Новости и аналитика Новости Когда в России собираются перевести в цифровой формат закупки малого объема

Когда в России собираются перевести в цифровой формат закупки малого объема

 Как в России собираются перевести в цифровой формат закупки малого объема
© alexandersikov / Фотобанк 123RF.com

В конце прошлого года в ст. 103 Закона № 44-ФЗ были внесены изменения, согласно которым информация о "малых закупках" подлежит включению в реестр контрактов (Распоряжение Правительства РФ от 29 сентября 2025 г. № 2710-р). Но несмотря на то что данное требование станет обязательным только с 1 июля 2026 года, подготовка к новому этапу обеспечения максимальной прозрачности закупок уже идет полным ходом.

На первый взгляд может показаться, что включение в реестр контрактов информации о закупках малых объемов в разрезе каждой из таких закупок повлечет увеличение административной нагрузки на должностных лиц учреждений-заказчиков. Вместе с тем такое мнение нельзя считать обоснованным. Дело в том, что по итогам реализации Концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2024 г. № 1636-р, процесс осуществления "малых закупок" будет автоматизирован. Это означает, что по общему правилу контракты с единственным поставщиком, заключаемые в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будут заключаться в виде электронного документа, подписанного УКЭП. А информация о таких контрактах, включая документы, подтверждающие приемку товаров, работ, услуг будет размещаться в ЕИС также в структурированном виде. Иными словами, заказчикам уже не придется, да уже и скорее всего и не получится размещать в ГИС ЕИС скан-копии (образы) бумажных документов. Соответственно, те сложности, которые сейчас "преследуют" заказчиков в связи с необходимостью оформления на бумажном носителе Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452), исчезнут сами собой.

Законодательство о закупках позволяет осуществлять закупки малых объемов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика. Однако упрощенный порядок планирования и осуществления таких закупок существенно затрудняет учет их объемов. Вместе с тем объемы таких закупок занимают значительный удельный вес в общем объеме закупок. Перспективы и механизмы цифровизации закупок малых объемов подробно обсуждались на X Московском финансовом форуме.

Цель совершенствования регулирования малых закупок – создание цифровой платформы малых закупок, обеспечивающей взаимодействие всех участников закупок и информационных систем, используемых для проведения малых закупок, в масштабах всей страны. Одна из задач, решение которой направлено на достижение предусмотренных Концепцией целей, – создание и ведение единого каталога конкретных товаров, а также использование цифрового паспорта промышленной продукции.

С 1 октября 2025 года по 31 марта 2026 года на территории России проводится эксперимент по ведению единого каталога конкретных товаров. На время проведения эксперимента в каталог включены бумага и картон для графических целей, регистрационные журналы, бухгалтерские книги, скоросшиватели, бланки и другие канцелярские принадлежности из бумаги и картона, фотографические эмульсии и химические составы для фотографии, ноутбуки, планшеты, периферийные устройства с двумя и более функциями, мониторы и проекторы, телефоны, мебель для офисов и предприятий торговли, питьевая вода.

В обязательном порядке в эксперименте участвуют Минпромторг России, Минфин России, Федеральное казначейство и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Остальные заказчики могут принять участие в эксперименте на добровольной основе. Причем решение об участии в эксперименте могут принять и те субъекты РФ, в которых созданы и применяются информационные системы для автоматизации закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Конечно, из общего правила будут и исключения – очевидно, что для отдельных заказчиков закупки в электронной форме невозможны по причине наличия у них потребностей в специальных товарах, работах, услугах, а также необходимости обеспечения конфиденциальности информации об осуществляемых ими закупках. Кроме того, у любого заказчика может возникнуть действительно неотложные нужды. Согласно Концепции возможность осуществления малых закупок с использованием бумажного документооборота любыми заказчиками для удовлетворения неотложных нужд в кратчайший срок на определенную сумму также будет предусмотрена. Однако информация о таких закупках, несмотря на осуществление их с использованием бумажного документооборота, будет включаться в реестр контрактов.

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Читайте также: