28 декабря 2012

ГАРАНТ. Юристу на досуге от 28.12.2012
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов


Сегодня в выпуске:

  • Домашняя правовая энциклопедия
  • Правовой календарь
  • Исторические хроники
  • Проверьте себя
  • Профессиональный разговор

Домашняя энциклопедия

 

2. Защита прав потребителей при продаже товаров

 

2.1 Качественные и количественные характеристики пищевых товаров

Одним из важнейших является право потребителя на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества. Закон о защите прав потребителей дополнительно к традиционным формам определения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый критерий - информацию о продукции.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Качество пищевых продуктов - это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.
Безопасность пищевых продуктов - это состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В продаже могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию. Это требование распространяется также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствуют представленной информации и вызывают обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или с истекшими сроками годности;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются недоброкачественными и опасными и не подлежат реализации, они утилизируются или уничтожаются.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся изготовлением, оборотом и розничной продажей пищевых продуктов, материалов и изделий (в том числе в сфере общественного питания), обязаны предоставлять потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности своей продукции и ее соответствии требованиям нормативных документов.
Новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в РФ или впервые ввозимые на территорию РФ, подлежат государственной регистрации.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны:
- удовлетворять физиологическим потребностям человека в необходимых веществах и энергии;
- отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей;
- соответствовать требованиям по допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений, а также генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО).

Пищевая ценность продуктов для детского питания должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.
К продуктам для диетического питания также применяются требования безопасности здоровья человека. Эти продукты должны подходить для лечебного и профилактического питания в соответствии с установленными требованиями.
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан соблюдать требования санитарных и ветеринарных правил и норм и изготавливать продукцию в соответствии с техническими документами.
Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов. Пищевые добавки, используемые при изготовлении пищевых продуктов, и биологически активные добавки не должны причинять вред жизни и здоровью человека. При изготовлении, а также для употребления в пищу могут быть использованы пищевые и биологически активные добавки, прошедшие государственную регистрацию.
При изготовлении продуктов для детского и диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов, а также опасных для здоровья человека веществ и соединений.
Если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате товаром соответствующего качества и приобретению им опасных свойств, продавец обязан снять его с реализации, обеспечить его отзыв от потребителей, направить на экспертизу и организовать утилизацию или уничтожение этого товара.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, отравление людей или смерть человека, а также производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей влечет за собой уголовную ответственность.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания несут гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательств, а также за причинение вреда.


2.2 Сроки годности, хранения, реализации товаров

Срок годности - это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, он является одним из показателей качества товара.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности на:
- продукты питания;
- парфюмерно-косметические товары;
- медикаменты;
- товары бытовой химии;
- иные подобные товары (работы).

Срок годности товара определяется временным периодом, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок годности может быть указан одним из следующих способов:
- годен в течение (часов, дней, месяцев или лет);
- годен до (дата);
- использовать до (дата).

Дата окончания срока годности выглядит так:
- час, день и месяц - для скоропортящихся продуктов;
- день и месяц - если срок годности не превышает трех месяцев;
- месяц и год - если срок годности более 3 месяцев.

Срок реализации - это дата, до которой пищевой продукт не теряет своих потребительских характеристик и может предлагаться потребителю для использования по назначению. Срок реализации пищевых продуктов устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Исчисляют срок реализации от даты изготовления на упаковке или потребительской таре продукта питания, указывают следующее: "реализовать до (дата)" или "реализовать в течение (часов, дней, месяцев или лет)". В последнем случае должна быть указана дата изготовления.
Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и (или) договоре купли-продажи. Если срок хранения истек, это не означает, что пищевой продукт непригоден для потребления. Однако его потребительские характеристики могут быть снижены.
Срок хранения исчисляют от даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: "Срок хранения до (дата)", "Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)".
Срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности.
Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям.
Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и для непродовольственных товаров.
При установленном сроке годности товара необходимо не только доводить до покупателя эту информацию, но и указывать условия хранения, например для хранения парфюмерно-косметических изделий требуются специальные условия: пониженная температура, определенная влажность воздуха и др.
Запрещается продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.
Изготовитель (продавец) обязан приостановить или прекратить реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия (декларации о соответствии) истек либо его действие приостановлено или прекращено.
При заключении договора (совершении покупки) покупателю следует уточнить, должен ли быть установлен срок годности на приобретаемый им товар. Если действующее законодательство того требует, но в установленном порядке срок не установлен или изготовитель не довел информацию до сведения покупателя, следует отказаться от приобретения такого продукта. Если товар не расфасован, следует запросить документы, подтверждающие продолжительность срока годности и условия хранения.


2.3 Обязанности продавца

Продавцом товара является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Прежде всего, продавец обязан иметь лицензию на право торговой деятельности, если такой порядок установлен на данной территории. Лицензия должна быть предъявлена потребителю по первому его требованию.
Продавец обязан иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса. Эти сведения помогают потребителю иметь представление о продавце.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции). За 15 минут до прекращения обслуживания продавец должен предупредить покупателей об этом.
При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией продавец заблаговременно обязан известить об этом покупателей специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
Торговый зал и складские помещения продавец обязан содержать в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и другими требованиями, установленными для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Средства измерений должны проходить обязательную поверку в органах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Положительные результаты удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Необходимо, чтобы витрины отвечали санитарным и эстетическим требованиям.
К моменту открытия торговая точка должна быть подготовлена к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
Цены товаров обязательно должны быть указаны в рублях и только в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
На ценниках продавцам рекомендуется указывать следующие реквизиты:
1) на продовольственные товары:
- для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цена за 1 кг или 100 г;
- для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цена за единицу емкости или отвеса;
- для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., - наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку.
- расфасованные непосредственно в предприятиях торговли, - наименование товара, вес и цена за фасовку (во вкладыше или на упаковке);

2) на непродовольственные товары:
- наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за 1 кг, 1 л или 1 штуку;
- для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) - наименование товара и цена.

На каждый товар предприятие торговли должно иметь:
- сертификат, выданный (признанный) уполномоченным на то органом;
- документ, удостоверяющий качество товара, его безопасность для жизни и здоровья людей;
- документ, удостоверяющий источник поступления товара.

Продавец несет ответственность за соответствие товара требованиям этих документов.
Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, можно продавать только после проведения санитарной экспертизы, в результате которой нужно получить ветеринарное свидетельство (справку) установленного образца. Этот документ предъявляют покупателю по его требованию.
Сертификации подлежат, в частности, следующие товары:
- светильники и лампы;
- выключатели;
- домофоны;
- электромузыкальные инструменты;
- бытовая теле-, видео- и радиотехника;
- бытовые электроприборы;
- бытовые газовые плиты;
- баллоны для сжиженного газа;
- компьютеры;
- автомобили и мотоциклы, мопеды;
- детские бумажные подгузники;
- детская посуда;
- пиротехника;
- лодки, катера, яхты;
- детская обувь, одежда и одеяла;
- постельное белье;
- елочные игрушки и украшения;
- детские коляски и ходунки.

Предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
В розничной торговле не допускается продажа нефасованных и неупакованных продуктов питания. Исключение составляют лишь некоторые виды продовольственных товаров, перечень которых должен утверждаться в порядке, установленном федеральным законом.
Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, должны отпускаться в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы обязаны нарезать продаваемые гастрономические товары.
Нефасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами, - контрольные метры.
Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
Продажа товаров по образцам или описаниям является одним из видов договора купли-продажи. Образцы и описания товаров играют роль своеобразных условий договора о качестве товара.
Предприятие торговли обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность возврата денег за товар с недостатками или обмена такого товара, а также непродовольственного товара ненадлежащего качества.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
Неоплаченный товар может храниться на контроле не более 1 часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2 часов.
Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до 3 суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
В магазине самообслуживания продавец обязан предварительно расфасовать товары, поступившие в нефасованном виде, в зависимости от свойств товаров и упаковать в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д. На упаковке обязательно указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
Все более широкое распространение получает продажа товаров дистанционным способом, когда покупатель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с товаром, а получает информацию о нем через фотографии, буклеты, средства связи и т.д. Продавец предлагает товар с его описанием, доводит до сведения потенциального покупателя всю необходимую информацию о товаре и об условиях продажи, после чего обязан заключить договор с любым, кто обратится за покупкой в течение указанного в предложении срока. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. Договор считается заключенным также с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. Если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Доставку товара по адресу, указанному покупателем, могут производить и третьи лица, о чем покупатель должен быть своевременно проинформирован. Срок доставки может быть указан в договоре. Если срок доставки не оговорен, а товар в разумный срок не был доставлен, покупатель имеет право потребовать его доставки в течение 7 дней. Если же товар был доставлен в установленные договором сроки, но не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
Если товар, проданный дистанционным способом, окажется ненадлежащего качества, покупатель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на аналогичный товар с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- возврата уплаченной за товар суммы.

Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Правилами продажи отдельных видов товаров разрешается продажа товаров по месту нахождения покупателя, т.е. вне стационарных мест торговли. Но при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Осуществляя разносную торговлю или продавая товары в розницу, продавец должен предоставить покупателю информацию о товаре и о себе. Представитель торгового предприятия обязан иметь личную карточку со своей фотографией, на которой должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество представителя;
- реквизиты фирмы-продавца.

Торговый представитель должен также иметь прейскурант на реализуемые товары. Личную карточку и прейскурант необходимо заверить подписью сотрудника, ответственного за их оформление, и печатью торговой организации.
При разносной торговле покупателю вместе с товаром передают товарный чек, подписанный торговым представителем. В нем указывают:
- дату продажи;
- реквизиты фирмы-продавца;
- наименование, количество и цену товара.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме: на товарном ярлыке, чеке или иным способом.

 

Другие темы энциклопедии


Правовой календарь

31 декабря 2012 г.

Вступает в силу указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Действует новая редакция программы по переселению в Россию соотечественников из-за рубежа.

Все даты календаря


Проверьте себя

Серия тестов. Тема: "За чей счет проводятся предусмотренные ТК РФ медицинские осмотры работников?".

Приглашаем пройти тест!


Профессиональный разговор

Неявка понятного в суд

Здравствуйте!3 раз не является понятой по вызову суда.Каждый раз пишу ходатайство на вызов.Судья говорит, что принудительно привести не могут, а у меня сомнения, что такое лицо, вообще существует и было ли оно на месте или его просто вписал инспектор ДПС (паспорт не указан нигде).Что делать?Второй понятой сказал в суде, что при отстранении от управления не присутствовал и бумаги подписал(какие то) со слов инспекторов.Что делать? Подробнее

Другие темы


Опрос

С 1 января 2013 года будет введен запрет на усыновление гражданами США российских детейПоддерживаете ли вы данную инициативу?

Все опросы


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение, 28 декабря 2012

Организация покупает оборудование (линию) для собственного производства, которое будет разливать бытовую химию, наклеивать этикетки на канистры и закручивать крышки на таре. К какой амортизационной группе и коду по ОКОФ надо отнести данное оборудование? Как правильно учесть в бухгалтерском и налоговом учете?
В отношении приобретения и постановки на бухгалтерский и налоговый учёт указанного в вопросе объекта основных средств необходимо отметить следующее.Бухгалтерский учетПорядок учета на балансе организаций объектов основных средств (далее - ОС) регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методическими...


Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2013 года Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2013 года
Кинотеатрам могут установить квоту на показ российских фильмов не менее 20% от всего проката Кинотеатры могут обязать показывать российские фильмы не менее 20% от проката
Важные изменения в российском законодательстве

VIII Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"


Победителям - ценные призы
Открыта РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


 

 

 

(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2012. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU