Новости и аналитика Интервью О современном состоянии антикоррупционного законодательства

О современном состоянии антикоррупционного законодательства

29 января 2013 года в 11.30 в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с руководителем аппарата Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Соловьевым Иваном Николаевичем.

Тема интернет-интервью: "О современном состоянии антикоррупционного законодательства".

Ведущая интернет-интервью – Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Соловьева Ивана Николаевича - руководителя Аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции.

Уважаемый Иван Николаевич, позвольте поприветствовать Вас в компании "Гарант" и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Соловьев И.Н.: Всем добрый день! Спасибо за приглашение.

Ведущая: Тема сегодняшнего интервью: "О современном состоянии антикоррупционного законодательства".

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается активный рост числа и разновидностей коррупционных правонарушений. С каждым годом ситуация становится все более напряженной. Развитию коррупции способствует как общее снижение духовно-нравственного потенциала общества, господствующий в нем правовой нигилизм, так и неверие в неотвратимость наказания, ослабление государственного контроля и несовершенство законодательства.

В связи с этим, законодательство о коррупции постоянно совершенствуется и развивается.

С 1 января 2013 года вступили в силу ряд изменений, внесенных в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закрепляющие основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

Поправки связаны с принятием Федерального закона о контроле за расходами лиц, замещающих определенные должности, их супругов и несовершеннолетних детей (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").

Так же целью поправок является создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера").

Также стоит отметить, что в целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в 2012 году Указом Президента Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий распространить антикоррупционные стандарты, установленные для госслужащих, на лиц, замещающих должности в организациях, образуемых государством на основании федеральных законов, внедрить единый портал бюджетной системы с целью создания условий для общественного контроля за деятельностью госучреждений и многое другое.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить актуальные вопросы борьбы с коррупцией, приоритетные направления государственной антикоррупционной политики государства, пробелы и пути совершенствования действующего законодательства в этой области. На эти и многие другие вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Соловьев Иван Николаевич.
К нам поступило несколько десятков различных вопросов, которые мы и хотим предложить сегодня нашему уважаемому гостю.

Иван Николаевич, и позвольте задам первый вопрос. На данный момент все еще остаются расхождения в трактовке основных понятий коррупции, в том числе и между государственными и международными организациями, что затрудняет работу по противодействию по коррупции. Насколько Вы считаете возможным полное отражение понятия "коррупция" в современном законодательстве с учетом постоянно совершенствующихся его разновидностей и различных нюансов?

Соловьев И.Н.: Действительно, тема коррупции в ближайшее время вряд ли иссякнет. Также стоит учесть, что 2012 год прошел под эгидой борьбы с коррупцией, под эгидой серьезных антикоррупционных мероприятий, реализованных нашим государством. Говоря о возможности сформулировать единое определение понятию "коррупция", придется учесть все многообразие международных и отечественных актов, указов Президента РФ, подзаконных актов, где в той или иной степени содержится определение этого понятия. Можно предположить, что такое определение займет не один лист бумаги и будет сложным для восприятия и понимания. Это также нелегко, как дать определение такому понятию, как "зло". Ведь мы согласны с тем, что коррупция – это зло! А определить, что такое "зло" достаточно сложно, поскольку у него много проявлений и разнообразие возможностей для реализации. Поэтому в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", который является нашей своеобразной антикоррупционной конституцией, дано определение, которое в том числе основано на перечислении способов неправомерных действиях должностного лица. На мой взгляд, в этом нет ничего плохого, все логично, так как источником коррупционных деяний является должностное лицо. Аналогичный подход используется и за рубежом. Так, например в Японии, которая стабильно находится в первой десятке мирового антикоррупционного рейтинга, коррупция определяется как противоправное деяние, связанное с умышленным использованием должностными лицами служебного положения для получения имущественных и неимущественных благ. Так что мы идем в русле развития мирового антикоррупционного законодательства.

А говорить об универсальном понятии достаточно трудно в силу его всеобъемлющего характера.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, следующий вопрос. В какой степени соответствия находится существующее на данный момент российское законодательство в сфере антикоррупционной деятельности с различными международными рекомендациями, в частности с рекомендациям Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Соловьев И.Н.: Могу ответить, что в высокой степени. У нас вообще любят обращаться к теме имплементации международных норм в российское законодательство, и в сфере антикоррупционной деятельности мы в этом преуспели. У нас воплощены и рекомендации ГРЕКО - мы стали членами этой организации, и рекомендации ОЭСР, которые сейчас тоже активно реализуются в нашем законодательстве. Мы можем посмотреть, что целый ряд законодательных новелл, появившихся в последние годы предполагают декларирование не только доходов, но и расходов, формируют ответственность юридических лиц и ряд иных мер, что и является воплощением тех рекомендаций, тех нормативно-правовых международных актов, которые поддержала Российская Федерация. Поэтому могу сказать, что мы делаем все от нас зависящее, идем навстречу международным организациям.

