Новости и аналитика Интервью Участие Росфиннадзора в работе по снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности

Участие Росфиннадзора в работе по снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.

В информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Павленко Сергеем Юрьевичем.

Тема интернет-конференции: "Участие Росфиннадзора в работе по снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности".

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Минфину России. На него возложены функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, валютного контроля, а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В ходе интернет-конференции Руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Павленко Сергей Юрьевич подробно рассказал о явных административных барьерах во внешнеэкономической деятельности, с которыми сталкивается Росфиннадзор в своей работе, а также о мерах, предпринимаемых Росфиннадзором по снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности. Была затронута проблематика взаимодействия Росфиннадзора с таможенными и налоговыми органами, органами внутренних дел и уполномоченными банками по пресечению нарушений валютного законодательства Российской Федерации, связанных с выводом капитала за рубеж. Кроме того подробно осветились актуальные изменения валютного законодательства и их влияние на участников внешнеэкономической деятельности.

Ведущий интернет-конференции Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем интернет-конференцию. Разрешите представить наших сегодняшних гостей: руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Сергея Юрьевича Павленко, заместителя руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Павла Андреевича Высоцкого и начальника Управления валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Плотникову Наталию Викторовну.

Коллеги, выражаю благодарность за то, что нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы интернет-аудитории. Тема нашей конференции: "Участие Росфиннадзора в работе по снятию неоправданных административных барьеров по внешнеэкономической деятельности". Тема широкая, обширная, вопросов поступило много, и они практически все лежат в плоскости сегодняшней конференции. Сергей Юрьевич, предоставляю Вам первому слово, чтобы дать направление нашей дальнейшей дискуссии.

Павленко С. Ю.: Большое спасибо! Я очень рад, что мы обсуждаем эту тему, потому, что традиционно Росфиннадзор в сознании граждан РФ, включая и аудиторию "Гаранта", ассоциируется с бюджетным надзором, в то время как валютный контроль – это не просто наше второе направление деятельности, это второе основное направление нашей деятельности. И, на текущий момент, по количеству контрольных мероприятий линия валютного контроля уже превзошла линию бюджетного контроля, сейчас это порядка 30 тысяч проверок в течение года, в то время как по линии бюджетного надзора мы проводим где-то порядка 20-ти тысяч контрольных мероприятий. Учитывая это, представляется важным познакомить вашу аудиторию, заинтересованную, в первую очередь, в практике регулирования бизнеса, с нашей деятельностью в этом направлении. Когда мы говорим о бюджетном надзоре, все проявляют заинтересованность, - это наша страна, мы в ней живем. Когда же мы говорим о валютном контроле, заинтересованность проявляют предприниматели и граждане, которые работают в бизнесе, и сталкиваются, так или иначе, с экспортом-импортом товаров, услуг, интеллектуальной собственности, проведением валютных операций. Сталкиваются и со всем комплексом административных барьеров и регулятивов, которые существуют в этой сфере. Тема нашей конференции – это снятие неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем я хотел бы уточнить, что целью деятельности Росфиннадзора не является снятие административных барьеров, я хотел бы расставить точки над "i", мы - надзорный орган, поэтому мы совершенно объективно сами являемся своего рода барьером. Мы видим, что в той части валютных правоотношений, которая нам поднадзорна, происходит довольно много правонарушений. И объемы правонарушений, похоже, не снижаются, они скорее подходят к уровню, когда это становится нетерпимой проблемой. Поэтому наша задача на сегодняшний день - структурировать контрольную деятельность, выделить добросовестно заблуждающихся нарушителей, либо не информированных операторов этого рынка, допускающих нарушения валютного законодательства в процессе внешнеэкономической деятельности, и, проведя анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушения, вывести их из поля правонарушений.. Иными словами проделать работу в отношении лиц, которые по незнанию, по объективным обстоятельствам, независящим от них, допускают правонарушения явно не являющиеся угрозой экономической безопасности страны. Система любого надзора устроена таким образом, что для нее не важно, украден миллион или несколько рублей, в обоих случаях в общем и целом осуществляются одни и те же административные процедуры. В уголовном законодательстве мы это видим, когда людей на несколько лет сажают за украденный мобильный телефон. Правда, встречаются ситуации, когда за украденные партии мобильников вообще никого не сажают, но это уже совсем другая история. Деятельность Росфиннадзора по облегчению положения добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, допускающих правонарушения в валютной сфере в небольших объемах, не систематически, по независящим от них причинам, в рамках принципов предусмотренных законом, является одной из тактических целей службы. Мы делаем это для того, чтобы реализовать возможность более фокусировано заниматься действительно настоящими, системными правонарушителями. Вот из этого мы исходим, и в дальнейшем, я попрошу своих коллег осветить не только нашу деятельность по облегчению положения добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, но также рассказать и о нашей работе по более жесткому, более агрессивному противостоянию преступной деятельности в этой сфере. Теперь перейдем к вопросам.

Ведущий: Давайте мы начнем с первого, и коллеги будут высказывать информацию, которая у них есть. Итак, первый вопрос: Насколько часто за выявленными нарушениями следует давление на сотрудников вашего ведомства и какая в связи с этим ситуация с коррупцией внутри него?

Павленко С. Ю.: Давление следует, оценить его объемы затрудняюсь, потому, что это не всегда мы можем идентифицировать, как давление, иногда только постфактум становится понятно, что какие-то очень мягко звучавшие намеки – это на самом деле и было давление. У нас есть, как и в любом надзорном ведомстве, выстроенная система противодействия коррупционному давлению, которая, конечно же, не полностью предотвращает его, абсолютных решений в этой сфере вообще, наверное, нет. Но тем не менее, ситуация с коррупцией внутри ведомства очень простая. У нас в среднем один-два человека в год попадают под внимание правоохранительных органов, на 6 тысяч сотрудников. Я считаю, это соотношение – достаточно, не сказать, чтобы нормальное, но свидетельствующее о том, что работу мы проводим более или менее четко по противодействию коррупции. Хотя, конечно, сказать, что абсолютно все наши сотрудники не подвержены и не поддаются никаким воздействиям: ни запугиванию, не подкупу нельзя. Как у нас складывается взаимодействие с таможенными и налоговыми органами, органами внутренних дел, уполномоченными банками по пресечению нарушений валютного законодательства? Коллеги расскажут лучше, но могу сказать следующее. Проблемы есть, но, на мой взгляд, они не просто разрешаемы, они уже находятся в процессе разрешения. Конечно, пределов совершенствованию нашего взаимодействия нет, хотя для целого ряда других ведомств, мне кажется, оно являет собою образец в части использования информационных технологий при обмене информацией и в части позитивного подхода всех участников этого взаимодействия к его организации. И даже критика, которая раздается внутри нашего сообщества, она, на мой взгляд, притом, что иногда является довольно острой, направлена на то, чтобы достичь более высокого уровня взаимодействия между нами.

Ведущий: Спасибо, Сергей Юрьевич. Наталия Викторовна, Вам слово.

