Новости и аналитика Интервью Правовой аспект нового Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Правовой аспект нового Федерального закона "Об исполнительном производстве"


Интернет-конференция
Директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации
Винниченко Николая Александровича

 

30 апреля 2008 года в 15 часов в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Директора Федеральной службы судебных приставов-главного судебного пристава Российской Федерации Винниченко Николая Александровича.

Тема конференции: "Правовой аспект нового Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-конференции - Карпунина Наталия Ивановна (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Винниченко Николая Александровича - Директора Федеральной службы судебных приставов-главного судебного пристава Российской Федерации.

Уважаемый, Николай Александрович позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Тема конференции: "Правовой аспект нового Федерального закона "Об исполнительном производстве".

1 февраля 2008 года вступил в силу Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007г. N229-ФЗ, направленный на совершенствование норм, регламентирующих вопросы исполнительного производства с учетом сложившейся судебной и правоприменительной практики за последние десять лет.

Данный Федеральный закон не меняет действовавшую систему исполнительного производства, имеет стройную систематизированную структуру, значительно расширил полномочия судебных приставов и направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.

Новеллами Федерального закона закреплены задачи и принципы исполнительного производства, отражены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека. Более подробно, чем прежде, регламентируются вопросы реализации имущества и его оценки, сроков, извещений и вызовов в исполнительном производстве, уточнены требования к исполнительным документам и их перечень, а также составы административных правонарушений, связанных с исполнительным производством.

В целях усиления контроля за принимаемыми судебными приставами-исполнителями решениями по исполнительному производству, Федеральным законом предусмотрена возможность обжалования действий судебных приставов-исполнителей в судебном порядке, а также главному судебному приставу Российской Федерации, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации и старшему судебному приставу.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить актуальные проблемы реализации Федерального Закона "Об исполнительном производстве", провести разъяснения и проанализировать новые изменения закона с учетом практики его применения, выявить неустраненные недостатки и проблемы действующего законодательства в данной области и предложить пути их совершенствования. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации - Винниченко Николай Александрович.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

 

Ведущая: Свиридов Роман из Москвы спрашивает: к какому типу Вы бы отнесли модель исполнительного производства, существующую в Российской Федерации в настоящее время и как Вы оцениваете возможность участия негосударственных организаций в исполнительном производстве?

Винниченко Н.А.:

Существуют несколько моделей исполнительного производства: публично-правовая (все виды исполнительных действий осуществляются судебными приставами-исполнителями, замещающими должности государственной службы); частно-правовая (судебный исполнитель является профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью материальную ответственность за результаты своей работы); смешанная модель (публично-правовая с допуском в различной степени частно-правовой инициативы). Российская система принудительного исполнения может быть отнесена к смешанной модели, использующейся многими развитыми зарубежными странами, это исполнительное производство, которое при публично-правовом статусе службы судебных приставов в ходе принудительного исполнения допускает участие организаций самой различной организационно-правовой формы. В настоящее время в России набирают силу так называемые "коллекторские агентства", которые занимаются взысканием долгов при обращении к ним физических и в большей степени, юридических лиц. Мы считаем, что работа коллекторских агентств действительно полезна, но необходимо проводить четкую грань между деятельностью, осуществляемой службой судебных-приставов-исполнителей и деятельностью коллекторских агентств. На наш взгляд, самая большая опасность заключается в том, чтобы эти агентства не превратились в организации по "выбиванию" долгов. К сожалению, у нас есть информация, что при демонстрации своих возможностей представители подобных организаций не всегда действуют в рамках правового поля. Коллекторские агентства стремятся к получению максимально большого количества функций в сфере исполнительного производства, в том числе по принудительному исполнению судебных решений. Мы выступаем категорически против этого. Представляется, что негосударственным организациям не могут быть предоставлены права самостоятельно, без соответствующего судебного решения, запрашивать необходимые сведения в банках, кредитных организациях и иных органах об имущественном положении должника; беспрепятственно входить в помещения или хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им; арестовывать имущество должника; применять штрафные санкции к виновным лицам и др. Таким образом, существующая в настоящее время в России система принудительного исполнения является современной и эффективной системой, характерной также для многих зарубежных развитых стран.

 

Ведущая: Есть ли среди исполнительных производств приоритетные, и если да, то по какому принципу определяется этот приоритет? Сиротинкина Майя Иановна (Москва).

