Новости и аналитика Аналитические статьи Книжное ревю: тайм-менеджмент как искусство

Книжное ревю: тайм-менеджмент как искусство

Тайм-менеджмент – это искусство управления временем. ГАРАНТ.РУ подготовил обзор книг по тайм-менеджменту, после прочтения которых повысится работоспособность каждого читателя.

 

Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с. 

Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работатьГлеб Архангельский – признанный эксперт в области управления временем, стоящий у истоков становления российского тайм-менеджерского сообщества. В книге "Тайм-драйв: Как успевать жить и работать" он приводит различные методики по организации эффективной работы и качественного отдыха.

Для удобства читателей книга "Тайм-драйв: Как успевать жить и работать" наполнена множеством интересных кейсов, практических упражнений, схем и алгоритмов, причем многие из них взяты из практики различных людей. Так, один директор завода поделился своим опытом по постановке задач для подчиненных, который может пригодиться всем руководителям. Глеб Архангельский записал этот пример и привел его в книге: "Еще с советских времен я применяю простой прием. Объясняю подчиненному его задачу, а потом прошу: "Теперь иди и напиши себе задание". Затем читаю и корректирую то, что он написал. Таким образом убиваю двух зайцев: тратя минимум времени, ставлю задачу в письменной форме и при этом проверяю правильность понимания подчиненными полученной задачи".

В книге "Тайм-драйв: Как успевать жить и работать" можно найти советы о том, как выбрать удобный ежедневник, с пользой проводить время в транспорте, эффективно отфильтровывать письма на электронной почте и правильно планировать свой день. Например, автор рекомендует в начале каждого рабочего дня "съедать одну лягушку" – выполнять дело, требующее совсем немного времени, но неприятное по сути (звонок недружелюбному клиенту, вызов сантехника, просьба о повышении зарплаты и т. д.). Если же у вас есть крупная неприятная задача, Глеб Архангельский советует разбить ее на более мелкие части – так справиться с ней будет проще.

Плюсом книги является ее ориентированность на российского читателя. Кроме того, в "Тайм-драйве: Как успевать жить и работать" содержится приятный бонус – адрес, по которому каждый желающий может запросить комплект электронных материалов или провести бесплатную экспресс-диагностику тайм-менеджмента в своей компании. В качестве недостатка книги можно отметить отсутствие рекомендаций по программным продуктам управления временем (электронные календари, планировщики и т. п.).

 

Додонов Н.А. Антитайм-менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 288 с. 

Додонов Н.А. Антитайм-менеджментКнига "Антитайм-менеджмент" основана на схеме GTD американского консультанта в вопросах управления временем и личной продуктивности Дэвида Аллена. Для тех, кто не знает, что такое GTD, – это методика высокой продуктивности, метод интеллект-карт, принципы дизайнерского мышления в планировании, логические инструменты ТОС Голдратта. Понятнее не стало? "Тогда можно приобрести книгу Аллена, заглянуть в Википедию или просто поискать в Интернете", – советует автор. Так что понять "Антитайм-менеджмент" может только подготовленный читатель.

"Эта книга для тех, кому не помогли другие книги и методики по тайм-менеджменту и самоорганизации", – замечает Николай Додонов. Однако "Антитайм-менеджмент" представляет ценность еще и для тех, кто мечтает получить подробные рекомендации по работе с почтовыми сервисами и календарем, а также выбрать таск-менеджер, – в данной книге эти вопросы изложены исчерпывающим образом. Так, автор рекомендует создать в почтовом сервисе папку "Архив" и переместить в нее всю прочитанную и обработанную корреспонденцию. Папка "Входящие", по его мнению, должна содержать только непрочитанные сообщения. А при необходимости найти то или иное письмо Николай Додонов не советует делать это вручную – гораздо быстрее искать корреспонденцию через поисковые алгоритмы почтового сервера.
 

Кеннеди Д. Жесткий тайм-менеджмент. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 199 с.