Свежий пример: Федеральным законом № 3-ФЗ от 1 февраля 2012 года была ратифицирована Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.

В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки, а также прописать механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.

Кроме того, практически каждый год создаются оценочные доклады о состоянии борьбы с коррупцией в России, предлагаются конкретные рекомендации. Они прорабатываются, учитываются, одновременно с этим меняется и развивается отечественное законодательство. Таким образом, хочу отметить полное взаимодействие с международными организациями в данном вопросе.

Ведущая: А как Вы можете прокомментировать тот факт, что по результатам исследования коррумпированности стран мира Международной общественной организации по противодействию коррупции "Transparency International", Россия занимает 146-е место по уровню коррупции среди 180-ти стран мира?

Соловьев И.Н.: Совсем недавно международный фонд "Наследие" совместно с одним из финансовых журналов сформировали рейтинг стран, где Россия, если я не ошибаюсь, заняла 139-е место по развитию экономики и условий для ведения бизнеса. И все всерьез обсуждали, что мы поднялись со 142-го места на 139-е, и как здорово при этом обошли Сирию, Гаити, Алжир и ряд других стран. Читая все эти рейтинги, я хотел спросить, насколько серьезно люди к ним относятся? Честно говоря, странно обсуждать такие позиции, как в данном случае 142 и 139 места. Ведь по идее эти рейтинги составляет организация, которая вроде как работает в этой области и должна быть в курсе всего, что происходит. "Transparency International" конечно организация уважаемая, но надо смотреть, как рейтинг составлен, учитывает ли он проведенную огромную работу в нашей стране и те сдвиги, которые есть. Если не учитывает, то в нашей части оценка не объективная, если учитывает, то вдвойне необъективная.

Я считаю, для разнообразия можно какой-либо нашей некоммерческой организации составить свой обширный рейтинг, вывесить на своем сайте, чтобы сложилась ситуация, как в анекдоте: "пусть теперь они не спят". Конечно, учитывать рейтинги надо, но также стоит научиться уважать себя и не переживать по такому поводу.

Ведущая: В таком случае какого рода заинтересованность у данной организации, если она ставит Россию на столь низкую позицию?

Соловьев И.Н.: Возможно здесь отчасти играет роль и незнание происходящего в России. Не все же эксперты в курсе обстановки внутри страны в сфере противодействия коррупции. Также стоит учитывать и определенный элемент субъективизма. Никто точно не может знать, как сразу поднять Россию на лидирующие позиции и чем для них это может обернуться.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Важной проблемой можно назвать необходимость обеспечения сбалансированности федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в данной сфере? Иван Николаевич, как Вы видите основные возможные пути решения этой проблемы?

Соловьев И.Н.: Мне кажется, есть сферы, которые в основном должны регулироваться федеральным законодательством постольку, поскольку федеральное законодательство обеспечивает единство правоприменения по всей стране. Противодействие коррупции является именно той сферой, где очень опасно иметь разные акты, предусматривающие различную ответственность или различные критерии самой коррупционной деятельности. Должно быть соответствие принимаемых на субъективном уровне актов федеральному законодательству.

Тем более, что в ряде случае федеральное законодательство предусматривает возможность установления, например, порядка осуществления контроля за доходами и расходами депутатов региональных парламентов актами субъектов Российской Федерации. Не обойтись без этого и на местном уровне. Но опять таки это в развитие федерального законодательства, а не вместо него.

Хотя есть некоторые сферы, где региональное законодательство порой подгоняет федеральное. Но в отношении борьбы с коррупцией федеральное законодательство сейчас настолько развито, детально прописано и качественно подготовлено, что региональному законодательству в данной области можно только основываться на федеральных нормах и не пытаться бежать впереди паровоза. Но противодействие коррупции на местном уровне очень важно, так как бытовая коррупция всегда на виду граждан, от нее они больше всего страдают. К тому же в ноябре 2012 года ВЦИОМ провел опрос о том, какие институты у нас более всего подвержены коррупции, так вот власть на местах уверенно "победила" с 36 процентами голосов.

