Новости и аналитика Аналитические статьи Что нам готовит часть I Налогового кодекса?

Что нам готовит часть I Налогового кодекса?

С 2009 года вступает в силу ряд существенных изменений в часть I Налогового кодекса1. Они призваны улучшить положение российского бизнеса. Одно из ключевых новшеств - изменение порядка вступления в силу актов законодательства, но только тех, которые улучшают положение налогоплательщиков.

С 1 января 2009 года все законы о налогах и сборах, которые улучшают положение плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов, их представителей, вступают в силу с момента их официального опубликования.

При условии, конечно, что это предусмотрено самим Федеральным законом. Необходимость такой поправки вызвана установленным статьей 5 Налогового кодекса положением о том, что названные законы вступают в силу не ранее одного месяца с момента их опубликования. Однако это не очень выгодное условие, если налоговая система требует оперативного изменения (как это было, например, с законом о введении рассрочки по НДС2).

Ряд новых положений Налогового кодекса начинают действовать с 2009 года. Так, налоговые инспекторы будут признавать безнадежными к взысканию суммы налогов, списанные банком со счетов компании или предпринимателя, но так и не перечисленные в бюджет. Подобные долги станут списывать в случаях, если банки будут ликвидированы на момент принятия решения о признании сумм безнадежными к взысканию. Данное правило распространяется и на списанные со счетов суммы в счет уплаты сборов, штрафов и пеней. Порядок списания такой недоимки по федеральным налогам устанавливает Правительство РФ. А вот по региональным и местным налогам порядок списания определяют исполнительные органы субъектов РФ и местные администрации.

Рассрочка и отсрочка

Изменится порядок предоставления отсрочки или рассрочки по налогам в период до 1 января 2010 года3. Во-первых, принимать решение о предоставлении компаниям отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов на срок не более 5 лет может министр финансов РФ. Во-вторых, рассрочку или отсрочку предоставляют без какого-либо обеспечения. В-третьих, фирма может получить рассрочку или отсрочку, если размер налоговой задолженности превысил 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение может привести к неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Размер налоговой задолженности определяется на 1-е число того месяца, в котором компания подает заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки.

Копию заявления надо направить в налоговую инспекцию по месту учета компании.

Если компания получит право на рассрочку или отсрочку, то на эту сумму задолженности начисляют проценты по ставке в размере 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Приостановление операций по счетам

Статья 46 Налогового кодекса позволяет налоговым инспекторам производить взыскание недоимки с валютных счетов организации, если на ее рублевых счетах недостаточно средств. Вместе с тем порядок определения суммы средств, которую налоговики обязаны указать в решении о приостановлении операций по счетам, в Налоговом кодексе не был прописан. Представители Минфина России предложили свой порядок4. Сумма, указанная в решении о приостановлении операций по счетам в банке, должна соответствовать сумме налога, сбора, пеней, штрафа, подлежащей взысканию в бюджет. Поэтому валютный эквивалент суммы в рублях, в пределах которой расходные операции приостанавливаются, определяется исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на дату ее продажи на основании поручения налогового органа на продажу валюты.

С 2009 года в Кодексе появится порядок определения курса валюты для приостановления операций по валютному счету. В пункте 2 статьи 76 будет сказано, что приостановление операций по валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету.

Внесены изменения в порядок отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. В настоящее время такое решение отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации. С 2009 года решение должно быть отменено налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления декларации. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным5.

При этом инспекторы могут доставлять в банк решение об отмене приостановления операций по счетам не только под расписку или в электронном виде, но и любым другим способом, который свидетельствует о дате получения банком такого решения. Оно должно быть направлено инспекторами не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Компании, по счетам которой приостановлены операции, налоговики должны направить решение об отмене приостановления операций в срок также не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до момента получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам. Данная формулировка появится в Кодексе с 2009 года. Сейчас в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса сказано, что приостановление операций по счетам действует до отмены решения о приостановлении операций. В пункте 8 этой же статьи исключили слово "операционный". В связи с этим должна ускориться процедура разблокирования банковского счета. Теперь приостановление операций по счетам в банке отменяется решением налоговой инспекции не позднее одного дня, следующего за днем получения инспекторами документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

Камеральная проверка

С нового года изменится формулировка, касающаяся сроков камеральной проверки. Так, 3 месяца будут отсчитываться во всех случаях только с даты представления фирмой или коммерсантом налоговой декларации или расчета. Ранее норма пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса предполагала, что камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Таким образом, в некоторых случаях для начала проведения камеральной проверки требовалось выполнение одновременно 2 условий: представления декларации и прилагаемых к ней необходимых документов6. Что автоматически затягивало начало камеральной проверки.

Законодатели уточнили порядок проведения камеральной проверки в случае, если фирма подала уточненную декларацию. Теперь если до окончания камеральной проверки компания представила "уточненку", то камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается7. А вот в отношении уточненной декларации или расчета начинается новая проверка. Причем в Кодексе теперь есть уточнение, что прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Вместе с тем документы и иные сведения, полученные инспекторами в рамках прекращенной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении организации.

Новая редакция статьи 101 Налогового кодекса не допускает использование инспекторами доказательств, которые получены с нарушением Кодекса. В то же время если документы (информация) о деятельности организации были представлены в инспекцию с нарушением сроков, установленных Кодексом, то они не будут считаться полученными с нарушением.

Несколько слов о сроках

Новая редакция Кодекса устанавливает сроки, в которые налоговые инспекторы обязаны вручить некоторые свои решения лицам, для которых они предназначены. Акт о налоговой проверке инспекторы должны вручить лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение 5 рабочих дней с даты принятия этого акта8. В эти же сроки, начиная с даты своего вынесения, вручаются решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения9.

О.А. Москвитин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
заместитель руководителя отдела поддержки пользователей

За поправками, внесенными Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ в Налоговый кодекс, легко не заметить очень важное изменение статьи 5 Кодекса. С 2009 года начинает работать (и распространяет свое действие на отношения с 1 октября 2008 г.) следующее правило. Законы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу со дня своего опубликования. Это станет изъятием из общего положения о том, что налоговый закон вступает в силу не ранее месяца с момента своей публикации. Напомним, "с нарушением" этого принципа в октябре вступил в действие закон о рассрочках по уплате НДС (Федеральный закон от 13.10.2008 N 172-ФЗ). Тогда ни о каком месяце ожидания не было и речи, а скорость претворения закона в жизнь основывалась лишь на пункте 4 статьи 5 Кодекса. Эта норма позволяет придавать обратную силу законам, улучшающим положение плательщиков налогов. Однако, чтобы закон приобрел обратное действие, он должен сначала вступить в это самое действие. В таком случае уплата НДС в рассрочку в октябре формально становилась законной задним числом лишь с середины ноября. С 2009 года поспешное вступление в силу Федерального закона N 172-ФЗ будет, простите за тавтологию, узаконено на 100 процентов.

Автор статьи:
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора

Экспертиза статьи:
М.А. Молоканова,
ведущий специалист юридического отдела ИФНС России,
референт государственной гражданской службы РФ II класса

Статья подготовлена при содействии

Агентства деловой литературы "Ай Пи Эр Медиа"

 


1 Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ

2 Федеральный закон от 13.10.2008 N 172-ФЗ

3 ст. 64.1 НК РФ

4 письмо Минфина России от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140

5 п. 6 ст. 6.1 НК РФ

6 письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69

7 п. 9.1 ст. 88 НК РФ

8 п. 5 ст. 100 НК РФ

9 п. 9 ст. 101 НК РФ


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 1/2009, Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора

Читать ГАРАНТ.РУ в и