Новости и аналитика Интервью Московская городская Дума: Законодательный орган власти города Москвы

Московская городская Дума: Законодательный орган власти города Москвы


Интернет-конференция
Председателя Московской городской Думы
Платонова Владимира Михайловича

 

29 февраля 2008 года в 10.00 в Центре Информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Председателя Московской городской Думы Платонова Владимира Михайловича.

Тема конференции: "Московская городская Дума: Законодательный орган власти города Москвы".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Платонова Владимира Михайловича - Председателя Московской городской Думы.

Уважаемый, Владимир Михайлович позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Московская городская Дума является выборным, постоянно действующим представительным и законодательным органом власти города Москвы.

Современный период деятельности представительного и законодательного органа власти Москвы, формирующейся системы самоуправления в городе, связан с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. N 1738 "О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в г.Москве и Московской области". Указом Президента было рекомендовано Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы, определяющее порядок работы городской Думы.

В области законодательного процесса основным нововведением стало четкое разграничение вопросов, по которым принимаются законы города Москвы и постановления Московской городской Думы. В соответствии с изменяющимся федеральным законодательством депутаты постоянно ведут работу по совершенствованию Устава города Москвы.

К исключительной прерогативе Думы относится рассмотрение проекта городского бюджета, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, утверждение этих бюджетов, а также контроль за их исполнением.

Московская городская Дума как законодательный орган субъекта Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, правом избрания своего представителя и согласования назначения представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации в порядке, установленном федеральным законом и правовыми актами города Москвы.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить основные направления законотворческой деятельности Московской городской Думы, итоги деятельности Мосгордумы за прошедший год, проблемные вопросы совершенствования законодательства города Москвы, вопросы актуализации законодательства города Москвы в соответствии с федеральным законодательством. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Председатель Московской городской Думы Платонов Владимир Михайлович.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

 

 

Ведущий:Блок вопросов, касающихся законодательного регулирования деятельности Московской городской Думы. Первый вопрос из Иркутской области от господина Малышева. До каких пор Московские власти будут нарушать Конституцию РФ (ст.71) и принимать свои территориальные строительные нормы? Ведь Верховный суд уже принял два определения о незаконности принятия региональными властями ТСН.

Платонов В. М.:

Это весьма серьезное обвинение в адрес властей. Нарушение Конституции – это основание для досрочного прекращения полномочий законодательного и представительного органа власти. Но это может подтвердить только Конституционный суд, поэтому столь тяжкие обвинения лучше выдвигать осторожно. Вообще, московские власти на редкость законопослушны.

 

Ведущий: Сколько (в процентном соотношении) законов из числа принятых Мосгордумой было внесено в порядке законодательной инициативы Мэром Москвы? А сколько депутатами МГД? А сколько муниципальными Собраниями? Эффективно ли, на Ваш взгляд, имеющееся на настоящий момент соотношение?

Платонов В. М.:

Сначала о том, кто может быть субъектом законодательной инициативы в Москве: это депутаты, группы депутатов, комиссии и фракции Московской городской Думы, Мэр Москвы, Прокурор Москвы, Председатель Мосгорсуда, Председатель Арбитражного суда, наш представитель в Совете Федерации по вопросам, касающимся организации местного самоуправления, органы местного самоуправления. И еще законодательную инициативу могут осуществить 50 тысяч москвичей, если они подписались под проектом закона.

Теперь о процентном соотношении. Какой-то стабильной цифры нет, она постоянно меняется. Были годы, когда исполнительная власть и законодатели вносили примерно равное количество проектов. В другие периоды до 3/4 законодательных инициатив исходило от исполнительной власти. Эта цифра меня первое время удивляла, настораживала, но, когда я ознакомился с международной практикой, то убедился, что в этом нет ничего плохого.

Дело в том, что показатель работы в парламенте – это не авторство того или иного законопроекта, а дальнейшая судьба этого документа.

Ведь законопроекты, внесенные Мэром, могут отклоняться Думой с тем же успехом, что и внесенные депутатами. Правда, сейчас это происходит все реже. Исполнительная власть крайне отрицательно относится к случаям возврата проектов из Думы и старается тщательно выверять и согласовывать их на стадии разработки. Если же на стадии обсуждения в Думе становится ясно, что документ не будет принят, его просто отзывают. В прошлом году это произошло с проектом повышения ставок транспортного налога. Сейчас в правительстве ведется доработка этого документа.

Порой законопроект не отклоняется, но в него вносится депутатами огромное количество поправок, позволяющее изменить даже название документа. Так что все эти пропорции, подсчеты, кто больше внес законопроектов, - вещь достаточно условная.

Сейчас вообще тенденция изменилась, новых законов стало появляться меньше, потому что правовое поле Москвы в целом достаточно отрегулировано, и идет в основном уточнение действующего законодательства.

