На встречных курсах

Сергей Хаванский,
кандидат юридических наук,
руководитель Правовой редакции Компании
"ГАРАНТ"

Предстоящий май месяц – в каком-то смысле, рубежный момент. В это время многие будут подводить итоги первого года нового президентского срока Владимира Путина – политики, чиновники, общественные деятели, блогеры: все, что называется, "со своей колокольни". Посмотрим и мы на складывающуюся картину, взяв в качестве призмы законотворческую деятельность и развитие некоторых аспектов судебной практики за этот период.

Так, если посмотреть на самые громкие правовые изменения, будоражившие общество за последний год, то не покидает некоторое ощущение – двойственности какой-то, что ли...

С одной стороны, речь идет о таких безусловно "рыночных" и "демократических" предложениях – таких, как создание Суда по интеллектуальным правам, формирование федеральной контрактной системы, складывание административного судопроизводства. В эту же линию вписываются реформирование госкорпораций, которые планируется перевести в более четкий формат публично-правовых компаний, а также планируемое снижение числа судебных процессов с налоговыми органами посредством создания более эффективной системы досудебного урегулирования налоговых споров. Даже прежде наводившее ужас словосочетание "дробление бизнеса в целях налоговой оптимизации", благодаря одному из последних громких решений ВАС РФ – теперь не табу, а при определенных условиях вполне уместный деловой прием.

Особняком в этой череде стоит, пожалуй что, отнюдь не рыночный "подарок" для индивидуальных предпринимателей, отчисления которых в ПФР с этого года выросли аж вдвое. Похоже, что в этом случае правительство в погоне за сбалансированностью пенсионной системы допустило очевидный промах.

И как раз именно социально-политическими мотивами, по всей видимости, вызвана другая лавина законопроектов и судебных решений. К ним можно отнести "антитабачный" закон, ужесточение законодательства о некоммерческих организациях, "закон Димы Яковлева", борьбу с "резиновыми квартирами", введение штрафов за нецензурную брань, запрет чиновникам на владение зарубежными счетами и активами, инициативы по привлечению к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, уголовное же преследование участников беспорядков на Болотной площади год назад.

Вторая группа законов и судебных решений вызвала ожесточенные дискуссии – если не сказать, раскол – в обществе. Мы же суждения о целесообразности, справедливости, уместности и прочих параметрах оставим в стороне, констатировав лишь факт наличия двух столь противоположных правовых потоков.

На первый взгляд, такая двойственность может, например, свидетельствовать о непоследовательности и непрофессионализме в работе власти. Однако такой вариант представляется малореальным – нет сомнений, что в аппарате президента, правительства и парламента сидят опытные и грамотные юристы. Да и понятно, что не они определяют основные направления развития страны.

Тогда остается другой вариант – что власть взяла четкий курс на своего рода "китайский социализм с российской спецификой". Как известно, при весьма либеральной экономической политике власти КНР уделяют пристальное внимание регулированию вопросов, касающихся социальной и политической тематики. И, судя по темпам экономического роста этой страны, такая модель вполне может оказаться успешной.
Если данное предположение верно, то в ближайшее время нас ждут новые законы и судебные решения, с одной стороны, предоставляющие все больше экономических возможностей, а с другой – все более жесткие в вопросах социальной стабильности и государственного управления. И в таком движении на встречных курсах главное – чтобы не произошло дисбаланса и разрушения правовой системы страны из-за того внутреннего напряжения, которое неизбежно в подобной ситуации.

Документы по теме:

Все записи автора

Все авторы