Новости и аналитика Интервью Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: организация общественного контроля в ЖКХ как залог создания комфортных условий проживания граждан

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: организация общественного контроля в ЖКХ как залог создания комфортных условий проживания граждан

28 июня в 11 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция генерального директора - председателя правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Цицина Константина Георгиевича.

Ведущая интернет-конференции - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию.

Сегодня у нас в гостях Константин Георгиевич Цицин - генеральный директор - председатель правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Уважаемый Константин Георгиевич, благодарю вас за то, что нашли время и приехали к нам на нашу интернет-конференцию.

Тема интернет-конференции: "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: организация общественного контроля в ЖКХ как залог создания комфортных условий проживания граждан".

Чтобы создать безопасные и комфортные условия проживания граждан, стимулировать реформу ЖКХ и сформировать эффективные механизмы управления жилищным фондом, в России в 2007 году была создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

На сегодняшний день при непосредственном участии Фонда ЖКХ в стране развернулась полномасштабная кампания по капитальному ремонту домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. За три года в программах Фонда приняли участие 3 732 муниципальных образования (из 23 900 по всей России) в 81 субъекте РФ. Общий объем средств, направленных на капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилья, составил с учетом софинансирования из региональных бюджетов 337,65 миллиарда рублей.

Условием предоставления финансовой поддержки регионам является обязательное выполнение требований Федерального закона № 185-ФЗ по переводу сферы ЖКХ на рыночные рельсы и внедрению современных механизмов управления многоквартирными домами. Фонд также оказывает содействие внедрению в жилых домах ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий.

Тема реформы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения комфортным жильем россиян по-прежнему актуальна. Фонд ЖКХ должен прекратить свою деятельность 31 декабря 2012 году. К этому моменту в России должны появиться эффективные региональные системы капитального ремонта, которые позволят в долгосрочной перспективе решать проблему "стареющего" жилфонда. Планируется также создать на местах при участии региональных общественных палат организации для осуществления народного контроля за созданием и порядком расходования средств из региональных систем капитального ремонта.

Сегодня мы поговорим о ходе жилищно-коммунальной реформы и ее приоритетных задачах, проанализируем данные об объеме капитального ремонта и расселении аварийного жилья в России, обсудим другие актуальные вопросы.

Цицин К.Г.: Добрый день! Я хочу сказать несколько слов о том, что по сравнению с вопросами, поступившими от жителей регионов к нашей предыдущей конференции, которая состоялась 23 октября 2009 года, на сегодняшний день вопросы стали более качественными и продуманными. И с вашей помощью нам все-таки удалось вовлечь самих граждан в эту реформу, что очень хорошо. Если раньше мы только в основном смотрели, когда у нас протечет кран, то сейчас мы уже смотрим немножко глубже: как формируются платежи и тарифы, очень актуальны и важны вопросы аварийного жилья.

Ведущая: Константин Георгиевич, сколько аварийного и ветхого жилья на сегодняшний день насчитывается в России? Насколько сократилось его число и сколько граждан было переселено из аварийного жилья с момента образования Фонда ЖКХ?

Цицин К.Г.: Сразу могу сказать, что, к сожалению, количество аварийного жилья у нас не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось. Если брать цифры 2007 года, когда из многоквартирных домов необходимо было переселить порядка 7 млн. кв. м., то сейчас мы подготовили реестр аварийных домов из регионов. На 1 января 2010 года необходимо было переселить людей с порядка 10 млн. кв. м. жилья. Но это не значит, что этой проблемой мы не занимались ранее. За это время исчезло порядка 3,5 млн. кв. м. аварийного жилья. Как видите, динамика все равно идет к увеличению. Тут есть ряд причин. Жилой фонд у нас находится в не очень хорошем состоянии, поэтому дома подходят к завершению срока своей эксплуатации. Естественно, есть необходимость принять и признать их аварийными.

Всего по программе мы должны переселить порядка 234 тыс. человек, 190 тыс. человек уже переселено. Остальные будут переселены в течение 2011 и 2012 г.г. Но для того, чтобы жилье не стало аварийным, надо заниматься и капитальным ремонтом.