Ведущий: Московская городская Дума, я слышала, собирается вносить изменения в закон N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". С чем связаны эти изменения и в чем их суть?

Платонов В. М.:

С самого начала работы Московской городской Думы мы совместно с исполнительной властью пытаемся решить заклятый "квартирный вопрос", который, по мнению литературного героя, "испортил москвичей". Сначала у нас было очень широкое поле возможностей, и мы исправляли те ошибки, которые допускали ранее власти.

Мы изменили количество метров, необходимых для постановки на учет; мы увеличили количество льготных категорий. В частности, туда вошли и коренные москвичи, и те, кто больше 40 лет прожили в столице. Ведь не секрет, что многие приезжали по лимиту, жили какое-то время в общежитиях, потом через 5-7 лет получали новые благоустроенные квартиры, а в коммунальных квартирах в центре Москвы продолжали жить люди, которые годами ждали улучшения на жилье. Этот, наверное, самый болезненный, самый важный блок законов был связан с регулированием проживания в Москве.

Затем изменилось федеральное законодательство, оно стало гораздо жестче. Прежде всего, оно уменьшило количество новых очередников; основным показателем для попадания в их число стало материальное положение. В результате возник некий социальный дисбаланс. Например, в двух одинаковых московских "малогабаритках" проживают две одинаковые семьи, члены которых имеют в среднем по 9 квадратных метров на человека. Одна семья попала в категорию "малоимущей", стоит в очереди на квартиру и со временем получит от государства бесплатное жилье. У другой – никакой надежды на помощь властей, поскольку ее годовой доход всего на тысячу рублей больше… А ведь во вторую категорию попадает огромное количество небогатых горожан, проживших в Москве долгое время – более 10 лет – но до сих пор не имеющих жилья. После 1 марта 2005 года (день вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ) их не ставят на очередь, для покупки квартиры у них нет средств, а город не имеет законодательной основы для того, чтобы оказывать им содействие в получении жилья.

Поэтому законопроект о внесении изменений в Закон города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", подготовленный в нашей фракции "Единая Россия", направлен на реализацию городской жилищной программы "Москвичам – доступное жилье". Мы предлагаем предоставить людям, нуждающимся в жилье, но формально не подпадающим под критерий малоимущности, возможность участвовать в городских возмездных программах улучшений жилищных условий (получение квартиры из жилищного фонда города по договору найма, программа накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке; субсидия для приобретения или строительства жилья; покупка квартиры у города с рассрочкой платежа или с использованием заемных средств, льготная ипотека). Это существенное расширение возможностей обретения жилья для тысяч москвичей.

Еще один аналогичный проект, внесенный прокурором города, расширяет право на внеочередное получение жилья людей, страдающих хронической формой тяжелых заболеваний (согласно специальному перечню заболеваний).

Ведущий: А может ли рассчитывать на бесплатную квартиру молодая семья?

Платонов В. М.:

В Москве уже несколько лет действует городская программа "Молодой семье – доступное жилье". Скажем, за 2006-2008 годы мы планируем предоставить квартиры от города 22 тысячам молодых московских семей. Это реальность, схема уже работает, она предусматривает целый ряд возможностей для получения жилья, во многом совпадающих с перечисленными мной в предыдущем ответе. Чтобы попасть в эту очередь, необходимо соответствовать ряду критериев по возрасту, обеспеченности жилплощадью и т.д. Всех интересующих адресую на сайт Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, там все расписано в мельчайших подробностях.

Ведущий: Есть законопроект "Об охране диких животных в Москве". Что же предлагают разработчики в связи с этим законопроектом? И что изменится с его принятием? Так как я очень сильно люблю животных, интересно, что предлагает сделать Московская городская Дума?

Платонов В. М.:

Сразу оговорюсь, что интересующий Вас законопроект не относится ни к домашним собакам, кошкам, хомякам и т.д. (для них готовится другой закон), ни к медведям в зоопарке, ни к голубям или крысам на улице. Он касается зверей и птиц, что называется, "естественных для фауны города Москвы". В естественных условиях у нас живут барсуки, бобры, белки, множество видов птиц, всего около 280 видов животных. Они обитают в парках, лесопарковых зонах, на разного рода озелененных территориях. В законопроекте устанавливаются требования и ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности и пользовании дикими животными, что позволит запретить охоту, стрельбу по птицам, натравливание собак на лесных обитателей и любые другие действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности, нарушению среды обитания диких животных на территории Москвы.

В общем, законопроект нацелен на защиту наших братьев меньших, которые живут в городе и так же, как и зеленые насаждения, нуждаются в особом отношении. Поэтому, осуществляя свою деятельность, в том числе и по благоустройству города, люди должны задумываться, не нанесут ли они вред природе. Не буду подробно останавливаться на содержании законопроекта, он пока прошел только первое чтение, у депутатов к нему еще есть немало вопросов, касающихся содержания экзотических животных в городе, разного рода экономических мер сохранения городской фауны и так далее.

Ведущий: Был принят закон "О землепользовании в городе Москве". Какова главная его задача?

Платонов В. М.:

Есть Конституция, федеральный и московский законы о землепользовании. В них четко регулируются все вопросы, связанные с взаимоотношениями граждан, организаций и власти по вопросам земли. Это и можно назвать их главной задачей. Закон "О землепользовании в городе Москве" - документ объемный и достаточно специфический, комментировать его в нескольких фразах не хотелось бы. Любой заинтересовавшийся человек может ознакомиться с этим документом на сайте Московской городской Думы.

Ведущий: Недавно был принят Кодекс города Москвы об административных правонарушениях. Какова идея принятия этого Кодекса, он как-то уточняет федеральный документ или его цель другая?

Платонов В. М.:

Идея совершенно проста. Вопросы административного наказания относятся к совместному ведению. Раньше это было исключительно ведение РФ, но потом делегировалось субъектам Федерации. Пока действовала старая редакция федерального Административного кодекса, мы смогли принять немало норм, причем, довольно-таки эффективных. Например, органы борьбы с распространением наркотиков долгое время успешно пользовались нашим законом, который гласил, что можно наказывать те организации, на территории которых замечено распространение наркотиков. Сейчас эта норма не действует. Всего к 2004 году у нас было 22 городских закона Москвы, в которых содержались нормы запрета и наказания за нарушение запретов в области административного законодательства.

Новый Кодекс города Москвы об административных правонарушениях – результат нашей двухлетней кропотливой работы. Насколько мне известно, это один из первых административных кодексов в субъектах Российской Федерации

Две трети этого документа – это нормы перешедшие из тех 22 законов, и плюс новые нормы, необходимость в которых возникла в последние годы и которые мы долго обсуждали. Это нормальная процедура кодификации: сначала мы издаем отдельные законы, потом собираем их воедино для удобства пользования. Первым кодифицированным документом был принятый нами несколько лет назад Избирательный кодекс города Москвы, в который мы свели принимавшиеся в течение 10 лет законы, связанные с выбором и волеизъявлением москвичей.

Это важнейший документ для города, он уже издан и я рекомендую каждой семье приобрести этот Кодекс. Подчеркну: закон выпускается не для того, чтобы карать граждан, а для того, чтобы в первую очередь информировать людей о том, что можно и что нельзя.

Ведущий: Правительство РФ одобрило проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака". Конвенция, в частности, предусматривает полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. Будете ли вы вносить изменения в московское законодательство? Стоит ли запрещать рекламу табака? Как лучше бороться с курением?

Платонов В. М.:

Прежде всего хотел бы уточнить: Правительство одобряет лишь проект закона, который еще будет рассматриваться Государственной Думой. Этот процесс может занять месяцы и даже годы. В результате закон может появиться в неузнаваемом виде или не появиться вообще.

Теперь о курении в общественных местах. Эта проблема есть, мы ее знаем. Еще 10 лет назад мы специальным постановлением запретили курение в Московской городской Думе. И то, что появился федеральный законопроект, предлагающий ввести ограничения на курение – это, безусловно, положительный момент. Вся Европа давно уже борется с этим злом. Но хотел бы уточнить: мы обязаны более энергично бороться не с курящими, а с распространением курения и с его доступностью. Должна быть определенная территория для курящих, где можно так сказать, "спокойно травиться".

Что же касается рекламы алкоголя и табака – то это реклама смерти, и пора вводить на нее запрет.

Ведущий: Слышал, что вы предлагаете дополнить закон о СМИ запретом на любое "распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушения, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Не приведет ли это к ограничению свободы слова?

Платонов В. М.:

Я внимательнейшим образом изучал и отзывы правоведов, и все публикации о нашем законопроекте. Надо сказать, что там можно было встретить самые разнообразные точки зрения. Начиная от того, что это "очередная попытка партии власти зажать свободу прессы", и заканчивая обвинениями в использовании лично мной и фракцией "Единая Россия" в Московской городской Думе PR-технологий для привлечения внимания общественности.

