Новости и аналитика Интервью Итоги деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта в 2010 году. Приоритетные задачи на 2011 год

Итоги деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта в 2010 году. Приоритетные задачи на 2011 год

15 февраля в 10-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Петракова Геннадия Петровича.

Тема интернет-конференции: "Итоги деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта в 2010 году. Приоритетные задачи на 2011 год".

Ведущая интернет-конференции - Татьяна Нифталиева ( ИА "Гарант").

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Геннадия Петровича Петракова, руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Уважаемый Геннадий Петрович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Тема интернет-конференции: "Итоги деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта в 2010 году. Приоритетные задачи на 2011 год".

Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Благодаря проводимой в стране реформе железнодорожного отрасли власти планируют повысить качество обслуживания пассажиров и конкурентоспособность железных дорог России на мировом транспортном рынке, привлечь дополнительные инвестиции в эту сферу экономики, а также обеспечить безопасность пассажирских перевозок. Эти и многие другие вопросы в настоящее время регламентируются Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и иными нормативными правовыми актами.

О текущем состоянии железнодорожного комплекса и актуальных вопросах его дальнейшего развития расскажет руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Петраков Геннадий Петрович. В ходе интернет-конференции планируется также обсудить основные задачи и приоритетные направления деятельности ведомства, подвести итоги его работы за 2010 год.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Геннадий Петрович, как в настоящее время складывается ситуация с подготовкой квалифицированных кадров для ж/д отрасли? Расскажите, пожалуйста, подробнее о создании на базе вузов Росжелдора научно-образовательных центров по инновационному развитию железнодорожного транспорта.

Петраков Г.П.: Добрый день, уважаемые коллеги! Подготовка специалистов для организаций железнодорожного транспорта осуществляется по целевому приему на основе генеральных соглашений с работодателями.

В вузы зачислено в 2010 году на очную форму обучения 3,9 тыс. целевиков (53,1% от общего плана приема), преимущественно по направлениям ОАО "РЖД". В техникумы целевой прием составил более 41 % от контрольных цифр приема.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта представило в Минтранс России предложения по созданию на базе Московского, Петербургского и Ростовского университетов путей сообщения Росжелдора научно-образовательных центров по инновационному развитию железнодорожного транспорта. Предложения рассматриваются.

На наш взгляд, организация научно-образовательных требует первоочередного решения поручений Президента Российской Федерации, данных на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу об инновационном развитии транспортного комплекса Российской Федерации (г. Ульяновск), по совершенствованию системы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в целях стимулирования организаций, направляющих средства на эти цели. В этой связи было предложено рассмотреть вопрос о внесении дополнений в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" по созданию на базе транспортных вузов научно образовательных центров.

Ведущая: Геннадий Петрович, в 2009 году Росжелдор предложил перенести третий этап реформы на железнодорожном транспорте с 2010 на 2015 год, поскольку большинство поставленных задач утвержденной Правительством РФ программы не выполнено. Уважаемый Геннадий Петрович, о каких задачах шла речь? Какие задачи до настоящего времени остаются незавершенными и их планируется решить до 2015 года?

Петраков Г.П.: В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, реформа железнодорожного транспорта началась с разделения государственных и хозяйственных функций и образования 1 октября 2003 года нового хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД".

Согласно установленным срокам реформа должна была завершиться уже сейчас. Однако правительственная комиссия предложила продлить время ее реализации, поскольку предстоит решить еще целый ряд принципиальных вопросов.

Так, в настоящее время осуществляется реализация мероприятий третьего этапа реформы железнодорожного транспорта, целю которого является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок, а также подготовка большого количества законодательных и нормативных правовых актов и реализация основных принципов государственного регулирования в естественно-монопольном и конкурентном секторах железнодорожных перевозок.

Ведущая: Как вы оцениваете состояние конкуренции в сфере грузовых перевозок в России на сегодняшний день и состояние нормативно-правовой базы по расширению конкурентных возможностей в сфере железнодорожных перевозок.

Петраков Г.П.: В настоящее время осуществляется реализация мероприятий третьего этапа реформы железнодорожного транспорта, целью которого является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Тем не менее, в настоящее время в области перевозок грузов сохраняются дореформенные взаимоотношения участников рынка, что препятствует развитию конкуренции, снижению стоимости транспортных услуг и повышению их качества.

В этой связи, Министерством транспорта России совместно с ОАО "РЖД" и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и Росжелдором, разрабатывалась Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, которая в свою очередь будет направлена на перспективы развития и преобразований рынка железнодорожных транспортных услуг.

Ведущая: Спасибо, Геннадий Петрович! Прочитала о том, что организация скоростного движения на магистралях ведет к ограничению пригородного и грузового движения. Для решения этой проблемы необходимо строительство специально выделенных инфраструктур - высокоскоростных магистралей. Расскажите, пожалуйста, что делается в данном направлении сегодня? По каким маршрутам на сегодняшний день организовано скоростное железнодорожное сообщение? Насколько востребованным и рентабельным, учитывая высокую стоимость проезда, является данный вид перевозок?

Петраков Г.П.: Действительно, что для организации скоростных и высокоскоростных магистралей необходимо строительство специально выделенных инфраструктур, и эта проблема активно решается, на сегодняшний день идет разработка отдельных технический условий и специальной документации, которая необходима для организации выделенного скоростного и высокоскоростного движения.

Чтобы получить информацию о рентабельности данного вида движения, необходимо обратиться напрямую к перевозчику, а именно к ОАО "РЖД".

Ведущая: Геннадий Петрович, как в настоящее время решается одна из важнейших задач, стоящих перед государством, - обеспечение безопасности перевозок на железнодорожном транспорте и на метрополитене? Поясните, пожалуйста, какой орган государственной власти ответственен за обеспечение транспортной безопасности метрополитенов? Спрашивает Устакова Кира Витальевна из города Москвы.

Петраков Г.П.: На Росжелдор возложены функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта. Изменения, определяющие соответствующие полномочия, внесены в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта постановлением Правительства Российской Федерации.

В марте 2010 года Росжелдором был согласован представленный ОАО "РЖД" План мероприятий по защите инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования от актов незаконного вмешательства. В этих целях разработана Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р и предусматривает комплекс мероприятий по обеспечению транспортной безопасности железнодорожного транспорта и метрополитенов.

Для метрополитенов компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности до сих пор не был определен. В настоящее время согласован в Росжелдоре и Минтрансе России и направлен в высший орган федеральной исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации о наделении агентства функциями по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности метрополитенов.

Ведущая: Законодательно метрополитен не отнесен к объектам железнодорожного транспорта. А планируются ли такие изменения на законодательном уровне?

Петраков Г.П.: Ранее на законодательном уровне предпринимались попытки отнесения метрополитенов к категории железнодорожного транспорта, однако были отклонены по ряду причин:
1) метрополитен является единым технологическим комплексом, поэтому отнесение его к железнодорожному транспорту только по характеру подвижного состава нецелесообразно;
2) по этой же причине на метрополитене невозможно развитие конкуренции, предусмотренное нормативными актами в сфере железнодорожного транспорта;
3) метрополитен не предназначен для выполнения ряда операций, например, грузоперевозок, поскольку по своему характеру в большей степени относится к городскому пассажирскому транспорту;
4) по техническим характеристикам подвижной состав метрополитена имеет ряд отличий (хотя в ряде случаев к нему применяются технические нормы, предусмотренные для железнодорожного транспорта).

На данном этапе в Министерстве транспорта Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа по разработке проекта Федерального закона "О метрополитенах", призванного учесть всю существующую специфику данного вида транспорта.

Ведущая: Геннадий Петрович, расскажите, пожалуйста, о привлечении инвестиций частного бизнеса на модернизацию транспортной инфраструктуры? Как Вы оцениваете их объем и инвестиционные перспективы российских железных дорог?

Петраков Г.П.: Модернизация действующих железнодорожных линий и строительство новых участков на основе расширения рыночных возможностей железнодорожной отрасли с привлечением средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвесторов -одна из основных задач транспортной отрасли.

Однако, учитывая неблагоприятные экономические явления в 2009-2010 годах и оптимизацию расходов средств федерального бюджета в 2010 году не б$ла начата реализация таких инвестиционных проектов, как:
- проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург;
- строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка -Чертково - Батайск;
При этом, стоит отметить, что реализация данных мероприятий будет осуществляться в последующие периоды.

И хотел бы подчеркнуть, что во время финансово-экономического кризиса и в посткризисный период приобрели особое значение инфраструктурные инвестиционные проекты, базирующиеся на всем спектре принципов государственно-частного партнерства. Строительство инфраструктурных объектов на основе государственно-частного партнерства стало основой антикризисных программ большинства развитых и развивающихся стран. Росжелдор также активно работает в этом направлении!

В 2009-2010 годах Агентство принимало участие в рассмотрении 6 новых проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, при чем 2 (два) из них: "Создание горно-металлургического кластера в Приамурье" и "Белкомур" уже рассмотрены в Минрегионе России на заседании Инвестиционной комиссии по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, и рекомендованы к рассмотрению на Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющих общегосударственное значение.

Ведущая: Спасибо! Геннадий Петрович, как вы оцениваете действующее законодательство в области развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации? Какие законодательные нововведения по модернизации железнодорожного комплекса, развитию его инфраструктуры, существенному увеличению протяженности транспортных путей следует ожидать в ближайшее время?

Петраков Г.П.: По мнению Росжелдора, необходимо ускорить рассмотрение проектов федеральных законов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта, в первую очередь "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", большой блок работы предстоит и в области пассажирского регулирования, в том числе в части формирования государственного заказа на пассажирские перевозки.

Следует отметить, что на сегодняшний день ведется активная разработка нормативных актов, призванных восполнить пробелы существующей нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта, в том числе с учетом аспекта модернизации транспортного комплекса. Основной задачей в сфере нормотворчества на данном этапе является реализация Транспортной стратегии Российской Федерации и стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, в которой намечены конкретные законодательные нововведения в данной сфере.

Ведущая: Геннадий Петрович, расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых инвестиционных проектах в сфере железнодорожного транспорта, реализуемых на сегодняшний день в России. Как складывалась ситуация с реализацией инвестиционных проектов в прошлом году и каковы планы Росжелдора на 2011 год?

Петраков Г.П.: Несмотря на неблагоприятные экономические явления в 2010 году и оптимизацию расходов средств федерального бюджета, Федеральным агентством железнодорожного транспорта исполнены поставленные перед ним государственные задачи в рамках реализации федеральных целевых программ и реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства с привлечением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Однако, в 2011 году будет продолжена реализация следующих значимых инвестиционных проектов:
- "Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань";
- "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги";
- "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края";
- "Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва";
- "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии;
- "Комплексное развитие Нижнего Приангарья".

Реализация вышеуказанных проектов будет производится в соответствии с их паспортами, утвержденными актами Правительства Российской Федерации в предусмотренных паспортами проектов объемах, согласно которым, на реализацию инвестиционных проектов в части железнодорожной инфраструктуры в 2011 году предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме 42 407,43 млн рублей.

Кроме проектов, реализация которых будет осуществляться за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, в 2011 году будет продолжено строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Реализация этого мероприятия предусмотрена федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".

Ведущая: В своем выступлении заместитель руководителя Росжелдора Леонид Бершанский выразил уверенность, что концепция возведения магистрали "Северный широтный ход" получит одобрение и ее начнут воплощать в жизнь уже в 2011 году. Геннадий Петрович, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Как складывается ситуация на сегодняшний день? Будет ли частным инвесторам предоставлена возможность участвовать в финансировании?

Петраков Г.П.: В настоящее время в Министерстве транспорта Российской Федерации совместно с ОАО "Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный", Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО "РЖД" и ОАО "Газпром", выразивших свою готовность принимать участие в дальнейшей реализации Проекта, проведена работа по рассмотрению возможности оптимизации реализации мероприятий в рамках Проекта и выработана модель дальнейшей реализации Проекта, позволяющая образовать развитие Северного широтного хода (Обская - Салехард - Надым - Пангоды -Новый Уренгой - Коротчаево).