Ведущая: Спасибо! Недавно введенная статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействию коррупции" предусматривает увольнение лиц, замещающих государственные и муниципальные должности в связи с утратой доверия. По Вашему мнению, не может ли данная формулировка, несмотря на уточнение указанного понятия в федеральном законе, стать неким поводом для устранения ненужных служащих, что в свою очередь может способствовать повышению уровню коррупции?

Соловьев И.Н.: Знаете, при особом желании уволить можно и без этого, подыскав необходимое основание. В соответствии с новыми нормами для увольнения в связи с утратой доверия нужны веские основания и серьезные последствия совершенных коррупционных нарушений. Вы скорее всего слышали эти "страшилки", что сейчас возьмутся за неугодных людей и будут их увольнять в связи с утратой доверия - это сделать не так просто. Ведь для увольнения лица, занимающего государственную должность, в связи с утратой доверия нужно документально зафиксировать нарушение ряда норм антикоррупционного законодательства. Уволить безосновательно трудно, видно когда это все шито белыми нитками. Да и суды часто встают на сторону работника. Однако если факт нарушения антикоррупцонных норм имел место, то, извините, нужно соблюдать существующие правила. Если человек не готов соблюдать все требования, то, соответственно, ему нужно уходить с государственной службы. Очевидно, что тотальный контроль в отношении каждого чиновника осуществить невозможно, такой цели не ставится и законом. Меры предупреждения коррупции потому и называются мерами предупреждения, что они направлены на исключение самой возможности сделать что то не так. Имеется в виду, что человек, видя предполагаемые запреты и ограничения, добровольно принимает их на себя и соотносит свое поведение с очерченными государством рамками. Если он не готов к их соблюдению, то нужно переходить, к примеру, в народное хозяйство.

В последнее время пресса вовсю использует термин "компания по борьбе с коррупцией" и в данном случае нередко бывает, что этот фон может стать питательной средой и для проявлений кампанейщины. Об этом предупреждал и Президент в своих выступлениях на эту тему. Ведь обвинение в коррупции имеет очень серьезные последствия для человека в плане личностном в целом и как для должностного лица в частности. Поэтому только взвешенный индивидуальный подход, строго основанный на нормах закона, в каждом конкретном случае может обеспечить соблюдение законности и прав граждан в проводимой государством системной работе по противодействию коррупции на всех уровнях. Таким образом "неугодные" в данной норме вообще не при чем.

Ведущая: Спасибо! Значит, Вы считаете, что тотальный контроль за деятельностью чиновников недопустим?

Соловьев И.Н.: Нет, я этого не сказал. Я сказал, что тотальный контроль вряд ли возможен и вряд ли целесообразен. Тотальный контроль означает отсутствие какого-либо доверия вообще.

Ведущая: Иван Николаевич, нам поступил такой вопрос: в одном из своих выступлений В. В. Жириновский в целях борьбы с коррупцией предложил вести за чиновниками самого различного уровня постоянное электронное видеонаблюдение. Как Вы относитесь к подобной инициативе? Будет ли она действительно действенна?

Соловьев И.Н.: В этом предложении, честно говоря, нет ничего необычного. Обратите внимание, что многие страны идут по пути открытости даже своих офисов. Во многих странах специально устанавливают прозрачные перегородки, чтобы посетители того или иного учреждения могли видеть процесс работы чиновника. Я прекрасно помню один из примеров: несколько лет назад в одном регионе пришедший руководитель распорядился снять двери в кабинеты чиновников, оставшихся в результате на всеобщем обозрении, и каждый посетитель мог зайти и посмотреть на деятельность чиновника. А уж веб-камеры в рабочих кабинетах чиновников различного ранга по-моему сегодня стали далеко не редкостью. Причем делается это на добровольной основе, никто к этому не принуждает и не заставляет.

Это вполне в русле противодействия коррупции, и в такой открытости нет ничего плохого. Ведь если все автомобили ГАИ будут оборудованы видеорегистраторами, фиксирующими момент общения сотрудника ДПС с водителем, это естественным образом станет очень серьезным антикоррупционным подспорьем как для сотрудников, так и для граждан. Понятно, что ходить с микрофоном или с камерой, прикрепленными к голове – это уже слишком, но раскрытие ранее закрытых особенностей деятельности служащих, непосредственно контактирующих с населением, находится вполне в духе повышения степени открытости государственных институтов, а это уже часть антикоррупционной стратегии.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Иван Николаевич, как Вы полагаете, такие меры, как контроль за расходами чиновников и иных лиц, замещающих определенные должности, их супругов и несовершеннолетних детей способны решить проблему коррупционных проявлений в госсекторе? Неужели Вы полагаете, что кто-то действительно верит в их официальные "липовые" отчеты о доходах? Кто и как способен подсчитать, соответствуют ли доходы семьи чиновника совокупным расходам всех членов его семьи?

Соловьев И.Н.: Я бы хотел развеять такое скептическое отношение: "липовые декларации", "невозможно подсчитать". Вероятно для кого-то это станет новостью, но подсчитать это очень даже возможно. В структуре кадровых службы государственных органов созданы подразделения по профилактике коррупционных правонарушений. Отчасти они и призваны выявлять те моменты, когда доход чиновников не соответствует их расходам. Элементарно начать с декларирования. Сегодня чиновник декларирует все: свои счета, свою недвижимость, свои акции, доли, которые он имеет в иных объектах недвижимости и т.д. Если вдруг откуда-то у чиновника появляется новый объект, или он совершает крупную покупку, стоимость которой превышает полученные им за три года доходы, как он это будет объяснять. Такие покупки и являются основанием для вопросов об источниках этих средств. Никто не отрицает, что это могли быть его накопления, однако и в таком случае объяснить все-таки придется.

Если расходы по таким сделкам превышают этот размер запускается процедура контроля, а это означает: декларант обязан представить сведения о сделке и об источниках средств, за счет которых совершена указанная сделка.

Упомянутые мной подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений обязаны получить эти сведения, сопоставить их с доходами и доложить руководителю или иному должностному лицу о необходимости проверки. Руководитель принимает в письменной форме решение о начале проверки. В течении 2-х суток декларант в письменной форме извещается о начале проверки. Процедура проверки тщательно регламентирована. Проверка проводится подразделением по профилактике коррупционных правонарушений, по итогам следует доклад руководителю или уполномоченному им лицу. Есть исключение из общего порядка. По поручению Президента или Председателя Правительства проверка может проводиться Генпрокурором РФ. Проверка может инициироваться кругом лиц, определенным в законе.

За невыполнение обязанностей по представлению сведений о расходах, лицо, допустившее нарушение, подлежит увольнению. При выявлении признаков преступления материалы направляются в правоохранительные органы для уголовного или административного преследования. Если в процессе проверки устанавливаются факты несоответствия расходов общему доходу, материалы направляются в органы прокуратуры для обращения имущества в доход государства.

Еще раз отмечу, что необходимость предотвращения конфликта интересов предполагает учет и контроль за экономической деятельностью должностных лиц, проверку соответствия их расходов доходам. Положение обязывает тех, кто служит государству и обществу, быть предельно открытым его контролю.

Ведущая: Но Вы понимаете, что мало кто совершает их от своего имени.

Соловьев И.Н.: Здесь я не говорю про, допустим, дорогие часы, которые куплены в Duty Free где-нибудь в Гонконге за наличные деньги, я имею в виду дома, квартиры, и другие серьезные приобретения, совершаемые в нашей стране. На кого вы будете регистрировать такие приобретения? На друзей? Только если вы так доверяете своим друзьям и они потом не будут иметь претензий на эту недвижимость, что скорее всего рискованно. Задача вовсе не в том, чтобы увести чиновников в тень и создать дополнительную ветвь консультационного бизнеса "как правильно скрыть доходы". Очевидно, что такой эксклюзивный вид консультационных услуг для лиц с большими доходами может появиться. Задача, как мне видится, в установлении прозрачных и единых правил поведения. Ведь в подавляющем большинстве государственные служащие, которые входят в списки декларирования - это нормальные, честные люди, которым нечего скрывать от других, которые живут на свою зарплату и гордятся тем, что работают на свою страну. Поэтому априори говорить о том, что сейчас все начнут регистрировать собственность на папу, маму, бабушку, тещу не стоит. Понятно, что спецслужбами все это просчитывается, выявляется. Если человек зарегистрировал крупные покупки на подставное лицо – это веское основание для разъяснения этого вопроса, а может быть и для других решений.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. За совершение коррупционных правонарушений законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность. Планируется ли в ближайшее время ужесточение санкций за преступления коррупционной направленности?

