Новости и аналитика Интервью Реализация молодежной политики города Москвы в Год молодежи

Реализация молодежной политики города Москвы в Год молодежи

24 марта в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Первым заместителем руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Алексеем Владимировичем Гусевым.
Тема: "Реализация молодежной политики города Москвы в Год молодежи".
Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных стратегических задач развития столицы. Наступивший 2009 год объявлен в России Годом молодежи. Одним из направлений деятельности Департамента семейной и молодежной политики города Москвы является осуществление работы с молодежью: оказание поддержки талантливым молодым людям, содействие в сфере труда и занятости, правовая поддержка молодых граждан; организация различного рода мероприятий, в том числе в рамках Года молодежи и т.д.
Несмотря на то, что вопросы реализации молодежной политики подробно регулируются законодательством города Москвы, некоторые его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.
Так, например, в настоящее время готовится к принятию новый вариант Закона о молодежи города Москвы, разработанный Департаментом семейной и молодежной политики.
На вопросы интернет-аудитории об особенностях новой редакции столичного Закона о молодёжи, а также о ходе реализации молодёжной политики в Москве, в ходе интернет-интервью ответит Первый заместитель руководителя Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы Алексей Владимирович Гусев
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая интернет-интервью - Карпунина Наталия Ивановна (компания "Гарант").
Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Алексея Владимировича Гусева, Первого заместителя руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Уважаемый Алексей Владимирович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью. Тема интернет-интервью: "Реализация молодежной политики города Москвы в Год молодежи".
Ведущая: Первый вопрос задает Прохорова Анастасия из Брянской области. Как вы оцениваете на данный момент состояние государственной молодежной политики в Москве и в стране в целом? Что является наиболее приоритетными направлениями в деятельности департамента на данном этапе?

Гусев А.В.:
Вы совершенно справедливо отметили, что от реализации молодежной политики зависят стратегические вопросы развития нашей страны. И, как отметил премьер-министр России, Владимир Владимирович Путин на заседании организационного комитета по проведению в России "Года молодежи", молодежная политика - это широчайший спектр различных вопросов, связанных с жильем, здоровьем, образованием и другими важнейшими сферами. Мне хочется отметить, что объявление 2009 года Годом молодежи - это как раз повод консолидировать какие-то человеческие ресурсы, материальные, организационные и поднять работу на качественно новый уровень. Это шаги, которые предприняло Правительство РФ, создав Министерство спорта, туризма и молодежной политики, создав Федеральное агентство по делам молодежи, недавно прошла коллегия министерства, на которой рассматривались вопросы развития инфраструктуры и создания молодежных учреждений на уровне района, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации. Т.е. появляются четкие признаки самостоятельной отрасли, которая должна интегрировать все начинания ведомств и объединять их в единую идеологию, вырабатывать единый подход. Если говорить о молодежной политике города Москвы, то здесь есть много интересных начинаний, достижений. Раньше мы назывались Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы, а с 2006 года - Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Он фактически никогда не прекращал свою деятельность и никогда не реорганизовывался, начиная с 1991 года. Такой административный ресурс и традиции, которые складываются - большой плюс.

Также с 2001 года существует программно-целевой подход к реализации молодежной политики, согласно которого принимаются трехлетние программы "Молодежь Москвы", направленные на поддержку молодых людей, на создание условий для их благоприятного вступления во взрослую жизнь - это тоже, можно сказать, своеобразное и важное достижение. Что касается новых направлений, то здесь, прежде всего, следует отметить повышение активности молодых людей и то, что лозунгом ныне действующей программы "Молодежь Москвы", лейтмотивом этой программы являются слова "Город - партнер молодежи". Мы верим, что молодежь самостоятельна, активна, и все векторы нашей деятельности направлены именно на сотрудничество, взаимодействие и поддержку общественных молодежных инициатив. И здесь у нас есть интересные начинания, такие как: молодежный парламентаризм, и молодежная палата при Московской городской Думе, и студенческое правительство дублеров, и молодежные советы, которые существуют во всех округах и районах города - это все элементы общественных объединений, которые во взаимодействии с органами власти как раз и реализовывают молодежную политику. Поэтому я думаю, что сделано очень много. И эту тему мы вынесем завтра на заседание организационного комитета под руководством Мэра Москвы. В организационный комитет по проведению Года молодежи в Москве входят две палаты - палата межведомственного взаимодействия и молодежная палата. В первую входят и префекты административных округов, и многие руководители департаментов и комитетов, и депутаты Московской городской Думы. Во вторую - молодежную - палату входят руководители крупнейших молодежных организаций. И вот завтра мы на повестку дня предложим рассмотреть вопросы дальнейшей стратегии развития такого взаимодействия: молодежь и город, молодежь и органы государственной власти. И я думаю, что это придаст новый импульс.
