Новости и аналитика Интервью Перспективы развития информатизации судов общей юрисдикции

Перспективы развития информатизации судов общей юрисдикции

3 октября 2012 года в 11.00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем.

Тема интернет-конференции: "Перспективы развития информатизации судов общей юрисдикции".

Ведущий интернет-конференции Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусева Александра Владимировича.

Уважаемый Александр Владимирович, позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время прийти сегодня в ИА «ГАРАНТ» и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-конференции: "Перспективы развития информатизации судов общей юрисдикции".

В настоящее время особо быстрыми темпами развивается процесс информатизации судебной системы, который является одним из главных направлений реформы судебной деятельности. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно-телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.

В целях создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента подходит к завершающему этапу Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 года N 583. В задачи данной программы входило обеспечение поэтапного внедрения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" во всех федеральных судах общей юрисдикции, формирование единого информационного пространства.

В ходе интернет-конференции обсуждались результаты и проблематика процесса реализации программ по информатизации судов общей юрисдикции, а также основные перспективы и направления политики информатизации Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. На эти и многие другие вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответил Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев Александр Владимирович.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по обеспечению информационной открытости федеральных судов общей юрисдикции в 2012 году.

Гусев А.В.: Здравствуйте, Сергей! Здравствуйте, уважаемые интернет-пользователи и все, кто интересуется озвученной тематикой! Одним из направлений деятельности Судебного департамента является развитие и дальнейшее полномасштабное внедрение информационных технологий в деятельность федеральных судов общей юрисдикции.

Применение информационных технологий позволяет достигнуть принципиально нового уровня открытости и доступности правосудия в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", способствует реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, безупречности и эффективности деятельности судов, а также созданию условий, препятствующих проявлению коррупции. Совершенствование судопроизводства путем широкого внедрения в практику рассмотрения судебных дел информационных технологий способствует снижению нагрузки на судей и работников аппаратов судов, сокращению сроков рассмотрения дел, повышает качество рассмотрения дел.

В целях повышения доступности правосудия Судебным департаментом разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы" (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N1735-р, предусматривающая мероприятия по формированию современной телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов общей юрисдикции, создание комплексов хранения и обработки данных в центрах федеральных округов, внедрение решений ГАС "Правосудие" с учетом ЦОД и создания единого информационного пространства судов.

В целях расширения информированности общества о деятельности судов общей юрисдикции Судебным департаментом планируется проведение дополнительных мероприятий:

  • создание единой базы судебных актов в системе судов общей юрисдикции, предусматривающей единый формат представления данных и введение единой нумерации судебных дел для всех судов общей юрисдикции, включая мировых судей;
  • создание централизованного электронного архива судебных дел на уровне Судебного департамента и обеспечение доступа к судебным актам, вынесенным судами всех инстанций, а также предоставление заинтересованным лицам публичного доступа к открытым электронным документам с учетом требований Федерального закона N 262-ФЗ.

Для реализации указанных изменений в текущем году заключен государственный контракт на создание опытного образца комплекса программ "Судебное делопроизводство" ГАС "Правосудие".

Ведущий: В связи с исполнением требований Федерального закона от 22 декабря 2008г. N 262 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", реализуя положения федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007–2012 годы на сотрудников аппаратов судов возложены дополнительные обязанности в сфере информатизации. Предполагает ли это реорганизацию внутренней структуры судов с целью создания специализированных отделов, расширение штата, а соответственно и увеличение финансового обеспечения?

Гусев А.В.: Одним из ключевых направлений деятельности Судебного департамента в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 – 2012 годы является создание постоянно действующей системы поддержки и сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие" федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

Необходимо отметить, что организационно-штатная структура судов общей юрисдикции не ориентирована на решение вопросов в области информационных технологий. Вместе с тем, Судебным департаментом с 1 июля 2010 года обеспечивается реализация требований Федерального закона от 22 декабря 2008г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Структура судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента включает следующее количество штатных единиц специалистов в области информационных технологий.

На протяжении последних 3-х лет, начиная с 2009 года федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период были предусмотрены средства на планомерное введение специалистов по информатизации: в 2009 году – 780 единиц; в 2010 году – 1 291 единица; в 2011 году – 1 278 единиц. В 2009 году Судебному департаменту была выделена численность в количестве 780 единиц, которая была распределена в районные суды с составностью 5 и более судей. Однако, с 1 июля 2010 года была увеличена численность работников аппаратов судов общей юрисдикции в области информационных технологий только на 350 единиц, увеличение численности специалистов по информатизации на 2011 – 2012 годы не предусмотрено.

Создание в текущем году федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" позволяет решить вопрос создания постоянной системы поддержки эксплуатации и сервисного обслуживания ГАС "Правосудие", охватывающей всю Россию. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 7.02.2011 N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" председатель суда организует работу суда. Вопрос возложения обязанностей и перераспределения нагрузки на сотрудников аппаратов в компетенции председателей судов.

Ведущий: 2 мая 2012 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации N 681-р о создании федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". Какие цели ставятся перед учреждением, что даст его создание судебной системе и обычным гражданам? Каковы ваши ожидания от его работы?

Гусев А.В.: Обеспечение эксплуатации программно-технических средств ГАС "Правосудие", поддержка ее пользователей, хранение и автоматизированная обработка судебной информации, включая электронные архивы судебных дел, интеграция информационных ресурсов и данных судебной статистики легли в основу содержания целей деятельности созданного учреждения.

Учреждение создаётся во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010г. N Пр-3645, решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 14 апреля 2011г., в целях обеспечения эксплуатации, технической поддержки и развития ГАС "Правосудие" и для организации устойчивого и непрерывного функционирования информационной системы в судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента.

Работа учреждения будет направлена на формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, создание организационно-технических условий для реализации в системе судов общей юрисдикции Федерального закона от 22 декабря 2008г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Ожидания от работы учреждения – освободить судей и работников аппаратов судов от несвойственных функций, связанных с применением в судах информационных технологий: администрированием локальных вычислительных сетей, обслуживанием общего и специального программного обеспечения ГАС "Правосудие", ремонтом и техническим обеспечению средств вычислительной техники и др.

 

Ведущий: В достаточной ли мере финансируются мероприятия по реализации информационной открытости федеральных судов общей юрисдикции с учетом вновь созданного ГБУ "ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" и связанных с ним проектов?

Гусев А.В.: Средств всегда недостаточно, но мы работаем с Министерством финансов Российской Федерации. Так, на совещании в Департаменте бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы Министерства финансов Российской Федерации в августе 2012 года вопросы выделения дополнительных бюджетных средств на доукомплектование и плановое обновление парка компьютерной техники получили поддержку. На 2013 год выделено дополнительно на эти цели 213 млн. рублей.

 

Ведущий: Расскажите о проекте государственного задания федеральному государственному бюджетному учреждению "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов. Какая штатная численность учреждения и где планируется открытие филиалов центра?

Гусев А.В.: Проектом государственного задания федеральному государственному бюджетному учреждению "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены следующие государственные работы:

  • организационное, методическое и информационное обеспечение функционирования ГАС "Правосудие";
  • техническое обеспечение функционирования ГАС "Правосудие";
  • обеспечение доступа граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение доступа граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • интеграция информационных ресурсов.

Государственное задание и отчет о его выполнении, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, будут размещаться Судебным департаментом и учреждением на официальных сайтах в сети Интернет. Предельная штатная численность работников учреждения составит 1 778 единиц. Для успешной деятельности учреждения предполагается создание его филиалов и представительств в субъектах Российской Федерации.

Судебным департаментом в настоящее время ведется активная работа по разработке проектов ведомственных нормативных актов, направленных на регулирование деятельности учреждения. В целях создания филиальной сети учреждения разрабатывается проект положения о филиалах или представительствах учреждения. Их открытие планируется в 2013 году в субъектах Российской Федерации. Деятельность центрального подразделения и его филиалов (представительств) охватит все объекты автоматизации ГАС "Правосудие" на всей территории Российской Федерации.

Ведущий: Можно сказать, что на данный момент оснащенность районных и городских судов Москвы и Московской области автоматизированными средствами создаваемой информационной системы находится на должном уровне. Какие проблемы возникают с техническим обеспечением судов в отдаленных регионах и какие способы их решения предусмотрены?

Гусев А.В.: В настоящее время средняя обеспеченность по России районных судов компьютерной техникой составляет 95 %, из них устаревших — старше пяти лет, подлежащих списанию или исчерпавших свой эксплуатационный ресурс — 32 %. С учетом указанного фактическая оснащенность районных судов компьютерной техникой, отвечающей требованиями ГАС "Правосудие", составляет не более 63 %. Практически на этом же уровне и оснащенность судов Москвы и Московской области.

Особые проблемы с техническим обеспечением малосоставных судов отдаленных регионов. Оснащение их предусмотрено в рамках реализации проекта "Поддержка судебной реформы". В настоящее время проводятся конкурсные процедуры на поставку в 900 малосоставных судов компьютерного оборудования.

Ведущий:

Гусев А.В.: Введенная и активно используемая судами Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие" за время реализации программ по информатизации неоднократно проходила дополнительные доработки. Можно ли утверждать, что к моменту завершения Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007–2012 годы она достигла совершенного вида, или ГАС "Правосудие" ждут очередные изменения?

Конечно ждут очередные изменения. Принятие федеральных законов, направленных на введение в областных и равных им судах апелляционных инстанций, использование видео-конференц-связи в районных и гарнизонных военных судах, на формирование состава суда с использованием автоматизированной информационной системы, на формирование единого информационного пространства с учетом использования современных информационных технологий, способствующих переходу к электронному правосудию являются предпосылками для дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 5 декабря 2011г. N 285 Судебному департаменту совместно с главным конструктором ГАС "Правосудие" поручено завершить в 2012 году разработку проекта концепции формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей на базе ГАС "Правосудие" на 2013 – 2017 годы, и определить цели, направления, задачи, принципы и основные этапы развития системы до 2018 года.

Ведущий: Александр Валентинович, спасибо Вам за столь содержательные, исчерпывающие ответы на вопросы нашей интернет-аудитории! Желаем успехов в Вашей деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и