Ведущая: Поделитесь, пожалуйста, статистическими данными: на какую сумму Фонд ЖКХ оказал регионам финансовую поддержку с момента своего создания? Какие регионы за все это время получили наибольшую материальную поддержку со стороны Фонда?

Цицин К.Г.: Я начну с того, сколько было выделено средств. За 2007-2010 годы было выделено 255 млрд. рублей. Из них 245 млрд. было перечислено в регионы. Дополнительно 11,7 млрд. рублей было перечислено за счет дополнительных доходов Фонда ЖКХ. Общая сумма, которую на сегодняшний день получили регионы, составила порядка 276 млрд. рублей. Они добавили к этому свое софинансирование. Общая сумма всех средств, которые находились в регионах, - более 350 млрд. рублей.

Какие регионы получили наибольшую помощь? У нас их четыре. Но тут не важно, как максимально они получили за счет того, что у них такие показатели, жилая площадь, население. Наверное, надо сказать о другом. Такая тенденция сохраняется, к сожалению, все три года. 30% регионов работают очень хорошо, выполняют все условия, практически вовремя закрывают контракты по строительству домов, что, на самом деле, очень сложно сделать. Хотя странно, т.к. у нас достаточно большой строительный комплекс. Но в срок ни одного дома пока еще не сдали. Примерно 30% регионов выполняют условия, но раскачиваются медленно. 30% составляют регионы, которые работают не очень хорошо. В основном это касается финансовой поддержки.

Так, например, по итогам 2010 года 31 региону пришлось приостановить финансовую поддержку.

Ведущая: Константин Георгиевич, скажите, насколько установлено финансирование для этих регионов на данный момент?

Цицин К.Г.: На сегодняшний день 16 регионов уже полностью исправили все недочеты, 11 регионов попали под так называемую "амнистию", поскольку два основных момента, которые они не выполнили, - это постановка домов, земельных участков на кадастровый учет и достижение 80% планки предприятий коммунального комплекса. Понимая это, депутаты Государственной думы РФ, наблюдательный совет, Правительство РФ внесли в Федеральный закон № 185-ФЗ поправки, передвигающие срок реализации этих условий по кадастровому учету на весь 2012 год (по достижении 80% планки до 1 июля 2012 года). Поэтому 11 регионов попали под амнистию и должны нам предоставить документы, что берут новые обязательства по достижении этих показателей. Еще 11 регионов по другим причинам должны исправить ситуацию до конца июля. Если до конца июля они не исправят свои недочеты, то к ним в соответствии с законодательством будут применены санкции, мы направим документы в Правительство РФ на отзыв всех средств, которые они получили за этот период.

Ведущая: Константин Георгиевич, были ли уже такие случаи, когда какие-то регионы не могли исправить все свои недоработки и были вынуждены вернуть все деньги?

Цицин К.Г.: У нас есть несколько моментов по возврату средств. Сложилась правоприменительная практика по выполнению программы стимулирования жилищного строительства в период кризиса, по заключению государственных контрактов: если остаются средства, то они должны быть возвращены в Фонд ЖКХ. К сожалению, регионы не могли освоить по строительству нового жилья сумму, которая составила примерно 3,5 млрд. руб. Она была возвращена в Фонд ЖКХ. Мы три раза подавали документы на возврат тремя регионами общих средств, но в ходе подготовки правительственных документов эти регионы успели окончательно исправиться. В результате такие санкции к ним не применялись. Мы всего лишь три раза направляли документы на возврат.

Ведущая: Каковы сегодня требования для получения финансовой поддержки на 2012 год? Насколько увеличены данные требования по сравнению с 2011 годом, когда в регионе необходимо обеспечить 80% частных управляющих компаний, 80% частных операторов на коммунальных объектах, 10% товариществ собственников жилья? И много ли регионов сегодня отвечают требованиям, которые заявлены выше?

Цицин К.Г.: Когда принимался закон, то такие параметры были объявлены не только по созданию ТСЖ, частных предприятий и управляющих компаний. Наверное, хотели, чтобы было как можно лучше, попытались сделать такие показатели почти по максимуму. Сейчас мы понимаем, что не нужно за это время насильно загонять всех на рынок. Может быть, достаточно планки в 50%, поскольку достигнуть 80% очень тяжело, особенно по предприятиям коммунального комплекса.

Мы столкнулись с такой проблемой по водоканалам. На сегодняшний день у нас практически все водоканалы являются муниципальными и единоразово перевести их в частные акционерные общества очень сложно, поскольку это в первую очередь связано с безопасностью проживания граждан. Понимая это, мы перенесли сроки реализации.

Что касается требований на 2012 год, то они практически не изменились. Добавилось единственное требование по сравнению с 2011 годом: если раньше приборы учета устанавливались по желанию собственников, т.е. общедомовые приборы учета, то теперь это вменено в обязанность. При проведении любого вида капитального ремонта, даже не комплексного, а например, ремонта крыши или установки лифта, или ремонта коммуникаций, - обязательно требуется установка приборов учета. Это основное требование, которое добавилось в 2012 году.

Ведущая: Константин Георгиевич, вы не раз отмечали, что одной из основных причин приостановления финансирования того или иного региона зачастую становится нерасторопность чиновников на местах. Как вы боретесь с этой проблемой? Какие санкции предусмотрены для таких чиновников за волокиту?

Цицин К.Г.: Бороться можно только одним путем - просветительством. Это было известно во все времена. Никакие карательные меры не способствуют развитию. Поэтому необходимо еще раз объяснять, доказывать, проводить семинары, учебу. Зачастую работники муниципальных образований не знают понятий и того, что необходимо делать. Мы должны им больше объяснять, поскольку они работают с людьми. Мы постоянно в течение трех лет проводим такую политику. В год у нас проходит как минимум два больших всероссийских совещания, участие в которых принимают все работники сферы ЖКХ. Последнее очень большое совещание прошло в Липецке. Надо сказать, что из года в год совещания, как и поступающие к нам вопросы, становятся более качественными, более вдумчивыми. Но что самое интересное, если раньше в первую очередь звучал вопрос: "Что нам делать?", то теперь уже звучат предложения о том, что делать. Наверно, не зря наш с вами труд, направленный на просветительство граждан и муниципальных образований (на самом деле их тоже надо учить, им тоже надо показывать, что можно делать) не пропал за эти три года. Не способствуют реформе ЖКХ и нам во многом мешают в том числе и средства массовой информации, негатив, который льется с экранов. Надо больше показывать положительных примеров, которых, на мой взгляд, достаточно. Хотя в программах Фонда участвует более 3,5 тысяч муниципальных образований из двадцати с небольшим тысяч по стране, но охват составляет примерно 2/3 населения - 3 тысячи муниципальных образований, поскольку это все столицы субъектов, большие города, центры. К сожалению, охват сельского населения не такой большой, там мало многоквартирных домов, хотя реформу надо проводить и там.

Ведущая: Константин Георгиевич, имеют ли субъекты РФ свои собственные фонды, средства которых направляются на капремонт, переселение граждан из аварийного жилья? Или все надежды только на ваш Фонд?

Цицин К.Г.: Выступать спасителем ЖКХ, с одной стороны, приятно, но на деле все обстоит иначе. Поскольку сегодня нас смотрит достаточно большая аудитория, то хочу сказать, что если нам не добиться того, чтобы сами собственники, граждане не начали вникать и заниматься этой проблемой, то никакая реформа происходить не будет. Мы выступили с инициативой создания народного контроля. Нас поддержала Общественная палата и сейчас это движение начинает формироваться.

Ведущая: Константин Георгиевич, а как граждане отнеслись к идее создания организации народного контроля в сфере ЖКХ? Поддержали ли вас чиновники и общественность? Какие шаги предпринимаются на сегодняшний день для воплощения этого предложения в жизнь?

Цицин К.Г.: Мы с самого начала попытались привить такие навыки по крайней мере тем гражданам, которые участвуют в той или иной степени в программах капитального ремонта. Напомню, что все программы начинаются с решения собрания собственников о том, что необходимо провести капитальный ремонт по таким видам работ в своем доме. После этого дальше формируются все необходимые документы. С самого начала мы договорились со всеми регионами, что конечной фазой проведения капитального ремонта будет подписанный собственниками акт о том, что они приняли этот ремонт. Т.е. сами собственники иногда берут отпуска на момент капитального ремонта для того, чтобы следить, как он проходит, добиваются, чтобы менялись нерадивые подрядчики, причем, может быть, даже не один раз. Конечно, иногда предъявляются повышенные требования, но тут уже должно быть двустороннее движение. Это надо учитывать. На сегодняшний день нет ни одной общественной организации, куда бы собственник мог прийти со своими бедами и чаяниями, которая как-то воздействовала бы, объяснила, способствовала решению его проблем. Поэтому мы и предложили идею создания общественного народного контроля. У нас на местах есть общественные палаты, которые занимаются этими вопросами, но пока не в полном объеме. Мы нашли взаимопонимание с Общественной палатой РФ, они поддержали эту идею. Сейчас этот вопрос прорабатывается, поскольку потребуется внесение изменений в законодательство. В ближайшее время, я думаю, будет найден какой-то выход.

Что касается собственников, то по-моему, хорошо, если им будет предоставлено право накладывать какие-то административные взыскания или направлять письма в муниципалитет об отстранении управляющей компании. Кстати, по поправкам, предложенным для включения в Жилищный кодекс РФ, теперь муниципалитеты обязаны заниматься управляющими компаниями жилья, смотреть, что происходит, чтобы, не дай Бог, не случилось непоправимого. Я думаю, что если эта инициатива будет реализована на законодательном уровне, то найдет большой отклик. Проблема касается практически всех нас. На сегодняшний день нет сведений о том, сколько людей проживает в многоквартирных домах. Имеются лишь данные, сколько проживает городского и сельского населения. Хотя именно в многоквартирных домах проживает большинство населения страны. По нашим подсчетам в многоквартирных домах проживает примерно около 100 млн. человек. Это же почти 3/4 населения страны. Я думаю, народный контроль - это хорошая вещь, если будет реализована.

Ведущая: Начальник контрольного управления Президента РФ доложил о размерах мошенничества в сфере ЖКХ. По его словам, только в Центральном федеральном округе за два года за рубеж было выведено 25 млрд. рублей. Константин Георгиевич, как вы можете прокомментировать эту информацию?

Цицин К.Г.: К сожалению, я не видел материалов, которые были представлены. Но то, что в сфере ЖКХ существуют недочеты, в том числе и воровство, это имеет место. И закрывать глаза на это нельзя. Только по нашим программам за это время было возбуждено более 200 уголовных дел на сумму порядка 8 млрд. рублей. Но что касается этой конкретной ситуации, то я думаю, что мы все-таки в ближайшее время узнаем, кто у нас такие герои и как они этим занимались.

Ведущая: Следующий вопрос из Хабаровска. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринимать, чтобы сделать структуру ЖКХ "прозрачной" для всех граждан нашей страны, чтобы свести к минимуму нарушения и злоупотребления со стороны монополистов, чтобы люди знали, на что тратятся их деньги, могли убедиться в качестве предоставляемых услуг, чтобы суммы за коммунальные услуги не росли такими быстрыми темпами, а рост цен был обоснован и соразмерен качеству предоставляемых услуг?

Цицин К.Г.: Такой глобальный вопрос про все.

Ведущая: Именно этот вопрос беспокоит большинство наших граждан.