Ведущая: Учитывая приоритетные направления деятельности, они, наверное, практически совпадают со значимыми проектами, ориентированными на молодежь. Если есть какие-то еще наиболее значимые проекты, которые реализуются Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы на данный момент, расскажите о них поподробнее. И каких результатов уже удалось добиться?
Гусев А.В.:
Мне бы хотелось в этой связи сказать о таком направлении, как работа с молодыми специалистами. Сейчас в сложившихся экономических условиях судьба выпускников ВУЗов, молодых специалистов для нас особо важна. При Департаменте работает Московский городской совет молодых ученых и специалистов, который объединяет лидеров молодёжных профессиональных сообществ более чем сорока отраслей городского хозяйства. И поэтому это важное направление, которое связано с адаптацией молодых людей к профессиональной деятельности. Здесь очень много вопросов и аспектов: психологическое, правовое консультирование, оказание правовой поддержки молодому специалисту, который зачастую не знает своих прав и обязанностей, это и организация такого межличностного взаимодействия внутри одного профессионального сообщества. У нас есть интересный опыт, когда молодые специалисты той или иной отрасли организовывают спортивные соревнования внутри своего профессионального сообщества и т.д. И эта работа в рамках совета еще усилится и тем, что мы третий год подряд будем проводить конкурс, который называется "Молодые таланты Москвы". Существует номинация "Наука и инновации", номинация "Предпринимательство и бизнес", номинация "Журналистика" и другие номинации для молодых людей, которые являются выпускниками вузов, и в возрасте до 30 лет имеют достижения, значимые в профессии и общественной деятельности. Это интернет-конкурс: создан специальный сайт "MTM-2009", где уже с середины апреля мы планируем организовать интернет-голосование для кандидатов. Конечно, важное направление работы, и оно для нас приоритетное - работа с молодыми инвалидами. При Департаменте работает государственное учреждение, которое является организационно-методическим центром с громким названием "Россия", на базе которого мы прорабатываем методики взаимодействия с общественными организациями, а также включения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятия молодежного сообщества. Создан координационный совет. Мы собрали базу данных о молодежных организациях молодых инвалидов, в которую входит почти 400 названий организаций, как объединяющих молодых инвалидов, так и работающих с ними. И поэтому сейчас мы очень активно взаимодействуем с Департаментом социальной защиты населения, ведь в городе почти 40 тысяч молодых инвалидов в возрасте от 14 до 30 лет - это большая группа. И как показывает общение с ребятами, очень много зависит именно от партнерских отношений. Для нас это самое главное. И, конечно, в условиях финансово-экономического кризиса приоритетом работы Департамента является работа с населением по преодолению последствий кризиса.
Ведущая: Давайте коснемся трудоустройства молодежи в условиях экономического кризиса. Наверняка, известно, что сейчас значительное число людей лишилось работы, в том числе это и достаточно грамотная, перспективная молодежь. Скажите, как ваш департамент оказывает поддержку таким молодым людям, оставшимся без работы? Каковы ваши планы по преодолению этих последствий?
Гусев А.В.:
Здесь я хотел бы отметить, что главным в этой теме является Департамент труда и занятости. Но, в то же время, хочу сказать о нашей роли. Основная наша задача - организация воспитательной работы. И вот здесь мы ведем активную работу по консультированию населения. Мы издали специальную брошюру "У вас проблемы с работой?", разместили, ее материалы на сайте Департамента, и в ней отражены все возможности инфраструктуры города, департаментов, комитетов, служб различных, профсоюзных организаций, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей по переподготовке и трудоустройству молодых специалистов. Также есть курсы при Департаменте поддержки развития малого предпринимательства, и при Департаменте потребительского рынка и услуг, курсы переподготовки есть и в других отраслевых наших департаментах, связанные именно с направлением молодых специалистов на работу. Если взять психологические аспекты, то в системе Департамента работает Московская служба психологической помощи населению. Мы развернули большую работу по психологическому консультированию как тех, кто потерял работу, так и членов их семей. Мы ведем работу по консультированию юристов службы занятости о подходах к такой работе. А если непосредственно говорить о трудоустройстве, то здесь имеется несколько интересных направлений. Первое - молодежно-студенческие отряды.
Я думаю, что в сложившихся условиях эта традиционная для нашей страны форма работы будет качественно изменена. И мы готовы принимать в молодежно-студенческие отряды молодых людей, которые остались без работы и уже не являются студентами. И здесь, конечно, мы говорим о временной занятости, но эта временная занятость в нынешних условиях может оказаться и очень значимой для семей, в которых, например, родители потеряли работу, и молодой человек может приносить какие-то деньги в семью. Мы сейчас разработали предложения в Федеральный закон N 94, которые, на наш взгляд, позволят организовывать для молодежно-студенческих отрядов отдельные конкурсы по выполнению государственного заказа. Мы подготовили несколько проектов, распорядительных документов Правительства Москвы, которые определяют статус молодежно-студенческих отрядов в новых условиях и, тем самым, мы, придав статус, сможем более активно работать над темой объемов работ. По 14-ти направлениям сейчас работают молодежно-студенческие отряды, и мы предложим завтра на оргкомитете еще порядка 15-ти направлений, по которым смогут работать ребята. И я думаю, что в третий трудовой семестр мы сумеем создать вот эти временные рабочие места для ребят. Также на базе нашего Департамента создан антикризисный штаб "Молодые строители Москвы". Это была инициатива Совета молодых специалистов строительной отрасли, чтобы организовать взаимодействие между строительными компаниями и высвобождающимися молодыми специалистами этой отрасли. Если говорить о симбиозе строителей и молодежно-студенческих отрядов, то это одно из главных дел Года молодежи в городе Москве, это так называемая Московская молодежная стройка. Мы сейчас ведем переговоры с крупнейшими строительными компаниями, чтобы на их объекты были приняты на работу молодые ребята (студенты, молодежно-студенческие отряды, а также высвобождающиеся из других фирм прорабы, инженеры и др.) Так что молодежная стройка, я думаю, будет ещё одной формой трудоустройства. Мое глубокое убеждение, что кризис носит во многом нравственный, даже не психологический, а больше системный характер, ведь в городе на сегодняшний день свыше 230-ти тысяч вакансий. И далеко не все из них являются низкооплачиваемыми, однако самооценка молодых людей не позволяет переступить себя даже в случае потери работы - и выбрать рабочую специальность, пройти переподготовку и пойти на предприятие потребительского рынка и услуг. Нужно понять, что в новых условиях, может быть, есть смысл найти какую-либо другую работу, которая кажется не престижной, но на самом деле принесет возможность трудиться, зарабатывать, как-то держаться на плаву. И вот в этом аспекте я вижу задачу нашего Департамента, как основного воспитательного департамента Правительства Москвы. Вот такая пропаганда труда в широком понимании этого слова: убедить ребят, что всякий труд почетен, всякий труд приемлем - наша задача. И мы эту работу ведем как на страницах студенческой прессы, так и во время различных наших мероприятий.
Ведущая: Вы слышали, что есть такая проблема, когда некоторые фирмы предоставляют работу студентам и школьникам, обещая ту или иную зарплату, а потом просто кидают их и не выплачивают положенного. Каким-то образом ваш департамент борется с этой проблемой?
Гусев А.В.:
С этой проблемой бороться достаточно сложно, потому что разнообразие форм собственности организаций, которые приглашают, нанимают на работу - это скорее даже не дело нашего Департамента, а скорее задачи правоохранительных органов и прокуратуры. С другой стороны, мы можем гарантировать, что у нас есть структуры, за которые мы несем ответственность. Если брать молодежный рынок труда, то Центр занятости "Перспектива", который работает под эгидой Комитета общественных связей. Он ориентирован на трудоустройство молодых людей от 14 до 18 лет, т.е. несовершеннолетних. Это государственная структура, в которой свыше 30 тысяч вакансий. У нас есть московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов. Также я хочу сказать, что мы тесно взаимодействуем и курируем муниципальные учреждения по работе с детьми и молодежью по месту жительства - это клубы, различные объединения, на территории каждого муниципального образования есть такие клубы. В них достаточно много вакансий: тренеров, кружководов и других творческих специальностей, которые ребята в возрасте 17-18 лет вполне могут освоить. Мой совет: нужно обращаться и пытаться трудоустроиться в учреждения, где есть государственная гарантия, государственное участие, - или нужно идти в крупные компании, которые не являются однодневками, несут определенную социальную ответственность и уже сформировались как хорошие, надежные партнеры для городского сообщества. Поэтому здесь многое зависит от решения, принимаемого самим молодым человеком: куда он идет? - и от его знаний: как с ним заключается договор, оформляется ли трудовая книжка, или это срочный трудовой договор - тогда каковы его условия и пр.
Ведущая: Вопрос от Ларисы Еременко из Москвы, которая спрашивает: слышала о том, что ваш департамент оказывает правовую поддержку московской молодежи. Расскажите, пожалуйста, в чем она заключается? И куда можно обратиться молодым людям за такой консультацией?
Гусев А.В.:
Мы ведем активную работу над тем, чтобы молодежная политика становилась не набором отдельных мероприятий, а системой государственных условий, пользуясь которой, каждый молодой человек может найти для себя какую-то важную информацию, реализоваться в профессии, творчестве. Т.е. это - наша общая линия, и, конечно, оказание правовых услуг населению - её важнейший аспект. В системе Департамента работает Центр правовой информационной поддержки молодежи "Выбор". Он находится рядом со станцией метро "Планерная". В наших планах создание отделений этого центра в каждом административном округе по образу и подобию, как созданы окружные отделения нашей психологической службы. В центре "Выбор" оказываются бесплатные юридические консультации. Если мы понимаем, что консультация должна быть более глубокой, специализированной, то даем адреса и телефоны юридических центров. Специалисты по правовым вопросам из центра "Выбор" постоянно публикуют ответы на сайте Департамента. Есть и новая практика, начатая недавно: ярмарки правовых услуг. Мы в сентябре провели первую, а на 2009 год запланировали 5 таких ярмарок, куда приглашаем ведущих юристов, специалистов по трудовому праву, образовательным вопросам, военной службе, т.е. специалистов разных отраслей права. Ярмарки очень востребованы. Мы предполагали, что первую посетит порядка тысячи человек, но уже к середине дня наши ожидания были разрушены, на эту ярмарку пришло 3,5 тысячи молодых людей - притом, что рекламная кампания была, пожалуй, не слишком активной. В ходе этих ярмарок проходят лекции по отдельным отраслям права, то есть можно придти и послушать в течение полутора часов специалиста, а затем передавать эти знания друзьям и знакомым.
Ведущая: Где можно узнать конкретно обо всех существующих проектах и мероприятиях, которые поддерживаются и финансируются Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы?
Гусев А.В.:
Это, прежде всего, сайт Департамента - dsmp.mos.ru. И поэтому мы активно работаем над сайтом, пытаемся одновременно решать две задачи: сохранить его как официальный интернет-портал власти, и в то же время, понимая специфику работы с молодежью, молодыми семьями, - сделать его более живым и динамичным. У нас и пресс-служба работает, и есть особая служба по сопровождению сайта. А о том, что происходит на отдельных территориях, можно узнать на интернет-страницах окружных управлений Департамента.
Ведущая: Позвольте перейти сейчас к вопросам, касающимся законодательного регулирования молодежной политики. Сейчас готовится к принятию новый вариант Закона города Москвы "О молодежи", который разрабатывался непосредственно Департаментом семейной и молодежной политики. Расскажите, пожалуйста, о нем немного подробнее, именно о новой редакции закона. И какие нововведения в нем планируется закрепить?
