Новости и аналитика Интервью Законодательная база Союзного государства как первоочередная задача интеграционного процесса Беларуси и России

Законодательная база Союзного государства как первоочередная задача интеграционного процесса Беларуси и России

12 октября 2004 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Государственным секретарем Союзного государства Беларуси и России Павлом Павловичем Бородиным . 

Тема интервью: "Законодательная база Союзного государства как первоочередная задача интеграционного процесса Беларуси и России".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Начинаем интернет-интервью с Государственным секретарем Союзного государства Беларуси и России Павлом Павловичем Бородиным на тему: "Законодательная база Союзного государства как первоочередная задача интеграционного процесса Беларуси и России".

В настоящее время процесс интеграции Беларуси и России заметно активизировался. Сотрудничество двух государств осуществляется в различных сферах деятельности и направлено на повышение эффективности строительства Союзного государства. В этой связи одной из первостепенных задач на данном этапе является решение проблем, связанных с созданием нормативной базы, устанавливающей правовые основы взаимоотношений двух государств. Российско-беларусской рабочей группой разрабатывается проект Конституционного акта Союзного государства. После выработки единого проекта обеими сторонами он будет рассмотрен на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства и затем представлен на обсуждение общественности.

Что в настоящее время является главной задачей в процессе интеграции двух государств? Каковы основные направления деятельности Постоянного Комитета Союзного государства? Какие основные принципы будут положены в основу Конституционного акта Союзного государства?

На эти и другие актуальные вопросы, касающиеся строительства Союзного государства, нам ответит наш гость - Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Павел Павлович Бородин.

Конференция проводится компанией "Гарант". Стенограмма конференции будет размещена на интернет-сайте компании "Гарант" www.garant.ru

Разрешите, я задам Вам первый вопрос. Когда и с какой целью был создан Постоянный Комитет Союзного государства и что входит в его основные функции и задачи?

Бородин П.П.:

Есть несколько способов построить государство. Первый: как раньше было, ввели войска - и новое государство. Второй способ: как было в советское время, собралось Политбюро ЦК КПСС, проголосовали - и новое государство. Есть третий цивилизованный способ построения государства - это когда экономика "правит бал". Тогда и возникают проблемы принятия основного закона - Конституции или конституционного акта переходного периода Союзного государства, возникают проблемы принятия законов об органах исполнительной, законодательной и судебной власти. С этой целью, если говорить объективно, то Союзное государство Беларуси и России создается цивилизованным способом. У нас сегодня экономика "правит бал". Существует свыше 50 производственных программ. Мне очень нравится господин Буш - президент США. Он страшно возмущен и блокирует сейчас экономику Беларуси и всякие экономические программы только по одной простой причине, что мы одни показываем на всем постсоветском пространстве нормальные экономические взаимоотношения. Товарооборот сегодня в этом году между Беларусью и Россией превысит 15,5 млрд. долларов. Это выше, чем был у нас товарооборот с Германией, выше, чем товарооборот с Китаем, выше, чем с Украиной. То есть мы цивилизованно строим государство. Для целей создания единой экономики Союзного государства в соответствии со ст. 48 Договора о создании Союзного государства был создан Постоянный Комитет. Это рабочий орган Высшего Государственного Совета Союзного государства. Постоянный Комитет Союзного государства является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития. Мы готовим производственные программы, их принимаем, и эти программы дают рабочие места. Я не хочу кого-то обидеть, но меня уже укоряли за то, что я неправильно говорю, но бюджет СНГ, в который входит 12 стран, или, точнее сказать, 11 стран и примкнувшая к ним Украина, - 258 млн. рублей, бюджет ЕврАзЭС, где пять стран - и там, и там Беларусь и Россия, - 80 млн. рублей, а бюджет Союзного государства, где только две страны - Беларусь и Россия, - 3,3 млрд. рублей. Для сравнения: это бюджет Ульяновской области, где работают 400 тыс. человек. Косвенно мы даем рабочие места примерно 250-300 тыс. человек с помощью нашего бюджета. На чиновников мы тратим 0,7 % нашего бюджета. На всем постсоветском пространстве только мы делаем машины Евро-1 и Евро-2 и сейчас замахнулись на Евро-3 и Евро-4. 60% перевозок Россия - Беларусь - Европа - это автомобили, которые мы выпускаем по союзным программам дизельного автомобилестроения. Еще недавно наши машины не пускали в Европу. Сейчас благодаря союзным программам (правда, пока мы делаем немного - порядка 60 тыс. в год) именно наши машины занимают 60% рынка. Если недавно мы делали 100 тыс. телевизоров (в советское время мы делали 12 млн.), то сейчас благодаря союзным программам мы делаем 2 млн. телевизоров в год, и эти телевизоры сейчас занимают почти половину рынка Беларуси и России. Все производственные программы, которые дают рабочие места, - это работа, прежде всего, президентов, премьеров, администраций президентов России и Беларуси, правительств и Постоянного комитета. Кроме того, мы ведем большую работу по выравниванию условий работы белорусов и россиян на территории Беларуси и России, то есть Союзного государства. 5 октября этого года на заседании Совета Министров Союзного государства были оговорены практически все положения, которые должны создать равные условия не только в производственной деятельности, но и в налогообложении, в социальной сфере, в медицинском обслуживании. Это очень сложные проблемы, потому что нормативно-правовые базы Беларуси и России строились разными способами. Практически будут едиными правила проживания, работы, социально-медицинского обслуживания всех жителей и Беларуси, и России. Своеобразных миграционных карт у нас практически не будет. Существуют и другие направления, по которым осуществляет свою деятельность Постоянный Комитет, но, прежде всего, мы делаем упор на производство.