Так вот, повторюсь, готовя эту законодательную инициативу, я изучил очень много материалов, в том числе Декларацию Международной Федерации Журналистов о принципах поведения журналиста. Эти правила были впервые приняты на Втором Всемирном конгрессе Международной Федерации Журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года, а изменения в текст были внесены в 1986 году в Хельсинки на Восемнадцатом Всемирном конгрессе МФЖ.. Из этих документов видно, что профессиональное объединение журналистов очень внимательно относится к этой теме, и неоднократно жестко заявляло о своей позиции: "Журналист должен отдавать себе отчёт в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации распространенный через СМИ, и сделать всё возможное, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка и религии, политических и иных взглядов, национального и социального происхождения". Эти строки вызывают огромное уважение. Заметьте – это декларация международного журналистского сообщества, ее придумал не я…

Но это – ограничения в профессии, которые люди придумали сами для себя. А практика показывает, что, к сожалению, само по себе предложение "воздерживаться" от совершения определенных действий не приносит положительного результата. Профессиональные самоограничения – вещь весьма полезная, но государство на них строиться не может. Для его существования необходим четкий свод законов, в том числе вводящих жесткие ограничения и ответственность за них – уголовную и административную.

Для многонационального государства нет ничего страшнее межэтнических конфликтов. Мы еще не забыли уроки совсем недавнего прошлого, когда сразу в нескольких местах СССР пылали настоящие межнациональные войны. К чему это привело для страны – известно. Поэтому появление в СМИ информации, которая может послужить провокацией для появления межнациональных конфликтов, должно караться более жестко.

Однако, получив ряд отрицательных отзывов как в парламенте, так и в медиа-сообществе, мы попросили отложить рассмотрение нашего законопроекта в Государственной Думе. Я обратился к уважаемому мною и весьма авторитетному представителю журналистского сообщества – главному редактору "Эха Москвы" Алексею Венедиктову – с просьбой пригласить его коллег для обсуждения дальнейшей судьбы нашей инициативы. Возможно, по итогам этого обсуждения мы внесем в законопроект уточнения, которые сделают его не менее действенным, но более приемлемым для представителей прессы.

Ведущий: К концу 2008 года должна завершиться разработка стратегии развития Москвы на период до 2025 года. Зачем вообще московским властям понадобилось строить столь отдаленные планы? Ведь существует Генеральный план развития города Москвы до 2020 года.

Платонов В. М.:

Если не строить планы на многие десятилетия вперед, через некоторое время город не сможет соответствовать динамично изменяющимся требованиям времени. Скажем, Москва многие века строилась и развивалась по радиально-кольцевому принципу (в отличие, например, от Санкт-Петербурга, который изначально планировался как по линеечкам). Когда стало стремительно увеличиваться количество автомобилей в городе, выяснилось, что данная схема не способствует увеличению пропускной способности городских улиц. Еще выяснилось, что нам катастрофически не хватает гаражей, стоянок, парковок: в свое время никто не мог предположить, что в городе будет такое количество автомобилей. Сейчас мы предпринимаем меры для исправления ситуации, усиленно строим новые развязки, тоннели, мосты, парковки, пробиваем новые магистрали. Но если бы этот процесс начался лет двадцать назад, было бы значительно легче. И это лишь один аспект городской жизни, наглядно демонстрирующий необходимость долгосрочного планирования.

Обратите внимание, как сейчас развивается и Российская Федерация: бюджетное планирование ранее проводилось на год, теперь бюджет принимается на три года. А национальные проекты рассчитываются уже на многие годы вперед.

Я считаю, что власть может гордится тем, что ей удается смотреть на годы вперед, а не жить сегодняшним днем и сроком очередных выборов. Нам нужны долгосрочные приоритеты развития разных сфер городской жизни. Мы решаем настолько масштабные задачи, осуществляем инвестиционные проекты, рассчитанные на десятилетия вперед. Нам необходимо работать над развитием экономики города, превращением его в один из мировых деловых, финансовых, туристических центров. При этом нельзя забывать о комфортности проживания миллионов наших граждан, о сохранении экологии города. Поэтому будущее развитие Москвы должно очень тщательно планироваться в самых разных аспектах.

Безусловно, у нас есть Генеральный план. Но это – документ более конкретный, чем стратегия развития города. Это немного разные документы, и они только дополняют друг друга в интересах москвичей.

Ведущий: Какие меры Вы предпринимаете для поддержания малого и среднего бизнеса в г. Москве? Так как недавно вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего бизнеса в РФ".

Платонов В. М.:

Мы всегда старались поддерживать малый бизнес. Москва первой в Российской Федерации создала в свое время систему реальную систему льгот. И именно благодаря малому бизнесу Москва так быстро, энергично развивалась. В отдельные годы налоговые поступления от него составляли почти половину городского бюджета.

Мы, понимая важность развития малого бизнеса, всегда старались оказывать людям, стремящимся открыть свое небольшое дело, максимальную поддержку. Еще в 1995 году нами были приняты Основы малого предпринимательства в городе Москве. Принималась и действует городская целевая Программа обеспечения субъектов малого бизнеса нежилыми помещениями. В свое время нами был принят городской закон об упрощенном порядке налогообложения для малых предприятий. В структуре Правительства Москвы успешно действует Департамент поддержки и развития малого предпринимательства; несколько лет назад мы его "усилили" нашим бывшим депутатом Михаилом Вышегородцевым. Одним словом, для развития малого бизнеса в Москве всегда делалось очень много, даже скажу – больше чем где бы то ни было в России.