Соловьев И.Н.: На сегодняшний день большинство антикоррупционных норм, предусматривающих ответственность, находятся в поле зрения уголовного права. Уголовное право достаточно подробно защищает общественные отношения в антикоррупционной сфере. Однако, здесь важно не перегнуть палку. Это касается и жесткости законодательства, и разнообразных кампаний. Все-таки антикоррупционная работа – это работа штучная, выборочная. Здесь не должны формироваться категории, так как это конкретная работа по конкретному нарушению. В уголовном законодательстве четко очерчен круг коррупционных преступлений. Прописанные у нас меры ответственности выше мер за совершение преступлений в сфере экономики, что абсолютно справедливо. Все-таки есть нижние пороги, поэтому, с моей точки зрения, уголовный закон в настоящее время в полной мере обеспечивает превенцию.

Криминализация коррупционных деяний – это непрерывный процесс развития уголовного права, связанный с восприятием стандартов международного права, осуществляемый в неразрывной связи с развитием российского общества. В тоже время опыт подсказывает, что для эффективного противодействия коррупции средств одного уголовного воздействия недостаточно. Сегодня государство реализует комплекс мер, способных адекватно воздействовать не только на проявления коррупции, и на причины и на условия ей способствующие.

Ведущая: Иван Николаевич, недавно принятый федеральный закон от 29 декабря 2012 года №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" ставит своей целью создать прозрачный механизм оплаты труда именно руководителей государственных муниципальных учреждений. Хотелось бы услышать Ваш комментарий по поводу этого закона. За счет каких мер и способов это возможно, и действительно ли эта мера способна снизить уровень коррупции среди именно высоких чиновников?

Соловьев И.Н.: Основная прописанная в законе цель именно такова. Прозрачность и доступность информации являются одной из главных основ в противодействии коррупции. Это комплексный акт, им вносятся изменения и в закон о противодействии коррупции и в Трудовой кодекс и в закон о банках и банковской деятельности.

Теперь трудовой договор с руководителем государственного, в нашем случае муниципального учреждения будет заключаться на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ. Кроме того, законом вводится обязанность для граждан, претендующих на замещение должности руководителя муниципального учреждения, и граждан, замещающих указанные должности, представления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Мы сегодня уже упоминали региональные и местные власти, так вот в связи со вступлением в силу данного закона органам местного самоуправления необходимо подготовить соответствующие нормативные правовые акты в отношении лиц, поступающих на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителя муниципального учреждения.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Сможет ли, по Вашему мнению стать эффективным средством противодействия коррупции разработка кодекса служебного поведения государственного гражданского служащего или внедрение каких-либо программ этического образования гражданских служащих?

Соловьев И.Н.: Обратимся немного к истории: в Евросоюзе в 2000 году были приняты рекомендации по созданию модельного кодекса этического поведения государственного служащего. Он был разработан междисциплинарной группой по борьбе с коррупцией и изначально планировался для внутреевропейского пользования. Тем не менее позднее .он стал рекомендоваться всем государствам, в которых осуществляются административные реформы в сфере государственной службы, в том числе антикоррупционной направленности. Указанный кодекс регламентирует порядок получения чиновником подарков, использование служебной информации, трудоустройство чиновников после увольнения с государственной службы. Следует отметить, что практически все его рекомендации учтены в законодательстве о государственной гражданской службе РФ.

Так что неправильно было бы говорить, что у нас такая работа не ведется. Например есть достаточно серьезный Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в котором прописаны все модели поведения, присущего сотруднику органов внутренних дел, все запреты и т.д.

Причем, напрямую с этими вопросами связанны такие категории, как конфликт интересов, а также споры, которые происходят внутри организации в связи с исполнением должностных обязанностей, которые тоже нельзя недооценивать, поскольку конфликты внутри организации, внутри самих коллективов подчас также приводят к совершению коррупционных правонарушений. К тому же до сих пор имеют место такие наиболее яркие проявления конфликта интересов, как финансирование связанных с государственными или муниципальными служащими коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная и часто убыточная передача госимущества в их управление, опосредованное (через родственников и часто не по прямой линии) участие в котором осуществляют государственные или муниципальные служащие. Имеется практика совмещения государственной (муниципальной) службы с коммерческой деятельностью.

Поэтому вопрос важный, но я думаю, что единые стандарты заложены и в законе "О противодействии коррупции", и в иных актах, так что специально копировать еще что то нет смысла.