Гусев А.В.:
Прежде всего, хочу сказать, что социальная сфера города Москвы и, в частности, молодежная политика, как одно из направлений, конечно, развивается очень высокими темпами. Развитие нашей социальной политики имеет прорывной, новаторский характер. В начале 2004 г. был принят городской Закон "О молодежи", с тех пор было предпринято очень много шагов по совершенствованию молодежной политики. Свыше 20-ти постановлений Правительства Москвы за эти годы было посвящено молодежной политике - я здесь не говорю о смежных проектах и программах, связанных со здравоохранением, образованием, социальной защитой населения, с патриотическим воспитанием - все эти вопросы отражены более чем в 200 нормативных актах. Появились многие элементы, которые не отражены в прежнем законе. В частности, я уже упоминал Студенческое правительство дублеров, молодежные советы и различные совещательно-консультативные органы, которые созданы при органах государственной власти. Нет этих понятий в ныне действующем законе, мы их туда вносим. В соответствии с общероссийской тенденцией, которая отражена и в Стратегии государственной молодежной политики РФ, возраст молодых людей определяется от 14 до 30 лет. В ныне действующей редакции закона эта норма не была учтена, т.е. верхняя возрастная граница была 28 лет. Кроме того, мы впервые вносим вопросы оценки эффективности качества молодежной политики и понимаем, что молодежная политика должна стать отраслью и системой государственных услуг, оказываемых молодежи, а значит, у этой системы государственных услуг должна быть какая-то шкала оценки качества того, что мы делаем. Нельзя оставаться на позициях, что молодежная политика является самоцелью.
Мы призваны решать вопросы комфортности жизни в городе, и показатели должны быть связаны с этим. Мы вносим их в виде ежегодного доклада положения молодежи в городе Москве. Также есть отдельная глава, связанная с молодёжно-студенческими отрядами, о которых я говорил, - это, кстати, одно из основополагающих условий дальнейшего развития движения. Мы туда впервые вносим понятие "молодого специалиста". Отдельная глава посвящена включению молодых людей в экономически активную деятельность. Т.е. понимая свою сверхзадачу, связанную с воспитанием молодых людей, мы, конечно, должны на законодательном уровне способствовать включению молодёжи в активную экономическую деятельность. Еще одна новация, которую мы предлагаем в проекте закона, - это инфраструктура молодежной политики. Должны быть созданы многофункциональные молодежные центры, государственные учреждения, которые как раз и составят эту самую инфраструктуру молодежной политики во взаимодействии с общественным сектором. У нас ежегодно проходит конкурс социально значимых инициативных проектов, и в прошлом году в нем приняло участие свыше 150-ти различных организаций, и 70 из них получили гранты до 500 тысяч рублей на реализацию своих проектов. Так вот, наблюдая за этим сообществом, мы отдаем отчет в том, что нельзя ограничиваться поддержкой одних только молодежных организаций. Есть организации, состоящие из людей опытных, пожилых, взрослых, но которые со своим опытом вносят в молодежную жизнь интереснейшие новации, проекты, и поэтому в законе наряду с молодежными организациями записаны права и гарантии общественных объединений, работающих с молодежью, т.е. этот спектр становится шире. И в целом я хочу сказать, что новая редакция будет более детализированной, конкретной, с определением функций уполномоченного органа исполнительной власти в области молодежной политики. Многие из этих новаций созвучны с теми тенденциями, которые мы наблюдаем на федеральном уровне, в тех рекомендациях, которые сейчас разрабатываются Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ.
Ведущая: Существует Стратегия государственной молодежной политики в РФ, которая разработана на период до 2016 года. Скажите, пожалуйста, каковы ее основные приоритетные направления? Наверное, она во многом параллельна именно новой редакции закона?
Гусев А.В.:
Конечно, когда мы работали над программой "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) и над Законом, мы придерживались позиций и Стратегии государственной молодежной политики в РФ. Документ в 2006 году время имел прорывной характер. Ведь в связи с многочисленными реорганизациями, которые проходили на федеральном уровне в области молодежной политики, и в связи с тем, что на сегодняшний день нет Федерального закона о молодежной политике, - этот документ всей России задал направление работы, которую должны осуществлять все мы: общественники и государственные органы и учреждения. Основные направления стратегии сформулированы, как проекты. Это и новая информационная среда, связанная с развитием системы информирования молодежи, это и, так называемый проект "Команда", в котором речь идет о формировании лидерских качеств в молодежной среде. Проект, который связан с поддержкой молодых инвалидов, а также молодой семьи. Конечно, нет предела совершенству, и сейчас идут справедливые разговоры о том, что Стратегию нужно совершенствовать и принимать Федеральный закон об основах государственной молодежной политики, который как раз закрепит права отрасли. И, в частности, если мы говорим о государственных учреждениях, то, как в любой отрасли, у сотрудников этих учреждений появятся свои отраслевые права и обязанности. Я думаю, что дальнейшее развитие Стратегии должно идти в русле принятия Федерального закона.
Ведущая: Принятие этого закона в ближайшее время возможно?
Гусев А.В.:
Мы очень надеемся, что именно Год молодежи станет годом принятия Федерального закона, который мы ждем почти 20 лет. На сегодняшний день формально действует закон, принятый еще в Советском Союзе, летом 1991 года. Конечно, сменилась идеология, сменились подходы. И мы очень надеемся на то, что Министерство, Федеральное агентство и впервые созданная отдельная комиссия Государственной Думы по молодежной политике приложат все усилия к этому, и мы получим федеральный документ в этом году. Хочу отметить еще один нюанс: Москва, московское профессиональное сообщество направляет сейчас свои предложения в проект Федерального закона, мы принимали участие в общественных слушаниях в Государственной Думе и предлагаем дополнить этот проект такими темами как молодежно-студенческие отряды, совещательно-консультативные органы и другими.
Ведущая: Вопрос от Родиной Марины. Как известно, в различных нормативно-правовых документах понятие "молодежь" охватывает различные возрастные категории с разными верхними и нижними возрастными планками. В молодежный парламент избирают и избираются граждане до 25 лет, на помощь в плане жилищной субсидии могут рассчитывать молодые семьи, в которых хотя бы одному супругу не исполнилось 35 лет. Марину интересует вопрос, кого мы будем считать молодежью применительно к понятию "Год молодежи". И так же спрашивает: ей 30 лет, ее общественная активность связана со сферой культуры, ее это год или нет?
Гусев А.В.:
Это ее год. Я вообще не сторонник жестко делить по формальному принципу. С одной стороны, конечно, законодательно мы должны закрепить возрастные рамки. В проекте Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики" и в законах большинства субъектов РФ, это возрастные рамки определяются от 14 до 30 лет. Здесь формальный принцип, конечно, связан с финансированием, он связан с показателями деятельности той самой отрасли, о которой я говорю, но в поле притяжения вполне могут быть люди и до 35 лет, т.е. люди, которые проходят еще свое становление. Но если человек активен и работает в области молодежной политики, и если ему, например, 32 или 33 года, исключать его из этого поля только по формальному принципу нельзя. Особенно когда мы говорим о Советах молодых ученых и специалистов. Мы понимаем, что молодой ученый, а это уже кандидат и доктор наук, он не всегда может до 30 лет совершить свои научные достижения. Если мы говорим о молодых врачах, то здесь надо учитывать специфику довольно длительного периода профессионального обучения. Ребята заканчивают медицинские вузы достаточно поздно по возрасту. И, вообще, молодежная политика, на мой взгляд, должна ориентироваться именно на личностное становление, когда человек уже вошел в жизнь, стал самостоятельным, принял какие-то жизненные решения в семейном плане, в карьерном плане. Тогда, наверное, ему уже не особенно нужна эта поддержка, и он уже самостоятелен. А наша задача создать условия для того, чтобы ребята эту самостоятельность обретали.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, о программах ипотечного кредитования для молодых семей много говорилось и говорится, как сейчас обстоят дела с этим вопросом в условиях нестабильной экономической ситуации?