Кеннеди Д. Жесткий тайм-менеджментКнига Дена Кеннеди – практическое пособие по тайм-менеджменту. Она содержит подсказки для начинающих по управлению временем, рубрику "вопрос-ответ", описание различных упражнений и техник. А изложено это все очень четко и лаконично. Например, первая техника гласит: "Пореже снимайте трубку, когда звонит телефон, или вообще не снимайте. Перезванивайте в удобное вам время". Техника № 2: "Любыми путями старайтесь сократить время, проведенное на деловых встречах. <...> Если вы должны посещать совещания, нужно придумать, как пропускать их по своему усмотрению". Вот что значит "жесткий тайм-менеджмент"!

Эта книга о самодисциплине, и рассчитана она на очень занятых людей, которые готовы не просто заставлять себя работать, а пойти на бескомпромиссные меры для достижения поставленных целей. Ден Кеннеди на собственном примере показывает читателю, как превратить свое время в деньги. А после подсчетов стоимости каждого часа работы работоспособность повысится даже у самого бездеятельного человека.

 

МакКеон Г. Эссенциализм. Путь к простоте. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 256 с. 

МакКеон Г.  Эссенциализм. Путь к простотеЭссенциализм – умение выделить из множества дел по-настоящему важные и концентрироваться на их выполнении. "Это не про то, как успевать больше за меньшее время, а про то, как делать только то, что нужно делать", – пишет Грег МакКеон. Для того, чтобы этого добиться, необходимо определить свои цели, здраво оценить возможности и научиться говорить "нет".

Например, автор рекомендует выполнять разные задачи в разные дни недели, что позволит сосредоточить все свои силы на одной задаче. А для того, чтобы работа была в радость, необходимо, по его мнению, придумать себе стимул и выработать правильную привычку. Сам автор, чтобы приучить себя вести дневник, клал его в сумку рядом с мобильным телефоном. Каждый вечер при виде телефона он вспоминал и про дневник, и со временем ведение дневника стало для него чем-то само собой разумеющимся.

К сожалению, не все описанные в книге примеры можно применить в российских реалиях. Так, Грег МакКеон рассказывает про полицейское управление американского города Ричмонд, которое внедрило опыт "позитивных квитанций". Они представляют собой вознаграждения для молодых людей (например, бесплатный билет в кино) за законное поведение – выброс мусора в урны, катание на скейтбордах в отведенных местах, посещение школы без прогулов и опозданий и т. д. По прошествии 10 лет власти констатировали, что "позитивная квитанция" помогла снизить уровень рецидивизма с 60% до 8%.

Еще одним минусом данной книги является отсутствие четкого руководства к действию и практических упражнений, поэтому для закрепления полученных в ней знаний рекомендуем совместить ее прочтение с каким-нибудь другим пособием по тайм-менеджменту. Кроме того, некоторые части книги могут показаться слишком затянутыми.

 

Олкотт Г. Продуктивный ниндзя. – М.: Эксмо, 2015. – 368 с. 

Олкотт Г. Продуктивный ниндзяГрем Олкотт убежден, что основным фактором эффективности уже давно стал менеджмент внимания. Тому, как добиться продуктивности через развитие своего внимания, и посвящена книга "Продуктивный ниндзя". В ней содержатся советы о том, как определить тип своего внимания, контролировать его и научиться правильно им пользоваться. Уровни внимания, отмечает Олкотт, сменяют друг друга практически каждый час. Например, с 9.00 до 11.00 большинство людей обладают проактивным вниманием и готовы к принятию самых важных решений. А с 14.00 до 15.00 внимание человека часто становится инертным, а значит, планировать на это время серьезные дела не стоит. Чтобы определить собственный уровень внимания, понаблюдайте за собой в разное время дня. Знание своего уровня внимания в зависимости от времени дня позволит лучше концентрироваться на процессе работы и выполнять ее наиболее продуктивно.

Грем Олкотт также рассказывает, как правильно вычленять из потока встреч, электронных писем и телефонных звонков те, которые действительно принесут результат, и сосредоточиться именно на них. Так, рекомендуется создать в почтовом ящике несколько папок: в одну из них складывать письма, которые требуют обстоятельного ответа, в другую – сообщения для чтения на досуге, в третью – напоминания о предстоящих событиях. При этом автор учит принимать решения взвешенно и спокойно.

