Новости и аналитикаИнтернет-мероприятияИнтернет-интервью Формирование избирательного фонда кандидатами на должность Президента РФ

Формирование избирательного фонда кандидатами на должность Президента РФ

 

Интернет-интервью
члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Колюшина Евгения Ивановича

30 января в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Колюшина Евгения Ивановича.

Тема интервью: "Формирование избирательного фонда кандидатами на должность Президента РФ"

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Колюшина Евгения Ивановича - члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Тема сегодняшнего интервью: "Формирование избирательного фонда кандидатами на должность Президента РФ".

28 ноября 2007 года началась избирательная кампания по выборам на должность Президента Российской Федерации. Одним из самых актуальных вопросов, интересующих население, является формирование и расходование избирательного фонда кандидатов на должность Президента Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" кандидат на должность Президента Российской Федерации обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании Российской Федерации.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, является контроль за расходованием средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ.

Во время интернет-интервью планируется обсудить вопросы формирования, открытия и ведения счетов кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Будут освещены проблемы контроля за расходованием средств избирательных фондов, а также другие вопросы в сфере избирательного процесса, интересующие граждан. На эти и многие другие вопросы ответит член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Колюшин Евгений Иванович.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Евгений Иванович, кому принадлежат средства избирательного фонда с момента его формирования? Вправе ли кандидаты на должность Президента Российской Федерации рассчитывать на возмещение этих средств в случае, если выборы не состоялись по каким-либо причинам?

Колюшин Е. И.: Добрый день, уважаемые слушатели и зрители! Спасибо за приглашение. Спасибо за то, что проявляете интерес к теме финансирования избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. Эта сторона выборов до сих пор еще мало освещена. С точки зрения права собственности - сложный вопрос: непонятно чьей собственностью являются средства избирательного фонда. Я могу сказать, что, видимо, средства эти находятся в оперативном управлении кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Они пользуются, распоряжаются этими средствами. Что касается права на возмещение расходов из этого фонда: если выборы не состоялись по независимым от кандидата причинам, то такого права законодательством не предусмотрено. Выборы — это своего рода риск. У человека есть право участвовать в выборах, но это - не обязанность. За каждый риск нужно платить.

Вопрос: Какими способами можно внести денежные средства в избирательный фонд кандидата на должность Президента Российской Федерации?

Ответ: В фонд вносятся деньги в валюте Российской Федерации, то есть в рублях. Это можно сделать путем почтового или телеграфного перевода, указав реквизиты специального избирательного фонда, либо безналичным путем - перечисляя деньги со счета кредитной организации на специальный избирательный счет.

Вопрос: Кому запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов?

Ответ: Перечень запретов довольно большой, где-то 15 позиций, многие из которых распадаются на более конкретные. Запрещено вносить пожертвования детям до 18 лет, иностранцам, лицам без гражданства, бюджетным организациям, государственным органам и так далее. Каждый запрет чем-то обоснован. Например, иностранцы не имеют права влиять на ход и результаты выборов, так как это внутреннее дело нашей страны, следовательно, финансировать их не могут. Ряд запретов обосновывается тем, чтобы бюджетные деньги не перераспределялись на избирательные кампании кандидатов и партий. Таким образом, переченьзапретов достаточно большой, но он, в общем, не отличается от запретов в странах, которые мы называем цивилизованными.

Ведущий: Евгений Иванович, скажите, каковы последние данные о средствах, поступивших кандидатам в их избирательные фонды?

Колюшин Е. И.: На сегодняшний день в избирательный фонд Андрея Владимировича Богданова поступило 4850000 рублей, израсходовано 811375 рублей, в избирательный фонд Владимира Вольфовича Жириновского— поступило 15000000 рублей, израсходовано 11928294 рубля, в избирательный фонд Геннадия Андреевича Зюганова— поступило 29160000, израсходовано 26411745 рублей, в избирательный фонд Дмитрия Анатольевича Медведева поступило 56339190 рублей, израсходовано 1229652 рубля. Михаил Михайлович Касьянов собрал в фонде 7450000 и израсходовал 3869944 рубля. Касьянову М.М., как известно, отказано в регистрации, а остальные четыре фамилии, которые я назвал, это зарегистрированные кандидаты на должность Президента Российской Федерации.

Вопрос: Кто вправе производить операции со средствами специального избирательного счета?

Колюшин Е.И.: Деньгами на счете распоряжается либо сам кандидат, либо уполномоченный по финансовым вопросам. Практически кандидату на выборах такого уровня неудобно самому распоряжаться средствами, поэтому все кандидаты имеют уполномоченных по финансовым вопросам. Объем полномочий определяется доверенностью, которую дает кандидат. Уполномоченные регистрируются в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и распоряжаются средствами со счета.

Ведущий: Какую максимальную сумму денежных средств могут потратить на финансирование собственных избирательных кампаний лица, зарегистрированные кандидатами на должность Президенты Российской Федерации?

Колюшин Е. И.: У нас есть потолок расходов на президентских выборах, 400000000 рублей в первом туре. Если будет второй тур, то можно еще плюс 100000000 тратить, то есть до 500000000. 10% этих средств кандидат может внести в избирательный фонд из своего кармана, то есть до 40000000 или 50000000 рублей.

Вопрос: Правда ли, что финансирование кампании по выборам Президента Российской Федерации осуществляется из кармана избирателей, то есть из государственной казны?

Колюшин Е.И.: Как всегда, истина лежит где-то посередине. Прямого финансирования избирательных кампаний кандидатов из государственных средств сейчас нет, однако кандидаты получают бесплатный эфир, бесплатные печатные площади — это косвенное финансирование и большие деньги. Причем в отличие от парламентских выборов кандидаты не обязаны возмещать расходы средствам массовой информации, если получат мало процентов голосов избирателей. Кроме того, надо иметь в виду, что выборы организовывают избирательные комиссии, которые финансируются из бюджета. Бюллетени тоже печатаются за казенный счет. Это примеры опять же косвенного финансирования избирательных кампаний кандидатов. Прямого вливания государственных денег в избирательные фонды кандидатов сейчас нет.

Ведущий: Предоставляемые избирательным комиссиям сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности в соответствии с законодательством о выборах. Каков перечень источников доходов, которые предоставляет кандидат в избирательную комиссию?

Колюшин Е. И.: На президентских выборах кандидат и его супруга обязаны представить сведения о доходах и об имуществе. Доходы - за предыдущие четыре года, а сведения об имуществе включают в себя данные о собственности в части недвижимости, транспорта, денег на счетах в банках, акции и иных ценных бумаг.

Ведущий: Предусматривается ли законом обязательные требования по декларированию?

Колюшин Е. И.: Нет, такого требования нет. Но если кандидат на должность Президента Российской Федерации является чиновником или занимает государственную должность, то он должен был сдавать в налоговые органы декларацию о доходах и об имуществе.

Вопрос: В последнее время много споров вызывает вопрос о соотношении применения публичного (конституционного) и частного (гражданского) права в регулировании процедуры финансирования выборов. Ведь несмотря на существенную долю конституционно-правового регулирования, значительная часть правоотношений в области финансирования избирательных кампаний осуществляется в гражданско-правовой сфере. Поясните данную правовую коллизию.

Колюшин Е.И.: Чувствуется, что аудитория отягощена знаниями теории права. Действительно, есть такая проблема регулирования нормами публичного права и/или нормами частного права. В принципе, выборы — это публично-правовые отношения. Преимущественное регулирование должно идти со стороны публичного права, то есть конституционного финансового права. Частноправовое регулирование, должно иметь вспомогательный характер и должно быть подчинено публично-правовому регулированию, хотя не всегда это происходит на самом деле.

Ведущий: Мы переходим к следующему блоку вопросов, касающихся избирательных прав граждан и их активного участия в избирательном процессе. В каком порядке граждане и юридические лица вправе оказывать поддержку деятельности, способствующей выдвижению и избранию зарегистрированного кандидата?

Колюшин Е. И.: Во-первых, через деньги. Они могут вносить деньги в избирательный фонд. Гражданин может вносить до 6000000 рублей в избирательный фонд кандидата на должность Президента. Причем один человек может вносить средства в разные фонды. Дальше, граждане имеют право ставить подписи в поддержку кандидата, участвовать в агитации, массовых мероприятиях в поддержку того или иного кандидата, то есть, существуют, разные формы поддержки кандидата.

Вопрос: Следующий вопрос такой же, от юристов профессионалов. Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня избирательных прав российских граждан. Явно прослеживается, что характеристика объема избирательных прав граждан, данная в статье 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не может претендовать на исчерпывающую полноту. К правам необходимо отнести также право участвовать в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для осуществления контроля за голосованием и установлением его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным законодательством. Согласны ли Вы с характеристикой объема избирательных прав граждан, которая дана в законе?

Колюшин Е.И.: В статье 2 федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан дан открытый перечень избирательных прав. Там сказано, что избирательные права — это конституционное право избирать и быть избранным, а также право участвовать в наблюдении за выборами, наблюдении за работой избирательных комиссий и в других избирательных действиях. Избирательные права закрепляются в избирательном законодательстве, в судебной практике. В решениях судов можно обнаружить интересные формулировки относительно избирательных прав. Но лучше было бы, конечно, чтобы закон более определенно давал перечень избирательных прав. Тогда было бы понятно, что можно защищать, в том числе и в судебном порядке.

Ведущий: Будущее нашей страны напрямую связано с тенденциями развития политической системы, которые, в свою очередь, в значительной степени определяются идейно-политическими ориентациями и уровнем активности молодежи. Нынешняя ситуация характеризуется более высокой степенью политической вовлеченности людей среднего и старшего возраста. Как на Ваш взгляд, означает ли это, что подрастающее поколение вообще никогда не войдет в политическую жизнь, или это лишь проблема времени и психологической, социальной зрелости?

Колюшин Е. И.: Молодость — это такой недостаток, который быстро проходит. Это я могу ответственно сказать с высоты своего возраста. Что касается участия молодежи в выборах, то, действительно, такая проблема есть. Активность молодежи носит синусоидальный характер. Последние 10 лет не наблюдается высокой активности молодежи. Молодежь задавлена житейскими проблемами и не проявляет большой активности на выборах. Для этого, наверное, нужны какие-то изменения в обществе.

Вопрос: Как Вы считаете, по каким причинам народ уже давно не верит в честные и справедливые выборы? И что нужно делать, чтобы изменить такую ситуацию?

Колюшин Е.И.: Народ не однороден: кто-то верит, кто-то не верит, но по большому счету, действительно, наблюдается отторжение выборов. Правда, последние выборы переломили эту тенденцию. У нас регулярно падала явка избирателей на выборы. Неверие в свободные и справедливые выборы объясняется, как минимум, двумя вещами. Во-первых, осложнено участие людей в выборах, в особенности с точки зрения реализации пассивного избирательного права, то есть права быть избранным. Очень много рогаток в избирательном законодательстве. И, во-вторых, надо укреплять авторитет и реальную власть выборных органов в стране.

Ведущий: Следующий блок вопросов касается освещения избирательного процесса в СМИ. Не считаете ли Вы, что существующее законодательство чрезмерно ограничивает СМИ в освещении предвыборной президентской гонки?

Колюшин Е. И.: Нет, я так не считаю. Я как раз другого мнения. Было постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года, которое дало очень большую свободу СМИ в освещении избирательной кампании. И сейчас на выборах (и на прошедших парламентских, и на этих выборах) наблюдается неравный доступ разных кандидатов к СМИ. Об одном кандидате СМИ очень много пишут, о других значительно меньше.

Ведущий: Второй вопрос, следующий из данного блока, повторяет первый. Я все равно его зачитаю. Прошедшие выборы депутатов Государственной Думы показали нам неравное положение практически всех участников кампании в освещении их деятельности в СМИ.

Вопрос: не повторится ли такая несправедливость во время президентской кампании? Это регулируется каким-нибудь нормативным актом, где четко прописано сколько времени отводится на эти мероприятия?

Колюшин Е. И.: К сожалению, проблема неравного доступа участников выборов к СМИ, в особенности - к электронным, не нова. В отчете БДИПЧ ОБСЕ о выборах и 2003 года, и 2004 года отмечался неравный доступ участников выборов к СМИ. Сейчас по прошедшим парламентским выборам — то же самое. К сожалению, нормы избирательного законодательства, которые предусматривают равное по времени информирование о выборах, об участии в выборах разных кандидатов, нередко, на мой взгляд, нарушаются. И СМИ об одних кандидатах больше пишут, о других ничего не пишут или очень мало пишут. Они объясняют это свободой прессы. Мероприятия одних кандидатов имеют большой общественный интерес, у других они не имеют такого интереса. На мой взгляд, эту проблему рано или поздно надо будет решать. Например, в Англии любое появление кандидата на выборную должность в СМИ считается агитацией. Если действующий глава правительства, будучи кандидатом на парламентских выборах открывает какой-нибудь памятник и это показывает "Би-Би-Си", то конкуренты из другой партии имеют право получить примерно такое же эфирное время и использовать его для агитации по своему усмотрению. У нас этого нет, к сожалению.