Гусев А.В.:
Ипотечное кредитование - не наша сфера. Это сфера деятельности Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Но по той информации, которой мы обладаем, программы Правительства Москвы "Молодой семье - доступное жилье", и те обязательства, которые город взял на себя, и в начале 2009 года был принят третий этап реализации этой программы, и контрольные показатели до 2015 года будут сохранены. Все обязательства города перед молодыми москвичами, участниками программ, будут выполнены.
Ведущая: Малое предпринимательство в молодежной среде как-то поддерживается? Есть какие-то программы в этом направлении?
Гусев А.В.:
Да, здесь мы совместно трудимся, прежде всего, с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства. Департамент ежегодно проводит конкурс проектов молодежных малых предприятий. Максимальный грант, который можно получить - это 750 тысяч рублей, но, правда, имея в уставном капитале такую же цифру. Т.е. город готов поддерживать молодежные инициативы и поддерживать молодежные предприятия. У нас регулярно проходит Форум молодых предпринимателей "Молодежь и бизнес". Есть при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства Московский центр высоких технологии, где идет обучение молодых предпринимателей. Что касается нашего Департамента, то здесь мы создали межвузовский молодежный бизнес-инкубатор. Это такое сообщество, или информационное пространство, которое позволяет бизнес-инкубаторам отдельных вузов делиться друг с другом информацией, опытом, правовыми аспектами своей деятельности. Также, по поручению Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова мы разработали проект городской целевой программы поддержки и развития научно-технического творчества молодежи, которая называется "Будущее Москвы". Она сориентирована на 2010-2012 годы, это первая программа за последние 35-40 лет с тех пор, когда в Советском Союзе еще принимались программы, связанные с научно-техническим творчеством комсомольцев и пионеров. Впервые мы возвращаемся к этой теме, возвращаемся в новых экономических условиях. И, конечно, поддержка инновационных центров вузов, и бизнес-инкубаторов вузов, и малых предприятий, которые создаются в этой связи, прописана в проекте этой программы, в том числе, финансирование конкурсов инновационных проектов, конкурсов, связанных с малым бизнесом - все это у нас в планах, и в повседневной работе.
Ведущая: Дмитрий прислал следующий вопрос. Алексей Владимирович, имеем ли мы с супругой льготы на приобретение жилья в Москве или Московской области, если мы являемся молодой семьей, возраст обоих 24 года, детей пока нет, работаем преподавателями в вузе, у меня регистрация в Подмосковье, у супруги - московская?
Гусев А.В.:
Здесь очень конкретный вопрос, и он связан с одним из направлений как раз третьего этапа программы "Молодой семье - доступное жилье". Хочу сказать, что она утверждена 10 февраля 2009 года Постановлением Правительства Москвы N76-ПП. И хочу адресовать авторов подобных обращений, прежде всего, к самому Постановлению. В ответ на этот конкретный вопрос нужно отметить, что если обращающиеся не состояли на учете по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года, но при этом являются преподавателями в государственных вузах Москвы и являются молодой семьей, и если прожили в браке не меньше одного года, и они имеют в пользовании, или в собственности площадь меньше 18 квадратных метров на человека, и не ухудшали свои жилищные условия в течение 5 лет, то, согласно этому Постановлению, они могут стать участниками третьей группы программы "Молодой семье - доступное жилье" и снимать жилье у города по договору найма. Т.е. приобрести квартиру этим преподавателям будет по этой программе невозможно, но, как одна из форм служебного жилья, эту квартиру можно будет снять у города. Для этого нужно подать заявку в свой ректорат. Ректор пишет ходатайство на имя Совета ректоров Москвы и Московской области. Так что найм жилья для молодых ученых и преподавателей вузов - это новация, которую мы впервые внесли в программу "Молодой семье - доступное жилье". Мы понимаем, что эта форма служебной квартиры является своеобразной мотивацией к тому, чтобы наши молодые коллеги продолжали свою педагогическую и научную деятельность.
Вопрос из зала: Спасибо вам большое за интересные ответы. Меня зовут Екатерина Александрова, я представляю "Московский вестник Российской академии им. Сеченова". Вы рассказали по поводу стройотрядов - как можно в них попасть?
Гусев А.В.:
Это достаточно просто. Есть сайт Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов, сокращенно mgshmso.ru, и вся информация, все контактные телефоны есть на этом сайте. Могу дать телефон: 8-495-638-66-77, станция метро "Люблино", улица Таганрогская, дом 9, корпус 2. С распростертыми объятиями ждут всех, кто хочет и со своим отрядом прийти работать, и кто хочет индивидуально трудоустроиться - молодежная биржа работает там же.
Вопрос из зала: Спасибо большое! Можно еще один вопрос. Известно, что уже давно в Московском авиационном институте работают оперотряды, они возрождаются и в Брянске, Томске, Воронеже. А в каких еще вузах Москвы существуют такие студенческие оперативные отряды?
Гусев А.В.:
Да, МАИ у нас является лидером в этом направлении. Порядка в 20 вузов имеют собственные оперотряды. И в наших планах, и в планах Московского городского штаба провести в этом году серьезное системное обучение этих ребят, потому что много вопросов, связанных и с безопасностью, и правилами поведения в толпе, когда проходят массовые мероприятия, необходимо знать.
Вопрос из зала: Здравствуйте! Козлова Наталья, агентство "Интерфакс". В середине пресс-конференции, вы достаточно четко и расширено обрисовали ситуацию с безработицей, как молодежь может с ней бороться, что она сейчас может предпринимать. У меня такая просьба прокомментировать такую ситуацию, с которой и я столкнулась и очень многие. Молодой специалист закончил высшее учебное заведение. Естественно, он молодой специалист, у него нет опыта работы, потому что та практика, которая идет летом, она, как правило, или не засчитывается за опыт работы, или она в корне отличается о того, куда сейчас можно устроиться. А так как у нас в стране крайне непростое положение и высвобождается достаточно много квалифицированных рабочих с уже имеющимся огромным стажем, то, естественно, молодежь с ними конкурировать просто не может, претендуя на это рабочее место, не потому что никто не хочет нанимать молодых специалистов, а просто у всех нет времени их обучать, и именно подготавливать к той работе, которую они будут выполнять в этой организации. Что делать молодежи, которая только выпустилась, которая готова работать, но проигрывает в такой конкурентной борьбе?
Гусев А.В.:
Здесь два момента. Конечно, конкурентную борьбу нужно вести, и никто не отменял необходимость самостоятельно строить собственное будущее и за собственное выживание. Вопрос сложнейший и связан не только с кризисом. На протяжении двух лет мы проводим и конференции с работодателями, и разъяснительную работу, и, конечно, понимаем, что заведомо те требования, которые ставят работодатели, они для многих ребят не реальны: с опытом работы, но в возрасте до 23 лет. Либо он не учился и уже работал, и почему-то он работал, не имея знаний, и тогда каковы роль и место образования, либо он хорошо учился, но тогда когда ему было работать? И вот эти моменты, которые вы отражаете, это наша боль. Но в тоже время, мы кроме разъяснительной работы, никак не можем повлиять на предпринимателя-коммерсанта, чтобы он трудоустраивал молодёжь. Другое дело, что в условиях кризиса мы сейчас организовали работу центров содействия трудоустройству в вузах вот в каком плане. Мы хотим просить ректоров, чтобы эти центры: Центр карьеры, Центр содействия трудоустройству, т.е. центры, которые занимаются выпускниками вузов, - обеспечили обратную связь. Если выпускник не сумел сам трудоустроиться, то он может, придти в центр трудоустройства своего вуза, и в этом центре во взаимодействии с нашим Департаментом труда и занятости ему будут подыскивать рабочее место. И мы этого добьемся. Однозначного решения нет, но мы над этим трудимся.
Вопрос: А тем, кто уже выпустился, например, в 2008 году, полгода не смог трудоустроиться, а сейчас кризис, вообще, всех поувольняли, ему как быть? Ему будет обеспечена возможность этой обратной связи с вузом?
Гусев А.В.:
Я думаю, да. Здесь настоятельно рекомендую обратиться в окружные структуры Департамента труда и занятости. У нас есть различные программы как раз для молодых специалистов, впервые ищущим работу. В этой ситуации главное - бороться и искать, найти и не сдаваться! А город всегда готов помогать.
Ведущая: Алексей Владимирович, спасибо вам за столь интересные и подробные ответы.
 
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".