Новости и аналитика Аналитические статьи Высшее образование в России: последние тенденции и перспективы развития

Высшее образование в России: последние тенденции и перспективы развития

Высшее образование в России: последние тенденции и перспективы развития
lightpoet / Depositphotos.com

Уже завтра – 8 августа – завершится вторая волна приема абитуриентов на бюджетные места в российских вузах – будут опубликованы приказы о зачислении студентов на 100% основных конкурсных мест. Предварительные итоги приемной кампании этого года на состоявшейся в конце прошлой недели пресс-конференции подвели ректор МГИМО Анатолий Торкунов, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор МФТИ Николай Кудрявцев. Рассмотрим наиболее характерные особенности приемных кампаний последних лет и перспективы развития высшего образования в ближайшем будущем.

 

Особенности приемной кампании текущего года и общие тенденции последних лет

Несмотря на возможность подать заявление о приеме в пять вузов, и в каждом из них – на три специальности (п. 52 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры), количество подаваемых одним абитуриентом заявлений снижается. Так, в НИУ ВШЭ в этом году среднее число поданных заявлений составило примерно 1,9, и это свидетельствует о том, что выпускники заранее определяют желаемое направление подготовки, отметил Ярослав Кузьминов. Данный факт подтверждается и другой тенденцией – абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ, не поступившие на бюджетные места в связи с их ограниченным количеством, вместо выбора другого направления или другого вуза, где имеющиеся баллы гарантируют им поступление на бюджет, предпочитают обучение по выбранному изначально направлению в конкретном вузе на договорной основе. Таким образом, на протяжении нескольких последних лет выросло не только количество поступивших в ведущие вузы платников, но и качество их знаний. К примеру, средний проходной балл на платное место в НИУ ВШЭ и МГИМО в прошлом году составлял 81 балл, в этом году в последнем вузе он составил уже 83 балла.

В каком случае операции по выполнению НИОКР учреждениями образования или науки освобождаются от НДС, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Нельзя не отметить, что вузы оказывают поддержку успешно обучающимся на договорной основе студентам. Так, например, по словам Николая Кудрявцева, из принимаемых ежегодно в МФТИ примерно 1000 человек 850-900 являются платниками, однако почти никто из них не оплачивает обучение самостоятельно. Финансирование осуществляется спонсорами, в качестве которых выступают организации, заинтересованные в последующем трудоустройстве студентов, либо выпускниками вуза – вносимые ими средства образуют существенную долю фонда целевого капитала института. Кстати, около 100 человек, обучение которых на треть оплачивается вузом, а остальное – его выпускниками, составляют те, кто не добрал баллов до среднего (получили 80-85 баллов по предмету, тогда как средний в вузе – 94), но имеет склонность к изобретательству и технологическому новаторству. "Раньше мы эту категорию ребят, очень ценных, теряли. Но наши выпускники предложили такой выход. В выборе мы не ошиблись ни разу", – подчеркнул Николай Кудрявцев. НИУ ВШЭ в свою очередь предоставляет скидки в размере от 25% до 70% стоимости обучения студентам, которые впоследствии показывают лучшие результаты. Как сообщил Ярослав Кузьминов, из предполагаемых к зачислению в этом году в университет в Москве 6500 человек 2200 – бюджетники, 400 – те, чье обучение полностью оплатит сам вуз, около 2000 – платники, которые получат скидку на оплату обучения за то, что не ушли на бюджет в другой вуз. При этом он считает необходимым поставить вопрос о государственном субсидировании студентов с высокими баллами ЕГЭ, обучающихся на договорной основе.

Кроме того, ректоры надеются на скорейшее возобновление программы по предоставлению образовательных кредитов с господдержкой. Напомним, в прошлом году Сбербанк приостановил их выдачу, и, несмотря на утверждение в начале текущего года новых правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования (постановление Правительства РФ от 26 февраля 2018 г. № 197), даже примерная дата возобновления соответствующей кредитной программы пока не называется.