Плотникова Н. В.: Здравствуйте! Я рада еще раз всех приветствовать. К реализации нашего взаимодействия с коллегами, органами, агентами валютного контроля, естественно, могут быть различные претензии или вопросы. Но прежде чем освещать этот вопрос мне бы хотелось уточнить некоторые основные понятия. Двухуровневая модель системы органов и агентов валютного контроля в РФ сложилась в 2004 году, когда была проведена административная реформа органов власти в целом. Напомню, на сегодняшний день только Центральный банк РФ и Росфиннадзор являются органами валютного контроля РФ, к агентам отнесены таможенные, налоговые органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг и уполномоченные банки. Названная система обеспечивает контроль за всеми проводимыми резидентами и нерезидентами, участниками валютных правоотношений валютными операциями. Перевозите ли вы иностранную валюту через границу, осуществляете ли покупку какого-либо товара за рубежом, оказываете ли услуги на территории РФ, в тех случаях, когда контрагентом выступают нерезиденты, это всегда валютные правоотношения, которые подлежат контролю со стороны названных органов и агентов валютного контроля. Конечно, в системе контрольных органов должны быть и существуют взаимосвязи между органами и агентами валютного контроля. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора подписаны ряд соглашений об информационном взаимодействии, обеспечивающих взаимное информирование, обмен документами. Прежде всего, хочу отметить подписанные Росфиннадзором соглашения с Центральным банком РФ, с нашими коллегами - таможенными и налоговыми органами. В рамках этих правовых актов, а также в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" идет обмен информацией. Росфиннадзор, как единственный на сегодняшний день уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля, получает сведения о нарушениях по всей стране в отношении физических и юридических лиц. Даже о тех нарушениях, которые связаны с расчетами или нарушением порядка открытия счетов за рубежом, информация стекается в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. На сегодняшний день существует информационный обмен сведениями с налоговой службой, с таможенной службой, с Центральным банком РФ. Раскрывая поставленный вопрос, следует так же отметить еще один аспект, межведомственного взаимодействия Росфиннадзора, связанный с привлечением к административной ответственности. Наши решения о назначении административного наказания в случае, если они в добровольном порядке не исполняются, направляются в Федеральную службу судебных приставов, с которыми в обозримом периоде будут заключены соглашения о взаимодействии по электронным каналам связи. В рамках соглашения планируется обмен документами и информацией о лицах, привлекаемых к административной ответственности. Но это уже перспективы 2013 года.

Ведущий: Спасибо, Наталия Викторовна! Павел Андреевич, Вам слово.

Павленко С. Ю.: Павла Андреевича попросим пару слов сказать о нашем взаимодействии с правоохранительными органами.

Высоцкий П. А.: Система валютного контроля в принципе сегодня и изначально построена таким образом: внутри себя она содержит систему сдержек и противовесов. Одни фиксируют правонарушение, другие рассматривают и привлекают к ответственности. Представляется, что в отличие от других надзорных систем, где и хватают, и ловят одни, система валютного контроля заранее включает в себя некоторые антикоррупционные элементы. Поэтому если кто-нибудь из чиновников Росфиннадзора необоснованно вернет составленный таможенной или налоговой службой протокол. Сразу же имеется основание либо высказать претензии Росфиннадзору, либо пойти с этим материалом сразу в прокуратуру. Поэтому мы считаем, что и в некоторых других системах контроля это может быть реализовано. В этом году мы стали больше уделять внимание взаимодействию с органами внутренних дел. Оно состоит в том, что там, где вывод валюты эквивалентен больше 30-ти миллионов рублей, уже не только наша подведомственность, но и подведомственность органов внутренних дел. И благодаря этому первые положительные процессуальные моменты стали появляться, стали возбуждаться уголовные дела. В прошлом году в органы внутренних дел передано около ста материалов. В этом году мы также продолжили их активную передачу. Направленные материалы находятся на разных стадиях уголовного преследования нарушителей. Не могу похвастаться сейчас чистым доведением дел до суда, но предполагается, что их результаты пресса еще увидит. Отмечу, что мы не стараемся показать, что по нашим материалам возбуждаются уголовные дела. Наши материалы часто используются, как дополнение к имеющимся уголовным преследованиям для того, чтобы создать более четкую и объективную картину преступления. Здесь мы видим определенное несовершенство 193-й статьи Уголовного кодекса. Свое предложение по её доработке мы дали, они прорабатывались в Минфине России и Росфинмониторинге и внесены на днях в Правительство РФ. А в части административного преследования мы можем сказать, что здесь действуют процессуальные требования, т.е. система уже создана. Известна процессуальная и иная подведомственность. Другое дело, что есть материалы, по которым в принципе нужно определяться "политически". К сожалению, это не компетенция Росфиннадзора. Мы можем здесь только высказывать свое мнение, потому что есть органы-регуляторы – Центральный банк, Министерство финансов. Это темы, связанные с движением ценных бумаг в бездокументарной форме, это темы связанные с внешними займами, т.е. есть темы неторгового оборота капитала, с которыми хочешь – не хочешь, а сегодня нужно определяться.

Павленко С. Ю.: Павел Андреевич, спасибо! Но я чувствую, что мы с ходу бросились обсуждать правоохранительную деятельность Росфиннадзора, как бы сказать, карательный аспект нашей работы. В то время, как гуманистический аспект нашей работы, про который мы обещали рассказать подробнее, мы позабыли. Наталья Викторовна, давайте сейчас вернемся к нашей основной теме: не то, как мы делаем обществу хорошо, но отдельным людям – плохо, а как мы обществу и людям тоже делаем хорошо.

Плотникова Н. В.: Ряд вопросов, относящиеся к деятельности Росфиннадзора, носят достаточно серьезный характер и объем. Это вопросы, прежде всего, профилактики правонарушений в области валютного законодательства. И здесь у нас есть определенные достижения, которыми, по всей видимости, можно поделиться с нашей аудиторией. Достижения эти касаются следующего. На сайте Росфиннадзора на систематической основе вывешивается информация, интересующая участников внешнеэкономической деятельности. Все планируемые изменения законодательства, то, что касается нововведений в валютном праве, а также те или иные комментарии к принимаемым нормативно-правовым документам, мы вывешиваем на сайт Росфиннадзора, информируя широкий круг лиц о планируемых изменениях правовой базы. Ежегодно, практически во всех субъектах РФ сотрудниками Росфиннадзора проводят совещания, семинары, в которых принимают участие участники внешнеэкономической деятельности. Широкий круг вопросов поднимается на этих совещаниях. Это и основные проблемы и сложности, с которыми сталкиваются участники ВЭД, пути их разрешения, отдельные нюансы применения валютного законодательства. Активная, работа, еще раз подчеркну, ежегодно проводится во всех субъектах РФ. В Тюменской и Нижегородской областях при участии Росфиннадзора и Правительства названных областей образованы постоянно действующие консультационные центры. В информационных центрах участники внешнеэкономической деятельности могут получить консультации по правовым вопросам, связанным с теми или иными валютными правоотношениями. Сотрудниками Федеральной службой финансово-бюджетного надзора даются комментарии и заключения по вопросам внешнеторговой деятельности. Хочу отметить, что только Управление валютного контроля Росфиннадзора в течение года отвечает более чем на 700 обращений участников ВЭД. И эта работа, эти объемы запросов, и подготовки ответов на них продолжают расти. Поэтому представляется, что добросовестные участники внешнеэкономической деятельности получают необходимую помощь и поддержку, прежде всего, информационную со стороны Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Полагаю, что те же аспекты, связанные с принятием новых нормативно-правовых актов в области либерализации валютных правоотношений, тоже получат должную оценку участниками ВЭД. Об этом чуть позже мы расскажем в ответах на те вопросы, которые заданы участниками конференции.

Ведущий: Наталья Викторовна, спасибо! Сергей Юрьевич, я перейду к следующему вопросу, адресую его Вам, а дальше Вы распределяйте вопросы между коллегами. Итак, вопрос звучит так: Как Вы оцениваете работу Росфиннадзора в прошлом году? Что измелилось в плане исключения барьеров во внешнеэкономической деятельности? Двойной вопрос, но наверное, первое – это итоги работы.

Павленко С. Ю.: Я могу сказать в целом, что мы активно взаимодействуем с Министерством финансов и на основе анализа тех проблем, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности, мы разрабатываем и вносим предложения об изменении законодательства РФ. Ну и потом, естественно, мы сталкиваемся с необходимостью реализовывать эти правовые новации. Поэтому этот процесс для нас непростой, тяжелый, но, тем не менее, я считаю - продуктивный. Рассказать в деталях об этом я все-таки попрошу Наталью Викторовну.

Плотникова Н. В.:В конце прошлого года и начале этого было принято несколько федеральных законов, инициатором которых выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Как совершенно правильно было отмечено, наши предложения были связаны с опытом, получаемым Федеральной службой при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, с той практикой, с которой сталкивался Росфиннадзор, а также с теми проблемами участников валютных правоотношений, которые нам были видны в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности. Хочу отметить, только три федеральных закона, которые, с нашей точки зрения, представляют наибольший интерес для участников валютных правоотношений.

Прежде всего, принятие федерального закона от 6 декабря 2011г. N406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля". Закон этот был связан с упрощением контрольных процедур, он решает несколько масштабных с нашей точки зрения задач. Закон вступает в силу 5 июня текущего года. Несколько принципиальных изменений происходит в связи с принятием этого закона для участников внешнеэкономической деятельности. Будут существенным образом упрощены процедуры валютного контроля при таможенном оформлении, связанном с экспортом и импортом товаров через границу РФ. Эти процедуры предполагают, что в ряде случаев отдельные комплекты документов вообще не будут представляться на границе. А наши коллеги из таможенной службы будут получать сведения из этих документов из банковской системы РФ. Существенным образом вносится и изменяется порядок оформления паспортов сделки по внешнеторговым сделкам. Паспорт сделки, который на сегодняшний день состоит из нескольких страниц, упрощается до одного листа и будет состоять всего из 5-ти пунктов. Мало того, из этих пяти пунктов только два заполняются непосредственно самим участником внешнеэкономической деятельности, остальная информация вносится соответствующим уполномоченным банком. Вводится порядок однократности предоставления документов по запросу органа или агента валютного контроля или их территориальных органов. Это решение было принято в связи со сложностями, испытываемыми участниками ВЭД при таможенном оформлением экспортируемого или импортируемого товара. У участников внешнеэкономической деятельности эти сложности возникали из-за требований о неоднократном представлении одних и тех же документов. Вот эти сложности и будут разрешены с принятием данного федерального закона. Будет реализован принцип однократности предоставления документов. Если был направлен запрос от таможенного органа, и документы были предоставлены в его адрес, то повторное представление сведений, документов, информации уже не потребуется.

Следует отметить новации и во взаимодействии органов и агентов валютного контроля, прежде всего, в информационном поле взаимодействия органов и агентов валютного контроля. Касаются они следующего. В рамках вновь вступающего в силу закона с 5 июня 2006 года Федеральная служба финансово-бюджетного надзора от Центрального банка РФ будет получать целый пакет документов и информации, не получаемой ранее. Что позволит Росфиннадзору, проанализировав представленную информацию, выявить риски тех или иных правонарушений, которые с нашей точки зрения представляют наибольшую социально-экономическую опасность, и реагировать, прежде всего, на эти правонарушения. Также хотелось бы так же отметить определенную новацию данного закона, связанную с порядком организации деятельности таможенной службы и уполномоченных банков РФ. На сегодняшний день таможенное оформление может осуществляться в электронном виде по заявленному требованию декларанта. Вся нужная для валютного контроля информация, которая заявляется декларантом в электронном виде, в силу положения названного закона, с 1 января 2013 года будет передаваться таможенными органами практически в режиме он-лайн уполномоченным банкам.

Что же касается новаций, связанных с внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях, то они уже вступили в силу и действуют с конца ноября прошлого года. Касаются они существенной либерализации санкций за нарушение сроков предоставления форм учета и отчетности в уполномоченные банки, а также за нарушение сроков репатриации причитающихся по внешнеторговым договорам (контрактам) денежных средств. О чем идет речь? Это федеральные законы от 16 ноября 2011г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Сначала о первом. Внесение изменений в часть 4-ю статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Часть 4-я статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение сроков возврата из-за рубежа причитающейся экспортной выручки. Участники внешнеэкономической деятельности, заключая внешнеторговые договора, прописывая их условия, на сегодняшний день самостоятельно определяют условия по срокам возврата причитающихся им денежных средств. Так вот именно за нарушения сроков, установленных в договоре, и устанавливает ответственность часть 4-я статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Если вы нарушили срок, установленный во внешнеторговом контракте, то вы несете административную ответственность в виде штрафа. Соразмерность этого штрафа нарушению в рамках новой редакции названной статьи КоАП, с нашей точки зрения, соответствует экономической целесообразности назначения санкции. О чем идет речь? Если до введения в силу соответствующих изменений при нарушении сроков возврата была равная санкция и за нарушение срока зачисления выручки и за невозврат средств в экономику РФ вообще, то в связи с принятием закона санкции по нарушение сроков возврата, т.е. когда деньги пришли в РФ, но с какими-то нарушениями сроков, существенно снижены. Они привязаны к ставке рефинансирования Центрального банка и адекватны экономическим расчетным показателям по кредитованию, коммерческому кредитованию партнеров за рубежом. Что же касается изменения санкций за нарушение сроков предоставления формы учета и отчетности, то санкции, за нарушение сроков предоставления форм учета и отчетности существенным образом снизились. Хотелось бы обратить внимание наших слушателей на то, что формы учета и отчетности служат для целей составления Центральным банком платежного баланса РФ, который использует сведения о движении капитала, товаров, услуг, работ содержащиеся в этих формах. Данные платежного баланса используются на цели принятия тех или иных управленческих решений в сфере управления финансовыми активами страны по притоку или оттоку капитала. Так вот, за нарушения именно сроков предоставления указанных форм учета и отчетности, санкции снижены. В ряде случаев штраф вообще не назначается, в частности, при первичном нарушении, если срок подачи справки нарушен, на период до 10-ти календарных дней. В зависимости от того, на сколько нарушены сроки предоставления формы учета и отчетности, установлен дифференцированный штраф. Подчеркну: в ряде случаев компания вообще не будет нести административную ответственность в виде штрафа, санкция будет назначаться в виде предупреждения. Для целого ряда составов по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ штрафы снижены с 40-50 тысяч рублей до 4-5 тысяч рублей, что, с нашей точки зрения, также позволяет говорить о либерализации санкций в этой области. Вот эти три федеральных нормативно-правовых акта, которые были разработаны с участием и при инициативе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, реально позволяют делать выводы о либерализации в сфере валютных правоотношений и преследований за правонарушения в этой области, которую мы сегодня контролируем. Спасибо!