Цицин К.Г.: Давайте начнем с вопроса об открытости. Самое сложное - сделать открытой любую информацию. Я даже не касаюсь сейчас ЖКХ. Это касается всех отраслей. Самое сложное - показать все, что необходимо. В ЖКХ для этого сейчас есть все нормативные документы. Но давайте все-таки, может быть, начнем с себя. Очень хотелось бы, чтобы все это поняли. Я разговариваю со многими людьми, спрашиваю, как они платят по платежке, понимают ли они, за что платят по ней? Они отвечают, что не разбираются и не хотят разбираться, платят себе и платят. Другие говорят, что попытались разобраться, но им дали какие-то бумаги, в которых разобраться просто невозможно. Наверное, надо сделать более открытой информацию по формированию тарифов любого муниципального образования, чтобы это не только знали местные депутаты или муниципалитет, служба по тарифам, которая есть у образования, но и в первую очередь понимали граждане. Надо открыть эту информацию. Также необходимо открыть информацию по платежам в платежках. Мы попытались создать систему о том, обманывают вас или нет с точки зрения превышения предельных тарифов по любому муниципальному образованию. На сегодняшний день она работает на нашем портале. Вы можете поставить в поля свои цифры, данные по квартире, по количеству проживающих лиц, по услугам и посмотреть, попадаете ли вы в тариф, который есть в этом муниципальном образовании, или же переплачиваете. Кроме того, эту информацию обязаны предоставлять управляющие компании, но найти ее практически невозможно. В крайнем случае, он и предоставят баланс предприятия, где написаны обыкновенные бухгалтерские вещи, которые и мы-то иногда не понимаем. Когда спрашиваю у мэров городов о том, завели ли они у себя такую страничку, они отвечают, что пока этого не сделали. Неужели трудно на сайте завести страничку об управляющих компаниях, указать по каждой управляющей компании, какие существуют тарифы, какие жилищные услуги и по каким ценам они оказывают. Мы сейчас готовим ресурс, чтобы эта информация завелась на едином сервере. Имеется поручение Правительства РФ о том, чтобы все управляющие компании на едином сервере размещали свою информацию, чтобы было видно, за что мы с вами платим. Проживая в Москве, я до сих пор все время удивляюсь, за что же плачу. В платежных квитанциях имеются графы - "текущий ремонт", "текущее содержание" и "ремонт жилых помещений". Я все хочу спросить, может быть, мне кто-нибудь из управляющей компании отремонтирует квартиру? А ведь мы платим за это. Наверняка где-то есть разъяснение, что это такое, как это надо понимать.

Ведущая: Действительно, необходимо повышать правосознание граждан! Может быть, акцентировать внимание на этой проблеме через средства массовой информации?

Цицин К.Г.: Это правильно. Я не зря сказал, что нельзя постоянно говорить о том, как у нас в жилищно-коммунальном хозяйстве все плохо. Конечно, плохо! Мы это знаем. Хочу сказать, что там работает 3,5 млн. человек. Иногда без подручных материалов они заставляют эту систему работать. И пока мы все вместе не начнем понимать, как и что нужно делать, за что мы платим, реформа будет буксовать. Она сейчас не буксует, а находится на таком интересном подъеме. Вроде бы вся страна понимает, что надо делать в жилищно-коммунальном хозяйстве, поэтому надо уже определиться в точке приложения, что же важно сделать в первую очередь. Конечно, важно ремонтировать дома, архиважно переселять людей из аварийного жилья. Люди не могут в XXI веке жить в таких условиях, как живут сейчас.

Ведущая: В законодательство, регламентирующее деятельность Вашего Фонда, в июне этого года были внесены существенные изменения. Константин Георгиевич, что это за изменения, на решение каких проблем они направлены?

Цицин К.Г.: Перенеслись сроки реализации по определенным позициям, т.е. практически на полтора года продлили кадастровый учет, на год продлили предприятия коммунального комплекса, добавилась ответственность регионов за невыполнение в срок региональных программ. Предусмотрена мера - возврат средств по тому муниципальному образованию, который провалило эти программы. Мы считаем, что это дисциплинирует регионы, поскольку многие начали грешить тем, что переносят сроки выполнения программ: взял на себя обязательства, получил субсидию, от нас получил средства и потом по пути начинаешь корректировать срок прибытия поезда на конечную станцию. Мы считаем, что это неправильно. Депутаты, Правительство РФ и Президент РФ нас поддержали, подписали эти поправки. Ответственность будет, поверьте.

Ведущая: Константин Георгиевич, на сайте Фонда ЖКХ размещен телефон горячей линии. Как часто граждане обращаются на него с вопросами и жалобами? На что жалуются чаще всего? Из каких регионов России звонков поступает наибольшее количество?

Цицин К.Г.: Более 30 тысяч звонков поступает в год. Единственный минус заключается в том, что телефон, к сожалению, не круглосуточный. Немного отсюда выпадает Дальний Восток, но и из этого региона также поступают звонки. Больше всего звонков поступает из Москвы. Хотя, Москва не участвует в наших программах, в столице своя программа, более фундаментальная, по ее мнению. Много звонков поступает из Саратова, Самары, Сибири, меньше всего звонков поступает с Кавказа. Но из Ставрополя звонков достаточно много.

Ведущая: Константин Георгиевич, с вашего позволения, на нашем сайте в стенограмме мы вывесим номер телефона горячей линии, чтобы граждане, которые будут читать стенограмму, смогли в любой момент обратиться к вам со своей проблемой. Позвольте вас попросить назвать номер телефона.

Цицин К.Г.: Телефон бесплатный 8-800-700-89-89. Ответим на все ваши вопросы. Кроме того, на нашем сайте есть раздел, который называется "задайте вопрос эксперту". Ответы на вопросы в этом разделе дает заслуженный юрист РФ, поэтому любой вопрос, который вы зададите, без внимания не останется.

Ведущая: Прочитала в СМИ, что начиная с 2010 года и до настоящего времени рост тарифов значительно превышает рост доходов россиян. Представители Фонда ЖКХ также акцентировали на этом внимание. Но хотелось бы узнать, какие меры предпринимают власти, чтобы как-то решить эту проблему? Константин Георгиевич, какие пожелания на этот счет имеются у вас?

Цицин К.Г.: Вопрос тарифообразования - очень сложный. Стоит еще много поработать, чтобы найти правильные подходы к тарифообразованию. Очень многое делается Правительством РФ в этом вопросе. Надеемся, что тарифы будут приравнены к уровню инфляции. На Петербургском форуме Министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина выразила мнение, что тарифы должны чуть-чуть превышать инфляцию. Но мы хотели бы большего. Для того, чтобы в жилищно-коммунальное хозяйство сегодня пошли инвестиции, любой инвестор должен знать о ходе выполнения своей инвестиционной программы. Если не будет четкого понимания того, какие тарифы действуют во время инвестиционной программы, выстроить ее практически невозможно. По нашему мнению, было бы правильно, если бы тарифы были зафиксированы в рамках трехлетнего бюджета на уровне 2012 года. Это позволило бы дать приток инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство на этот срок, выработать правильные и окончательные подходы к тарифообразованию.

Ведущая: Константин Георгиевич, Вы не раз сообщали, что ваш Фонд принимает активное участие в подготовке предложений по внесению поправок в Жилищный кодекс РФ. В связи с этим хотелось бы поинтересоваться, какие поправки в настоящее время обсуждаются и подготавливаются Фондом? Какие пробелы, по вашему мнению, имеются в действующей редакции ЖК РФ?

Цицин К.Г.: Недавно были приняты важные поправки об ответственности ТСЖ, муниципальных образований, закреплена возможность создания совета дома. Несмотря на то, что было принято очень много поправок, мы упускаем, на наш взгляд, достаточно большую проблему, которая связана с деятельностью управляющих компаний. К сожалению, данная проблема отражения в этих поправках не нашла. Сегодня заявления о деятельности управляющих компаний носят уведомительный характер. Мы считаем, что необходимо более детально регламентировать деятельность управляющих компаний. Наверное, на сегодняшний день более лучшее механизма, чем институт саморегулирования, нет. Надеемся, что эти поправки будут внесены в осеннюю сессию. Тянуть с этим нельзя, поскольку деятельность управляющих компаний сегодня не регламентируется ни одним документом.

