Новости и аналитика Интервью Особенности перехода московского горзаказа на Общероссийский сайт госзакупок

Особенности перехода московского горзаказа на Общероссийский сайт госзакупок

10 февраля в 16-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" прошло интернет-интервью с руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике Дегтевым Геннадием Валентиновичем.

Тема интернет-интервью: "Особенности перехода московского горзаказа на Общероссийский сайт госзакупок".

Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Геннадия Валентиновича Дегтева, руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Уважаемый Геннадий Валентинович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Особенности перехода московского горзаказа на Общероссийский сайт госзакупок".

В ходе интернет-интервью планируется рассмотреть вопросы применения новых технологий и информационных ресурсов Москвы в сфере размещения госзаказа, интеграции систем - федеральной и московской; создания "библиотеки контрактов" в Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ); проведения мониторинга как инструмента повышения эффективности городского заказа; усиления ответственности участников торгов.
Уважаемые гости, хочу вам сообщить о том, что наше мероприятие транслируется в онлайн-режиме на информационно-правовом портале www.garant.ru.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. Но перед тем, как к ним перейти, хотелось бы предоставить слово Геннадию Валентиновичу.

Дегтев Г.В.: Добрый день, уважаемые коллеги. Нами не случайно заявлена именно эта тема интервью, т.к. на сегодняшний день Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным вопрос размещения городского заказа и эффективности проведения закупок за счет средств городского бюджета поставлен на особый контроль. С 1 января 2011 года Москва перешла на новую систему проведения госзаказа – теперь все заказы размещаются на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В связи с новыми правилами мы хотели бы продемонстрировать, насколько городская система является прозрачной, эффективной и предоставляет удобный сервис для тех, кто принимает участие в закупках. Поэтому перед тем, как перейти к вопросам интернет-аудитории, позволю себе привести итоги размещения городского заказа в городе Москве в 2010 году. В столице сформирована и на протяжении последних лет действует так называемая двухуровневая система. Первый уровень означает, что все заказы свыше 10 миллионов рублей размещаются на Единой городской торговой площадке. Тендерный комитет является уполномоченным органом по проведению таких мероприятий. На втором уровне сами заказчики размещают заказы в соответствии со своими текущими потребностями. 



Базовой системой, которая позволяет формировать общегородские стандарты, единые для участников и заказчиков города, является ЕАИСТ - единая автоматизированная информационная система торгов. Система позволяет планировать закупки, формировать условия по типовым схемам, конкурсную документацию, размещать заказы в соответствии с федеральным законодательством, и самое главное - дает возможность проводить мониторинг, который позволяет оценивать результаты. На Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru публикуются все необходимые извещения о процедурах, доступны соответствующие протоколы по итогам размещения заказов через электронные площадки. Преимущество, которое мы получили, заключается в том, что заказчик, имея только одну точку входа, т.е. если он зарегистрировался на портале, вправе выбирать любую из пяти площадок. Для нас это является принципиальным, потому что площадки - это бизнес структуры, которые, по условиям, утвержденным регламентом процедур, создают наиболее удобные сервисы как для заказчиков, так и для поставщиков для получения информации о той или иной закупке, аккредитации и возможности принять участие в торгах. В ближайшие месяцы мы сможем сопоставить, как каждый из этих пяти операторов обеспечивает данные сервисы. До 1 января 2011 года мы работали в рамках эксперимента и размещали заказы только на портале www.roseltorg.ru. С 1 января начали использовать и другие площадки, например, www.sberbank-ast.ru, и др.

 

Отмечу, что наш портал www.tender.mos.ru сохраняет свой информационный ресурс. Мы будем продолжать сопровождать официальный сайт www.zakupki.gov.ru, которому, в соответствии с законодательством, с 1 января принадлежат функции официального. На сайте www.tender.mos.ru создан специальный информационный сервис, чтобы как можно проще найти ту или иную закупку через, так называемый, каталог. По различным видам закупок сформирован каталог из 19 разделов, который обеспечивает переход к конкретной закупке, размещенной на официальном сайте.

В соответствии с поручением Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина на Департамент по конкурентной политике возложена обязанность мониторинга в сфере торгов по размещению горзаказа. При этом хочу подчеркнуть, что нам очень важно сохранить накопившийся опыт работы городских заказчиков.



По результатам мониторинга, доля процедур с единственным поставщиком составила в 2010 году чуть меньше 17% по количеству лотов. В рамках реализации возможностей для субъектов малого предпринимательства, гарантированных статьей 15 закона №94-ФЗ, доля заказа, размещаемого исключительно для СМП, составила более 12%, а в денежном эквиваленте - более 44 миллиардов рублей. Этот показатель я считаю достаточно знаковым. Общее снижение стартовых цен (эффективность размещения заказа) по году составило 11,4%. На сегодняшний день есть совершенно четкая позиция руководства города, что все финансовые средства, сэкономленные каждым заказчиком в результате эффективного размещения на конкретных процедурах, будут оставляться в распоряжении этого заказчика, и, соответственно, повышать его заинтересованность в более эффективном использовании финансовых средств. Доля контрактов, по которым заказчиками применялись штрафные санкции, составила 9,5%. Среднее количество заявок на один лот в 2010 году выросло до 5,4. Эти показатели прежде всего относятся к этапу перехода Москвы с 1 июля 2010 года на электронные торги. С переходом на электронные аукционы мы почувствовали прирост еще одной важной составляющей: за этот период у нас приблизительно на 16% увеличилось число "оригинальных" поставщиков, т.е. тех, которые раньше не работали в городской системе, не имели предложений или возможности по заключению соответствующих государственных контрактов, договоров.

В рамках практики применения Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" мы также проводили работу по предупреждению коррупционных рисков. Необходимо подчеркнуть, что сегодня устанавливается персональная, индивидуальная ответственность государственных заказчиков.

В области планирования, регистрации, проведения торгов, исполнения контрактов, с одной стороны, необходимо продолжать совершенствовать законодательство, а с другой стороны, требуются доработки в стандартизации этапов размещения заказа.

В результате мониторинга, который проводил Тендерный комитет, выявлены факты, касающиеся деятельности конкурсных комиссий, которые нуждаются в анализе. Со своей стороны, ФАС работает на основании обращения, т.е. наличия заявления, жалобы, а данные факты были обнаружены только в результате мониторинга на стадии планирования размещения заказов. Эти риски являются существенными. К примеру, когда мы видим, что на 25 лотов подаются 69 заявок, а 44 из них отклоняются (т.е. у нас остается по одному поставщику на каждую заявку), эти обстоятельства требуют понимания, что с такими серьезными проблемами необходимо бороться, чтобы не допускать их впредь. Нам поручено продолжить работу по предметному контролю, и в случае, если будут установлены факты грубого нарушения в ходе размещения городского заказа, необходимо будет передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.



Мы уделяем много внимания планированию, потому что в результате технологических, информативных решений можно добиться конкретных показателей. Так, из общего числа первоначально заявленных государственными заказчиками на 2011 год процедур были не допущены до размещения процедуры на 54 миллиардов рублей как необоснованные, не относящиеся к числу первоочередных.

Кроме того, необходимо сохранить наработанные приоритеты в городе Москве, потому что мы считаем их эффективными. Они относятся к элементам работы по формированию федеральной контрактной системы. Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным и Министром экономического развития РФ Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной подписано соответствующее соглашение об участии Правительства Москвы в пилотном проекте по формированию федеральной контрактной системы. Я считаю, что это абсолютно правильный подход федеральных органов исполнительной власти, потому что участие Москвы в таком же эксперименте по электронным торгам, нам кажется, позволило совершенно по-другому подойти к 1 января 2011 года прежде всего в области подготовленности специалистов и, самое главное, в вопросах использования преимуществ электронных аукционов или системы размещения заказов в электронном виде. Поэтому городская система сейчас работает в полном объеме, открываются "личные кабинеты" заказчиков на ООС, проводится аккредитация, мы ведем диалог с нашими электронными площадками. Думаю, что, отвечая на вопросы, я бы смог конкретизировать вещи, которые относятся к переходу на электронные торги. Спасибо!

Ведущая: Геннадий Валентинович, большое спасибо вам за такое интересное, подробное вступительное слово, за презентацию. Мы обязательно разместим ее на нашем сайте. Позвольте теперь задать вам вопросы, поступившие от интернет-аудитории. Первый вопрос. Прочитала о том, что Москва вошла в пилотный проект по исследованию и формированию федеральной контрактной системы по лучшим практикам закупочной деятельности. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Дегтев Г.В.: Завершая свое вступительное слово, я немного затронул данную тему. В Министерстве экономического развития РФ сейчас подписан соответствующий распорядительный документ. Правительством РФ и Минэкономразвития РФ отобраны 10 лучших городов. Чем ценен этот эксперимент? По федеральной контрактной системе идет отбор лучших практик. На мой взгляд, цель федеральной контрактной системы по лучшим практикам – посмотреть, как осуществляются процессы планирования, формирования и обоснованности максимальных стартовых цен, кто на сегодняшний день эффективно пользуется мониторингом различных информационных ресурсов и размещает заказ по ценовой политике, соответствующей реальным предложениям, которые есть на действующем рынке, какие использует методики. Перед Тендерным комитетом поставлена задача - провести аудит действующей системы размещения городского заказа. До середины марта мы должны будем обязательно провести такой аудит и официально доложить о результатах. Главное, необходимо доработать блок формирования стартовых цен, а также провести мониторинг государственных контрактов. Федеральная контрактная система - это замкнутая, цикличная система. Прозрачность госзакупок достигается прежде всего доступностью информации для поставщика о реальных потребностях и ценах с момента появления этой потребности в так называемой зоне планирования. У нас это называется "оперативный календарь".

На сегодняшний день мы также ведем переговоры с иностранными партнерами, которые могли бы принимать участие в закупках в городе. Мы учитываем, что в силу определенной организационной структуры, языковых барьеров, им необходима определенность не позднее, чем за 90 дней для того, как принять решение о возможности участия в торгах, дать свои ценовые и качественные предложения по конкретной закупке. Я считаю, что если мы добьемся того, что к нам будут приходить компании-производители, компании, имеющие современные технологии, компании, реально работающие на этом рынке, а не только являющиеся посредниками, это существенно повысит эффективность размещения заказа и проведения закупок, повысит конкуренцию и даст возможность заключать соглашения с качественными поставщиками и с профессиональными исполнителями.

Ведущая: Благодарю, Геннадий Валентинович! Бесспорно, нововведений очень много, и в связи с этим хотелось бы спросить: имеются ли на сегодняшний день какие-либо проблемы с подготовкой специалистов в сфере электронных государственных и муниципальных закупок в городе Москве? Все ли работники, участвующие в проведении электронных торгов, получат сертификаты? Ведется ли столичными властями реестр специалистов, которым доверено проведение конкурсов по госзакупкам? Можно ли с ним ознакомиться?

Дегтев Г.В.: Вопрос большой. Расскажу сначала о реестре. С одной стороны, реестр ведется в Правительстве. Соответствующий документ был принят в 2006 году. Таких сертификатов выдается очень много, это абсолютно конкурентный рынок. В городе Москве соответствующие сертификаты выдаются Московским городским университетом управления, который в рамках соответствующего договора ведет данный реестр. С ним можно ознакомиться через портал www.tender.mos.ru, а также на соответствующем портале Университета.

Вопрос об уровне подготовки специалистов, я думаю, на сегодняшний день является очень важным, потому что сами поставщики, которые пришли на общероссийский портал, вынуждены оперативно искать специалистов, которые в этом имеют профессиональный навык, понимают идеологию системы, технологию работы с ней. Для этого Тендерный комитет еженедельно организует семинары, которые обычно посещает достаточно большое количество специалистов со стороны заказчиков и поставщиков.

Ведущая: Кто должен подписывать государственный контракт с помощью электронной цифровой подписи? Как ее получить?

Дегтев Г.В.: ЭЦП заказчиков Москвы получается в подразделениях Федерального казначейства по г. Москве. У нас эта работа была практически завершена в рамках работы первого этапа перехода на электронные торги с 1 июля 2010 года, заказчиками было получено более 4500 ключей. Поставщики получают ЭЦП в удостоверяющем центре. Конкуренция есть и среди самих площадок. В рамках этого им нужно создавать условия, которые были бы, на мой взгляд, наиболее приемлемыми и комфортными, но с соблюдением не только 94-ФЗ, но и других норм для поставщиков.

Если из региона кто-то захочет принять участие в закупке или заключить договор с заказчиком г. Москвы, то 300 центров, которые были презентованы, охватывают фактически всю территорию РФ. Здесь необходимо предпринять несколько шагов. Для получения ЭЦП нужно физическое присутствие, потому что без него оформление невозможно. Все остальные действия совершаются в удаленном доступе через электронный обмен, включая перевод задатков, который каждый участник может оставить на площадке.

Ведущая: Благодарю, Геннадий Валентинович! После перехода на электронные торги, которые происходят на единой торговой площадке Москвы, стало ли в них больше участвовать поставщиков из других российских регионов?