Винниченко Н.А.:

Мы не считаем, что среди исполнительных производств должны быть приоритетные, все они имеют абсолютно одинаковую юридическую силу. Недавно в средствах массовой информации было сообщение о том, что судебными приставами взыскано 6 копеек в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации или, например, небольшие штрафы, налагаемые сотрудниками ГИБДД, - все эти исполнительные листы равны по своей юридической силе исполнительным листам по решениям арбитражных судов или судов общей юрисдикции о взыскании крупных денежных сумм. В деятельности службы судебных приставов исполнителей существуют приоритетные направления, жестко контролирующиеся центральным аппаратом службы судебных приставов. Всего их три: первое направление - это исполнение судебных решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов; второе — исполнение постановлений налоговых органов и актов иных уполномоченных органов; третье направление — это исполнение постановлений о наложении административных штрафов.

 

Ведущая: Поясните, пожалуйста, норму ст. 78 (7) нового Закона, согласно которой взыскание на [заложенное] имущество обращается в пользу того лица, по требованию которого имущество было арестовано (для целей обеспечения иска). Например, что это будет означать в ситуации, когда имущество арестовано по требованию не залогодержателя, требования которого не имеют приоритета перед требованиями залогодержателя по ст. 78(4) нового Закона? Ирина Кравцова (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемая Ирина Кравцова! В статье 78 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены особенности обращения взыскания на заложенное имущество. Взыскание на заложенное имущество производится исключительно по исполнительному документу, являющемуся судебным актом или выданному на основании судебного акта. В указанной статье предусмотрены два порядка обращения взыскания на заложенное имущество. Критерием такого разграничения является субъект (залогодержатель или взыскатель), интересы которого удовлетворяются за счет обращения взыскания на заложенное имущество. Требования залогодержателя, возникшие на основании закона, удовлетворяются из стоимости заложенного имущества без соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной статьей 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Кроме того, в указанной статье Федерального закона также предусмотрено, что взыскание на имущество должника, арестованное судом в целях обеспечения иска взыскателя (принятия обеспечительных мер), обращается в пользу этого взыскателя. Второй порядок обращения взыскания на заложенное имущество установлен в отношении взыскателей, которые не являются залогодержателями взыскателей. При недостаточности у должника имущества для удовлетворения требований всех взыскателей взыскание на заложенное имущество может быть обращено на основании судебного акта об обращении взыскания на заложенное имущество в интересах не являющихся залогодержателями взыскателей, требования которых в соответствии с ч. 1 статьи 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве" относятся к первой или второй очереди, имеют преимущество перед требованием залогодержателя и возникли до заключения договора залога. В этом случае реализация заложенного имущества осуществляется по общим правилам реализации имущества должника и согласия залогодержателя на реализацию этого имущества в данном случае не требуется.

 

Ведущая: Уважаемый, Николай Александрович! Я Разведен, есть ребенок 12 лет. По решению суда ежемесячно выплачиваю 25% от зарплаты (даже немного больше). Деньги перевожу самостоятельно, почтовым переводом. Судебный приказ все время находится на руках у бывшей супруги и она ни разу за 6 лет не предъявляла его ни по месту моей работы, не в службу судебных приставов. Теперь она грозит предъявить судебный приказ в ССП, чтобы возбудили исполнительное производство для того чтобы мне сделали ограничения на выезд за границу (у меня частые служебные командировки). В связи с этим вопрос каким образом решается вопрос о запрете выезда за границу, по распоряжению старшего судебного пристава или по решению суда? Буду ли я извещен о начале исполнительного производства, если в настоящее время я живу по другому адресу(в судебном приказе указан бывший адрес нашего совместного места жительства с супругой), адрес моего нового места жительства известен на работе(работаю в той же организации, которая указана в судебном приказе) и бывшей супруге(если она только не скроет этот факт).Не получится ли так что мне сначала сделают запрет на выезд, а потом будут разбираться со всеми расчетами и справками о зарплате? Планируется ли в Москве создать единую базу данных для должников, если да, то когда будет возможность узнать по телефону либо через интернет подобную информацию? Заранее благодарен, Игорь

Винниченко Н.А.:

Вопрос о временном ограничении выезда из Российской Федерации в случае уклонения должника-гражданина от исполнения судебного акта либо исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, рассматривается судебным приставом-исполнителем самостоятельно, о чем выносится постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Должнику направляется копия указанного постановления. Вступивший в силу 01.02.2008 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает также возможность временного ограничения выезда из Российской Федерации в случае уклонения должника-гражданина от исполнения исполнительного документа, не являющегося судебным актом. Однако, в указанном случае решение об ограничении выезда из Российской Федерации принимается в судебном порядке на основании заявления взыскателя либо судебного пристава-исполнителя. В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве. Создание общедоступной информационной базы данных о должниках - физических лицах не планируется, так как это противоречит Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

 

Ведущая: Здравствуйте, уважаемый Николай Александрович! Подскажите пожалуйста каким образом взыскатель может заставить работать нерадивого судебного исполнителя? Какие меры Ваша Служба принимает к тем сотрудникам, которые сознательно тормозят исполнение судебных решений? Реальный случай в г. Москве. По информации от взыскателя судебный пристав арестовал и вывез имущество должника на склад централизованного хранения. В связи с тем, что возникли сложности с оценкой и реализацией имущества, пристав передал его от одного хранителя другому. При этом не оформив, как положено, акт приема-передачи (в нем отсутствует, например, предупреждение нового хранителя об уголовной ответственности за утрату имущества). В итоге сам пристав потерял нового хранителя и имущество. Местный отдел дознания, естественно, не заинтересован в раскручивании этого дела (пристав то свой!). В итоге взыскатель остался ни с чем, а приставу - как с гуся вода. Зелепухин Александр Михайлович (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемый Александр Михайлович! Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставил право лицам, участвующим в исполнительном производстве, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не только в судебном порядке, но и вышестоящим должностным лицам ФССП России.

Указанный Федеральный закон детально регламентирует процедуру обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц ФССП России порядке подчиненности, т.е. вышестоящим должностным лицам, а также предоставляет сторонам исполнительного производства и иным заинтересованные лица право оспаривать указанные постановления и действия (бездействия) в судебном порядке.

При этом должностное лицо ФССП России, рассматривающее жалобу, поданную в порядке подчиненности, наделено полномочиями по отмене полностью или частично вынесенного постановления, принятию нового решения, признанию действия (бездействия), отказа в совершении действия неправомерными и определению мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем по его вине возложенных на него должностных обязанностей, на основании Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" применяются дисциплинарные взыскания. При совершении судебным приставом - исполнителем преступления он привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях.

Кроме того, ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона "О судебных приставах").

В соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения, одной из которых является наложение ареста. Акт о наложении ареста подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми и лицом, которому имущество передано под охрану или на хранение. В этом акте должна быть отметка о разъяснении лицу, которому арестованное имущество передано на хранение, его обязанностей и предупреждение об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества.

В случае совершения лицом, которому арестованное имущество передано на хранение, незаконных действий (отчуждение, сокрытие, незаконная передача имущества), судебный пристав-исполнитель направляет в орган дознания ФССП России рапорт об обнаружении признаков состава преступления по ст. 312 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

 

Ведущая: Здравствуйте, Николай Александрович! Проработала в УФССП по Орловской области целый год. Со стороны московского руководства нареканий не было, вывела свое направление деятельности из руин. В своей профессии я считаюсь специалистом. Сначала работала нормально. Потом, после того, как было полностью мной (практически одной) подготовлено празднование 10-летия службы, начались странные вещи. Руководитель управления вызывал к себе и кричал, что в моих услугах не нуждается, руководитель отдела кадров - оскорбляла и угрожала. Мне ничего не остовалось сделать, как уволиться. такое чувство, что я работала не в госсструктуре, а в частной лавочке, где все друг-дружку покрывают. Когда я была в отпуске, на мое место взяли человека (по блату), вобщем-то, из-за нее меня и вышвырнули. Я просто хотела сказать, что такие люди - руководители просто позорят службу. Они постоянно друг на друга жалуются, подставляют. А из-за такого поведения тень падает на службу, мной очень уважаемую и любимую. Катерина Федоровна (Орел)

Винниченко Н.А.:

Работник по имени Катерина Федоровна в УФССП России по Орловской области не работала и не работает. Изложенные сведения могут принадлежать бывшему сотруднику УФССП России по Орловской области, которая с 09.02.2007 была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность специалиста-эксперта группы по связям со средствами массовой информации УФССП России по Орловской области.

Подготовка празднования 10-ти летия службы проходила при активном участии сотрудников отдела государственной службы и кадров и отдела материально- технического обеспечения Управления. Бывшая сотрудница в данном мероприятии принимала участие, но ее роль не была ведущей. Информация об оскорблении данной сотрудницы. начальником отдела государственной службы и кадров, а так же руководителем Управления, является вымыслом.

За время работы в должности, с положительной стороны себя не проявила. В частности данная сотрудница недостаточно активно вела работу по освещению деятельности Управления в средствах массовой информации. Она не подготовила ни одного Информационного бюллетеня Управления, работа с районными средствами массовой информации ею не была организована. С 13.02.2008, в соответствии с поданным заявлением, сотрудница уволена с государственной гражданской службы по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по собственной инициативе).

С 18.02.2008 на вакантную должность группы по связям со средствами массовой информации, назначена другая сотрудница, которая 31.07.2007 (протокол N 14) приняла участие в конкурсе и по его результатам была зачислена в резерв на должность специалиста группы по связям со средствами массовой информации.

 

Ведущая: Добрый день. Может ли один из поручителей (или поручители) которые в настоящее время в ходе судебного разбирательства проходят как ответчики (ДОЛЖНИКИ) вместе с заемщиком (который не платит кредит) подавать жалобу на пристава за бездействие? Протасова Любовь Альбертовна (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемая Любовь Альбертовна! Как следует из содержания Вашего вопроса, исковые требования к ответчикам (заемщику и его поручителям) еще находятся в стадии судебного разбирательства, и судебное решение не принято. В связи с этим отсутствует и сам исполнительный документ. Соответственно, отсутствуют основания к возбуждению исполнительного производства. В свою очередь, в соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" могут быть обжалованы действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, т.е. в этом случае нет оснований для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя вследствие его отсутствия.

 

Ведущая: 26 марта состоялся суд в котором мне отказано в иске. Суть спора такова, что мне телефонная связь 20 декабря отключила мой телефон, а счёт на оплату выставила на день позже- 21 декабря. Я заявил, что буду оспаривать это решение. Прошло уже 10 дней со дня оглашения решения (сегодня уже 4 апреля), но мне не выдают ни протокол судебного заседания ни копию судебного решения. Говорят, что когда будет готово, то позвонят. Что мне делать? Александр Севастьянов (Омск)

Винниченко Н.А.:

Уважаемый Александр Севастьянов! Ваш вопрос выходит за пределы законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому при объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда стороны по делу могут ознакомиться с мотивированным решением суда (ст. 193 ГПК РФ), а жалоба на решение суда может быть подана в течение десяти дней со дня принятия решения судом окончательной форме.

 

Ведущая: Муж выплачивает алименты на ребенка от первого брака. В течение трех месяцев с него не производили удержания, по вине организации, в связи с тем, что менялся хозяин и название предприятия. За это время образовалась задолжность и в итоге насчитали 16 тыс за три месяца, якобы с учетом того, что за задержку набежали пенни на алименты. Организация-ЧП, и отследить сколько, как и с чего насчитывают, невозможно. Скажите, правда ли то, что за не удержание алиментов набегает пенни и законно ли это, ведь не удерживались алименты не по вине мужа, почему он должен платить пенни? Инна Архипова (Кемерово)

Винниченко Н.А.:

В соответствии со статьей 115 Семейного кодекса Российской Федерации ответственность за несвоевременную уплату алиментов лицо, обязанное уплачивать алименты, несет ответственность исключительно при наличии вины.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.10.1996 N 9 разъяснил порядок применения данной нормы, указав, что предусмотренная п. 2 статья 115 Семейного кодекса Российской Федерации ответственность лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, за несвоевременную уплату алиментов (уплата неустойки, возмещение убытков) наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов. Такая ответственность не может быть возложена на плательщика, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками и т.п.

При отсутствии вины плательщика алиментов в образовании задолженности по алиментам санкции к нему в виде уплаты неустойки или взыскания убытков не применяются.

 

Ведущая: Я обратилась к судебным приставам с просьбой взыскать в принудительном порядке по исполнтельным листам заработную плату и перечислить по указаным реквизитам. Через 3 месяца я получила письменный ответ, что деньги мне перечислены по указаным реквизитам. Проверив счет, я обнаружила, что деньги мне не перечислены. Деньги были перечислены в другом городе и в другом банке. На мои неоднократные телефонные звонки отвечают только, что деньги перечислены. Насколько правомерны действия приставов? Далеко я могу обратиться с жалобой на судебных приставов? Елена Степанцова (Челябинск)

Винниченко Н.А.:

Проверка законности, обоснованности и полноты действий судебного пристава-исполнителя при исполнении решения суда проводится на основании обращения либо жалобы, поданной в порядке подчиненности. В соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорены в суде.

 

Ведущая: Каково Ваше отношение к тому, чтобы материально стимулировать судебных приставов — исполнителей в зависимости от количества исполненных ими решений и взысканных денежных сумм либо по каким-то иным критериям, ведь общеизвестно, что заработная плата приставов невелика? Смольянинов Валерий (Чита)

Винниченко Н.А.:

Материальное стимулирование работников Федеральной службы судебных приставов осуществляется в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда. Приказом ФССП России от 08.12.2006 N 157 утверждено Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы. В соответствии с этим положением сумма премии конкретному работнику максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости от:
- личного вклада работника в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на ФССП России и ее территориальные органы;
- степени сложности, важности и качества выполнения работником заданий, эффективности достигнутых результатов;
- результатов исполнения работником должностного регламента.

 

Ведущая: Государство несет большие расходы на осуществление принудительного привода лиц, уклоняющихся от явки в суд, проезда, питания, проживания доставляемых. Как Вы относитесь к предложению о взыскании данных денежных средств с лиц, в отношении которых осуществляется принудительный привод? Титов Александр Викторович (Свердловск).