Ведущая: Уже не первый год в России действует институт саморегулирования, который по мнению многих экспертов себя зарекомендовал весьма и весьма положительно. Как вы думаете, целесообразно ли и дальше развивать этот институт в системе управления домами, в сфере ЖКХ, или же есть какие-то иные пути - более демократичные, более надежные и правильные?

Цицин К.Г.: Давайте посмотрим, какая альтернатива может быть найдена саморегулированию? Опять вернуться к лицензированию? Надеюсь, к этому мы больше не вернемся, поскольку коррупционная составляющая в этой части очень велика. В саморегулировании тоже есть свои проблемы, но они все-таки нивелируются тем, что ответственность у предприятий, которые входят в саморегулирование, гораздо больше, чем у тех, которые не входят. Что касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, то сегодня уже появилось общество саморегулируемых организаций, в которое входят более пятидести таких саморегулируемых организаций. Они борются за своего потребителя, отвечают за свою работу, понимая, что в случае каких-либо нарушений они просто уйдут с этого рынка. На мой взгляд, перспектива в этом вопросе есть. Чем быстрее мы внесем изменения в законодательство, тем лучше.

Ведущая: Константин Георгиевич, имеют ли право застройщики создавать добровольно-принудительное ТСЖ в строящихся домах? Решен ли этот вопрос на законодательном уровне?

Цицин К.Г.: Закон четко урегулировал этот вопрос - не могут. На стадии строительства дома ТСЖ и управляющие компании не создаются.

Ведущая: В каких случаях собственники жилья вправе отказаться от управляющей организации и управлять самостоятельно?

Цицин К.Г.: В случае, если такое решение было принято на общем собрании. Здесь проблем нет.

Ведущая: Константин Георгиевич, может ли каким-либо образом владелец жилья контролировать качество ремонта дома, а также в том случае, если речь идет о новостройке?

Цицин К.Г.: Про новостройки ничего не могу сказать. Конечно, качество нужно контролировать. С другой стороны, строительная площадка - весьма опасный объект. Постоянно путаться под ногами у строителей тоже не правильно, для этого есть технадзор, экспертиза. Эти органы созданы для того, чтобы контролировать процессы строительства. Что касается контроля при капитальном ремонте, то я считаю, что это просто необходимо делать. У нас в прошлом году в Тольятти был случай, когда гражданин смог доказать, что строители, которые делали капитальный ремонт в доме, неправильно проводили коммуникации. Оказалось, что он был абсолютно прав, потому что стояки, отводы делались из полудюймовой трубы, поэтому по давлению происходило перекрытие, оно бы просто не пошло в батареи. Пришлось все переделать. Поэтому такой контроль тоже очень нужен.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о внедрении современных технологий в отрасль? В какой сфере ЖКХ сегодня подобные технологии применяются чаще всего? ваш Фонд способствует какому-либо развитию данного направления в сфере ЖКХ?

Цицин К.Г.: Применение новых технологий - важнейший вопрос, поскольку в первую очередь связан с энергосбережением. Мы этим вопросом давно занимаемся. На всех совещаниях мы стараемся проводить различные выставки, которые всячески пропагандируют эти технологии. Они уже применяются во многих регионах, в которых проводятся капитальные ремонты или строятся новые дома. Могу привести простой пример: полимерная краска, которая наносится на трубы горячего отопления и существенно сберегает тепло. Два слоя такой краски на трубе в два раза уменьшают потерю тепла. Существует такая же полимерная краска для покрытия фасадов домов. Существуют совершенно новые мембранные покрытия, которые позволяют удерживать тепло. Сегодня при замене лифтов начинают применять совершенно другие энергосберегающие лебедки, поднимающие механизмы. Что касается приборов и тепловых узлов учета, то они сегодня должны стоять в каждом доме. Все эти технологии направлены в первую очередь на то, чтобы сохранить тепло. Применение таких технологий до 30% позволяет снизить платежи граждан. Сегодня мы озадачились строительством энергоэффективных домов с возобновляемыми источниками энергии. В нашей стране таких домов пока не было, но во всем мире они уже давно строятся и прекрасно существуют. Такие дома у нас построены уже в 7 регионах. Дом становится как термос, т.е. на улицу тепло не уходит. То тепло, которое есть, закачивается обратно в дом с подсосом определенного наружного воздуха. Это солнечные батареи, солнечные коллектора, тепловые насосы, светодиодные лампы. В Якутии на вечной мерзлоте построили такой дом. Жители дома вполне довольны, тепла в доме хватает, оплата за коммунальные платежи значительно меньше. Строительство таких домов, конечно же, дороже, чем строительство обычных, но эти затраты себя полностью оправдывают.