Еще одной особенностью приемных кампаний последних лет является увеличение количества поступающих в российские вузы иностранцев. Причем эта категория уже давно не ограничивается русскоговорящими гражданами стран постсоветского пространства. "В этом году принимаем примерно на четверть больше иностранцев, чем в прошлом, – рассказал Ярослав Кузьминов. – Растет число студентов из Африки, Латинской Америки, большой приток студентов из Китая, Кореи, Вьетнама. Появляются, особенно на магистерских программах, студенты из западноевропейских стран, из США". По данным Анатолия Торкунова, 60% поступающих в магистратуру МГИМО иностранцев – представители Западной и Центральной Европы. Это, по мнению руководителей вузов, свидетельствует о том, что все они высоко оценивают уровень образования в России, поскольку, во-первых, имеют большой выбор университетов в своих странах, а во-вторых, учатся здесь платно. Стоит отметить, что повышение интереса иностранцев к российскому образованию подтверждается и статистикой Рособрнадзора о количестве заявлений на процедуру признания иностранного образования с целью поступления в российские университеты. В июле текущего года число обращений составило более 3000, что на 17% больше, чем в июле прошлого года. Сложнее всего, по мнению Николая Кудрявцева, приходится иностранцам, поступающим в технические вузы, так как российские школьники к освоению программ в них, в частности физико-математических дисциплин, подготовлены лучше. Это не удивительно, учитывая, что ежегодно россияне становятся победителями международных олимпиад и конкурсов. Из последних результатов – четыре золотых и одна серебряная медаль на 49-й Международной физической олимпиаде, прошедшей в Лиссабоне в конце июля.

Важное значение для развития системы высшего российского образования имеет расширение практики реализации так называемых сетевых образовательных программ, предполагающих получение двух дипломов, причем как с зарубежными университетами (давно устоявшаяся практика), так и с российскими вузами. МГИМО, в частности, реализует ряд таких магистерских программ: "Международный менеджмент в области транспорта нефти и нефтепродуктов" – совместно с РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, "Спортивная дипломатия" – с Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма, "Стратегический менеджмент международных минерально-сырьевых компаний" – с МИСиС (в этом году прошел первый набор на данную программу). МФТИ реализует совместную бакалаврскую программу с РАНХиГС, магистерскую – со Сколтехом. Однако в то же время растет интерес российских студентов к полностью англоязычным программам – к примеру, количество желающих обучаться по открытой в этом году НИУ ВШЭ совместно с Лондонским университетом программе "Прикладной анализ данных" в 1,5 раза превысило запланированное, отметил Ярослав Кузьминов. "Англоязычное образование развивает возможности на глобальном рынке, поэтому студенты предпочитают его бесплатным программам по международным отношениям, бизнес-информатике и т. д.", – пояснил он.

Нельзя не отметить работу вузов по созданию условий для получения студентами практико-ориентированного образования. В МФТИ распределение студентов по кафедрам происходит на третьем курсе, а сделать выбор им помогает посещение базовых предприятий, где впоследствии они будут проводить исследования для написания дипломов и диссертаций, отметил Николай Кудрявцев. МГИМО в этом году расширил перечень корпоративных магистерских программ, финансируемых крупными российскими корпорациями. Кроме того, открывая новые образовательные программы, университет ищет партнеров-практиков для их реализации – например, запущенная в этом году программа "Искусственный интеллект" будет реализовываться в партнерстве с Microsoft, так как специалисты этой компании смогут обеспечить получение студентами необходимого уровня знаний, подчеркнул Анатолий Торкунов. Появление таких программ отражает, разумеется, потребность в подготовке квалифицированных кадров по новым специальностям, появляющимся, в частности, в связи с переходом к цифровой экономике.

Для гуманитарного образования в последние годы характерны два явления. Первое – повышение популярности программ подготовки специалистов в сфере маркетинга, связей с общественностью, межкультурных коммуникаций, медиа, предполагающих получение прикладных гуманитарных знаний, отметил Ярослав Кузьминов. Но в то же время пользуются спросом и узконаправленные специальности. Так, немаленький конкурс в этом году в НИУ ВШЭ был не только на программу "Востоковедение", но и на программы, предполагающие изучение отдельных секторов востоковедения: "Библеистика и история древнего Израиля" и др. Это свидетельствует о постепенном снижении массового интереса только к тем специальностям, которые гарантируют быстрое достижение высокого уровня заработка.

 

Перспективы развития высшего образования

Глобальные цели и задачи, поставленные перед сферами образования и науки на ближайшие пять лет, обозначены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. Среди них, в частности, – обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне и вхождение России в пятерку ведущих стран мира по научным исследованиям. Методы достижения поставленных целей, надо полагать, найдут отражение в разрабатываемых в настоящее время Правительством РФ национальных проектах в сферах образования и науки.

Между тем у вузов есть ряд предложений о том, в каком направлении должна развиваться система высшего образования. Они обсуждались и на XI съезде союза ректоров с участием Президента РФ Владимира Путина, прошедшем в апреле текущего года, и на встрече с ректорами вузов главы правительства Дмитрия Медведева, состоявшейся 4 июля. К наиболее существенным можно отнести предложения:

  • о формировании программ фундаментальных исследований в каждом ведущем вузе (кстати, что понимается под ведущим вузом, также предстоит уточнить) и увеличении финансирования исследовательской работы университетов. По словам Ярослава Кузьминова, минимально необходимое соотношение научного и образовательного бюджета университета – 1:1 (данные основываются на сведениях о входящих в топ-100 в мировых рейтингах исследовательских университетах). На данный момент в большинстве российских в вузов на науку выделяется в среднем 15% бюджета, самая большая доля – в МГУ и НИУ ВШЭ, но и она равна всего 28%. Обеспечение хотя бы равного финансирования образования и науки позволит не допустить "утечки мозгов" в западные университеты. Значительную часть средств могут предоставлять ведущие корпорации, но и государство обязательно должно вкладываться в финансирование исследовательской работы, уверен Ярослав Кузьминов;
  • об отмене или существенной корректировке системы государственной аккредитации вузов. Применение действующей, по мнению экспертов, нецелесообразно уже просто потому, что в ходе аккредитации проверяется соответствие реализуемых учебным заведением образовательных программ требованиям ФГОС, тогда как многие вузы имеют право на утверждение собственных образовательных стандартов (ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Хотя установленные ими требования не могут быть ниже предусмотренных ФГОС, непонятно, как в этом случае должна осуществляться проверка качества образования. В связи с этим Ассоциация "Глобальные университеты" и Ассоциация ведущих университетов направили письмо в адрес Президента РФ, обозначив в нем ряд параметров новой системы оценки качества образования. К ним отнесены такие показатели, как качество приема на конкретную образовательную программу (количество поступивших победителей олимпиад, средний балл ЕГЭ и др.), обеспеченность ее лабораторным оборудованием, объем научной работы вуза, уровень заработной платы преподавателей и т. д., а также параметры, позволяющие определить качество выпуска (предлагается, например, использовать данные проводимого Минобрнауки России и ПФР исследования по определению средней зарплаты выпускников каждой образовательной программы каждого вуза). Ряд предложений касается также проведения независимой внешней оценки реализуемых вузом образовательных программ и совершенствования системы проверки качества выпускных квалификационных работ. Помимо уже распространенной практики проверки на плагиат, предлагается, к примеру, размещать в открытом доступе абсолютно все магистерские диссертации. Нахождение в публичном поле и доступность для интересующегося и внимательного читателя повысит качество работ, полагает Анатолий Торкунов;
  • о расширении перечня участников проекта повышения конкурентоспособности российских университетов 5-1001 за счет включения в него, во-первых, ряда крупнейших российских вузов (МГУ, СПбГУ, МГИМО), а во-вторых, вузов, реализующих подготовку специалистов по направлениям, по которым в мировых рейтингах Россия вообще пока не представлена: сельское хозяйство, транспорт и др.;
  • о включении в состав мероприятий по реализации национального проекта в сфере образования действий по созданию и развитию кампусов университетов. Как подчеркивают ректоры вузов, российские студенты больше всех в мире тратят времени на то, чтобы добраться до университета (причем вне зависимости от того, живут они дома или в общежитии), что существенно снижает привлекательность российских вузов для иностранных студентов;
  • о существенном повышении стипендий аспирантам. Сейчас их размер в среднем составляет 2000 руб.;
  • о переводе всех издаваемых в России научных журналов на английский язык и бесплатном их распространении в иностранных библиотеках с целью популяризации российской науки на международном рынке.


***

Как видно, ведущие российские вузы прилагают немало усилий для повышения своей конкурентоспособности как на отечественном, так и на международном рынке образовательных услуг. Поэтому есть основания полагать, что грамотное предоставление государственной поддержки действительно сможет повысить привлекательность обучения и научной работы в России как для молодых и перспективных, так и для уже состоявшихся ученых: не только российских, но и иностранных.

______________________________

1 Вся информация: основные задачи, список участников и их позиции в мировых рейтингах, текущие результаты реализации программ повышения конкурентоспособности и т. д. – размещена на официальном сайте проекта 5-100 (5top100.ru).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме: