Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При осуществлении расчетов в сети Интернет с использованием банковских (платежных) карт и через систему Яндекс.Деньги организация обязана применять контрольно-кассовую технику, поддерживающую функцию передачи данных в налоговый орган через оператора фискальных данных, с учетом изложенных ниже особенностей.
При оплате приобретенного в интернет-магазине товара наложенным платежом применять контрольно-кассовую технику и передавать данные в налоговый орган через оператора фискальных данных интернет-магазину не требуется.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Под пользователем для целей Закона N 54-ФЗ понимается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
В Законе N 54-ФЗ под расчетами с использованием электронных средств платежа в сети Интернет понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов. При осуществлении таких расчетов пользователи обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается (п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Закон N 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа. Для определения этого понятия следует руководствоваться п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11635, от 01.03.2017 N 03-01-15/11627, от 10.02.2017 N 03-01-15/7516, ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911, от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@).
Банковские (платежные) карты являются электронными средствами платежа (п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием").
Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Яндекс.Деньги могут быть отнесены к электронным денежным средствам, переводимым с использованием электронных средств платежа (см. п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Памятки "Об электронных денежных средствах" (приложение к информационному письму Банка России от 11.03.2016 N ИН-017-45/12), данная памятка размещена и на сайте системы Яндекс.Деньги (money.yandex.ru/page?id=527709)). ООО НКО "Яндекс/Деньги" включена в перечень кредитных организаций, уведомивших Банк России в установленном порядке о начале осуществления деятельности по переводу электронных денежных средств (п.п. 1.4, 1.5 Памятки "Об электронных денежных средствах", cbr.ru/PSystem/?PrtId=oper_zip).
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора (ч. 1 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств (ч. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный ч. 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ (ч. 10 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Отметим, что на основании п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Положения Закона N 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления. Возможность применения п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ представители ФНС России связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (смотрите следующий материал: Вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2016 г.)).
В письме ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@ разъяснено, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ.
Мы полагаем, что организация, предоставившая своим покупателям возможность оплачивать товары на сайте интернет-магазина посредством банковских карт и электронных денежных средств, обеспечила возможность приема электронных средств платежа за реализуемые товары. В данном случае денежные средства хоть и поступают на расчетный счет организации, но в понимании Закона N 54-ФЗ в таком случае совершается расчет с использованием электронных средств платежа. Это влечет за собой необходимость применения ККТ, что подтверждается приведенными ниже разъяснениями Минфина России и ФНС России.
В письмах Минфина России от 16.03.2017 N 03-01-15/15261, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 10.02.2017 N 03-01-15/7516, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@ указано, что согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой связи представлен вывод о том, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
В письмах Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11635, от 01.03.2017 N 03-01-15/11627 и письме ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911 представлен вывод и о том, что организации или индивидуальные предприниматели при расчетах в сети Интернет посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.
Таким образом, при расчетах, которые осуществляются с использованием электронного средства платежа, отличного от платежной карты, применение ККТ с 01.07.2018 обязательно.
С учетом изложенного выше, мы придерживаемся мнения, что при осуществлении расчетов в сети Интернет с использованием банковских (платежных) карт и через систему Яндекс.Деньги организация обязана применять ККТ, поддерживающую функцию передачи данных в налоговый орган через оператора фискальных данных.
Минфин России отмечает, что при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса, но по вопросам технической реализации указанных расчетов рекомендует обращаться в ФНС России (смотрите письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618). Полагаем, что отдельные технические моменты реализации указанных расчетов организация также может уточнить у своих партнеров, через которых на сайте интернет-магазина реализована функция оплаты банковскими картами и Яндекс.Деньгами.
Нам пока что известна одна онлайн-касса, пригодная для использования при осуществлении интернет-расчетов с автоматическим формированием чека покупателю, зарегистрированная в реестре ККТ. Это модель "АТОЛ 42ФС", она внесена в реестр на основании приказа ФНС России от 14.02.2017 N ЕД-7-20/183@.
В отношении наложенного платежа отметим, что он представляет собой сумму, которую адресат должен оплатить при получении письма или посылки в почтовом отделении. После оплаты получателем сумма наложенного платежа перечисляется отправителю денежным переводом (www.pochta.ru/support/post-rules/cash-on-delivery).
При оплате приобретенного в интернет-магазине товара наложенным платежом интернет-магазин не обеспечивает и не осуществляет прием денежных средств от покупателя с использованием наличных и (или) электронных средств платежа. Применять ККТ и передавать данные в налоговый орган через оператора фискальных данных интернет-магазину, в таком случае, по нашему мнению, не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
25 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.