Павленко С. Ю.: Я бы не назвал это только разве что либерализацией и либеральным подходом в полном смысле. Потому что на мой взгляд, либеральный подход – это, если вы нарушаете, то вам сразу отвинчивают голову, потому что законодательство должно по идее быть таким, что законы нарушаются только преступниками. Но мы живем в такой стране, где законодательство еще не в полной мере соответствует этому правилу. Поэтому я бы больше говорил о рационализации и гуманизации правоприменения. Когда в 2003 году была начата либерализация валютного законодательства РФ, то была довольно обширная дискуссия по поводу того, какими должны быть санкции. И возобладала линия, которую озвучивал и продвигал тогда министр экономики Герман Оскарович Греф, основанная на том, что мы сделали настолько либеральное законодательство, что каждый, кто нарушит оставшиеся небольшие ограничения – это преступник. И поэтому санкции должны быть существенными. И вот через 7 лет после этого мы начинаем процесс гуманизации нашего законодательства, приведение его в большее соответствие с реальной тяжестью нарушения. И мы по-новому смотрим на тяжесть этого нарушения, как такового.

Высоцкий П. А.: Я бы еще один штрих хотел добавить к сказанному. Вся философия, или вся суть работы, которую мы проводим, заключается в том, чтобы как можно меньше истребовать документов, и только при необходимости у участника внешнеэкономической деятельности. Если добропорядочный участник внешнеэкономической деятельности не видит, что в отношении него осуществляется валютный контроль, значит, наша задача выполнена. Обсуждается тема, связанная с паспортами сделок, их оформлением. Эту тему мы обсуждаем с Центральным банком. Сегодня, как вы знаете, участник внешнеэкономической деятельности должен оформить паспорт сделки в банке. Исходя из сказанного, обсуждается вопрос, связанный с тем, чтобы не было у него такой обязанности, а была у банка. В принципе, хорошая идея. Мы – за, при одном условии: если мы решим в этой связи вопрос об ответственности за содержание паспорта. Мы заинтересованы в том, чтобы, образно говоря, участник внешнеэкономической деятельности, принеся в банк договор, сказал: "Сделайте за меня, что нужно для осуществления валютного контроля!". В таком случае надо просто параллельно решать вопрос об ответственности. Не принес ты этот договор, тогда – наказание, получи свою долю ответственности. Иными словами, любой вопрос нужно решать комплексно.

Ведущий: Сергей Юрьевич, может быть, остановимся поподробнее на первой части четвертого вопроса. Как Вы оцениваете работу Вашего ведомства в минувшем году? Есть ли какие-то улучшения в плане барьеров?

Павленко С. Ю.: Наталья Викторовна, познакомьте нас с цифрами, если люди хотят цифр, дайте им эти цифры.

Плотникова Н. В.: Хорошо. У нас могут быть различные подходы в оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти. Прежде мне бы хотелось рассказать об одном из тех подходов, которые были уже озвучены Павлом Андреевичем Высоцким. Мы действительно, соблюдая принцип невмешательства в хозяйствующую деятельность финансовых субъектов внешнеэкономической деятельности, стараемся таким образом осуществлять контрольно-надзорные мероприятия, чтобы в ряде случаев не направлять запросы участнику внешнеэкономической деятельности, а собрав необходимую информацию соответственно у уполномоченного банка, в Федеральной таможенной, налоговой службах, сделать выводы и провести проверку камерально, не выходя на объект контроля, т.е. не приходя на предприятие. Ведь когда контрольные органы приходят в организацию, нарушается соразмеренный ход течения её деятельности. И бухгалтерские службы, и финансовые директора компаний, естественно, нашим появлениям не всегда бывают рады. Этот принцип невмешательства, реализованный Федеральной службой, проявляется в ходе осуществления контрольных мероприятий камеральных проверок. Всего за 2011 год было проведено свыше 30 тысяч контрольных мероприятий, основная масса из них проведена камерально, без выхода на объекты контроля. В 2011 году основным видом правонарушений являлись нарушения сроков представления форм учета и отчетности, сроков оформления и переоформления паспортов сделок. Порядка 80% из названного числа контрольно-надзорных мероприятий было посвящено как раз этим правонарушениям. Следующая группа правонарушений, на которую реагировал Росфиннадзор в 2011 году, по своей значимости, превышающая, безусловно, те нарушения, которые связаны с предоставлением форм учета и отчетности – это невозврат капитала в страну. Это нарушение, связанное со сроками репатриации денежных средств, причитающихся по условиям внешнеторговых договоров, с невозвратом кредитов, займов, уплаченных нашими участниками внешнеэкономической деятельности, а также невозвратом ранее уплаченных авансов по импортным договорам. По названным событиям административных правонарушений возбуждались дела и соответственно выносились решения. Отдельные материалы по указанным правонарушениям, передавались Росфиннадзором нашим коллегам в органы внутренних дел. Это порядка 100 материалов за 2011 год. Если сравнивать наши результаты с 2010, 2009 годами, то мы увидим тренд на увеличение числа контрольно-надзорных мероприятий только в ряде округов. В целом же по стране, если говорить о цифрах, то в 2011 году это было порядка 30 тысяч контрольных мероприятий, в 2010 это было порядка 32 тысяч, в 2009 году – около 34 тысяч контрольных мероприятий в целом по стране. Основная доля из них проводится по Центральному федеральному округу, это связано, прежде всего, с тем, что основная масса зарегистрированных участников ВЭД как раз располагается в Центральном федеральном округе РФ. Львиная доля нарушений выпадает на Москву, это Московскую область, Санкт-Петербург, Калининградскую область, отдельные регионы Дальнего востока. Связано это, прежде всего, с профессиональными видами внешнеэкономической деятельности, в которых заняты наши участники ВЭД. Поэтому если говорить о количественном числе контрольно-надзорных мероприятий, то оно находится примерно на одинаковом уровне последние три года. При этом число допущенных нарушений в стране постепенно падает, чему способствует предупредительно-профилактическая деятельность Росфиннадзора.

Ведущий: Наталья Викторовна, растет или падает число нарушений?

Плотникова Н. В.: Общее число нарушений по стране в целом падает. Общее число проводимых контрольных мероприятий остается примерно на одинаковом уровне. Если говорить о нарушениях в целом по стране, то по сравнению с 2009 годом их число снизилось на 30% исходя из показателей нашей информационной базы данных и информации получаемой от Центрального банка РФ. Безусловно, нас не может не радовать этот факт.

Павленко С. Ю.: Я, если можно, про профилактику скажу несколько слов. Она осуществляется несколькими способами. Первый, который по большому счету мы рассматриваем, как уже отлаженный – это взаимодействие с банками, которые являются агентами валютного контроля. И информацию о нарушениях эти агенты направляют в Центральный банк, а Центральный банк ее передает нам. Мы считаем, что банки, обслуживающие участников внешнеэкономической деятельности, должны также и консультировать, разъяснять им некоторые нюансы российского законодательства и предупреждать о них клиентов. Иными словами, мы просим банки все-таки выполнять свою обязанность консультанта своего клиента, точнее - не допускать ошибок клиентов, которых в 50% случаев совершенно спокойно можно было бы избежать, если бы банковские служащие вовремя позвонили бы, предупредили, напомнили. Это первая линия и мы действительно наблюдаем, как устойчиво снижается доля сообщений о нарушениях со стороны российских банков.

Второе направление – мы через свой сайт информируем участников внешнеэкономической деятельности, тех, кто берет на себя труд зайти на него.