Ведущая: Спасибо! Необходимо ли тогда внедрять ведомственные программы противодействия коррупции в системы внутреннего контроля в органах исполнительной власти?

Соловьев И.Н.: Они уже полноценно внедряются. Хорошему руководителю, который озабочен моральным состоянием своего коллектива, вполне по силам организовать соответствующее обучение, провести семинары, пригласить специалистов, потому что такие совместные коллективные мероприятия – это лучшая профилактика коррупционного поведения.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, в последнее время все активнее при совершении коррупционных правонарушений используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет в свою очередь добиться деперсонализации взаимодействия участников коррупционной сделки. Ведется ли Государственной Думой РФ какая-либо работа по совершенствованию законодательства в этом направлении? Какие методы борьбы, на Ваш взгляд, были бы более эффективными именно в данном сегменте?

Соловьев И.Н.: Насколько я понял, речь идет о возможности попыток обезличиваться при совершении коррупционных преступлений с помощью определенных медийных ресурсов. Могу сказать, что Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", который накладывает достаточно серьезные ограничения на распространение персональной информации, в том числе и регулирует вопросы деперсонализации, еще никто не отменял. Конечно, можно под вымышленным именем распространять информацию, но мне не совсем понятно, как можно с помощью этих технологий совершать коррупционные правонарушения. Попытаться опорочить кого то, использовать в сомнительных пиар - технологиях – вероятно.

Но тем не менее, скажу, что было принято Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012г. №1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", которое касается защиты от внешнего проникновения, от утечек информации и т. д. К тому же недавно вышел Указ Президента РФ от 15 января 2013г. №31с "О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации", которым Федеральной службе безопасности РФ поручается создать систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Так что функции по контролю за информационным пространством, за утечкой сведений, о которых мы сегодня говорили, по персональным данным, по строительству в каждой организации своей системы, собственного механизма защиты информации сегодня в надежных руках.

Коррупция – явление всеобъемлющее, проникающее везде, но, мне кажется, коррупционные правонарушения не любят открытого пространства пускай даже в обезличенном виде.

Но у этой медали есть и еще одна сторона – это коррупция по госзакупках IT –оборудования и программ. Как в свое время было отмечено руководством страны: программы – такая вещь, которая может быть оценена и в миллион рублей и в 10 миллионов. И тут могут быть искусственно заниженные сроки на закупку или производство того или иного продукта, что влечет за собой выбор поставщика в обход конкурсных процедур и многое другое. Так что учитывая нематериальность закупаемых объектов особый контроль в данной сфере необходим.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, какое место в системе мер противодействия коррупции Вы бы отвели обеспечению доступа граждан к информации о деятельности государственной власти? Какими должны быть основные звенья механизма обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов? Как Вы оцениваете законодательство в этой сфере, и действенно ли оно по Вашему мнению?

Соловьев И.Н.: Да, я считаю существующий в этой сфере закон действенным. Открытость является одной из основополагающих мер по борьбе с коррупцией.

Закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" обеспечил создание общедоступного банка судебных решений, картотеки судебных дел, а также публикацию важнейших документов в Интернете.

Парламентом России также принят Федеральный закон, которым обеспечено создание единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в рамках Государственной автоматизированной системе "Правосудие" (ГАС "Правосудие").

Эти новации полностью изменили представление об уровне транспарентности и степени открытости, которую должна сегодня предоставлять судебная система. Значение открытости правосудия трудно переоценить как в сфере судопроизводства, так и в общественной жизни. Все это означает повышение информационной прозрачности и, как следствие, доверия к судебной системе со стороны граждан.

Кроме того сегодня внедрение электронного документооборота и оказание государственных услуг в электронной форме реализуется через Единый портал государственных и муниципальных услуг, доступный любому пользователю, обеспечивается доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях. Это позволяет исключить субъективный подход, сократить время и документооборот. Единый портал информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным и муниципальным услугам.

Отдельные органы исполнительной власти также уверенно идут по пути информационной открытости Сейчас любое преступление, совершенное сотрудником органов внутренних дел, мгновенно получает оценку. И информацию граждане получают не из средств массовой информации, а с официального сайта Министерства внутренних дел РФ, что очень важно. Поэтому, конечно, открытость органов исполнительной власти, открытость судов, добросовестность средств массовой информации становиться одной из основополагающих мер, подспорьем, обеспечивающим эффективное противодействие коррупции. Кстати, в своем Послании именно об открытости органов государственной власти и о честности работы СМИ говорил Президент РФ, когда касался мер по противодействию коррупции.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, а Вы лично для себя ведете какой-либо рейтинг коррумпированности различных органов государственной власти? И, как я понимаю, не согласны с утверждением, что чем выше ранг органа государственной власти, тем более коррумпирована данная организация в субъективных оценках граждан? В чем Вы видите причины укрепления в глазах народа такого стойкого убеждения?

Соловьев И.Н.: Я не согласен, что чем выше ранг органа государственной власти, тем выше в нем коррумпированность. Все зависит исключительно от людей, так как коррупция в первую очередь отражение человеческого фактора: насколько внутренние человеческие барьеры позволяют тому или иному служащему использовать свое положение для того, чтобы за счет государства набивать свой карман. Можно работать на супер, как сейчас говорят, "коррупциоемком" участке и не совершать коррупционных правонарушений, а можно работать без взаимодействия с гражданами, почти ничего не решая, но в силу личной нацеленности на использование своего положения в корыстных целях, выступать посредником, пытаясь решать проблемы через коллег. Абсолютно не имеет значения, что предположим, инспектор рыбоохраны имеет больше возможностей для совершения коррупционного правонарушения, чем, к примеру, сотрудник ГАИ. Все зависит от конкретного человека.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, какими мерами и средствами, по Вашему мнению, возможно усовершенствовать организацию деятельности по размещению госзаказа с целью минимизации коррупционных проявлений в этой сфере?

Соловьев И.Н.: В своем ежегодном послании парламенту Президент четко определил 7 основных направлений наступления на коррупцию:

  • равноудаленность бизнес-структур от исполнительной, законодательной или судебной власти, причём любого уровня;
  • введение контроля над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний, их ближайших родственников (при этом прокуратура теперь получила право обращаться в суд с требованием изъять имущество, которое было приобретено в результате необоснованного обогащения);
  • привязка уровня вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счёт бюджета, к качеству работы организации и к средней заработной плате основного персонала;
  • ускорение принятия закона о федеральной контрактной системе, так как настоящей "питательной зоной" для коррупции стали госзакупки (при этом важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов);
  • повышение эффективности и профессиональности Счетной палаты;
  • настройка эффективного общественного контроля, активного гражданского участия в борьбе с коррупцией;
  • повышение роли СМИ.

Как видно проект федерального закона №68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" находится в числе важнейших стратегических задач. С его помощью можно и нужно прописать механизмы, обеспечивающие защиту от проникновения в государственный карман, так что как раз для этого он и создается.

Ведущая: Вы действительно считаете, что он способен справиться с этой целью, учитывая мнение большинства, что Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не смог решить вопросы коррупции, и к законопроекту о Федеральной контрактной системе не меньше вопросов?

Соловьев И.Н.: Вы знаете, вопросов много. Но если с таким скепсисом ко всему относится, то, наверное, вообще не стоит предпринимать какие-либо действия и пытаться все урегулировать. Мне кажется, что базовый в данной области закон закроет некоторые лазейки и осложнит возможность коррупционной деятельности, особенно в сочетании с теми антикоррупционными мерами, принятыми в последнее время относительно расходов и доходов, в сочетании с антикоррупционной экспертизой, в сочетании с большим участием общественности. Главный результат прошлого года, на мой взгляд, состоит в том, что граждане начали доверять государству. Раньше общественность говорила о бессмысленности борьбы: "Бороться с коррупцией – все равно, что против ветра плевать". В такой ситуации результат сразу очевиден. Сейчас отношение изменилось, что отражается в реакции на те или иные события в сфере борьбы с коррупцией. Власть перешла от декларации к конкретным делам, конкретным людям, конкретным схемам. И делается это не только на высоком уровне, хотя стоит отметить: хорошо, что туда дошло. Цифры показывают, что у нас порядка 7 тысяч человек осуждено в прошлом году, порядка 50-ти тысяч уголовных дел возбуждено по фактам коррупции. Я считаю это серьезным предупреждением для тех, кто еще пытается продолжать зарабатывать за счет государственного кармана. Поэтому сочетание всех этих мер должно дать результат. Когда каждый человек видит проявление коррупции и не проходит мимо, не остается равнодушным, веря в то, что такую ситуацию можно исправить, то на основании такого отношения и эту проблему можно сдвинуть.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, с Вашего позволения, подведу некий итог всему выше сказанному. Вы уже сегодня говорили о том, что сейчас предусмотрено достаточное количество мер по борьбе с коррупцией – это и повышение оплаты труда, и усиление общественного контроля, и различная антикоррупционная пропаганда. Все-таки хотелось бы услышать какой-то Ваш вывод. Какой метод Вы считаете более действенным? И если возможно расширение списка антикоррупционных мер, то какие Вы хотели бы предложить в первую очередь?