Сейчас появился соответствующий федеральный закон. Скажу немного парадоксальную вещь: для Москвы это не очень хорошо. Потому что федеральные акты универсальны, но не всегда удобны для каждого субъекта Федерации, поскольку физически не могут учесть всю их специфику. Но мы живем в федеративном государстве, так что будем работать в русле решений, которые принимаются на федеральном уровне.

Ведущий: Скоро на правовом поле появится очень важный документ "О госимуществе Москвы". На что направлен в первую очередь этот закон и как он будет способствовать реализации социально-экономической политики г.Москвы?

Платонов В. М.:

Этот документ дополняет правовое поле города в области имущественных отношений и уже существующие городские законы "Об основах управления собственностью города Москвы" и "Об имущественной казне города Москвы". Он призван, в первую очередь, защитить имущественные интересы Москвы, законодательно определив имущество, которое может и должно находиться в собственности города для выполнения возложенных на субъект федерации функций и полномочий, а также реализации социально-экономической политики развития столицы.

Вспомним: раньше государству принадлежало все: оно утверждало меню в ресторанах, репертуар музыкантов и разный другой абсурд. Сейчас этого нет. Государство, и в том числе, городские власти отказываются от несвойственных им функций. Но остается немалая городская собственность, приносящая доход городу и его жителям. Вот этот закон и регулирует принципы управления городской собственностью, городской казной.

Ведь и в более давнем прошлом Московская городская Дума управляла имуществом города. Если посмотреть дореволюционные документы, в городской Думе решалось – у кого что купить, что кому продать, принимались другие мудрые решения. Например, Московской городской Думой было исполнено посмертное волеизъявление Третьяковых – дарение городу картинной галереи. Был создан попечительский совет, Московская городская Дума отслеживала, чтобы посещение Третьяковской галереи было бесплатным. Потом декретом Ульянова-Ленина галерея была национализирована, хотя это была не частная собственность, а муниципальная собственность города. И до сих пор, к сожалению, вход в нее платный. И у государства не хватает денег на проведение там достойного ремонта и закупку всего необходимого оборудования. В то время как многие музеи, находящиеся в собственности Москвы, живут гораздо лучше. И вот такой собственности у Москвы немало. Так что этот закон будет способствовать учету, контролю, распределению и эффективному использованию городской собственности.

Ведущий: Слышала, что с нового года в Москве увеличили сумму ежемесячного пособия на ребенка. Правда ли это? И что в этом году будет сделано Московской Городской Думой в плане реализации года, так называемого "Года семьи"?

Платонов В. М.:

Размер городского детского пособия в этом году составляет 1250 рублей для одиноких матерей, 750 рублей для детей военнослужащих срочной службы и детей разыскиваемых родителей и 500 рублей для остальных семей. С нового года мы значительно расширили круг семей, имеющих право на пособие.

Вообще, каждая московская семья должна получить по почте специально выпущенную брошюру, подробно информирующую о мероприятиях властей по реализации "Года семьи". Там перечислено, что полагается в связи с беременностью и родами, с рождением ребенка, что положено студенческим семьям, малообеспеченным семьям, многодетным, одиноким и так далее, словом, о всей той системе пособий, которая существует в городе для каждой конкретной семьи. Если до кого-то почтальоны не донесли, этот справочник можно получить в любом центре социальной защиты населения.

Сложно перечислять тут все эти многочисленные льготы, выплаты, пособия. Мы ведь ушли от уравнительной системы, у нас существует дифференцированная система помощи горожанам в зависимости от их возраста, материального положения, многих других показателей.

Приведу все же несколько примеров. В "Год семьи" до 10000 рублей увеличивается размер денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой. Предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты семьям, в которых имеется ребенок до 18 лет, а родители не работают или являются инвалидами I или II группы. За многодетными семьями сохраняются отдельные денежные выплаты льготы до достижения младшему ребенку 16 лет.

Вообще, мы постоянно увеличиваем социальную помощь населению. Со всей ответственностью могу сказать, что благодаря своевременно принятым нами решениям, москвичи почти не почувствовали негативные последствия знаменитого 122-го федерального закона о "монетизации льгот". И когда во многих регионах люди выходили на уличные акции протеста (да чего далеко ходить – в 200 метрах за МКАДом пенсионеры, живущие на территории Московской области, перекрывали Ленинградское шоссе в Химках), мы сумели усилить федеральные выплаты нашими московскими выплатами и льготами. Так что мы продолжаем постоянно увеличивать социальную помощь, у нас идет на нее 50% расходной части бюджета.

Ведущий: В Москве становится все меньше и меньше бесплатного медицинского обслуживания. Многие поликлиники переходят на платное обслуживание, и даже в обычной поликлинике все равно приходится платить за анализы и другие медицинские услуги, стоять в очереди. Планируется ли сделать бесплатное медицинское обслуживание для всех? А также будут ли строиться в Москве новые объекты здравоохранения?

Платонов В. М.:

Проблема безусловно есть. Но мы продолжаем строить новые поликлиники и объекты здравоохранения. Очереди в них действительно существуют, но в основном, к специалистам. Можно, конечно, оправдываться тем, что если раньше человек получал медицинское образование, он по распределению был обязан отработать врачом определенное время в поликлинике, а сейчас этого нет. Но мы усиленно применяем другие способы привлечения и мотивации молодых специалистов: через решение жилищных вопросов, через повышение заработной платы закрепляем медицинские кадры в городе Москве, хотя это довольно-таки непросто.

Медицинские расходы для граждан как правило покрываются системой обязательного медицинского страхования. Ну, часть каких-то анализов и процедур для ускорения процесса может проводиться на возмездной основе. Если же у человека возникает серьезная проблема с проведением платного лечения, он может претендовать на социальную помощь. К нам постоянно поступают такие обращения граждан, мы стараемся их решать.

Ведущий: Что такое, по-вашему, национальная миграционная политика в городе Москве? Межведомственный диалог? Межнациональный? Бюрократический, цель которого регистрировать трудовые потоки?

Платонов В. М.:

Такой важнейший вопрос, как миграционная политика не может осуществляться Москвой самостоятельно. Мы прекрасно понимаем, что мы – самостоятельный субъект Федерации, но рамки этой самостоятельности очень узки. Вот и в миграционной политике мы самостоятельными быть не можем. В течение последних 20 лет государство жестко не регулировало миграционную политику в государстве, и это взвалили на свои плечи московские власти.

Эта проблема имеет давние глубокие корни. В советское время в Москву ежегодно привозились так называемые "лимитчики" – те трудовые ресурсы, которых не хватало развивающемуся, строящемуся городу. Эти люди работали на должностях, которые у москвичей не пользовались спросом: на стройках в три смены, на заводах, на разнообразных тяжелых и вредных производствах. Но тогда существовала продуманная политика государства, в рамках которой выяснялся список предприятий, имеющих право на прием на работу при жесткой системе прописки. Создавались общежития, гарантировалась работа, зарплата, социальная защита, и эти люди ничем не выделялись из москвичей, помимо того, что имели реальную возможность через 4-5 лет получить квартиру в Москве, в отличие от коренных москвичей.

Что происходит сейчас? Потребности в трудовых ресурсах еще больше возросли, только государство на значительное время упустило эту проблему и перестало ее регулировать. Мы потеряли кадровую преемственность рабочих профессий. За полтора десятилетия была в большой степени разрушена система профессионального и специального образования. Оттуда ушли педагогические кадры, многие ПТУ и техникумы переименовались в университеты и академии. Правда, должного уровня подготовки обеспечивать не смогли, поэтому через некоторое время начали просто разваливаться, а помещения их стали сдаваться в аренду. Сейчас в Москве мы предпринимаем титанические усилия по возрождению системы профподготовки и профориентации. Но все равно – для возрождения московской "рабочей славы" нужно время.

Мы можем выстроить шикарную систему образования, мы выясняем - сколько в Москве нужно плотников, каменщиков, начинаем их готовить. Но потом выпускники не найдут работу, потому что приехали люди издалека и, условно говоря, за 10 копеек предлагают свои услуги. Не имеет значения, что они порой делают свою работу непрофессионально. Может быть, более половины из них просто не обладают необходимыми профессиональными навыками, но они продают свой труд задешево, и это находит спрос.

В свое время я работал на заводе имени Хруничева, много рабочих у нас жили в общежитии, надеясь через несколько лет получить московскую прописку. Но тогдашнее место в "общаге" - это была койка в хорошем отапливаемом помещении с удобствами, с душем на этаже или в подвале; рабочий имел право на медицинское обслуживание, социальную защиту. Сейчас к нам приезжают из тех же краев, откуда и раньше приезжали люди по лимиту, но нынешние нелегальные мигранты готовы жить в любых нечеловеческих условиях, не имея как правило никакого медицинского обслуживания. Эти люди бесправны, они не имеют никакой защиты.

Мы знаем эту проблему и считаем, что у города должно быть больше полномочий для того, чтобы регулировать процесс трудовой миграции. В свое время московские власти, с одной стороны, обвиняли в том, что они из города сделали проходной двор, а с другой, что столица находится за "железным занавесом", и никто сюда не может попасть. И то, и другое не соответствует действительности.