Третье направление – это консультации на местах, мы будем расширять количество консультационных центров, но понятно, что это возможно делать только во взаимодействии с местными администрациями, поскольку у нас на все не хватает ни сил, ни ресурсов. И совершенно очевидно, что это будет хорошим маркером для того, хочет ли местная администрация помогать местному бизнесу участвовать во внешнеэкономической деятельности или не хочет. Пока что Тюменская и Нижегородская областные администрации проявили такое желание.

Следующее направление – мы взяли на себя обязанность более внимательно наблюдать, как работают различного рода инновационные производства, технопарки и прочие внедренческие инновационные институты и по возможности предостеречь от нарушений. Работа эта не простая, но она приносит, конечно же, хорошие результаты, прямо скажем, потому, что резиденты этих технопарков, этих техниковнедренческих зон – это вполне себе мобильные люди и организации, которые очень быстро схватывают. И в этом смысле, это конечно, очень радостно для нас. Но то, что эти резиденты больше всех заявляют про недостатки российского законодательства и обвиняют именно нас в этих недостатках, это, конечно, не приносит радости. При этом их критика это большое подспорье в нашей работе по улучшению законодательства. И кроме того, мы взяли на себя социальную обязанность, она действительно абсолютно социальная – это помогать не допускать ошибок во внешнеэкономической деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса в том числе индивидуальным, частным предпринимателям, работающим в сфере народных промыслов. Это отрасль нашей экономики, если можно назвать ее отраслью, которая находится в крайне трудных условиях, но сохранение которой мы считаем крайне важным для того, чтобы сохранить культурную идентичность РФ. Поэтому наша профилактическая деятельность дает вполне видный и количественно измеряемый результат.

Ведущий: Сергей Юрьевич, спасибо! Мы в этом вопросе коснулись практически всех тем, но я в любом случае перейду к пятому вопросу. Наталья Викторовна рассказывала о тех законах, которые уже приняты, подписаны, вступили в силу. Пятый вопрос звучит таким образом: на Ваш взгляд, какие изменения необходимы все-таки внести в валютное законодательство? Есть ли такие перспективы или все уже решено, все хорошо?

Павленко С. Ю.: Я, с вашего разрешения, начну, а коллеги продолжат. Здесь несколько разных уровней обсуждения может быть, но я могу сказать: для того, чтобы изменить ситуацию существенным, даже радикальным образом, нам нужно решить проблему так называемых фирм-однодневок. Это не только наша головная боль, это головная боль налоговиков, головная боль таможенников, головная боль Росфинмониторинга. Понятно, что все знают: в РФ сложилась устойчивая, разветвленная система по организации неправомерных действий, как в налоговой, таможенной, так и в сфере вообще внешнеэкономического оборота. И в значительной мере она базируется на существовании подставных фирм, иными словами - фирм-однодневок, в том числе, оформленных на недееспособных физических лиц. Это может бабушка, на которую оформлена фирма, через которую прокачиваются миллиарды рублей. До тех пор, пока мы не решим эту проблему, ситуация врятли изменится. Поэтому мы активно поддерживаем законопроект, внесенный Росфинмониторингом в Правительство РФ, в котором достаточно серьезно, не до конца, но серьезно ограничивается возможность создания и использования подобного рода подставных юридических лиц. И также вводятся более жесткие наказания за их заведомо преступное использование. Также со своей стороны мы считаем, что необходимо введение института дисквалификации для физических лиц, менеджеров, задействовавшихся в заведомо неправомерных операциях, связанных в том числе с незаконным выводом денежных средств за пределы РФ. Мы понимаем, какие силы противодействуют нам в этой борьбе с однодневками и дисквалификацией. Если этого не будет сделано, это не означает, что мы опустим руки. Конечно, у нас есть существенная возможность улучшения и по другим направлениям. Наталья Викторовна, мы там, кажется, собираемся снова гуманизмом заниматься.

Плотникова Н. В.: уважаемые участники конференции, несколько нормативно-правовых актов, которые уже сейчас находятся в федеральной Думе и готовятся ко второму чтению, также посвящены совершенствованию вопросов валютного законодательства. Прежде всего, мне бы хотелось отметить проект федерального закона, который вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части санкций, за те виды правонарушений, которые связаны с правовым нигилизмом и не информированием наших коллег из налоговой службы о счетах, открытых за рубежом. Примеров из практики можно привести огромное количество, когда наши уважаемые физические лица или юридические компании открывают за рубежом счета, забывают намеренно или не намеренно информировать налоговые органы об открытии, закрытии или изменении реквизитов такого счета. Так вот, названным проектом федерального закона, предусматривается в случаях нарушения сроков уведомления налоговых органов – один вид административной ответственности – это административный штраф, не очень значительной величины. И в тех случаях, когда уведомление налоговых органов не происходит, вид санкции тот же – административный штраф, но его сумма существенным образом возрастет. В частности в проекте федерального закона, который в апреле месяце готовится ко второму чтению в Государственной думе, предусматривается для юридических лиц повышение порога ответственности с 50-100 тысяч рублей, до 800 тысяч – миллиона рублей. Вот такая новация. Что касается новаций, связанных с другими положениями норм Кодекса об административных правонарушениях, то на осеннюю сессию заседаний Государственной думы во втором чтении будет внесен законопроект, который связан с уточнением составов административных правонарушений, так называемых, незаконных валютных операций. Что мы имеем на сегодняшний день? В части первой статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях напрямую не названы все виды противоправных действий, которые валютным законодательством относятся к незаконным валютным операциям. И участник внешнеэкономической деятельности, вступая в валютные правоотношения, зачастую не знает, что это запрещено законодательством и, что эти правоотношения приведут к достаточно серьезной санкции – это штраф в размере от 75 и до 100% от суммы незаконной валютной операции. К примеру, рассчитываясь со своим партнером по внешнеторговому контракту, участник внешнеэкономической деятельности хочет осуществить расчеты в наличной форме. Это прямо не запрещено законом, но такая формулировка, как "если иное не установлено законом" в отношении безналичных расчетов приводит к тому, что валютная операция, проводимая компанией, зачастую не учитывается директором компании или его главным бухгалтером, расчеты идут в наличной форме, что противоречит требованиям закона о валютном регулировании, валютном контроле. И это является операцией, противоречащей положениям законодательства. Так вот федеральный закон, который, еще раз подчеркну, во втором чтении будет рассмотрен Государственной думой в этом году, будет прямо называть те составы административных правонарушений, которые являются незаконными валютными операциями.

Что же касается иной работы Росфиннадзора, по совершенствованию валютного законодательства, она действительно очень масштабна. Сейчас Росфиннадзор участвует в работе над более чем 25 законопроектов. Они посвящены совершенствованию тех вопросов, которые уже назывались руководителем службы и касаются противодействия регистрации номинальных юридических лиц, фирм-однодневок, вопросов дисквалификации соответствующих учредителей компании. Что получается сегодня? Директор компании, не уплативший административный штраф, может учреждать любое другое юридическое лицо с тем же видом экономической деятельности, теми же проблемами и теми же нарушениями, и закон на сегодняшний день, к сожалению, не всегда может реагировать на такого рода действия лиц. Мы предлагаем ввести институт дисквалификации и совершенствовать механизм привлечения к ответственности названных должностных лиц. На сегодняшний день также встает вопрос более четкого описания тех или иных противоправных действий в уголовном законодательстве. И мы действительно ведем очень серьезную работу по совершенствованию Уголовного кодекса РФ в этой части, в отношении использования подложных документов или нелегального вывода капиталов за рубеж. Так что работа не останавливается, ведется. И мы надеемся, что она приведет к успешному завершению

Высоцкий П. А.: Короткую ремарку еще в связи с этим. Вы, наверное, обратили внимание, предполагаемые корректировки законодательства, которые были озвучены, носят общий характер, в них заинтересована не только наша служба, но и иные государственные структуры. Вот я еще раз вчитываюсь в этот вопрос и вижу: какие необходимо внести изменения в законодательство о валютном регулировании, валютном контроле с целью обеспечения соблюдения законности? И понимаю, что вторая часть специальная, которой мы сейчас коснулись вскользь, такова, что если на нее вам ответить полноценно, то оборотной стороной этого ответа будет являться рассказ о том, как вывести деньги. Поэтому, конечно, не только упомянутые общие меры нами предполагаются, но и участие в других. Например, мы заинтересованы в том, чтобы наши агенты, коммерческие банки и таможенные органы в режиме он-лайн общались до момента совершения платежа. Другими словами: когда как незаконный платеж прошел, и деньги ушли – поздно бить по хвостам. Валютный контроль и Росфиннадзор в части пресечения нарушений и взыскания штрафов – это то "ружье", которое нужно доставать, когда "наступила война". Но главное – войны не допустить. Поэтому мы участвуем в разработке таких законодательных и подзаконных актов на уровне Центрального банка, которые препятствуют в принципе, или должны препятствовать совершению незаконных валютных операций, в том числе с выводом валюты.

Ведущий: Спасибо! Сергей Юрьевич, перехожу к другому вопросу. Наталья Викторовна вы уже немного рассказали о тех изменения, которые будут в законодательстве о валютном регулировании, но может быть все-таки поподробнее. Какие основные новшества внеслись в 2012 году в закон "О валютном регулировании и валютном контроле"? Как это будет способствовать снятию неоправданных барьеров?

Плотникова Н. В.: Во-первых, спасибо за такое внимание к федеральному закону N406-ФЗ вступающему в силу, еще раз подчеркну, 05 июня текущего года. Действительно, масса новаций, позволю себе остановиться более подробно на некоторых из них. Будет уточнена компетенция Центрального банка РФ в части установления требований к документам, предоставляемым участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные банки. О чем идет речь? До введения соответствующих изменений в закон "О валютном регулировании и валютном контроле" наши уважаемые участники внешнеэкономической деятельности при оформлении паспорта сделки предоставляли информацию о минимальных сроках исполнения условий договоров и контрактов и сроках исполнения обязательств по ним. В связи с принятием нового федерального закона у участников ВЭД появляются новые обязанности: информировать свой банк о сроках текущего исполнения обязательств по внешнеторговым сделкам. Эти сроки, в соответствии с требованиями вступающего в силу федерального закона, должны будут отражаться в ведомостях банковского контроля. Далее, для участников внешнеэкономической деятельности существенно минимизирована нагрузка, связанная с оформлением паспортов сделок. Как я уже подчеркнула, паспорт сделки будет состоять всего из одного листа. И внесение в него соответствующих уточнений потребуется при существенном изменении условий договора. Поэтому это минимизирует и необходимость предоставления в банк сведений по переоформлению паспорта сделки в случаях, предусмотренных законом.

Уточняются новые требования в понятийном аппарате закона. О чем идет речь? После вступления в силу закона любое физическое лицо, которое уезжает из Российской Федерации и находится за ее пределами на срок свыше года, приобретает статус нерезидента. Иными словами, оно имеет право осуществлять валютные операции с резидентами, а также вступать в валютные правоотношения в этом статусе. Так вот, в законе непосредственно закреплен порядок предоставления сведений, свидетельствующих об этом статусе, а также названы документы, которые позволяют, находясь на легальном основании за рубежом, свидетельствовать о том, появился ли статус нерезидента у физического лица, являющегося гражданином РФ или нет. Это и вид на жительство, это и рабочие визы, и учебные визы. В законе также установлен порядок предоставления этих документов в уполномоченный банк при осуществлении тех или иных валютных операций.

Установлена обязанность для уполномоченных банков при выявлении нарушений валютного законодательства предоставлять Росфиннадзору информацию не только о выявленном нарушении, но и ведомость банковского контроля, которая свидетельствует о том, что нарушение де-факто имеет место быть.

Уточнена компетенция Правительства РФ в части установления необходимого механизма взаимодействия между уполномоченными органами и агентами валютного контроля, а также Центральным банком РФ, что тоже является достаточно существенным с нашей точки зрения, и поможет скоординировать усилия ведомства на данном направлении.

Безусловно, заслуживает внимания принцип однократности предоставления документов, сведений, информации. Подчеркну, повторного предоставления документа участниками внешнеэкономической деятельности в случае, если они ранее были представлены органу или агенту валютного контроля, его территориальному органу, уже не потребуется.

И наконец, установлена обязанность отражать все сроки исполнения обязательств и обеспечивать контроль за реализацией сроков для уполномоченных банков. Таким образом, мы получим возможность увидеть те проблемы, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности при осуществлении валютных операций и получим своевременную информацию от уполномоченных банков о тех нарушениях, которые они фиксируют в ходе осуществления валютного контроля. Это позволит наиболее оперативно реагировать на те проблемы, которые видят наши коллеги. Спасибо!

Ведущий: Спасибо большое! Я перехожу к следующему вопросу. Наталья Викторовна, скорее всего он, наверное, Вам адресован. Каков сегодня исчерпывающий перечень документов, которые резиденты должны предоставлять уполномоченным банкам при осуществлении внешнеторговой деятельности? И возможны ли здесь какие-либо злоупотребления?

Павленко С. Ю.: Это, наверное, один из тех вопросов, на которые ответ будет короче, чем сам вопрос. Дело в том, что в 23-й статье закона "О валютном регулировании и валютном контроле" определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть испрошены. Назван перечень документов, за рамки которого не может выйти ни орган, ни агент валютного контроля. В названном перечне, еще раз подчеркну, это 23-я статья закона, прямо указаны документы, которые непосредственно связаны с проводимыми валютными операциями, и за рамки, которых не может выйти ни одно должностное лицо. В случае, если участнику внешнеэкономической деятельности будет направлен запрос, и в перечень запрашиваемых документов будет включен тот или иной документ, не связанный с проводимой валютной операцией, участник ВЭД имеет право, сославшись на закон, отказать в предоставлении этого документа, этих сведений.

Ведущий: Спасибо! Сергей Юрьевич, следующий вопрос. Как отразятся или отразились уже на деятельности и функционале Росфиннадзора вот эти вот изменения, о которым мы сегодня говорим?

Плотникова Н. В.: Действительно, изменения, которые и принимаются, и уже приняты в валютном законодательстве непосредственно затрагивают нашу деятельность. Прежде всего - изменения связанные с поправками в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Поскольку на сегодняшний день Росфиннадзор – единственный орган, который вправе принимать решение о назначении административного наказания, то это связано именно с нашими контрольными полномочиями. Подчеркну, ни таможенная, ни налоговая служба, ни Центральный банк РФ, ни Министерство финансов не обладают этими полномочиями по назначению административного штрафа и привлечению к административной ответственности за нарушения в области валютного права. Поэтому все изменения, касающиеся КоАП, непосредственно связаны с реализацией Росфиннадзором полномочий в этой области. По всей видимости, у Росфиннадзора возрастет нагрузка, я об этом могу говорить уже сейчас, потому, что уточняется перечень составов, уточняются санкции, уточняются новые процедуры назначения санкций. Иными словами – это возрастание нагрузки на должностных лиц Росфиннадзора. То, что касается изменений валютного законодательства - это опять же нагрузка с точки зрения организации новых коммуникационных каналов связи с Банком России, с уполномоченными банками, с нашими коллегами, федеральной таможенной и налоговой службой. Т.е. организация информационного взаимодействия, обмен документами и информацией, формирование новых аналитических информационных баз, хранилищ баз данных. Это все - последствия реализации названных федеральных законов, т.е. достаточно серьезная работа предстоит и в этом году, и в 2013 году для того, чтобы отвечать задачам новых реалий валютного права.

Высоцкий П. А.: Как таковой внешний функционал для участников ВЭД не изменяется в связи с тем, что происходит перевод паспортов сделок только в электронную форму, нам просто предстоит сорганизоваться так под новые реалии, чтобы контроль ни в коем случае не потерял свою эффективность и был не виден добропорядочным гражданам. С другой стороны, совершенствование Кодекса об административных правонарушениях – это всегда отражение того, что жизнь идет вперед, инициируются поправки, которые вызваны очередным витком развития валютного законодательства и практикой его исполнения. А как таковая система мер и принципов реагирования, она сохраняется, еще раз повторяю, это элементы такой тонкой настройки в сложившейся системе.

Павленко С. Ю.: Думаю, что это переход к новым реалиям, в перспективе участникам ВЭД станет легче, это потребует некоего периода приспособления, осмысления, адаптации, в течение которого у них будут возникать сложности. И естественно, будут возникать ошибки. Мы отлично понимаем, что так будет происходить. И сейчас будем готовиться к тому, чтобы значительно усилить свою профилактическую работу для того, чтобы разъяснять эти новые реалии. Но в общем и целом вопрос можно сформулировать так: в настоящее время только одно ведомство опережает нас по объемам налагаемых штрафов – это Министерство внутренних дел, штрафующее водителей. После этого идет Росфиннадзор, который штрафует участников внешнеэкономической деятельности. Я думаю, что с введением штрафов, взимаемых по показаниям видеокамер фиксации, конечно же, МВД резко увеличит их объемы. И мы его не догоним. Внесение изменений в законодательство приведет к новому всплеску нарушений в валютной сфере, и мы отлично это понимаем, но считаем, что это будет временная ситуация, что это будет временный всплеск. И мы готовимся к тому, чтобы усилить нашу работу с участниками внешнеэкономической деятельностью по осмыслению новых регулятивов.

Ведущий: Спасибо большое! Сергей Юрьевич, как на Ваш взгляд, мы подробно осветили работу Росфиннадзора в плане контроля во внешнеэкономической деятельности? Я, наверное, дам возможность задать вопросы тем журналистам, которые у нас в зале. Но я сомневаюсь, честно сказать, что у них остались вопросы. Есть вопросы?

Павленко С. Ю.: Я уверен, что у них не осталось вопросов.

Ведущий: Сергей Юрьевич, в конце прошлого года обсуждался вопрос о том, чтобы создать орган, который будет контролировать госзакупки на базе Росфиннадзора. Принято ли окончательное решение по этому поводу? Будут ли Вам переданы эти полномочия? И как Вы вообще относитесь к этому?

Павленко С. Ю.: Вопрос немного не по теме. Но могу сказать одно, что это решение до конца не принято. Законопроект внесен Министерством экономического развития в Правительство РФ без формулировки, подразумевающей существование такого отдельного уполномоченного органа, либо какой-то системы уполномоченных органов. Принципиальная дискуссия, которая происходила фактически весь прошлый год между Министерством финансов, Министерством экономического развития, и Федеральной антимонопольной службой, которая там тоже была третьей стороной треугольника, и металась туда-сюда, закончилась ничем, что свидетельствует о том, что просто слишком большие деньги поставлены на кон. И понятно, позиция Министерства финансов заключается в том, чтобы оставить все, как есть. Позиция Федеральной антимонопольной службы заключается в том, что изменения должны происходить, но рулить всем будущим надзором должна Федеральная антимонопольная служба. Позиция Министерства экономического развития действительно состояла в создании нового органа, какое-то время говорилось, что это может быть новая функция Росфиннадзора. Но сейчас дискуссия отложена на потом до нового Правительства, нового министра экономики, нового министра финансов, но кто у нас будет Председателем, вы вроде бы уже знаете, да? Про всех остальных, пока не знаю, новые люди придут и они примут решения.

Ведущий: Спасибо большое! Коллеги, есть вопросы? Прошу.

Вопрос: Интерфакс. Помнится, в прошлом году Вы говорили о том, что сократилось количество сообщений от банков о нарушениях валютного законодательства. Наблюдается ли эта тенденция сейчас, какой процент сокращения за год был?

Павленко С. Ю.: Реально мы добились следующего: мы за два с половиной года уже, наверное, сократили число этих информационных сообщений вдвое. И здесь я бы сказал, за вычетом криминальных банков, которых, конечно, у нас довольно много, но все-таки не подавляющая величина. Все остальные банки, предпочитают действительно не скрывать эту информацию, потому, что риски сокрытия этой информации очень велики. Поэтому рассматриваем эти цифры, как вполне устойчивые, показательные. Если у нас на начальном этапе, когда мы стали получать эту информацию, было от 120 до 150 тысяч сообщений, то сейчас это где-то примерно 60-65 тысяч в месяц.

Высоцкий П. А.: В последний месяц – 49 тысяч сообщений.

Павленко С. Ю.: Ну вот, люди не безнадежны у нас в стране, как вы знаете. И мы считаем, что ситуация пошла по правильному направлению.

Высоцкий П. А.: Пользуясь этим вопросом, я бы дал некоторые пояснения. Это тоже характеризует нашу систему валютного контроля. У нас есть такие агенты, которые идут с нами в жесткой связке административного процессуального законодательства. И они сразу нам направляют протоколы о правонарушениях – это таможенные органы и налоговые органы. Наталья Викторовна, посмотрите пока, какие цифры там.

Плотникова Н. В.: 2011 год – 19 тысяч протоколов.

Высоцкий П. А.: На эти 19 тысяч протоколов, мы в обязательном порядке реагируем процессуальными решениями, в том числе и выносим постановления о привлечении к административной ответственности – вот это такой вал. Что касается информации от банков, то в них, в том виде, при котором мы можем позволить сказать, что это правонарушение, ничего нет. Это совсем не такая информация. Это информация, по которой нужно получать дополнительные сведения о нарушении и во многих случаях, она и не подтверждается, но она вся не остается без внимания. Другое дело, что мы, конечно, подходим к ней дифференцированно. По 49 тысячам нарушений в феврале отреагировать никто не сможет в какой-либо процессуальной форме сразу – "штраф". Но направить, как мы говорим, "письмо счастья": "Ай-я-яй! Будь внимательным!" - это мы осуществляем. В чем еще состоит дифференциация? На данный момент около несколька тысяч человек, граждан, юрлиц, не принесли справку о подтверждающих документах, либо на три дня просрочили ее подачу. Таких у нас не поднимается рука сразу оштрафовать на 5 тысяч. Если бы мы это делали, такое бы было бы недовольство. Я думаю, это просто и нецелесообразно. А вот к тем, кто задержал подачу справку на срок свыше месяца, появляются подозрения. Их мы привлекаем за непредоставление документов. И обращаем внимание, а что же там по существу за контракты. Иными словами – это такой разношерстный поток информации от банков, который сгруппирован по видам признаков нарушений. И к каждому из них имеется своя мера реагирования.