Винниченко Н.А.:

Подобный механизм не предусмотрен действующим законодательством. Что касается внесения изменений в действующее законодательство, то на наш взгляд возмещение должником расходов связанных с принудительным приводом лиц возможно только в случае осуществления привода к судебному приставу – исполнителю. В случае привода в суд по гражданскому делу подобный механизм уже установлен ст. 168 ГК РФ, при неявке по неуважительной причине на гражданина сначала накладывается штраф, а уже после осуществляется его привод.

При осуществлении привода в суд по уголовному делу в соответствии со ст. 131 УПК РФ суммы, выплачиваемые свидетелям и другим лицам связанные с их явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием относятся к процессуальным издержкам и взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Нелогично если денежные средства, затраченные на добровольную явку взыскиваются с осужденного, а при неявке лица в суд осужденный освобождается от их выплаты. Кроме того, основная масса денежных расходов составляет менее 100 рублей на привод одного лица и в случае их принудительного взыскания, процедура взыскания не будет окупаема.

Применение в отношении доставляемого лица такого наказания как возмещения расходов связанных с приводом в принципе неверна с точки зрения права, так как расходы на каждый конкретный привод сильно различаются, и если расходы на привод с соседней улицы составляют десятки рублей, то на привод из другого региона Российской Федерации – тысячи. Не должно быть такого, чтобы за одно и то же нарушение назначалось разное наказание.

Так же следует учитывать, что привод связан с ограничением свободы приводимого лица и сам по себе является наказанием, как и денежное взыскание. Применение за одно и тоже нарушение 2-х видов наказания противоречит основным принципам Российского права.

В то же время на наш взгляд привод является недостаточно жесткой мерой наказания за неисполнение законного требования судьи или судебного пристава – исполнителя. Посудите сами, если гражданин не является по повестке – не исполняя законного требования должностного лица, то вместо серьезного наказания его привозят на машине с комфортом да еще и с охраной и никаких правовых последствий проступка.

Возможно внесение изменений в действующее законодательство изменяющее само понятие привода, предусматривающее что привод это не только принудительное доставление лица но и сопряженное с обязательным наложением штрафа. Однако такое изменение потребует поддержку всех государственных органов осуществляющих и применяющих привод.

 

Ведущая: Можно ли доказать, что у должника доход больше, нежели тот, который учитывается при взыскании алиментов? Анна Саламатина (Оренбург)

Винниченко Н.А.:

Уважаемая Анна Саламатина! Данный вопрос относится к компетенции Федеральной налоговой службы, а не к ФССП России. За нарушение должником законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (предоставление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение о новом месте работы, месте получения пенсии, иных доходов) он может быть привлечен к административной ответственности (статья 17.14 КоАП РФ). Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения (статья 26.2 КоАП РФ).

 

Ведущая: В отношении меня вынесено решение о взыскании задолженности в размере 471 тыс рублей Арбитражным судом г. Москвы! Подскажите, пожалуйста, как будет увеличена сумма в случае выдачи истцу исполнительного листа? Кирилл Иванович Середяйко (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемый Кирилл Иванович! Факт выдачи истцу исполнительного листа не увеличивает сумму взыскания. Возможно, задавший вопрос, имел в виду исполнительский сбор, взыскиваемый в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (статья 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

 

Ведущая: Какие действия следует предпринять судебному приставу, если к моменту возбуждения исполнительного производства поврежденные вещи уничтожены, причем не по вине стороны процесса? Виктор (Московская область)

Винниченко Н.А.:

Судебный пристав-исполнитель будет совершать исполнительные действия в зависимости от резолютивной части судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Например, судебный пристав-исполнитель должен обеспечить передачу должником имущества, указанного в исполнительном документе, взыскателю. В свою очередь, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства отсутствует имущество.

В этом случае судебный пристав-исполнитель, взыскатель или должник может обратиться за разъяснением исполнительного документа, способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (статья 32 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Кроме того, может обратиться к взыскателю.

 

Ведущая: Уважаемый Николай Александрович, запрет выезда за границу для злостных неплательщиков алиментов-очень действенная мера. Однако, как мне стало известно, подобная мера применяется лишь к одному из 1000 таких неплательщиков. Прошу разъяснить, по каким критериям формируется "черный список" невыездных неплательщиков, кто конкретно отвечает за формирование данного списка и каким образом можно узнать внесен ли в этот список тот или иной человек? Ольга Иванова (Москва)

Винниченко Н.А.:

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно если в заявлении о возбуждении исполнительного производства содержится ходатайство о наложении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, при условии, что предъявленный им к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

В случае если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

В случае если Вы являетесь стороной исполнительного производства, то есть должником, взыскателем либо их представителем по доверенности, то информация о наложении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации может быть предоставлена Управлением Федеральной службы судебных приставов соответствующего субъекта Российской Федерации. В иных случаях информация о наложении ограничений не предоставляется.

