Новости и аналитика Интервью Что нового в системе регистрации прав в связи с вступлением в силу № 250-ФЗ

Что нового в системе регистрации прав в связи с вступлением в силу № 250-ФЗ

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.

3 декабря в 16-00 в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Максимом Сергеевичем Приходько.

Тема интернет-интервью: "Что нового в системе регистрации прав в связи с вступлением в силу № 250-ФЗ".

Ведущая интернет-интервью – Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем наше интернет интервью и разрешите представить нашего сегодняшнего гостя – Приходько Максима Сергеевича – и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. Максим Сергеевич, добрый день! Рады приветствовать вас в ИА "ГАРАНТ".

Приходько М. С.: Всем добрый день!

Ведущая: Тема нашей сегодняшней беседы: "Что нового в системе регистрации прав в связи с вступлением в силу № 250-ФЗ".

Позвольте напомнить, что наше сегодняшнее интервью транслируется в онлайн-режиме на правовом портале www.garant.ru.

23 июля 2013 г. был подписан Федеральный закон № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости". Закон вступил в силу с 1 октября 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

В законе много новшеств: уточнен порядок госрегистрации прав на недвижимость, а также кадастрового учета объектов (в т. ч. порядок предоставления сведений из ЕГРП и госкадастра). Облегчен порядок представления документов на регистрацию. Так, документы можно подать посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. При этом используется усиленная квалифицированная электронная подпись. Кроме того, не нужно прилагать квитанцию об оплате госпошлины, если сведения о внесении соответствующей суммы содержатся в госинформсистеме о государственных и муниципальных платежах. Напомним, что последняя действует с 1 января 2013 г. В целях исключения дублирования информации в ЕГРП и госкадастре предусмотрено следующее. Если объект учтен в госкадастре недвижимости, то в подраздел I ЕГРП вносится только его кадастровый номер. Уточнена процедура регистрации вновь созданных объектов. В частности, определен четкий перечень представляемых документов. Конкретизировано понятие технической ошибки.

Значительные поправки внесены в Закон о госкадастре. В частности, уточнены отдельные кадастровые процедуры, перечень сведений госкадастра, требования к представляемым документам и пр. Предусмотрено, что на основании данных ЕГРП и кадастра недвижимости ведется (с 1 января 2013 г.) Единый госреестр недвижимости.

В ходе интернет-интервью сегодня мы обсудим, каким же образом положения Закона 250-ФЗ будут реализованы на практике.

Максим Сергеевич, с вашего позволения задам первый вопрос по сегодняшней тематике. Что же нового произошло в системе регистрации прав на недвижимость в свете последних законодательных изменений?

Приходько М. С.: Положения 250-ФЗ можно условно разделить на три группы: вступившие с 01 октября 2013 г. в силу изменения законодательства, фактически применяемые в полной мере; изменения, вступившие в силу, но требующие дополнительного правового регулирования и изменения, вступающие в силу с 01 января 2014 г. (см. ст. 5 Закона).

Следует отметить, что Закон 250-ФЗ вносит очень существенные изменения в Закон о регистрации. Можно сказать, что после вступления в силу изменений в Закон о регистрации, многие нормы данного закона, по сути, стали программой для дальнейшего развития системы государственной регистрации прав.

Ведущая: Вы уточнили, что Закон 250-ФЗ внес изменения, которые уже вступили в силу, но требуют дополнительного правового регулирования. Почему?

Приходько М. С.: Да, Закон 250-ФЗ содержит много отсылочных норм на нормативно-правовые акты, которые необходимо подготовить органу нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав (Министерству экономического развития Российской Федерации), либо федеральному органу в области государственной регистрации прав (Росреестр). Данные акты будут непосредственно устанавливать порядок реализации новых положений Закона о регистрации. Например, в настоящий момент Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатываются приказы, устанавливающие новые правила ведения ЕГРП; приказы, регулирующие порядок подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде и т.д.

Ведущая: Наиболее важным вопросом для заявителей являются сроки государственной регистрации прав. Какие изменения вносит Закон 250-ФЗ в данной связи?

Приходько М. С.: Законом 250-ФЗ предусмотрено сокращение предельного (максимального) срока осуществления государственной регистрации прав до 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для ее проведения. Следует отметить, что сокращение сроков предоставления государственных услуг является приоритетной задачей в сфере государственной регистрации прав. Последовательное сокращение сроков государственной регистрации до 7 дней предусмотрено "Дорожной картой" Росреестра "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Например, в целях успешной реализации данной программы в Управлении Росреестра по Москве на основании внутреннего приказа были сокращены сроки государственной регистрации прав на объекты жилого фонда до 12 дней.

Ведущая: Закон 250-ФЗ содержит много новелл об электронном документообороте: возможность подачи заявления и документов на государственную регистрацию прав, выдачу информации из ЕГРП, уведомление заявителей о приостановлении или отказе в государственной регистрации в форме электронных документов. Как реализуются данные положения?

Приходько М. С.: Минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям также является одной из целей вышеупомянутой "Дорожной карты" Росреестра. В настоящий момент п. 1.1 ст. 16 Закона о государственной регистрации предусматривает возможность подачи заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом Закон о регистрации предусматривает разработку специального нормативно-правового акта органа нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, регулирующего порядок реализации данного положения.