Унификация нормативно-правовой базы - это тоже довольно большая работа, у нас свыше 30 соглашений межправительственных, межгосударственных по разным направлениям - от рыбы и алмазов до вопросов здравоохранения, просвещения, обороны, правопорядка и так далее. И это тоже наша работа. Вот для чего создан Постоянный Комитет. Мы, правда, мало "засвечены", и нас практически не показывают ни по телевидению, ни по радио, ни в других местах, потому что это стоит денег, а денег у нас на информацию о нашей работе, к сожалению, очень немного - всего 5 млн. долларов, но они тоже куда-то исчезают, никак мы не можем их правильно использовать, чтобы создать нормальную информацию о нашем союзном строительстве. Я благодарен компании "Гарант", что нас сюда пригласили, и хочу сказать, что мы нормально работаем, и прежде всего наши президенты и премьеры. И их настрой - "двойка", "четверка", а затем, я думаю, и "двенадцать" - обязательно будет исполнен в ближайшие пять-семь лет.

Ведущая:

Спасибо, Павел Павлович! Собственно говоря, потому компания "Гарант" и проводит такого рода мероприятия для того, чтобы общественности стало понятнее, чем занимаются те или иные структуры, какие вопросы они решают. И раз уж заговорили про нормативно-правовую базу, как раз можно перейти к следующему вопросу. Какие документы, способствующие дальнейшей интеграции России и Беларуси, уже приняты в рамках Союзного государства?

Бородин П.П.:

Вы знаете, если откровенно сказать, Конституция Евросоюза переписана с Конституции Советского Союза. В ней отражены семь основополагающих направлений: единая таможня, единое платежное средство, единая нормативно-правовая база, передвижение людей, капиталов, единое военно-техническое сотрудничество. После развала СССР по этим семи направлениям мы сегодня и приводим в порядок нормативно-правовую базу. У нас только межгосударственных соглашений свыше 15 и межправительственных соглашений - 22. Но проблем, безусловно, много, потому что нормативно-правовая база в Беларуси и в России развивалась по-своему. Вы знаете, очень много возникает вопросов по Конституционному акту.

Ведущая:

Да, давайте сейчас к ним и перейдем.

Бородин П.П.:

Я хочу сказать, что вопрос о Конституции возникает тогда, когда назревает необходимость регламентировать создаваемый порядок взаимоотношений по вышеперечисленным мной семи направлениям. Решение вот этих семи кардинальных проблем упирается в любом случае или в создание Конституционного акта, как у нас, или в создание Конституции переходного периода, или в Конституцию государства или любого другого какого-то государственного образования. Это законы макроэкономики, от них никуда не деться. Так и здесь - никуда не деться от Конституционного акта, который должен регламентировать те направления дальнейшего развития для государств, входящих в своеобразный союз, которые каждое в отдельности государство не может вести. Государства делегируют эти права надгосударственным органам, которые принимают решение, являющееся обязательным для государств, входящих в союз, в союзное государство или другие государственные образования. С этой точки зрения вопрос о Конституционном акте в последнее время стоит жестко только по одной простой причине - нам нужно четко определить правила игры образования нашего Союзного государства. Это и "двойка", и "четверка", и, я думаю, все страны СНГ тоже.

Ведущая:

Правильно ли я поняла, что сейчас на данном этапе в плане формирования нормативно-правовой базы на первый план выходит необходимость принятия Конституционного акта?

Бородин П.П.:

Согласен. Я Вас хочу поддержать в этом отношении. Вы знаете, здесь еще у чиновников возникает очень много проблем. Они все думают: "Новое государство! Значит, новые министерства, ведомства, министры и все остальное". Но в данном случае речь идет о том, что мы должны просто определить те полномочия, которые мы делегируем органам законодательной, исполнительной и судебной власти в Союзном государстве. И не надо нам создавать новых министерств и ведомств: обороны, финансов, всяких пограничных служб, ФСБ и так далее. Речь идет о том, что мы часть прав просто должны делегировать. А принимать решения смогут органы на уровне совместных коллегий, как сейчас. Я участвую в работе совместных коллегий Минобороны, МВД, Минпромэнерго и других. Но в любом случае мы просто должны четко понять, что по некоторым узловым направлениям, о которых я уже говорил, это будет входить в компетенцию Союзного государства. И не надо создавать дополнительных органов по одной простой причине: это резко снизит затраты на осуществление той или иной государственной функции. Должны быть функции, которые выполняет Союзное государство и которые выполняют государства, входящие в его состав. И здесь мы должны четко понять, что мы подошли к такому периоду, когда нам нужен основной закон - своеобразная Конституция переходного периода, Конституционной акт Беларуси и России.

Ведущая:

Вы упомянули о том, что необходимо вести работу по унификации нормативно-правовой базы двух государств. Понятно, что на данном этапе это очень важно, чтобы Союзное государство стало работоспособным. Не могли бы Вы более подробно рассказать о том, какая именно ведется работа по унификации, и что в этой связи уже было сделано, в частности, Постоянным Комитетом Союзного государства?

Бородин П.П.:

Вы знаете, я уже говорил о соглашениях на межгосударственном уровне. Работа сложная, в такой нормативно-правовой базе есть несколько аспектов. Нормативно-правовая база в области унификации национальных законодательств, в области экономики, в области хозяйственного, арбитражного права и по ряду других направлений. На сегодня у нас 22 основных соглашения именно по унификации нормативно-правовой базы. Но этого мало. Об этом на Совете Министров Союзного государства очень много говорилось. Сегодня порядка 400 тыс. белорусов работают в России и порядка 100 тыс. россиян работают в Беларуси. Здесь как раз и возникают эти коллизии по нормативно-правовой базе. Потому что получается иногда двойное налогообложение, отсутствуют медицинское обслуживание и многие другие проблемы. То есть ситуация такая, что человек ни квартиру приобрести не может, ни дом, ни землю, в общем, таких вопросов много. И соглашения, которые сегодня подписываем, практически подведены к решающей точке, то есть единые правила игры создаются для белорусов и россиян. Я не буду их перечислять, но нормативно-правовая база касается всех аспектов жизни. Чисто государственные, чисто арбитражные, хозяйственные, межгосударственные, социальные вопросы, здравоохранение, просвещение и прочее.

Ведущая:

Какие основные принципы будут положены в его основу?

Бородин П.П.:

Для многих стран президент - это достаточно символичная фигура. Так и здесь для нас, конечно, лидер нашего государства - это, безусловно, достаточно серьезная проблема. И вопрос нам надо будет четко определить: будет ли это коллективный президент Высшего Государственного Совета из восьми членов или это будет президент и вице-президент Союзного государства, которые будут принимать чисто политические решения. Я полагал, глядя на опыт строительства нашей великой Родины, что все равно мы единый народ, все вместе живем. Я это отчетливо понимаю. Безусловно, это принципиальный вопрос. Я думаю, и президент, и народ должен решить, что в Союзном государстве должен быть и президент, и вице-президент. У нас должно быть союзное правительство, должен быть союзный парламент, потому что нам нужны законы. И финансово-кредитная политика во многом сегодня в Союзном государстве отстает из-за того, что у нас нет нормальных законов Союзного государства в части финансово-кредитной политики. Вы отчетливо понимаете, что вся Европа - это 2-3 млн. кв. км, а Россия -18 млн. кв. км. Все природные ресурсы, которые только есть: никель, газ, олово, алмазы, нефть и все остальное, плюс еще территория. Инвесторы все равно будут идти. Безусловно, нам нужны законы Союзного государства. Есть нормативно-правовая база, есть законы Союзного государства, значит, есть инвестиции. Нет - значит, нет ничего. Так что с этой точки зрения, нужны, конечно, также и контрольные органы Союзного государства, и они, безусловно, будут.

Ведущая:

Это все основополагающие принципы. Работа над проектом Конституционного акта продолжается уже в течение нескольких лет. В чем смысл существующих подходов в выработке этого документа? И на каких подходах, в том числе и при решении вопросов, о которых Вы сейчас говорили, Постоянный Комитет Союзного государства настаивает, и что в вашем проекте Конституционного акта прописано?

Бородин П.П.:

Четко скажу. В нашем проекте Конституционного акта есть президент, вице-президент, парламент Союзного государства, совет министров Союзного государства и контрольные органы Союзного государства. Это принцип любого государственного строительства. Просто, может быть, президент и вице-президент, исполнительная власть на Западе немножко сближены. У нас они чуть отдалены, но, тем не менее, все три органа власти должны быть представлены в Конституции Союзного государства. Конституционный акт Союзного государства должен быть внесен на референдум, народ должен его обсудить и внести свои предложения. А потом принять на референдуме Конституционный акт, и мы должны провести в начале выборы наших депутатов Союзного парламента. Они должны будут принять законы нашего Союзного государства, где основной упор сделать по тем семи направлениям, о которых я говорил: единая граница, единая таможня, единые платежные средства, движение людей, капиталов, единое техническое сотрудничество, единая нормативно-правовая база для тех функций, которые мы передали в ведение Союзного государства.

Ведущая:

И по данным функциям предполагается, что будут приняты законы прямого действия или это будут рамочные законы?

Бородин П.П.:

Нет. Законы должны быть прямого действия. Очень много советчиков, в том числе и по Конституционному акту. Я думаю, что, к сожалению, и в высших руководящих органах власти Беларуси-России примерно такой же принцип: если мы соберемся, то у нас обязательно что-нибудь получится. Мы категорически против таких принципов создания Союзного государства. Мы должны четко понять: права и полномочия по этим семи направления делегированы органам Союзного государства, именно по ним принимаются законы, именно по ним принимаются решения исполнительных органов власти, именно по ним работают контрольные органы Союзного государства.

Ведущая:

Понятно. И, соответственно, подмены высшими органами Союзного государства деятельности высших органов Беларуси и России не произойдет?

Бородин П.П.:

Безусловно, нет.

Ведущая:

В каком порядке предполагается принимать Конституционный акт Союзного государства?

Бородин П.П.:

Вы знаете, сейчас мы планируем в декабре этого года провести заседание Совета Министров Союзного государства и заседание Высшего Государственного Совета, который рассмотрит проект Конституционного акта Союзного государства и внесет его на референдум. Безусловно, здесь нужна политическая воля и решение наших президентов, наших правительств и наших парламентов. Я в отличие от многих политиков участвую в разговорах, которые ведут и президенты, и премьеры. И вам сразу хочу сказать, что настрой президентов и премьеров однозначен - нужно создавать Союзное государство, нужно создавать рабочие места. И Беларусь, и Россия не просто морально, духовно, нравственно и исторически близкие народы, это действительно одно государство. И нам надо четко это понять. Я думаю, что на ближайшем заседании Высшего Государственного Совета эти правила игры будут выработаны, и мы внесем обсуждения проекта Конституционного акта уже на будущий год.

Ведущая:

То есть сроки поставлены уже конкретно?

Бородин П. П.:

Да.

Ведущая:

Павел Павлович, скажите, пожалуйста, в какой форме государственного устройства будет реализовано Союзное государство? Единое государство или конфедерация, или, может быть, будет федерация, где появится еще один субъект? Существуют разные мнения.

Бородин П.П.:

То, что не федерация, это совершенно точно. Скорее всего, будет конфедеративное устройство, как это реализовано сегодня в Евросоюзе и ряде других образований. Думаю, что мы больше склонны к конфедеративному Союзному государству. Будут гербы, гимны, флаги, саммиты и так далее, но экономика будет одна. И территория одна. Думаю, что сначала "двойка", затем "четверка", а потом все 12, а потом, может быть, примкнет к нам великая Украина.

Ведущая:

Что в настоящее время является первостепенной задачей в процессе интеграции? Это именно принятие Конституционного акта или что-нибудь еще?

Бородин П.П.:

Первостепенная задача - это, безусловно, создание нормальных условий для функционирования экономики. Я вам просто личный пример приведу. Мы проехали в феврале 2000 года по заводам в Гродно, в Минске, в Санкт-Петербурге, в Москве, в Смоленске, в Ярославле - все стояло. Благодаря союзным программам, благодаря финансово-кредитной политике, которую проводит Президент и премьеры, заводы заработали. Экономика - эта основа любой государственности, когда человек востребован, когда у него есть будущее, когда у него есть рабочее место. Все это и есть государственное строительство. А когда все валится и все рассыпается - это не государственное строительство. Так что, с этой точки зрения, главное для нас - это наши народы, которые живут у нас и у которых должно быть будущее.

Ведущая:

Спасибо. Ну, а теперь хотелось бы задать более прагматичный вопрос. Что тормозит введение в Беларуси хождение российского рубля? Каковы перспективы введения этой единой валюты? Как будет строиться денежно-кредитная политика?

Бородин П.П.:

На последнем Совмине было подписано соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством России о введении единого платежного средства с 1 января 2006 года. Здесь возникают чисто технические проблемы. Безусловно, надо понять, что Беларусь геополитически, географически уникально расположена. Для нас Беларусь - это просто золотое дно. И введение единого платежного средства - это колоссальная выгода и для Беларуси, и для России.

Ведущая:

То есть для Беларуси тоже плюсы есть?

Бородин П.П.:

Конечно.

Ведущая:

И Вы считаете, что с 1 января 2006 года будет единая валюта и эти сроки не перенесут?

Бородин П.П.:

Конечно. Сроки не перенесут, и я думаю, что она будет введена даже раньше.

Ведущая:

Как говорится, поживем - увидим, как это будет. Благодаря Союзной программе "Дизельное автомобилестроение" отечественный автопром получил грузовик, отвечающий современным экологическим стандартам. И теперь наши автомобили могут совершать перевозки в Европу. Будет ли продолжена эта программа, и сможем ли угнаться за новыми нормами - Евро-3, Евро-4?

Бородин П.П.:

Мы сейчас подготовили и, я думаю, в декабре примем ряд производственных программ. С программой "Дизельное автомобилестроение" есть проблемы, которые заключаются в том, что не вовремя профинансировали, не вовремя дали кредит и т.п. Для реализации программы "Дизельное автомобилестроение-2" необходимо 36 млрд. рублей. Не все деньги будут поступать из союзного бюджета, часть денег должна поступить за счет привлечения коммерческих кредитов и др. В программе "Дизельное автомобилестроение-2" установлены нормы Евро-3 и Евро-4. Это первая основополагающая программа, в которой участвуют сотни заводов. Чтобы Вы немножко представляли, МАЗы, которые делают Евро-1 и Евро-2, получают 85% комплектующих, из которых состоит машина из России. У нас, практически, единая экономика. Комплектующие поступают из Ярославля, Волгограда, Минска, Гродно, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Смоленска и т.д. Вторая программа, которую мы подготовили, касается карьерного транспорта. Вы прекрасно понимаете, что сегодня наш знаменитый БелАЗ занимает четверть мирового рынка. Четверть! Если мы эту программу примем, то, я думаю, сможем занять треть мирового рынка карьерного транспорта. Тем более что наши машины очень хороши. Третья программа касается сельхозмашиностроения. Программы готовы. К сожалению, некоторые наши политики были настроены на то, чтобы не финансировать эти программы из союзного бюджета. Я за то, чтобы финансировали. Те программы, которые мы принимаем сегодня на Союзном уровне, это те программы, которые позволят стать нашему государству в самое ближайшее время на очень крепкие ноги.