Правда в золотой середине: мы первые, кто подняли вопрос о том, что необходима регистрация в городе. Сейчас государство старается активно регулировать миграционный процесс. Мы почти полностью выяснили масштабы бедствия, хотя на сегодняшний момент зарегистрировались далеко не все нелегальные мигранты, но хотя бы стала понятной ситуация.

Мы считаем, что должны четко определять количество и профессию необходимых Москве рабочих, а также сроки их пребывания в столице. Такова позиция Мэра города, правительства, депутатов Московской городской Думы. Правда, пока наши инициативы и предложения не нашли свое отражение в федеральных законах. Так что будем пытаться еще раз – ведь человеку, приезжающему в Москву на работу легально, не нужно будет искать защиту у своих земляков, эту защиту осуществят государство, правоохранительные органы, а это еще один плюс в сторону уменьшения роста организованной преступности.

Я уверен, что при нахождении понимания с федеральными органами власти Москва сможет через какое-то время отказаться от значительного притока мигрантов. Уже сейчас из полумиллиона официально зарегистрированных в городе иностранцев только 145 тысяч официально устроились на работу. Чем занимаются оставшиеся 360 тысяч, мы не знаем. Возможно, они трудятся нелегально, за гроши и не платя налоги. Что, кстати, само по себе нарушение закона. Но подчас эти люди оказываются на улице без работы и без денег. Это толкает их уже в ряды преступников…

Сейчас мы активно работаем над этой проблемой. Разработана трехлетняя городская программа регулирования трудовой миграции. К 2010 году мы более чем вдвое – с 700 до 300 тысяч – сократим квоты для трудовых мигрантов. Сейчас в Правительстве Москвы и Московской городской Думе мы прорабатываем возможности внесения законодательных инициатив в Государственную Думу об изменении порядка регистрации трудовых мигрантов, чтобы в каких-то ситуациях сделать ее не уведомительной, а разрешительной. Об этом совсем недавно подробно заявил наш Мэр Юрий Лужков. Все эти действия будут предприниматься нами в русле единой городской политики, ведь наша основная задача – создавать условия для работы москвичей – на благо своего города и за достойную зарплату.

Теперь о национальной политике. Какой она должна быть в многонациональном мегаполисе? Посмотрите, в Москве живут люди практически всех национальностей. Конституция и законы РФ гарантируют равные условия для всех граждан, законно находящихся на территории России, на территории Москвы независимо от их национальности. В Московском доме национальностей мы встречаемся с землячествами, обсуждаем различные проблемы, помогаем. Существуют в Москве и национальные школы, детские сады, открылась первая поликлиника для мусульман. То есть мы прекрасно понимаем, что, как и Россия, Москва сильна тем, что это многонациональный город, поэтому любые проявления национализма должны жестко государством пресекаться.

Ведущий: Как Вы решаете вопрос о том, чтобы оградить москвичей от игорной зависимости. Игорных заведений и казино в Москве более чем достаточно, и в то же время недавно Московская городская дума отклонила проект закона "О внесении изменений в статью 3 городского закона от 23 ноября 2005 г. N58 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Москвы". Почему такое произошло, и что будет делаться в данном направлении?

Платонов В. М.:

Очень приятно, что Анна Викторовна следит за законодательной работой Московской городской Думы. Мы отклонили этот законопроект, потому что содержащаяся в нем норма уже ничего не может регулировать. В силу вступил соответствующий федеральный закон, и наш сразу же устарел. Так что конкретное решение было по сути чисто техническим.

В то же время позволю себе напомнить, что энергичная работа против распространения игорного бизнеса в России началась именно в Москве: мы вообще первыми сталкиваемся с проблемами, которые затем приходят в другие регионы, и первыми же пытаемся найти их решение.

Должен сказать, что до конца девяностых годов, пока городские власти имели право на регулирование развития игорного бизнеса на территории города, особых проблем с ним не существовало. Был департамент, ограничивавший количество казино в городе: сначала их было около восьмидесяти, затем мы сократили их количество до тридцати трех, ну еще несколько предпринимателей доказали свое право открыть заведения через суд. В общем, 30-40 игорных заведений на всю Москву – это не вызывало особого общественного напряжения.

Но в начале 2000-х годов субъекты РФ, в том числе Москва, были лишены права контролировать и организовывать игорный бизнес. Была создана федеральная система лицензирования, и за 1200 рублей любое юридическое лицо могло получить лицензию на открытие игорного заведения. Которое, кстати, нигде не регистрировалось и не учитывалось. Именно тогда залы игровых автоматов стали расти повсеместно, как грибы после дождя, а психиатры все чаще стали диагностировать новый вид психического расстройства – игроманию, со всеми тяжкими последствиями.

Чтобы остановить это бедствие, мы приняли закон города Москвы, убрали игровые автоматы из магазинов и других общественных мест, обратились с законодательными инициативами в Государственную Думу, и наконец, нашли поддержку у федеральных законодателей. Как известно, с 1 июля 2009 года игорный бизнес будет повсеместно запрещен, за исключением четырех регионов России. Приятно сознавать, что в этом решении немалая часть нашего труда. Единственно – жаль, что не все наши предложения были учтены. Мне кажется, более разумным решение было бы возвращение права регулирования игорного бизнеса регионам: решение о создании четырех игорных зон может загнать в других субъектах Федерации игровые автоматы в подполье…

Ведущий: Какие законопроекты готовят в ближайшей перспективе московские законодатели. И какие приоритеты уже поставлены?

Платонов В. М.:

Московская городская Дума принимает план работы ежеквартально. Туда входят вопросы, заявленные депутатами. В нашем плане на I квартал 2008 года – 75 вопросов. Например, планируется внесение изменений в законы города Москвы о государственной, гражданской службе, о защите прав инвалидов, о развитии образования, о пожарной безопасности, о государственном имуществе и так далее. Подробная информация об этом есть на сайте Думы. Кстати, там есть форма прямого обращения в Думу: москвичи имеют возможность направить депутатам свои предложения о том, какой закон нужен, какой теме требуется законодательное урегулирование. Мы внимательно изучаем поступающие предложения; порой они ложатся в основу законопроектов.

Приоритетные вопросы для нас – это в первую очередь экология, транспорт, преступность. Например, в прошлом году мы впервые в России приняли программу профилактики преступности, которая будет финансироваться целиком из бюджета города.

Сейчас нами активно осваивается такое важное направление законотворчества как правовой мониторинг. То есть мы не только принимаем закон, а еще и тщательно отслеживаем как он работает. На сайте Думы можно ознакомиться с паспортами законов, выложенными в открытый доступ.

Ведущий: В Москве из-за отсутствия законодательных ограничений по скупке акций город теряет по несколько предприятий в день, а, по данным правительства Москвы, в столице сейчас около сотни различных компаний, которые активно скупают акции промышленных предприятий, в основном, для их перепрофилирования. После приобретения контроля над бизнесом следует ликвидация или перепрофилирование поглощенного предприятия. Как следствие – массовые увольнения, безработица, рост социальной напряженности. Что делает Московская городская Дума для борьбы с рейдерством?

Платонов В. М.:

Вообще, рейдерство – общее название цепочки операций, которые с помощью пробелов в законодательстве позволяют получать владение над капиталом предприятий. При этом, совершается вывод активов из владения законных собственников. Это внешне законный, сложный, высокоинтелектуальный и высокодоходный бизнес. Так что о проблеме рейдерства мы знаем достаточно хорошо. В Правительстве Москвы есть специальное управление по борьбе с криминальным захватом бизнеса.

Но системная борьба с рейдерством требует совершенствования законодательства, причем не московского, а федерального. Мы не можем упрощенно вмешиваться в непростые процессы, которые происходят не только в Москве, но и во всей стране, поскольку рейдеры как правило обеспечивают себе мощную и квалифицированную юридическую поддержку. Имеющиеся же у нас законодательные возможности для борьбы с этим явлением достаточно невелики. Мы намереваемся принять закон города Москвы "Об ограничении скупки акций"; это будет основанием для рассмотрения этого вопроса в Верховном и Конституционном судах.

Ведущий: Что изменилось в образовании, здравоохранении, жилищной сфере после того, как в Москве заработали все четыре национальных проекта? А главное, откуда берутся у Москвы на все деньги?

Платонов В. М.:

Начнем с последнего вопроса. Существуют, конечно, мифы и легенды о том, что на Москву льется непрерывный золотой дождь, но в реальности деньги зарабатываются тяжелым непростым трудом миллионов людей, платящих налоги. Сейчас расходная часть бюджета Москвы уже превышает триллион рублей и как я уже сказал, более 50% этой суммы направляются на социальные проекты. И четыре российских национальных проекта органично дополнили то, на что московские власти и без того всегда находили деньги. Могу привести свежий пример: недавно я участвовал в закладке первого камня в фундамент новой очереди Чазовского хирургического реабилитационного центра. Самый первый его корпус был построен за счет денег, собранных от апрельского субботника 1971 года, а теперь нашлись в федеральном бюджете средства на то, чтобы дальше строить этот объект. И это здорово! И хотя это федеральная собственность, но находится она на московской территории. И все, что зависит от городских властей для воплощения и развития национальных проектов, будет сделано, могу дать самые надежные гарантии.

Читать ГАРАНТ.РУ в и