Дегтев Г.В.: Да, с переходом на электронную схему размещения площадки оригинальных поставщиков стало на 16% больше. Оригинальный поставщик для нас - это тот, кто никогда в системе не работал. Т. е. он пришел впервые на конкурс, разместился, принял участие, заключил государственный контракт, получил возможность исполнения городского заказа.

Что касается региональной географии поставщиков, то за те полгода, которые мы работали на электронной площадке, рост составил около 6%. Это, на мой взгляд, было связано только с тем, что сами регионы не в полной мере были готовы работать с электронно-цифровыми ключами, как раз шел процесс оформления и получения возможностей, которые позволяют осуществить это участие. Я думаю, что в первом полугодии этого года география по предложениям существенно расширится.

Ведущая: Геннадий Валентинович, позвольте, задам вам следующий вопрос. Работа с сайтами госзакупок была бы гораздо удобнее, если бы существовала электронная рассылка уведомлений о проводящихся процедурах. На прежних сайтах такой возможности не было. Есть ли в планах у разработчиков внедрение подобного сервиса, так ожидаемого многими поставщиками?

Дегтев Г.В.: Это - задача и ответственность площадок, а не общероссийского портала. Это правильно, потому что он выполняет функции официального сайта. Я могу однозначно сказать, что сейчас площадки уже начали этим заниматься. Они уже сейчас начинают рассылать заинтересованным компаниям электронные уведомления по данной специфике, понимая, на чем они специализируются. Мы опробовали разные формы и точно знаем, что веерная рассылка неэффективна. Она должна быть только персонифицированной, соответствовать специфике компании, которая прежде заявляла о себе в данной области. Тогда это работает достаточно эффективно. Необходимо определить также иностранных поставщиков - профессионалов, специалистов, способных предложить новые технологии, решения или более выгодные, эффективные ценовые предложения.

Сейчас в промышленную эксплуатацию ввели библиотеку контрактов. Когда есть типовые контракты в области закупок, работ, оказания услуг, к ним применяется специфика заказчиков по конкретной специализации. Мне кажется, когда эти разделы будут нормативно урегулированы, то это существенно снизит коррупционные риски и расширит реальную конкуренцию на рынке госзакупок.

Ведущая: Геннадий Валентинович, заказчики не могут выйти на торги, ожидая своей очереди на перерегистрацию на едином сайте. Когда следует ожидать нормализации данного процесса?

Дегтев Г.В.: Если говорить о городской системе, то у нас сейчас открыто около 800 личных кабинетов, а должно быть 1500. Я имею в виду всех тех, кто отвечает за использование бюджетных средств по своему направлению, по целевым программам. Динамика нас сейчас вполне устраивает, потому что первоначально были какие-то технологически задачи, которые надо было решить с разработчиками. Мы это делаем через Департамент, централизованно собираем заявки и пытаемся решить вопросы с разработчиками. На сегодняшний день возможна регистрация, открытие личных кабинетов. Заказчик вправе выбрать площадку, разместить информацию о своих потребностях.

Сейчас мы наблюдаем очень интересный процесс, как заказчики приспосабливаются, решают, с какой площадкой работать, где размещать свои заказы. Это для них определенное новшество, которое, на мой взгляд, повышает их персональную ответственность, и, самое главное, обеспечивает эффективность закупок.

Ведущая: Геннадий Валентинович, это был мой заключительный вопрос. Благодарю вас то, что приехали к нам в очередной раз, интересно и подробно ответили на вопросы нашей аудитории. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Дегтев Г.В.: Спасибо, Татьяна. Отмечу, что вопросы, действительно, очень интересные, содержательные и профессиональные. Самая главная специфика нашего Департамента - осуществлять очень удобные, эффективные коммуникации. Приглашаю к продолжению данного диалога. Я считаю, что в поступивших вопросах было сформулировано много приоритетов, на которые нам необходимо обратить пристальное внимание. Мы приглашаем на городские закупки профессионалов, всех заинтересованных лиц и особенно производственные, промышленные коллективы. Благодарю за внимание! 

Напоминаем, что в рамках информационно-правового обеспечения ГАРАНТ оказывается методическая и техническая поддержка заказчиков и участников размещения заказа:

  • новинка компании "Гарант" - информационный блок "Интерактивная энциклопедия госзаказа". В энциклопедии представлена эксклюзивная аналитика; административная и судебная практика, обзоры которой готовятся специалистами ФАС России; интерактивный путеводитель по госзаказу;
  • "Электронный экспресс" - получите электронную цифровую подпись для участия в электронных торгах по государственным и муниципальным закупкам.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и