Ведущая:

Расскажите, пожалуйста, о Союзной программе по переоборудованию самолетов.

Бородин П.П.:

Проблема сложная. Мы подготовили такую программу, она касалась ТУ-134. Поскольку я этим вопросом занимался профессионально, мы вели достаточно обширные переговоры и с "Боингом", и с "Аэробусом", и с рядом других корпораций, которые занимаются этим. Мы делаем великолепные самолеты. Но у нас есть две проблемы в самолетостроении: двигатели, авионика. Раньше была такая установка: долететь до Америки, отбомбиться и можно сваливать в океан. Понимаете, мы таким образом не могли авионику и двигатели делать в хорошо. И нам, безусловно, нужна помощь мирового рынка авиастроительного комплекса. Программу мы подготовили, но она тяжело обсуждается, потому что уже появились ТУ-334, появились новые АН и так далее. Думаю, что в самое ближайшее время мы доведем решение по принятию этой программы до конца. Проблема в том, что, к сожалению, государственная политика и в Беларуси, и в России по этому вопросу в полной мере отсутствует.

Ведущая:

Недавно была принята новая Союзная программа по космосу. Расскажите, в чем ее основной смысл, какие там у нас успехи?

Бородин П.П.:

Я Вас могу повеселить. Мы недавно создали компьютер "Скиф" и потратили на него, по-моему, около 20 млн. долларов. Такой же компьютер за 1,2 млрд. долларов был создан в США. Делайте выводы.
Для решения проблем в космической отрасли мы привлекаем белорусскую сторону, потому что заводы, комплексы, институты, которые остались на территории Беларуси, они весьма и весьма востребованы сегодня. Сегодня союзная продукция востребована и в Европе, и в США, и т. д.
Программа по освоению космоса очень своеобразная, и мы привлекаем белорусские мощности для ее реализации. Но это, я честно скажу, очень небольшая программа.

Ведущая:

Наверное, привлечение белорусской стороны связано еще с тем, что там достаточно много квалифицированных, подготовленных кадров?

Бородин П. П.:

Да. Как я уже говорил, Беларусь - это сборочный цех, это высокие технологии. По экспертным оценкам Беларусь (они ее не очень любят) по социально-экономическому развитию стоит на 55-м месте. А Россия, которую они все любят, где есть газ, нефть, олово и никель, занимает 58-е место. Как так? Мне это не совсем понятно.

Ведущая:

В Нижнем Новгороде успешно применяются тепловые насосы, что позволяет экономить углеводородное сырье. Эта технология вполне могла бы принести колоссальный экономический эффект Союзному государству, если бы оно помогло ее широкому внедрению. Скажите, что нужно сделать, чтобы попасть в Союзную программу?

Бородин П.П.:

Факс Постоянного Комитета 206-32-70. Прошу отправить эту информацию, я дам поручение, и этим вопросом займутся, тем более что мы уже реализуем аналогичную программу, связанную с Прибалтикой. Применяемые сейчас технологии насосов принадлежат Прибалтике, мы их активно внедряем сейчас в России и Беларуси. Присылайте факс, и мы на Вас выйдем. Департамент межрегионального сотрудничества и развития и Департамент экономики и производственных программ обязательно эту программу включат в Союзную программу.

Ведущая:

Вы уже сегодня затрагивали вопрос, связанный с производством телевизоров в рамках Союзного государства. Вот очень конкретный вопрос на эту тему. На селе хорошо себя зарекомендовали недорогие телевизоры "Горизонт" и "Витязь", произведенные в рамках программы "Союзный телевизор". К сожалению, спрос на эту продукцию значительно превышает предложение. Будет ли в рамках Союзного государства продолжена программа "Союзный телевизор"?

Бородин П.П.:

Вы знаете, мы делаем программу "Союзный телевизор-2". В прошлом году мы выпустили 1,2 млн. телевизоров, о которых Вы говорите. В этом году мы выпустим 1,8 млн. Рынок примерно около 5,5-6 млн. телевизоров. И мы займем треть рынка. После того как мы примем на будущий год программу "Союзный телевизор-2", то, возможно, займем половину нашего рынка. Вы знаете, мы ввели новые мощности и во многих городах России и Беларуси. Это для нас основа основ. Мы обязательно эту программу реализуем.

Ведущая:

Следующий вопрос. Здравствуйте, Павел Павлович! Я родом из Белоруссии, но после распада СССР служил на территории России, уволился из армии и остался жить в России. Ко мне часто приезжают родственники из Белоруссии: мать, 76 лет, приезжает раз в год и примерно шесть-девять месяцев живет у нас. Считаю, что на сегодняшний день очень сложная процедура оформления временного ввоза транспортных средств из Белоруссии. При въезде на территорию России через Смоленскую таможню белорусу необходимо съезжать с трассы, заезжать в Смоленск, ставить машину на площадку, оформлять документы на въезд. Если нет очереди, все это оформление занимает около трех часов. По прибытии в мой город родственникам необходимо оформить временную прописку, удостоверение временного ввоза транспортного средства. При этом временный ввоз транспортного средства оформляют только на шесть месяцев, после чего необходимо опять платить деньги и тратить время на таможне. Кроме того, страховка транспортного средства для белоруса существенно дороже, чем для россиян. В связи с несовершенством данной системы оформления основная масса транспортных средств, ввезенных из Белоруссии, с белорусскими номерами, на территории России находится без требуемого оформления. Однако когда я ездил на своей машине к родственникам в Белоруссию, то только заплатил на белорусской таможне страховку, что заняло всего пять минут. Будет ли более упрощенный порядок временной регистрации для белорусов и их транспортных средств? Планируется ли отменять растамаживание транспортных средств, ввезенных из Белоруссии?

Бородин П.П.:

Я уже вскользь сказал об этом. 5 октября на заседании Совета Министров Союзного государства мы этому посвятили 1,5 часа обсуждения. Безусловно, в самое ближайшее время те вопросы, которые Вы поднимаете, будут решены Советом Министров Союзного государства. Мы, во-первых, отменим таможенное оформление. Во-вторых, решим страховые дела. Я думаю, что в ближайшие месяц-два, максимум три эти проблемы разрешатся.

Ведущая:

Есть еще такой вопрос.

Уважаемый Павел Павлович, каков порядок заключения трудовых договоров с гражданами Беларуси для российских компаний, действующих на территории России?

Бородин П.П.:

Вы знаете, надо просто конкретно посмотреть, о каком именно соглашении идет речь, потому что у нас есть разные виды деятельности. Я вам говорил номер факса - 2063270, по которому можно обращаться со своими предложениями.

Ведущая:

Мы тогда эти вопросы с именами и координатами Вам перешлем.

Бородин П.П.:

Кончено.

Ведущая:

Возможно, что мы сегодня в наших вопросах и в вопросах нашей интернет-аудитории не смогли в полной мере охватить все проблемы и перспективы, связанные с развитием Союзного государства. Может быть, Вам хотелось бы еще на каких-то важных вопросах остановиться?

Бородин П.П.:

Вы знаете, я хочу сказать, что мы достаточно подробно эту тему обсудили. Но я еще раз хотел бы отметить, что от макроэкономических законов никуда не денешься. Давайте дадим землю каждому, введем ипотеку, будем строить дороги до Владивостока - и люди будут жить нормально. Так что, я думаю, вопросы строительства Союзного государства со всем этим связаны. Это объективный процесс. И правила макроэкономики будут работать на всем постсоветском пространстве.

Ведущая:

То есть, как я понимаю, несмотря на какие-то проблемы, которые есть, Вы все-таки оптимист?

Бородин П.П.:

Я ко всему отношусь оптимистически. Я думаю, что через год-полтора уже будет настоящее Союзное государство.

Ведущая:

Павел Павлович, позвольте Вас поблагодарить за интересное интервью.

Бородин П.П.:

Спасибо и Вам за предоставленную возможность выступить перед интернет-аудиторией.

Компания "Гарант" предоставляет руководителям органов государственной власти РФ возможность обратиться к российской Интернет-аудитории. Подпишитесь на рассылку "Комментариии от первого лица" и Вы будете своевременно получать информацию обо всех интернет-интервью и интернет-конференциях, прошедших в компании "Гарант". 

Читать ГАРАНТ.РУ в и