Кроме того, заключено соглашение о намерениях в рамках реализации Проекта и ведется работа над Соглашением на представление транспортных услуг с потенциальными грузоотправителями, продукция которых будет создавать грузовую базу комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" с развитием Северного широтного хода (Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево).

По итогам проделанной работы, а также рассмотрения новой финансово-экономической модели Проекта будет доложено в Правительство Российской Федерации.

Ведущая: Геннадий Петрович, поделитесь, пожалуйста, итогами работы Вашего ведомства в 2010 году. Какая работа была проведена по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования? Сколько было открыто новых железнодорожных станций? Какие проекты предполагается реализовывать в наступившем 2011 году?

Петраков Г.П.: В 2010 году, железнодорожный транспорт, как и все отрасли народного хозяйства страны, был ориентирован на выполнение задач, обозначенных, в первую очередь, в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, таких как модернизация во всех сферах экономики, в том числе и транспортной отрасли, внедрение и применение инновационных технологий в производственных процессах.

Росжелдор, выполняя функции по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, активно работал во взаимодействии с Минтрансом России и другими участниками рынка железнодорожных транспортных услуг, решая задачи развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В части производства нового подвижного состава, за истекший год можно отметить значительное увеличение производства новых грузовых вагонов – практически в 2 раза.

В частности, в 2010 году для выполнения всех или некоторых операций открыто 80 железнодорожных станций. Эта цифра соизмерима с докризисной.

Ведущая: Спасибо. Расскажите, пожалуйста, о реализации такого инвестиционного проекта, как "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги". Какая работа была проделана Росжелдором в данном направлении?

Петраков Г.П.: Реализация Проекта осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.

В 2010 году продолжена работа по Проекту, заключен ряд государственных контрактов:
- на разработку рабочей документации и строительство железнодорожной
линии Лосево-Каменногорск;
- на разработку проектной документации на объекты внешнего
энергоснабжения и нового парка в районе ст. Камонногорск железнодорожной
линии Лосево-Каменногорск;
- на разработку проектной документации на автодорожные путепроводы и пешеходный тоннель на ст. Удельная железнодорожной линии Лосево - Камонногорск.

В 2011 году планируется продолжить реализацию Проекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ведущая: Прочитала, что ОАО "РЖД" объявило о том, что на развитие инфраструктуры до 2015 года не хватает порядка 447 млрд рублей. Геннадий Петрович, какими Вы видите механизмы финансирования транспортной инфраструктуры, доступны ли они железнодорожной отрасли России?

Петраков Г.П.: В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации СБ. Иванова в настоящее время Росжелдором совместно с ОАО "РЖД" проводится работа по актуализации подпрограммы "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", регламентирующую развитие железнодорожной инфраструктуры на среднесрочную перспективу.
В рамках указанной работы будут актуализированы объемы финансирования программы за счет средств ОАО "РЖД", а также оказание государственной поддержки проектов за счет средств федерального бюджета в связи с отсутствием в настоящее время инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, а также определены первоочередные мероприятия Подпрограммы.

Кроме того, для обсуждения вышеуказанных вопросов планируется проведение совещания в Росжелдоре по данной теме, а также по вопросу создания постоянно действующей рабочей группы из представителей Росжелдора и ОАО "РЖД" по вышеуказанной тематике. Основная цель – это комплексное развитие транспортной инфраструктуры.

Ведущая: Геннадий Петрович, расскажите, пожалуйста, как идет работа над выработкой механизмов организации контроля за сохранностью подвижного состава любых форм собственности на железнодорожном транспорте? Какими документами будет регулироваться этот вопрос?

Петраков Г.П.: Вопрос сохранности вагонного парка был, есть и остается самым актуальным при эксплуатации подвижного состава на сети железных дорог. По нашему мнению, изменение ситуации с сохранностью подвижного состава возможно. Рычагами воздействия могут служить система штрафов и ограничений, применяемых к виновным, которая и сегодня должна быть предусмотрена при взаимодействии перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя), владельца путей необщего пользования в типовых договорах на обслуживание путей необщего пользования. Кроме того, доступ на пути необщего пользования перевозчика для осуществления контроля за всеми грузовыми операциями, а также расследования причин повреждения вагонов, также должен быть предусмотрен в указанных договорах.

Ведущая: Не секрет, что система сертификации на железнодорожном транспорте пока достаточно далека от международных образцов. Что делается сегодня для ее приближения к мировым стандартам? Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих мерах.

Петраков Г.П.: Система сертификации на железнодорожном транспорте является инструментом государственного регулирования в области безопасности железнодорожного транспорта. При ее создании использовались принципы, гармонизированные с аналогичными структурами в Европе и государствах стран СНГ.

За прошедший период работы системы удалось сформировать действенный механизм, позволяющий проводить оценку состояния железнодорожной техники установленным требованиям безопасности. В системе сертификации действует более 100 норм безопасности, которые устанавливают требования к железнодорожной продукции.

В "Системе сертификации на железнодорожном транспорте" аккредитованы и проводят работу испытательные центры стран СНГ.

С 2008 года ведутся работы по аккредитации в системе сертификации на железнодорожном транспорте международных испытательных центров. На сегодняшний день в нашей системе аккредитованы 5 Европейских испытательных центров и один в стадии аккредитации, это в таких странах как Германия 4, Нидерланды 1, Чехия 1. Закончена аккредитация испытательного центра в США.

Ведущая: Законопроект "О железнодорожном транспорте", который участники рынка железнодорожных перевозок не могли согласовать в течение нескольких лет, в конце прошлого года планировалось внести в Государственную Думу РФ. Уважаемый Геннадий Петрович, как вы оцениваете данный законопроект? В чем, на ваш взгляд, его основные достоинства и недостатки? Каковы спорные моменты, с которыми вы не можете согласиться?

Петраков Г.П.: Законопроект разрабатывался под руководством Министерства транспорта Российской Федерации, Росжелдор участвовал в его разработке. Проект закона был внесен в Правительство в ноябре 2009 года и в настоящий момент возвращен на доработку. Принципиальные, несогласованные моменты законопроекта Росжелдор в силу своей компетенции не может прокомментировать, однако считает его принятие неизбежным и необходимым для завершения реформирования железнодорожного транспорта.

Ведущая: Геннадий Петрович, какие основные моменты вы сегодня могли бы отметить в блоке вопросов, связанных с правоприменительной функцией?

Петраков Г.П.: В частности, не внесены необходимые изменения и дополнения в федеральные законы, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта; требует активизации работа по совершенствованию нормативно–правового регулирования в сфере железнодорожных пассажирских перевозок. Нужно ускорить рассмотрение проектов федеральных законов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта, в первую очередь "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в Устав железнодорожного транспорта, а также рассмотреть вопрос о принятии Федерального закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного движения в Российской Федерации", который определит порядок формирования и реализации госзаказа на перевозки пассажиров.

Ведущая: По мнению большинства экспертов, сохранение естественной монополии в железнодорожном транспорте - наиболее эффективная структура управления. По их мнению, необходимо отказаться от идеи развития конкуренции и частного управления подвижным составом и с наименьшими издержками вернуться к монопольному, контролируемому управлению отраслью. Геннадий Петрович, согласны ли Вы с данной точкой зрения?

Петраков Г.П.: Конечно, согласен, но необходимо отметить в какой степени, или в каком объеме. В ходе реформы инфраструктуры и управления перевозками и должно остаться в монопольном секторе. А вот что касается управления подвижным составом, то это конкурентный сектор, тем более необходимо правильно сказать не управление, а право распоряжаться своим имуществом. Развитие конкуренции в этой сфере понятно и полезно для рыночной экономики: это и обновление и реновации парка подвижного состава, и "борьба" за грузоотправителя, и как следствие, снижение транспортных издержек.

Ведущая: Геннадий Петрович, это был мой заключительный вопрос. Благодарю вас за то, что так подробно ответили на вопросы нашей интернет-аудитории! Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и