Новости и аналитика Аналитические статьи НДС на расходы по размещению рекламы в Интернете

НДС на расходы по размещению рекламы в Интернете

В главе 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) "Налог на добавленную стоимость" объектом налогообложения признается реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Оказание рекламных услуг не является исключением из объектов налогообложения. Все налогоплательщики при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, включая операции, не подлежащие налогообложению, обязаны по установленным формам составлять счета-фактуры.

Следует отметить, лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

При освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика счет-фактура выставляется без выделения соответствующих сумм налога, при этом делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Таким образом, полученная счет-фактура с указанием "Без НДС" свидетельствует об освобождении от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Размещение информации в Интернете является рекламой. Такая точка зрения подтверждается Минфином России, который дает соответствующие разъяснения в письме от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254. В нем, в частности, говорится, что, согласно Закону "О рекламе", в понятие телекоммуникационных сетей входит и размещение рекламы в сети Интернет. А значит, затраты на рекламные мероприятия в Интернете относятся к рекламным.

Существуют различные способы размещения рекламы в Интернете. К ним, например, относятся:

1) создание баннеров, через которые посетители чужого web-сайта попадают на сайт компании. Расходы по размещению баннеров учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме. Для документального подтверждения данных затрат потребуется договор на размещение баннера с владельцем сайта и акт сдачи-приемки оказанных им услуг. В акте отражают период размещения баннера и стоимость размещения рекламы;

2) создание собственного сайта компании в Интернете. Сайт создается организацией с целью предоставления информации о себе, своей деятельности в Интернете. Сайт подпадает под определение программы для ЭВМ и базы данных в соответствии с частью IV Гражданского кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 года и регулирующей отношения в этой сфере деятельности.

В том случае если организация получает в результате создания web-странички исключительные права на нее, то при наличии условий (стоимость, срок эксплуатации, документальное подтверждение прав на нее) расходы на создание объекта учитываются как нематериальный актив; а если исключительных прав у организации нет, то затраты на создание сайта отражают в бухучете как расходы по обычным видам деятельности.

В письме УФНС России по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/3/20842 указано, что затраты по оплате информационных услуг в виде размещения рекламных объявлений через Интернет могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при условии их соответствия норме ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе").

На основании ст. 3 Закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы принимаются после их фактической оплаты и при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

То есть расходы должны быть обоснованны, экономически оправданны, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ данные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса не является плательщиком НДС. Поэтому НДС, указанный в счете-фактуре, выставленном контрагентом, организация-"упрощенец" может не выделять на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", а учитывать вместе со стоимостью оказанных рекламных услуг в зависимости от вида деятельности предприятия либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", либо по дебету счета 44 "Расходы на продажу" на счете 44.

В том же случае, когда размещение рекламы в сети Интернет оказывается на территории Российской Федерации иностранной фирмой, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, заказчики рекламы - организации и индивидуальные предприниматели, признаются налоговыми агентами (п. 2 ст. 161 НК РФ). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вероника Сергеева 

Читать ГАРАНТ.РУ в и