Ведущий: Спасибо за исчерпывающий ответ. Переходим к следующему блоку вопросов, касающихся общих вопросов избирательного процесса. Какие недостатки в нынешней системе избирательного законодательства, на Ваш взгляд, имеют место? Будут ли учитываться положительные и отрицательные результаты проведения предыдущих выборов?

Колюшин Е.И.: Выборы — это политический процесс, и избирательное законодательство каждая правящая партия делает под себя. При этом есть какие-то разумные пределы в раскройке этого избирательного законодательства. На мой взгляд, к недостаткам действующего избирательного законодательства можно отнести, во-первых, очень сложные условия регистрации кандидатов и списков кандидатов. Во-вторых, неравный доступ к средствам массовой информации, неравное информирование о деятельности тех или иных кандидатов. И в третьих, все-таки неэффективными являются механизмы борьбы с административным ресурсом, в частности, с включением в списки таких кандидатов, которые заведомо (и многие из них даже не скрывают этого) не будут занимать выборные должности. Они играют роль блесны, на которую должен клюнуть незрелый избиратель. И эти технологии, к сожалению, действуют, являются до настоящего времени эффективными. Надо какие-то нормативные заслоны ставить. Будут или не будут учтены эти недостатки? Я думаю, что законодательство все-таки будет меняться. И в этом есть и плюсы, и минусы. К сожалению, у нас перед каждыми парламентскими выборами избирательное законодательство очень сильно меняется. Нет стабильности.

Ведущий: В избирательном законодательстве России не дается определение избирательного штаба. В Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" определяется лишь статус доверенных лиц кандидата на должность Президента Российской Федерации, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Поясните, пожалуйста, данное понятие и расскажите, какие требования предъявляются к формированию избирательного штаба в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Колюшин Е. И.: Действительно, понятия - избирательный штаб в избирательном законодательстве нет. На мой взгляд, оно и не нужно. такого В избирательном законодательстве нет понятия "политтехнологи", но, тем не менее, политтехнологи живут. Полагаю, что круг лиц, легализованных на выборах (кандидат, его доверенные лица, уполномоченные и др.), достаточен для проведения эффективной избирательной кампании. Штабы существуют де-факто. Люди работают там либо за идею, либо за деньги. Сейчас разрешено использовать партийный потенциал для поддержки того или иного кандидата на выборах, не финансируя это дело из избирательного фонда. Практически, для тех кандидатов, которые выдвинуты партиями, роль их штабов играют эти партии, по крайней мере, функционеры этих партий. Поэтому мне кажется, что нет необходимости вводить понятие избирательного штаба в законодательство.

Вопрос: Последний вопрос. Поясните, влечет ли сделка, совершенная с нарушением норм конституционного права, гражданско-правовые последствия? Например, оплата договора на изготовление агитационных материалов, минуя избирательный фонд кандидата политической партии.

Колюшин Е.И.: Если агитационный материал изготовлен, минуя избирательный фонд, оплата проведена, минуя избирательный фонд, то это нарушение влечет конституционно-правовую ответственность кандидата. Существует также административная ответственность. Скажем, типографии, издательства, которые изготовили этот агитационный материал. Что касается гражданско-правовой ответственности, то ее нет. И здесь, к сожалению, как раз тот случай, когда с точки зрения гражданского права отношения вроде бы правовые, но с точки зрения публичного права они являются незаконными. На этом конфликте построены некоторые заведомо противоправные технологии изготовления агитационных материалов, минуя избирательные фонды.

Ведущий: Евгений Иванович, спасибо Вам большое за четкие, исчерпывающие ответы на вопросы интернет-аудитории.

Колюшин Е.И.: Спасибо Вам, Сергей! Просвещайте избирателей в отношении выборов, в том числе и в финансировании выборов. Спасибо!