Но эта книга не только о работе – в ней содержатся советы и по планированию отдыха, который должен быть достаточно регулярным, чтобы восстановить свои силы и переключиться с одной задачи на другую.

 

Пинтосевич И. Полный контроль! – М.: Эксмо, 2013. – 192 с. 

Пинтосевич И. Полный контроль!Книга Ицхака Пинтосевича обещает читателю научиться тайм-менеджменту нового поколения за 30 дней. Для его освоения автор включил в "Полный контроль!" множество упражнений, выполнять которые можно прямо в бумажной версии книги (после каждого задания предусмотрены пустые строчки). Если же вы используете электронный вариант книги, для выполнения упражнений рекомендуем завести блокнот. Книга наполнена анекдотами, картинками, а еще... цитатами из Торы и рассуждениями о Б-ге (который по иудейской традиции в письменном виде упоминается именно таким образом), так что атеисту или человеку иной веры некоторые части книги могут показаться некорректными.

Однако есть и приятные бонусы: в конце автор указывает сайт, на котором находятся его видеотренинги – с их помощью читатель сможет бесплатно закрепить полученный результат. В общем, читать книгу легко и увлекательно, поэтому рекомендуем ее в первую очередь тем, для кого важен именно творческий подход в обучении. 

 

Трейси Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 302 с. 

Трейси Б.  Тайм-менеджмент по Брайану ТрейсиБрайан Трейси – бизнес-консультант, который посвятил более 25 лет изучению самых эффективных методов тайм-менеджмента. Его книга "Тайм-менеджмент по Брайану Трейси" – квинтэссенция накопленного опыта. Она учит организовывать себя, правильно расставлять приоритеты и добиваться больших результатов с меньшими временными затратами. Книга наполнена многообразием инструментов и способов, которые помогут преуспеть во всех сферах деятельности. Автор предлагает разные методы для достижения результатов: от особого распорядка дня до использования техники самовнушения. Брайан Трейси рекомендует освоить курсы быстрого чтения, взять за привычку слушать аудиокниги за рулем и во время обеда, а также придумать собственную систему поощрений.

А вы когда-нибудь подсчитывали, сколько стоит одно совещание? Брайан Трейси советует почаще делать это. Допустим, вы пригласили 10 сотрудников, каждый из которых зарабатывает в среднем 300 руб. в час. Значит, цена совещания составляет 3 тыс. руб. в час (конечно, в книге приведены долларовые расценки, но мы же находимся в российских реалиях). Очевидно, после этих цифр любой руководитель задумается, прежде чем объявлять своим подчиненным об очередном собрании.

И еще один приятный момент: Брайан Трейси обещает всем читателям его книги, что после ее прочтения те получат минимум два дополнительных часа в день и увеличение доходов на 25%.

 

Хайнц М.С. Позитивный тайм-менеджмент. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 128 с. 

Хайнц М.С. Позитивный тайм-менеджментВ своей книге Мария Хайнц рассматривает тайм-менеджмент под непривычным углом: учиться управлять своим временем нужно не только для того, чтобы повысить эффективность своей работы, – тайм-менеджмент нужен, чтобы освободить время для счастья. По мнению автора, люди проводят свою жизнь в бесконечной гонке за успехом, в то время как стремиться надо к другому – ощущению глубокого удовлетворения от жизни. Этому и посвящена книга "Позитивный тайм-менеджмент". При этом автор не навязывает свое представление о счастье, а позволяет читателю самостоятельно решить, чего желает он.

Книга очень емкая, а для удобства восприятия каждая ее глава заканчивается кратким выводом. Советы, содержащиеся в "Позитивном тайм-менеджменте", самые разнообразные: от необходимости проветривать спальню перед сном до рациона питания успешного человека.

"Чтобы быть продуктивным и счастливым в течение дня, нужно планировать наиболее трудные дела на период энергетического подъема, а во время спада отдыхать от работы и максимально эффективно восстанавливаться, – рекомендует Мария Хайнц. Длительность и интенсивность энергетических подъемов и спадов сильно зависит от того, как мы питаемся, сколько двигаемся, чем занимаемся. Но чаще всего энергичность, отмечает автор, возрастает после пробуждения, а спадает в послеобеденное время и через семь часов с момента пробуждения.