Новости и аналитика Аналитические статьи КАКИЕ РАСХОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ РЕКЛАМНЫМИ?

КАКИЕ РАСХОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ РЕКЛАМНЫМИ?

автор - Н. Селиванова

На первый взгляд, ответ на поставленный вопрос найти достаточно просто. Согласно ст. ст. 252, 264 Налогового кодекса Российской Федерации рекламными расходами являются экономически оправданные и подтвержденные правильно оформленными документами затраты на любые виды рекламы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Однако в действительности этот "простой" вопрос нередко перерастает в сложную проблему, так как уже само понятие рекламы имеет неоднозначное толкование.

Определение рекламы содержится в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Статья 2 этого Закона раскрывает понятие рекламы следующим образом: "реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний". Из данного определения следует, что наиболее существенными признаками рекламы являются:

  • предназначенность информации для неопределенного круга лиц,
  • нацеленность на возникновение или сохранение интереса.

Предназначенность информации для неопределенного круга лиц означает, что информация изначально рассчитана на потребителей, которые явно не известны. Даже если в последствии такая информация рассылается по конкретным адресам, она все равно остается рекламой. Важно то, что информация заранее назначается (т.е. предназначается) неопределенному кругу лиц, а способ дальнейшего донесения информации до потребителей уже имеет второстепенное значение. Это может быть и объявление в газете, и адресная рассылка по почте или по сети Интернет. Стоит обратить внимание, что существует и другая точка зрения. Так Федеральным арбитражным судом Московского округа (Постановление ФАС МО от 18.02.2002 г. N КА-А40/418-02) был рассмотрен спор между налоговой инспекцией и налогоплательщиком, предметом которого стали адресные почтовые рассылки комплекта рекламных материалов. По мнению инспекции, документы, которые рассылались налогоплательщиком в огромных количествах по случайно выбранным адресам, были предназначены неопределенному кругу лиц. Однако суд пришел к другому выводу: почтовые отправления, адресованные конкретным лицам, не означают наличие у налогоплательщика намерения довести информацию до неопределенного круга лиц. Отметим, что такое решение суда - единичное, поэтому, скорее всего, большой роли в исходе последующих аналогичных судебных разбирательств оно играть не будет. Согласно ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ только сложившаяся судебная практика может оказывать влияние на решения арбитражных судов.

Второй признак рекламы - формирование или поддержка интереса - вызывает еще большее число разногласий и вопросов. Например, является ли вывеска (табличка) с названием организации, визитная карточка, ценовой лист, репертуар театра, информация о газете или журнале в подписном каталоге и т.п. рекламой? С одной стороны, все эти виды информации, так или иначе, формируют интерес, но, с другой стороны, они скорее обладают информативным, чем рекламным характером. На наш взгляд, рекламой следует считать лишь те сведения, для которых привлечение внимания потребителей и формирование их интереса является основной целью. И, конечно же, нельзя считать рекламой ту информацию, которую организация обязана распространять по требованию закона (например, годовой отчет открытого акционерного общества, вывеску с указанием наименования организации, информацию для потребителей на этикетке и др.).

Приведем ряд официальных документов некоторых министерств и ведомств, а также решения арбитражных судов по вопросам отнесения к рекламе тех или иных "спорных" видов информации. Так рекламой признается следующая информация:

  • ответ на вопрос читателя газеты, описывающий состав, свойства и т.д. конкретного препарата (Решение территориального управления МАП РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия от 28 марта 2001 года);
  • интервью с директором компании в газете, содержащее информацию о компании, результатах и планах работы (Решение Арбитражного суда Омской области от 24 сентября 1997 г. по делу N 7-222);
  • информация в сети Интернет о товарах и услугах организации (Письмо Управления МНС по г. Москве от 20 сентября 2001 г. N 06-12/6/42921).

Рекламой не признаются:

  • визитные карточки (Постановлением ФАС СЗО от 14.01.02 N А56-21012/01);
  • наклейки для маркировки товара (Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 ноября 2002 г. N 23-10/6/54468);
  • информация о вакансиях на предприятии (Письмо Управления МНС по г. Москве от 7 декабря 2001 г. N 06-12/6/57350);
  • информация о подписных индексах журнала, о сроках подписки и о том, что будет публиковаться в следующем номере (Письмо Управления МНС по г. Москве от 6 декабря 2001 г. N 06-12/6/57362);
  • пластиковые карточки, предоставляющих постоянным клиентам скидки на товары и услуги (Письмо Управления МНС по г. Москве от 30 мая 2001 г. N 03-12/23722);
  • фирменная продукция для сотрудников, типовые бланки договоров и бланки-заказы (Письмо Управления МНС по г. Москве от 12 ноября 2002 г. N 23-10/6/54482);
  • сообщения в сети Интернет, которые не содержат информации о видах деятельности, целях и задачах организации (Постановление ФАС УО от 3 марта 2003 г. N Ф09-451/03АК, Письмо Управления МНС по г. Москве от 20 сентября 2001 г. N 06-12/6/42921).

В отношении последнего пункта заметим, что на страницах и сайтах может быть размещена различная информация, в том числе рекламная. Определять тип размещенной в Интернет информации следует в соответствии с общими правилами.

Отнесение к рекламе того или иного объекта влечет определенные налоговые последствия. Во-первых, организация должна заплатить налог на рекламу, и, во-вторых, она может учесть расходы на рекламу при определении суммы налога на прибыль. По общему правилу, к расходам относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Согласно Приказу МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.

Размер учитываемых расходов на рекламу при определении суммы налога на прибыль зависит от вида рекламы. В полном размере учитываются:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на иные виды рекламы учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Список полностью учитываемых расходов является закрытым. Для правомерного их учета необходимо ясное понимание того, что относится к перечисленным видам рекламы. Как правило, реклама, указанная в первом и последнем пунктах списка, вопросов не вызывает. А вот наружная реклама, определение которой дано в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", явно требует уточнений законодателя. Согласно статье 14 Закона "О рекламе" наружной рекламой является реклама, распространяемая в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.

В данном определении, как минимум, два понятия могут иметь различные толкования - это территория и технические средства стабильного территориального размещения. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка (автор Т. Ф. Ефремова) определяет территорию как земельное пространство, занятое населенным пунктом, учреждением, предприятием и т.п. или предназначенное для них. Очевидно, что такое толкование территории в понятии наружной рекламы будет чрезмерно широким - отдельное предприятие или учреждение территорией распространения наружной рекламы быть не может. В некоторых правовых документах, наоборот, территория понимается слишком узко. Так в Приказе МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 наружная реклама определяется как реклама, распространяемая на дорогах и улицах в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения (т.е. территорией распространения наружной рекламы называются дороги и улицы).

Технические средства стабильного территориального размещения - еще более расплывчатое понятие, поэтому многие его просто не принимают во внимание. Например, Управление МНС по г. Москве к наружной рекламе относит рекламу на автомобилях (Письмо Управления МНС по г. Москве от 27 августа 2002 г. N 26-12/39819). Данная точка зрения УМНС по г. Москве, возможно, и соответствует общим представлениям о наружной рекламе, однако противоречит Закону.

В сложившейся ситуации для налогоплательщиков есть один, может быть, и не совсем утешительный выход - относить к наружной рекламе явно перечисленные в Законе объекты - плакаты, стенды, световые табло (ст. 14 Закона "О рекламе), щиты (ст. 264 НК РФ), размещаемые снаружи (не внутри помещений) для неопределенного круга лиц. Кроме того, не забывать составлять формулировки для первичных документов в точном соответствии с положениями Закона.


Наталья Селиванова, юрист компании "Гарант"
Читать ГАРАНТ.РУ в и