Соловьев И.Н.: Оплата труда – замечательный метод, это очень важно. Сейчас по уровню оплаты труда мы подтягиваемся на очень достойное место, особенно в центральных аппаратах министерств. Если посмотреть по регионам, то там тоже государственные служащие относятся хоть и не к самой высокооплачиваемой категории, но к стабильной категории. Государственная служба становятся все более престижной, все больше людей идет туда. Но если говорить о мерах, то, наверное, самое главное – это построение такой модели, когда коррупционное поведение будет просто не выгодным. Не выгодным с какой точки зрения? Когда та прибыль, которую человек может получить от совершения коррупционного правонарушения, будет не соизмерима с имиджевыми, человеческими и материальными потерями, если это правонарушение будет выявлено. С одной стороны государство говорит о том, что мы улучшаем качество жизни, мы повышаем зарплаты, но взамен этого просим, чтобы люди, которые работают на государство делали это честно. Поэтому с моей точки зрения, это справедливо. Вот такое многократное превышение невыгодности над выгодностью, оно, наверное, и будет самой главной профилактикой коррупции.

Ведущая: Спасибо! Иван Николаевич, а как Вы расцениваете подарки различным должностным лицам в органах государственной власти? Это тоже своего рода взятка?

Соловьев И.Н.: Вы знаете, подарок подарку рознь. Например, в некоторых странах такие подарки являются национальным обычаем. Надо смотреть зачем и в связи с чем он дарится. Самое главное, что потом за этот подарок у чиновника могут попросить. Знаки внимания тоже могут быть разные: можно книгу подарить, а можно семью оправить на месяц за границу, чтобы они отдохнули. Потом этот человек просит у чиновника что-то для него сделать и это явно будет выходить за рамки непосредственных должностных обязанностей государственного служащего. Вот в этом случае, конечно, это и есть коррупция. Это и есть завуалированная форма взятки. А когда такой подарок не требует от человека переступать через свои должностные обязанности, или давать дарителю какие-то преференции в дальнейшем, то по таким знакам внимания прописан их определенный размер. И если от него не отступать, то вопросов не должно возникнуть.

Ведущая: Спасибо! И у меня к вам заключительный вопрос. Какова примерная законопроектная программа Государственной Думы ФС РФ в сфере безопасности и противодействии коррупции на 2013 год? И стоит ли нам ждать каких-то новых предложений по изменению и дополнению существующей в данном аспекте нормативно-правовой базы?

Соловьев И.Н.: Я бы хотел сказать о задачах на самую ближайшую перспективу – это реализация того тезиса, который в своем Послании озвучил Президент РФ В. В. Путин, он касается установления ограничений на владение зарубежной недвижимостью и счетами для чиновников, это продолжение антикоррупционной стратегии, которая также была обозначена. Что касается законопоектной работы, то могу вам сказать, что практически большинство проектов, которые принимаются Государственной Думой, в той или иной степени работают на антикоррупционное законодательство в нашей стране. Поэтому выделять что-то особенное я бы не стал, поскольку все проекты в той или иной степени регулируют сферы жизни наших граждан. А лучшая урегулированность и законодательное обеспечение как раз и ставит барьер на пути коррупции, потому что коррупция появляется там, где есть какие-то имеются законодательные недоработки, недоработки нормотворческие, которые и позволяют чиновникам находить лазейки, бездействовать, предоставлять преференции. Поэтому любая законопроектная работа, которая направлена на улучшение жизни наших граждан, на регулирование отдельных сфер финансово-хозяйственной деятельности, также косвенно работает и на противодействие коррупции.

Ведущая: Спасибо, Иван Николаевич! Мы благодарим Вас за беседу. От лица ИА "ГАРАНТ" позвольте пожелать успехов в Вашей работе по усовершенствованию законодательства и по борьбе со всеми коррупционными проявлениями.

Соловьев И. Н.: Вам большое спасибо за приглашение!