Список должников, на которых наложено ограничение выезда из Российской Федерации формируется Управлением Федеральной службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по фактически наложенным судебными приставами-исполнителями ограничениям.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" специальных критериев по наложению указанного ограничения не предусматривает.

 

Ведущая: Уважаемый Николай Александрович, проясните, пожалуйста, ситуацию с повышением зарплаты. Из-за низкой заработной платы мы постоянно наблюдаем нехватку сотрудников. На работу принимают всех подряд, безо всякого отбора, поэтому граждане, даже просто видя, как внешне выглядит работник нашей службы, не испытывают к нам уважения. Когда же, наконец, эта проблема будет хоть как-то решаться? Сергей Перминов (Москва)

Винниченко Н.А.:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных указанной статьей, т.е. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях сокращения должностей гражданской службы, реорганизации или ликвидации государственного органа; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Процедура проведения конкурса регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

 

Ведущая: Уважаемый Николай Александрович! Почему наша служба "обижена" в плане того, что не является правоохранительным органом? Ведь фактически мы выполняем задачи по защите законных прав и интересов граждан, обеспечиваем охрану судов, судей и других участников процесса с оружием и спецсредствами в руках. Налицо все признаки правоохранительной деятельности, а на практике мы относимся к гражданским служащим. Когда же нас юридически сделают субъектом правоохранительной службы - разговоры идут уже 3 года, а сдвигов никаких. Чем мы хуже миграционной службы или, например, таможни? Васнецов Вячеслав (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемый Вячеслав! В настоящее время под руководством Администрации Президента Российской Федерации несколькими министерствами и ведомствами, в том числе ФССП России, ведется интенсивная работа над проектом Федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", согласно которому устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной службы Российской Федерации.

ФССП России занимает принципиальную позицию о необходимости включения Службы в перечень органов, на которые будет распространяться Федеральный закон "О правоохранительной службе Российской Федерации".

Если указанный законопроект будет принят, то работники ФССП России получат повышение денежного содержания и достаточно объемный социальный пакет, который в настоящее время отсутствует.

При этом включение ФССП России в перечень правоохранительных органов не повлечет изменение подведомственности службы и ее переход в систему органов внутренних дел, возглавляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.

 

Ведущая: Уважаемый Николай Александрович, не кажется ли Вам, что изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве " принесут еще больше проблем? Светлана Новикова (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемая Светлана Новикова! Хотелось бы сразу отметить, что никаких радикальных новелл Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержит. Он учитывает концептуальные изменения базовых основ законодательства, которые произошли за 10 лет, прошедшие с момента принятия действующего Федерального закона, конкретизирует и закрепляет полномочия Федеральной службы судебных приставов.

Да, действительно новый Федеральный закон возможно и не решает всех проблем, возникающих в области принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, но в большей части восполняет многие пробелы ранее действующего закона, затрудняющие принудительное исполнение исполнительных документов.

Характеризуя закон в целом, можно сказать, что он направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.

 

Ведущая: Уважаемый Николай Александрович! Я столкнулась с крайним непрофессионализмом, волокитой и нежеланием исполнять свои служебные обязанности сотрудников Федеральной службы судебных приставов. Куда и к кому я могу обратиться с заявлением о бездействии судебного пристава, для того чтобы конкретный судебный пристав-исполнитель( в силу его низкой компетентности) или его руководство исполнили те нехитрые действия, на которые их уполномочил ФЗ "О судебных приставах" и та государственная служба, которую они имеют честь исполнять? Наталья Скобцева (Москва)

Винниченко Н.А.:

Уважаемая Наталья! В центральном аппарате ФССП России, а также во всех территориальных органах Службы имеются подразделения обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, в задачи которых, в том числе, входит предупреждение, выявление и пресечение противоправных действий со стороны работников ФССП России. Вам следует обратиться с соответствующим в территориальный орган Службы, либо непосредственно в центральный аппарат ФССП России. Кроме того, на информационных стендах Службы, на сайтах ФССП России в сети Интернет, а также в других средствах массовой информации размещены "телефоны доверия" ФССП России, по которым Вы можете сообщить любую информацию о деятельности должностных лиц ФССП России.

 

Ведущая: Уважаемый Николай Александрович! Почему на сайте ФССП практически отсутствует какая-либо контактная информация? Разве одним из приоритетных направлений Вашей деятельности не является соблюдение прав и свобод граждан? Елена (Москва)

Винниченко Н.А.:

Вопрос следует считать не вполне корректным. На официальном Интернет-сайте ФССП России в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" в разделе "Контакты" в достаточном объеме представлена следующая контактная информация:
– адрес места дислокации центрального аппарата ФССП России,
– телефон доверия,
– телефоны и адреса отдела писем и приема граждан Управления делопроизводства,
– телефоны и адреса пресс-службы,
– электронные адреса территориальных органов ФССП России.