Ведущая: Как известно, основной целью реформы ЖКХ изначально провозглашалась необходимость вывести жилищно-коммунальное хозяйство из кризисного состояния, добиться становления эффективных рыночных механизмов, повысить эффективность использования средств, вложенных в отрасль. Удастся ли вам решить эти задачи до конца 2012 года?

Цицин К.Г.: Конечно, не удастся. Мы это понимали изначально, когда создавался Фонд ЖКХ. Конечно, за такой короткий период решить все проблемы, которые копились десятилетиями, просто невозможно. Но мы надеемся, что нам в какой-то степени удалось притормозить этот скатывающийся ком жилищно-коммунального хозяйства и определить дальнейший правильный путь его развития. Смею надеяться, что это нам удалось. Но у нас впереди еще полтора года работы, надеемся, что мы еще много чего успеем сделать.

Ведущая: Как известно, Фонд продолжит свою работу до конца 2012 года. Каково Ваше видение ситуации после этой даты? Как вы оцениваете вероятность того, что регионы вновь расслабятся и потеряют набранные объемы?

Цицин К.Г.: Расслабиться им теперь не дадим ни мы, ни жители. Будем требовать, чтобы капитальный ремонт продолжался. В регионах необходимо создавать примерно такой же механизм капитального ремонта, который существует сегодня. Многие регионы уже пошли по этому пути. Конечно, хорошим подспорьем для этого послужило бы соответствующее изменение законодательства. Этот вопрос обсуждается давно. Надеюсь, что все эти обсуждения в ближайшее время выльются в соответствующий законопроект, который будет внесен в Государственную Думу ФС РФ.

Ведущая: Константин Георгиевич, насколько необходимо, на ваш взгляд, и возможно ли вообще, привлекать инвестиции крупного бизнеса для поддержания состояния жилищного фонда? В чем вы видите плюсы и минусы данной идеи?

Цицин К.Г.: Проводить реформирование только за счет бюджета или граждан, без привлечения инвестиций, практически невозможно. Тогда нас ждет постоянное повышение тарифов. Привлечение инвестиций позволит окончательно реформировать отрасль, привести туда современные технологии, сделать отрасль доходной. Сегодня, конечно, часть предприятий являются доходными, но в большинстве своем они работают за счет федерального бюджета, платежей граждан, повышения тарифов. Конечно, это не правильно. Чем быстрее придут такие инвестиции, тем более мощный толчок развитию жилищно-коммунального хозяйства будет дан. Приходу инвестиций должно соответствовать не повышение тарифов, а его снижение. Если задача будет стоять именно таким образом, то это будет правильно.

Ведущая: Какие требования сегодня предъявляются к отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ?

Цицин К.Г.: Каждый субъект может установить свой порядок, это разрешается законом. Существуют методические рекомендации, согласно которым каждый субъект самостоятельно решает, либо придерживаться ему этих методических рекомендаций, либо не придерживаться, либо создать свои собственные правила. Но все должно проводиться на конкурсной основе. Без этого мы не добьемся того эффекта, которого хотелось бы достичь.

Ведущая: Константин Георгиевич, время нашего мероприятия подошло к концу. Большое спасибо вам за то, что в очередной раз приехали в ИА "ГАРАНТ" и ответили на вопросы нашей аудитории. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Цицин К.Г.: И вам спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и