Таким образом, положения данной статьи в настоящий момент не применяются в полной мере, поскольку нормативно-правовой акт Министерства экономического развития Российской Федерации в отношении заявлений и иных документов в электронной форме, в т.ч. об утверждении формы заявления и требований к ее заполнению, находятся в стадии разработки. После принятия соответствующих актов, электронный документооборот будет внедряться в систему государственной регистрации прав в кратчайшие сроки.

Ведущая: О каких еще нововведениях в связи с принятием Закона 250-ФЗ Вы можете рассказать?

Приходько М. С.: Принципиально новым положением Закона о регистрации является предусмотренная ст. 28.1 данного закона возможность подачи заявления о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, а также о невозможности государственной регистрации прав без личного участия правообладателя.

Заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости может быть подано лицом, право собственности которого было зарегистрировано на этот объект ранее. О наличии указанного заявления в ЕГРП вносится соответствующая запись, которая сохраняется в течение трех месяцев. До истечения трех месяцев предшествующий правообладатель может оспорить зарегистрированное право в суде. В противном случае, по истечении трех месяцев указанная запись в ЕГРП будет погашена.

С заявлением о невозможности государственной регистрации прав без личного участия правообладателя в регистрирующий орган может обратиться только собственник объекта недвижимости, указанный в ЕГРП. Принятие заявления у иного лица, в том числе представителя собственника по доверенности, не допускается. Запись о поступлении такого заявления вносится в ЕГРП в течение трех дней.

Таким образом, Законом о регистрации с 01.10.2013 введен реальный механизм защиты прав собственности граждан от мошеннических действий третьих лиц.

Также хотелось бы обратить внимание читателей на измененный п. 4 ст. 16 Закона о регистрации, в соответствии с которым, исключается требование об обязанности заявителя представлять документ об уплате государственной пошлины. Регистрирующий орган самостоятельно проверят информацию об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В том случае, если информация об уплате государственной пошлины в ГИС ГМП отсутствует, а документ об уплате государственной пошлины не был предоставлен заявителем вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, представленные на государственную регистрацию, к рассмотрению не принимаются. По истечении восемнадцати календарных дней, поступившие на государственную регистрацию документы выдаются заявителю лично или направляются ему по почте.

Кроме того, Закон о регистрации дополнен ст. 21.1, которой установлено, что в случае изменения содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе, которое не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав вносятся без заявления правообладателя (правообладателей). При этом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня внесения указанных изменений обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях.

Однако в настоящий момент отсутствует механизм реализации данного положения, поскольку информация об изменении сведений о правообладателе поступает в регистрирующий оран на основании постановления Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах". В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ сведения в базовых государственных информационных ресурсах предназначены для использования при межведомственном взаимодействии для оказания государственных и муниципальных услуг путем доступа в электронном виде либо путем межведомственного запроса.

Представляется, что для реализации положений ст. 21.1 Закона о регистрации, Росреестром будут заключаться совместные соглашения с носителями уникальной информации о правообладателях, предусматривающие взаимодействие при внесении изменений в базовые государственные информационные ресурсы. Либо порядок данного взаимодействия будет предусматриваться дополнительным нормативно-правовым актом.

Ведущая: Максим Сергеевич! Как в настоящий момент решен вопрос о соотношении сведений государственного кадастра недвижимости и записей ЕГРП об объекте недвижимого имущества?

Приходько М. С.: Новая редакция ст. 12 Закона о регистрации предусматривает, что сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП. Однако применение данного положения на практике будет возможно только после принятия Министерством экономического развития Приказа об утверждении новых Правил ведения ЕГРП. До этого момента сведения об объекте недвижимости вносятся в ЕГРП при поступлении заявления о проведении регистрационных действий в отношении данного объекта, предусмотренных Законом о регистрации, на основании данных Государственного кадастра недвижимости, содержащихся в Кадастровом паспорте, который регистрирующий орган запрашивает самостоятельно в рамках внутриведомственного взаимодействия.

Ведущая: Изменилась ли процедура предоставления сведений из ЕГРП?

Приходько М. С.: Да, в ст. 7 Закона о регистрации "Открытость сведений о государственной регистрации прав" Законом 250-ФЗ внесены значительные изменения. В частности, расширен круг субъектов, которым предоставляются сведения ЕГРП о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Указанные сведения выдаются в настоящий момент, в том числе, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации.

Перечень сведений ЕГРП, которые выдаются ограниченному кругу лиц (в том числе, нотариусам по их запросам), дополнен также сведениями о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Сведения ЕГРП о переходе права на объект недвижимости исключены из состава сведений ограниченного доступа. Кроме того, Выписка из ЕГРП теперь будет содержать отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости.

Законом о регистрации теперь предусматривается несколько способов получения Выписки из ЕГРП:

  • на руки;
  • посредством почтового отправления;
  • посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг
  • посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.

При этом п. 7 ст. 7 Закона о регистрации предусмотрена необходимость разработки органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав порядка предоставления сведения из ЕГРП при помощи использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Ведущая: Максим Сергеевич, спасибо большое за ваши комментарии и разъяснения. Мы от имени ИА "ГАРАНТ" желаем Вам успехов в Вашей деятельности, скорейшей реализации всех намеченных планов и поздравляем с Днем Юриста!

Приходько М. С.: Спасибо большое! Я тоже поздравляю уважаемую интернет-аудиторию с этим праздником! Пусть работа юристов всегда будет нужной и полезной обществу! С праздником!