В разделе "Обращения граждан" представлены графики приема населения руководством ФССП России и начальниками управлений центрального аппарата службы на первое полугодие 2008 года. Указанные сведения регулярно обновляются.

Кроме того, в рубрике присутствует Памятка по оформлению письменных обращений в Федеральную службу судебных приставов.

В целях реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации, обеспечения доступа органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и организаций к информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, а также в целях оптимизации организационных основ ведения и информационного наполнения Интернет-сайтов территориальных органов ФССП России, на завершающей стадии находится процесс разработки основных организационно-распорядительных документов по совершенствованию работы, связанной с обеспечением функционирования официального Интернет-сайта ФССП России.

Принимаемые меры позволят, прежде всего, существенно расширить информационные возможности сайта, обеспечат единство представления информации в целом по службе.

 

Ведущая: Изменениями в ФЗ "Об исполнительном производстве" ужесточены меры по отношению к гражданам, уклоняющимся от выплаты задолжности по решению суда, - приставам дано право ограничивать выезд должника за пределы России. Однако, как всегда бывает в России, ответственность самих приставов за нарушения прав граждан никак не изменилась. В частности, не предусмотрена ответственность приставов за непредоставление/несвоевременное предоставление сведений в органы таможенного контроля о тех лицах, в отношении которых исполнительное производство завершено. И они несут реальные убытки, не иимея возможности, например, воспользоваться оплаченной туристической путевкой. Какие пути преодоления подобной несправедливости Вы видите? Путилин Владимир (Москва)

Винниченко Н.А.:

Статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон) предусмотрено право судебного пристава-исполнителя выносить постановления о временном ограничении выезда должников из Российской Федерации при неисполнении в добровольном порядке без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

При исполнении в полном объеме должником требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель снимает установленные ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации (часть 4 статьи 47 Закона).

Следует отметить, что процедура установления временного ограничения на выезд, а также его снятие требует значительного времени, поскольку постановления судебных приставов-исполнителей направляются в Пограничную службу ФСБ России через территориальные органы ФССП России почтовой связью. Пересылка и обработка поручений занимает в среднем около одного месяца.

В целях оперативного применения указанной меры, а также для обеспечения соблюдения прав и законных интересов сторон исполнительного производства, Федеральной службой судебных приставов совместно с Пограничной службой ФСБ России проводится эксперимент по новому порядку применения временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации. Согласно данному порядку временные ограничения должникам выезда производится через центральный аппарат ФССП России, что значительно ускоряет процедуру установления и, что более важно, снятия временного ограничения выезда. Таким образом, в настоящее время она составляет около 4-5 дней.

При этом в случае причинения вреда действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя в результате вынесения постановлений об установлении (снятии) временного ограничения с нарушением требований Закона, должник вправе обратиться в суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя с иском к ФССП России о возмещении вреда.

 

Ведущая: Почему несоблюдение сроков исполнительного производства уже стало нормой, а единственным способом получить присужденные судом суммы по исполнительному документу является обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя в суд? Светлана Ивановна Морозова (Москва)

Винниченко Н.А.:

По данным ведомственной статистической отчетности за 12 месяцев 2007 года 87 % исполнительных производств окончено без нарушения установленных законодательством сроков. В тоже время имеют место случаи длительного непринятия судебными приставами-исполнителями предусмотренных законом мер принудительного исполнения. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов могут быть оспорены в судебном порядке либо обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов определены главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

 

Ведущая: Когда прекратятся плановые задания по всем направлениям деятельности: (протоколы по административке, уголовные дела, подследственные службе судебных приставов, по взысканию налогов, исполнительского сбора, а также заранее оговоренное количество приводов для ОУПДСников и т. д.). Ведь, для того, чтобы это сделать, приставу необходимо очень и очень много условий соблюсти. Зачем ЭТО нужно, кому ЭТО нужно. Это игра в футбол в свои ворота, либо в теннис о кирпичную стенку). А взыскатели ждут !!! Максим (Санкт-Петербург)

Винниченко Н.А.:

В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти ориентирована на конечные результаты и оценивается государством и обществом по показателям результативности их работы.

Результативность деятельности Федеральной службы судебных приставов характеризуется плановыми и прогнозными показателями, которые устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации с учетом возложенных на ФССП России задач.

