирующие поставщики начали "сбрасывать" невостребованные суммы на мелких потребителей. И это, прежде всего, касалось малого бизнеса, опять же коммунальных хозяйств, бюджетной сферы.

Другими словами, на сегодняшний день мы понимаем, что оптовый рынок мощностей не отрегулирован с розничным рынком. И розничный рынок в определенной степени находится не под большим государственным контролем. И сейчас в ручном режиме практически ежедневно этой проблемой занимаются на уровне Правительства РФ. Мы рассчитываем на то, что будет принят приличный свод дополнительных документов, который в полной мере внесет соответствующие изменения в правила оптового и розничного рынка и будет принята новая концепция перспективного рынка мощностей, без которого, еще раз хочу сказать, мы не можем реально смотреть в будущее развития генерирующих объектов. Другими словами, я бы сказал так, проблема есть, она известна и на сегодняшний день находится под контролем Правительства РФ и Государственной Думы РФ. Мы не сомневаемся, что к концу первого полугодия законодательная база будет в этом плане принята.

Что касается вопросов интернет-аудитории по импортозамещению. Сегодня стоит задача обеспечить строительство объектов электроэнергетики преимущественно российским оборудованием, при этом оно должно соответствовать передовым зарубежным аналогам. Однако отечественные производители полностью могут обеспечить пока лишь один сектор необходимого оборудования: опоры, железобетонные фундаменты, провода, изоляторы, сцепная арматура. По остальным направлениям уровень обеспеченности российским оборудованием составляет от 2 до 68%.

Естественно, предстоит принять целый комплекс мер, направленный на исправление ситуации. На мой взгляд, нужна государственная целевая программа поддержки отечественного производителя. Мы уже рассматривали вопрос об импортозамещении оборудования на те объекты, которые сейчас будут возводиться, основная ма

сса оборудования для них изготавливается российским производителем. Мы считаем, что в условиях кризиса нужно поддержать российского производителя.

Полагаю, что нужно наряду с тендерами, в процентном отношении вводить квотирование с перспективой для наших российских предприятий на 2-3 года. Своеобразный госсзаказ, но с обременением. Если российское предприятие получает такой заказ, то, наряду с ним, оно должно взять на себя обременение по модернизации своего производства, исходя из тех пожеланий и необходимости, которые возникают у государства. А здесь мы, в первую очередь, понимаем Федеральную сетевую компанию (ФСК). Если говорить о Федеральной сетевой компании, то тот объем капитального строительства, который был заложен Генеральной схемой, показал, что на сегодняшний день у нас нет в таком количестве квалифицированных строительных энергетических компаний, которые могли бы квалифицированно делать проекты и могли бы сдавать объекты на соответствующем технологическом уровне и уровне безопасности. Это одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса - побочная.

Принят закон о саморегулируемых организациях (СРО). На сегодняшний день проблема заключается в том, что с 1 января следующего года лицензии уходят из жизни. Значит, все это должно быть поставлено под эгиду саморегулируемых организаций, которые должны сами в себе вырабатывать все нормативные документы, кому-то разрешать, а кому-то запрещать работать. И я вам прямо могу сказать, что в плане электроэнергетики эта тема - самая тяжелая. Отдельно этой темой очень активно занимается "Росатом". В ближайшее время Комитет ГД по энергетике будет проводить круглый стол по поводу СРО в энергетике. Мы настаиваем на том, чтобы Министерство энергетики, как базовое министерство, и Правительство РФ все-таки в полной мере доработали документы, на основании которых СРО образовывались бы и начали реально существовать. Почему? Потому что, если с 1 июля их не будет, то и с 1 января их не будет. А с 1 января заканчиваются лицензии, следовательно, получается "правовой вакуум", возникает вопрос, а кто же будет строить?

Ведущий: Юрий Александрович, спасибо вам за интересные и подробные ответы. Хочется пожелать вам удачи в вашем нелегком, сложном и столь объемном деле. Спасибо за то, что нашли время прийти сегодня и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Читать ГАРАНТ.РУ в и