Павленко С. Ю.: Но в общем и целом поток становится меньше.

Ведущий: Коллеги, прошу!

Вопрос: Вы сказали, что Ваше ведомство на втором месте по объему штрафов, но хотелось бы уточнить по суммам?

Павленко С. Ю.: Не готов точно ответить. Мы на втором месте по сумме не оплаченных штрафов. Это означает, что мы имеем дело с фирмами-однодневками и с недееспособными физическими лицами, в том числе пенсионерами. Эта история известна. И как раз все эти деньги – это просто показатель большого развития схемы неправомерных действий с использованием фирм-однодневок. Естественно, что однодневки не выплачивают эти штрафы и не могут даже. Поэтому их задолженность перед бюджетом "висит" как висят и неоплаченные штрафы за превышение скорости в МВД.

Вопрос: Можно узнать, все равно сумму? Получается, что российская экономика теряет эти деньги?

Павленко С. Ю.: У меня просто нет под руками этой цифры.

Плотникова Н. В.: Я позволю себе дать уточнение. Как уже совершенно правильно было отмечено, что все неисполненные решения передаются в Федеральную службу судебных приставов на принудительное исполнение. Поскольку розыском этих лиц занимается именно ФССП России, мы передаем их в рамках закона "Об исполнительном производстве", но штрафы эти администрируются Росфиннадзором. Только на начало года в Управлении валютного контроля было вынесено постановлений о назначении административных санкций на сумму свыше миллиона долларов США. За несколько лет эта сумма достичь может космических величин.

Павленко С. Ю.: Отправьте запрос, мы сразу же дадим вам сумму до четвертой цифры после запятой. Но конечно, эта ситуация абсолютно не терпимая, и конечно же дискуссия эта на самом деле идет постоянно, что нам делать с этими деньгами. Конечно, находятся люди, которые говорят: давайте их просто спишем. Не нашли – и все, спишем, как безнадежное взыскание. Но мы считаем, что этого делать не нужно, потому, что мы явно имеем дело с преступниками, не просто с мелкими правонарушителями, а с преступниками. И все наши данные, все наши протоколы, постановления – это фактически материалы для будущего уголовного дела, которое, наверное, когда-то будет. Это то, что называется не свидетельские показания, это то, что называется улики. И вот списывать улики мы принципиально не хотим. Конечно, проблема будет всегда, но сейчас мы идем пока по следующему пути. Мы пытаемся составлять и составляем "черные" списки организаций и физических лиц, которые явно участвуют в этих схемах, проводят невозвращаемые в страну деньги на сумму свыше 30 миллионов рублей. И направляем их для использования в работе нашим коллегам на таможне, видимо будем направлять в банки и, видимо, будем прорабатывать механизм лишения этих физических лиц права выезда за пределы РФ. Потому, что мы считаем, что пускай они лучше задержатся, мы как-то поучаствуем в работе наших правоохранительных органов с ними.

Нужно сказать еще вот о чем. Существует мнение, что невзысканные штрафы (дебиторская задолженность) представляют масштабный и реальный источник пополнения бюджета, чего не происходит лишь из-за неполного выполнения функций ведомств, осуществляющих надзор. Реально это совершенно не так. Все неисполненные в добровольном порядке постановления о назначении административного наказания в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" передаются на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов. Ежегодно Росфиннадзором в ФССП передается в среднем около 10 тыс. исполнительных документов для принудительного взыскания административных штрафов за нарушения валютного законодательства Российской Федерации. Реально удается взыскать лишь часть из них. Значительная часть невзысканных штрафов приходится на постановления о назначении административных наказаний, вынесенные по возбужденным делам по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Дела по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ в подавляющем большинстве случаев возбуждаются таможенными органами в отношении номинальных юридических лиц ("фирм – однодневок"), созданных с целью уклонения от уплаты налогов, оплаты "серого" импорта, а также незаконного вывода российского капитала за рубеж.

Осуществить принудительное исполнение постановлений о назначении административного наказания в отношении указанных лиц фактически невозможно ввиду отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание санкций. Таким образом, образование дебиторской задолженности обусловлено не низким качеством производства по делам об административных правонарушений и исполнительного производства, а деятельностью фирм- однодневок. Противодействие деятельности номинальных юридических лиц возможно исключительно путем совершенствования механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности и мер ответственности за нарушения в данной сфере. Учитывая это, Росфиннадзором проводится масштабная работа по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на противодействие деятельности "фирм – однодневок". Росфиннадзором предложен ряд мер, направленных на решение данной проблемы, в том числе:

  • внесение изменений в Уголовное законодательство Российской Федерации, направленных на устранение пробелов в установленных мерах уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства (усиление уголовной ответственности за невозвращение средств в иностранной валюте – ст. 193 УК РФ, а также за подделку и использование заведомо подложного документа - ст. 327 УК РФ);
  • предоставление кредитным организациям права в определенных случаях (сомнение в законности проводимых операций и подлинности представленных документов) воздержаться от исполнения платежных поручений клиентов до выяснения законности и обоснованности проведения валютной операции;
  • повышение требований к регистрации юридических лиц, усиление контроля за процедурой регистрации, в том числе отказ в регистрации организаций, в уставных документах которых упоминаются лица (учредители), ранее привлеченные к ответственности по соответствующим статьям УК РФ и КоАП РФ.

В частности, с учетом анализа арбитражной практики, а так же практики применения положений законодательства об административных правонарушениях при выявлении нарушений Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, Росфиннадзором направлены предложения в Министерство экономического развития Российской Федерации по совершенствованию Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части совершенствования механизмов учреждения и ликвидации коммерческих организаций. Проводится работа по совершенствованию КоАП. Четкое и полное определения противоправных, виновных деяний граждан, должностных и юридических лиц, предусмотренных валютным законодательством, а также применение соразмерных санкции в зависимости от суммы и сроков нарушения требований валютного законодательства позволит с принятием предлагаемых изменений сократить разрыв между предъявляемыми и взыскиваемыми штрафами.

В комплексе указанные законопроекты направлены на:

  • совершенствование механизма создания юридических лиц в части противодействия регистрации номинальных юридических лиц;
  • совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения, допущенные при регистрации организаций;
  • развитием института дисквалификации в административном законодательстве;
  • более четкое описание диспозиции в нормах уголовного права в части нерепатриации валютной выручки.

Таким образом, хочется подчеркнуть, что на сегодня дебиторская задолженность это не показатель некачественной работы надзорной системы, а – мерило криминализации, той части внешнеэкономической деятельности и валютных правоотношений, для которой пока создан лишь механизм административного преследования, не рассчитанный на адекватное противостояние преступным проявлениям. Перечисленные меры должны исправить ситуацию.

Ведущий: Спасибо большое! Сергей Юрьевич, Вам спасибо большое за интересную, актуальную беседу. Коллеги, спасибо большое!

Читать ГАРАНТ.РУ в и