Плановые показатели введены для выполнения заданий по взысканию исполнительского сбора, налоговых платежей и штрафов, наложенных специально уполномоченными на то органами. В частности, плановые задания по взысканию исполнительского сбора устанавливаются ежегодно Федеральным законом "О Федеральном бюджете". Показатель по взысканию исполнительского сбора, установленный в размере 100 %, определяет, что плановое задание должно быть выполнено Федеральной службой судебных приставов в полном объеме. Выполняя установленные плановые задания по взысканию исполнительского сбора, налоговых платежей и штрафов, ФССП России пополняет доходную часть бюджета.

Все остальные показатели являются прогнозными и рассчитываются, исходя из реально достигнутых результатов, с учетом динамики показателей за предшествующие отчетные периоды. Мнение о том, что территориальные органы ФССП России получают задания по количеству протоколов об административных нарушениях и возбужденных уголовных дел или количеству принудительных приводов, является глубоко ошибочным.

Прогнозируются относительные, а не абсолютные показатели. На примере тех же принудительных приводов это выглядит следующим образом. Устанавливается не конкретное количество приводов, которое необходимо обеспечить судебным приставам, а минимальный "порог" их исполнения. В суды, например, должно быть доставлено не менее 90 % от количества лиц, подлежащих приводу, к судебным приставам-исполнителям – не менее 98 %. Заблуждением можно назвать и утверждение о том, что выполнение показателей требует от судебного пристава соблюдения множества условий, а взыскатели при этом "ждут". Самое главное условие, которое должно соблюдаться – выполнение требований действующего законодательства при реализации судебными приставами своих функций, что как раз непосредственно направлено на обеспечение законных прав взыскателей.

Мониторинг выполнения территориальными органами ФССП России показателей деятельности позволяет осуществлять контроль за реализацией ими задач, направленных, в первую очередь, на защиту интересов государства и взыскателей.

 

Ведущая: Здравствуйте, уважаемый Николай Александрович! Как будет менятся схема оплаты расходов по регистрации и оформлению документов для регистрации прав на имущество должника, производимыми судебными приставоми-исполнителями? Городилова Эльвира Анатольнвна (Кез)

Винниченко Н.А.:

Уважаемая Эльвира Анатольевна! В соответствии со статьями 66 и 116 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника (статья 117 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Поскольку на момент совершения исполнительных действий денежные средства могут быть еще не взысканы с должника, указанным Федеральным законом предусмотрен механизм, согласно которому в данных случаях судебным приставом-исполнителем используются денежные средства федерального бюджета, а также взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Указанные денежные средства в последующем возмещаются федеральному бюджету и иным лицам за счет денежных средств, взысканных с должника.

 

Ведущая: Право проникать в помещения занимаемые должником судебные приставы имели с 1997 г. В новом Законе такое право так же имеется. НО "проникновения" как не было так и нет... Я понимаю страх сотрудников, которые боятся превысить свои полномочия,- их по голове за добросовестное исполнение служебных обязанностей не гладят. Но на уровне руководства проблему решить наверное можно? Я согласен полностью, заниматься административкой и уголовными делами гражданским служащим (даже не правоохранительным) наверное не сруки особенно если учесть средне-специальное образование пристава исполнителя. Николай (Ижевск)

Винниченко Н.А.:

Одним из действенных мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов является право судебного пристава-исполнителя на вход в жилые помещения, занимаемые должником и нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, путем их вскрытия.

Данное полномочие закреплено в Федеральном законе от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", в котором установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им (статья 12).

В новой редакции Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (статья 64) указанное право более конкретизировано, предусмотрены определенные условия и основания для совершения входа в помещения путем их вскрытия. В настоящее время вход судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства в помещение производится в исключительных случаях и только при наличии письменного согласия старшего судебного пристава.

 

Ведущая: Почему в Вашем законе нарушены положения основного Закона государства, Конституции в вопросе неприкосновенности жилища. Иванов Виктор Иванович (Челябинск)

Винниченко Н.А.:

Уважаемый Виктор Иванович! Вопрос о праве проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц разрешен в самой Конституции Российской Федерации (статья 25).

Провозглашая неприкосновенность жилища, эта норма вместе с тем предусматривает и ограничение этого конституционного права граждан в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закреплено право судебного пристава проникать в жилое помещение должника.

При этом принудительное проникновение судебных приставов в жилище должника - исключительная мера, которую судебный пристав может применить при соблюдении множества условий: предупреждения судебного пристава о добровольном исполнении решения, очередность обращения взыскания на имущество должника, постановление о проникновении в жилое помещение должно утверждаться старшим судебным приставом, проникновение пристава в жилое помещение и наложение ареста на имущество происходят обязательно в присутствии понятых.

Только после этого пристав вправе в принудительном порядке проникнуть в жилище должника для розыска должника или его имущества.

Читать ГАРАНТ.РУ в и